Карьера и карьеризм: нравственные ориентиры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карьера и карьеризм: нравственные ориентиры



 

В числе одной из социальных форм, в которых аккумулируются и проявляются нравственные основы личности, выступают карьера и способы ее реализации.

1. Профессиональная карьера и нравственность. Французское слово «карьера» означает успешное движение вперед. Карьеру по праву можно рассматривать как одну из основных форм личностного самовыражения человека. Причем имеющую как предписанные технологии ее воплощения, используемые субъектом управления (руководителем, кадровой службой), так и неформальные средства, которые применяются преимущественно самим человеком и определяются его нравственными позициями. В содержании карьеры отражается индивидуальный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов его деятельности. Ядром этой формы личностного самовыражения выступает профессиональная культура, профессионализм, компетентность, способы и средства его взаимодействия с социальной средой.

Карьеру можно рассматривать и как легитимную форму реализации здоровых амбиций личности – обоснованных притязаний на высокий социальный статус в сообществе. Это активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни[16]. Такое наиболее общее определение карьеры позволяет говорить о том, что форма личностного самовыражения человека, обеспечивающая его устойчивость в потоке социальной жизни, может быть не одна. И в этой связи есть основание рассматривать многообразие карьеры человека применительно к различным сферам его самовыражения и самореализации. Известно, что нередко дело, которое человека увлекает, нравится ему, становится куда более весомым, определяет смысл его жизни больше, чем работа или служба в какой-либо специальной сфере деятельности. Поэтому можно вести речь о карьере воспитателя-наставника, подвижника, мецената, карьере художника-непрофессионала и др.

Однако теория и практика кадровой политики и управления персоналом имеет дело с предписанными формами индивидуального самовыражения и самореализации возможностей человека, например, профессиональная и должностная карьера в организации, в государственной службе. Одним их нормативно определяющих принципов формирования кадрового состава гражданской службы является содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе[17].

С точки зрения этики феномен карьеры государственного служащего предстает обычно в двух аспектах. Первый – соотнесение целей карьерного роста социальным и моральным нормам (общечеловеческим, профессиональным и др.). Второй – насколько способы и методы достижения карьеры соответствуют этим нормам. Более детальный анализ карьеры позволяет рассматривать ее в разных аспектах.

Во-первых, с учетом нравственных мотивов избранного человеком способа достижения поставленных целей в своем карьерном движении в государственном деле, проанализировать, на каких нравственных основах строится его индивидуальная карьерная стратегия и что он для этого предпринимает или не предпринимает. Действовать или бездействовать в отношении своей собственной карьеры - это нравственный выбор личности: способен или не способен выдерживать конкуренцию, слаб или силен в отстаивании своих позиций и на каких принципах – открытость, честность или угодничество, подхалимство, стяжательство и т.д.

Во-вторых, насколько активность личности в самореализации согласуется с общественным служением и направлена на достижение общественных интересов, корреспондируется ли она с высоким чувством долга или же ориентирована на решение сугубо эгоистических интересов.

В-третьих, насколько нравственные установки на карьеру «прочны» по отношению к господствующим установкам в социальной среде (формальная и неформальная) самой государственной службы. Насколько среда способствует реализации возможностей человека, приемлет или нет его устремления на карьеру, принимает и понимает карьерную психологию или же противостоит ей, всячески затрудняет реализацию государственным служащим своих обоснованных претензий на самореализацию. Каковы же основные составляющие профессиональной карьеры человека?

В карьере трудовой деятельности личности прежде всего преобладает профессиональная специализация, достижение и признание сообществом результатов труда, авторитета в конкретном виде деятельности. Как правило, карьера человека складывается в организации, и поэтому часто профессиональные достижения являются наиболее необходимым фактором, хотя и недостаточными, для формирования его должностной карьеры.

Профессиональная деятельность человека осуществляется в конкретных культурно-исторических, социально-экономических, политико-правовых условиях, в конкретном социуме. Это означает, что его действия непременно сопряжены с такими нормами, которые подлежат не только нормативно-правовой регламентации, но и нравственной. В этой связи следует заметить, что исполнение человеком профессиональной роли в организации означает не только квалифицированное и компетентное выполнение своих должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с окружающей социальной (сотрудниками организации, партнерами, клиентами и др.) и природной средой в процессе реализации профессиональных задач и функций.

Практика работы с персоналом дает много примеров, когда профессиональные качества служащего, в силу особенностей его нравственных принципов, по-разному проявляются в условиях, в которых необходимо решать сложные и неоднозначные проблемы взаимодействия с социальной средой. Он либо оказывается беспомощным и безответственным при решении стоящих перед ним задач, перед своими коллегами, подчиненными, партнерами, либо его нравственные позиции и действия по отношению к окружающим создают неблагоприятную обстановку в коллективе, сопряжены с негативными последствиями и дискредитируют организацию, подрывают доверие к государственным и муниципальным органам власти, наносят ущерб общественным интересам, либо человек, что называется, «выкладывается», проявляя все лучшие свои качества. Эти действия зачастую бывают продиктованы жизненными и профессиональными приоритетами, которые всецело обусловлены нравственной позицией личности, ее нравственными ценностями. Нередко от конфликта между нравственной позицией личности и профессиональными интересами организации или группы людей зависит перспектива служебного продвижения, материальный статус личности, отношения в коллективе и другие обстоятельства. Его разрешение, как правило, лежит в области нравственного поведения человека. Поэтому нравственное содержание профессионализма следует рассматривать как важнейшую доминанту, необходимым условием для должностного роста человека в организации. Одновременно она выступает и главным слагаемым профессиональной культуры личности как интегрированного условия для конструктивного профессионализма и должностной карьеры.

В профессиональной культуре человека отражается единство его знаний, навыков, умений, воли, реальных действий, которые присущи человеку в конкретно-исторический период времени. Это и составляет профессиональную культуру учителя, инженера, врача, актера, политика, управленца, государственного служащего и т.д.

Для нравственных характеристик профессиональной культуры важен, прежде всего, деятельностный смысл профессионализма человека как органичное единство, как целостность его специальных знаний, умений, навыков и характера поведения. Именно в делах, конкретных поступках, в реальной практике находит свое подтверждение профессионализм и профессиональная культура, в том числе и нравственная культура личности.

Профессиональная культура государственного служащего имеет ряд основных способов проявления. Важнейший из них - процесс профессиональной деятельности. По тому, как государственный служащий делает свое дело, насколько точны и безошибочны его действия, рациональны приемы работы и затраты ресурсов, обоснованы выводы, продумана технология выполнения принятых решений, максимально учтены возможные факторы и условия общественных последствий трудового процесса, можно судить о его профессионализме. Именно данное звено в цепи: "цель деятельности – процесс деятельности – результат деятельности" является системообразующим ядром профессиональной культуры как социального феномена и важной нравственной характеристикой его профессиональной карьеры.

Высокая нравственная позиция профессионала в государственной службе тем и отличается от непрофессионала или «полупрофессионала», что он заранее моделирует не только процесс своей деятельности, но и социальные последствия этой деятельности, допустимые границы социальных издержек. Профессионал высокого уровня никогда не будет сетовать на то, что ему что-то помешало сделать свою работу рационально и качественно. Если он знает предмет своего труда, в совершенстве владеет навыками и умениями, обладает профессиональным психологическим опытом и отлично ориентируется в выборе технологий деятельности, он свою работу будет делать либо превосходно, либо предпримет доступные и исчерпывающие меры, заведомо снижающие риск неудачи, либо вообще делать не станет.

Важным способом проявления профессионализма и профессиональной культуры в карьере государственного служащего выступает результат профессиональной деятельности. Это итог, своеобразная квинтэссенция усилий человека – материализованная форма цели его деятельности и уровень проявления профессиональной культуры. Профессиональный результат – это одновременно и лицо профессионала как нравственной личности.

Профессиональный результат играет важную роль не только для тех, кому он адресован, но и для самого государственного служащего. Поэтому следующим характерным признаком нравственно ориентированной профессиональной карьеры государственного служащего следует рассматривать общепризнанный результат его профессиональной деятельности, согласующийся с нравственными ценностями, интересами общества, граждан, государства. Без знания результата практически невозможно дать полноценную и адекватную оценку государственного служащего как специалиста, а, следовательно, и определить уровень его профессиональной культуры. Можно сколько угодно говорить о необходимости повышения профессионализма государственного служащего и его профессиональной культуры, но если человек не знает, какого качества должен быть результат его труда, что он из себя представляет как предмет оценки, какие должны быть затраты на его достижение – тогда с него весьма трудно спросить, почему он выполняет работу плохо, не в интересах граждан, которые его наняли себе на службу.

Важным показателем профессиональной карьеры является устойчивость нравственных позиций профессионала государственной службы. В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач, условий государственной службы, возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей, опасностей и даже соблазнов, которые требуют от человека определенных личностных качеств, психологических реакций, нравственных поступков.

Нынешний этап государственной службы с ее недостаточной правовой базой, неразвитыми и не институционализированными профессиональными традициями, невысоким денежным содержанием государственного служащего, незащищенностью профессионала от всевозможных перемен временно властвующих команд, создающих предпосылки для многообразных искушений в профессиональных отношениях, порой требует устойчивости моральных принципов от государственного служащего, активности в отстаивании государственных интересов. Поведение истинного профессионала на государственной службе всегда должно быть обусловлено его профессиональной и нравственной позицией. Она в свою очередь основывается на точном соответствии его деятельности законам, беспристрастного отношения к интересам профессиональных и социальных групп и организациям и глубокого знания своего дела.

Одна из весьма знаменательных ошибок отечественных реформаторов различных исторических эпох – неумение прислушиваться к голосу конструктивных профессионалов и неуемное желание игнорировать эволюцию явления, дабы увидеть результаты своих трудов сразу, с сегодня на завтра. В результате даже самые продуктивные идеи и предложения, реализация которых действительно могла бы привести к зарождению позитивных тенденций в реформируемой сфере, оказываются неработающими, а то и просто дискредитированными. Зачастую от нравственной позиции профессионалов в таких ситуациях зависела их профессиональная карьера, отношение к ним политических и государственных деятелей, для которых политическое решение было куда более актуальней, чем обоснованная и аргументированная позиция профессионалов.

Формирование отечественной профессиональной культуры государственных служащих - процесс эволюционный и не быстрый. Длительность этого процесса обусловлена рядом факторов, причем, как тех, которые действуют в самой среде государственных служащих, так и в обществе в целом. Например, в настоящее время в сфере административного управления, в том числе и в сфере государственного управления, зачастую присутствует суррогатная культура управления – своеобразный сплав вчерашнего отечественного управленческого опыта, вседозволенности и зачастую игры без всяких правил в период разгосударствления собственности и усвоенных (не всегда самых лучших) «кусков» зарубежного опыта администрирования. До сих пор моральная ответственность, особенно руководителей государственных органов, не стала доминантой в их самооценке результатов собственного руководства подчиненными. Чтобы выкристаллизовалась отечественная профессиональная культура государственного служащего, его устойчивая нравственная позиция, и прежде всего руководителя, соответствующая новым социально-экономическим, политическим и культурным реалиям России, необходимо пройти и этап ее становления и дальнейшего развития. На важность этого обстоятельства следует акцентировать внимание потому, что многими руководителями государственных органов не осознается ценность самого профессионализма государственного служащего, которого еще нет в избытке в государственной службе, а, следовательно, и не выстраивается надлежащая практика по управлению профессиональной карьерой государственного служащего. Поэтому нередко профессионал, с явно выраженной нравственной позицией в настоящее время, весьма уязвим и в ряде случаев проигрывает в должностной карьере менее подготовленному человеку в профессиональной области, но удобному, покладистому и управляемому. А это прямой путь системы государственного управления к моральной деградации и депрофессионализации и воспроизводство питательной среды для карьеризма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.013 с.)