Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика ответственности государственного служащего
Еще Макиавелли ставил успех развития демократии в прямую зависимость от нравственной подготовленности к ней людей, населения. Демократические процессы, происходящие в России, автоматически не повлекли за собой повышения персональной ответственности на всех уровнях в силу неготовности основной массы российского общества к демократии, ослабления правопорядка в стране, коррозии нравственных устоев и отсутствия общественных идеалов, которые бы поддерживались большинством населения. В этих условиях формирование социальной ответственности государственных служащих, в глазах общества олицетворяющих собой государство, становится важной социальной и политической задачей, актуальность которой диктуется как потребностями общества, так и необходимостью развития самой личности государственного служащего. Понятие ответственности. Ответственность – сложное общесоциальное явление, включающее в себя экономические, нравственные, культурные, психологические и другие аспекты. Это дает основание рассматривать его на междисциплинарном уровне на основе социологического, философско-этического, психологического, исторического подходов. Проблема ответственности волновала многих ученых. Так, М. Вебер в числе трех основных качеств, необходимых политику, - страсть (самоотдача), чувство ответственности и глазомер (осознание реальности) - второму качеству отводил ведущую роль как «главной путеводной звезде» успешной деятельности[35]. В России понятие ответственности закреплено еще с петровских времен во многих нормативных документах, регулирующих государственную службу, где подробно перечислялись все возможные виды нарушений чиновниками служебного долга и указывались дисциплинарные, административные и другие санкции за ненадлежащее управленческое действие или бездействие государственного служащего. В досоветской России все чиновники высшей бюрократии (в том числе губернаторы, председатели губернских земских управ, министры и начальники главных управлений, вплоть до Председателя Совета министров, т.е. лица, которых мы сегодня отнесли бы к категории «А») были государственными служащими, на которых распространялись все виды ответственности, предусмотренные тщательно разработанным законодательством о государственной службе. Только по вопросам определения прав и обязанностей чиновников и установления их юридической ответственности за непрофессиональное или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в 1831–1840 гг. различными властными органами принято 315, а в 1851–1860 гг. – 230 указов, правил, инструкций, положений, распоряжений [36].
Проблема ответственности активно разрабатывалась и в советское время, обращаются к ней ученые и сегодня. Понятие ответственности включено в нормативно-правовые акты, регламентирующие современную российскую государственную службу. Понятие «ответственность», как уже подчеркивалось, можно рассматривать с различных позиций. Философы определяют его как категорию этики и моральное понятие, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, т.е. соответствия моральной деятельности личности ее долгу. Психологи рассматривают ответственность как осуществляемый в различных формах контроль за деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. В качестве формы социального контроля за поведением личности ответственность выступает тем механизмом регуляции и саморегуляции, который побуждает человека следовать социальным нормам, ограничениям, правилам жизни во имя создания условий для обеспечения устойчивости социальной системы, защиты ее от отклонений, приносящих вред обществу, и сохранения социальной стабильности. С точки зрения права «в самом общем виде ответственность представляет собой отношение, обеспечивающее интересы и свободу взаимосвязанных сторон и гарантированное обществом и государством. Она формируется на основе последовательного взаимодействия трех составных частей: а) сознания долга, необходимости качественного выполнения всей суммы возложенных на человека обязанностей; б) оценки своего действия и поведения, их социальных последствий, сознательного ожидания мер взыскания за уклонение от установленных норм и правил; в) наложения санкций»[37]. В социологии управления ответственность раскрывается во взаимосвязи одной личности с другими личностями, личности с организацией и обществом как способ упорядочения взаимодействия между государством, государственными служащими и обществом, включая все многообразие прямых и опосредованных связей различных уровней, и исследуется в качестве подсистемы социальных отношений как системы более высокого порядка.
Суммируя различные подходы, можно определить ответственность как этико-социологическое понятие, отражающее объективный, конкретно-исторический характер взаимоотношений между личностью, коллективом, государством, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Виды социальной ответственности. Разработаны разные подходы к классификации видов социальной ответственности. В.И. Сперанский, в частности, выделяет в системе социальной ответственности две подсистемы отношений: 1) отношения ретроспективные, в которых субъект (личность, группа, общество) отвечает за совершенные действия. Здесь ответственность проявляется, во-первых, как система социальной подотчетности, во-вторых, как санкция за действия, идущие вразрез с интересами общности; ответственность-санкция основывается на нормах, которые подвергаются регулярным пересмотрам, постоянным изменениям; 2) отношения между людьми, коллективами, общностями, основанные на внутренней регуляции поведения индивида, на сознательном отношении субъекта ответственности к своей деятельности, совершаемой в соответствии с потребностями общества и на основе относительно устойчивых правил человеческого общежития. Здесь социальная ответственность проявляется в форме самоконтроля, саморегуляции, самоограничений действий личности[38]. Наиболее отработанным и действенным механизмом является юридическая ответственность, которая делится на подвиды: уголовную, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную, материально-правовую, финансовую и др. виды ответственности. Уголовная ответственность за деяния, совершенные должностными лицами, регламентируется исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации. Административная ответственность включает комплекс административных взысканий, наступающих в случаях самоуправства, злоупотребления властью, использования служебного положения в корыстных целях, необоснованного задержания граждан и доставления их в правоохранительные органы, нарушения учетно-регистрационной и лицензионной дисциплины, а также в случаях нарушений, совершенных подчиненными (за дачу подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, за непринятие мер по обеспечению соблюдения этих правил подчиненными). Большая часть нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, перечислена в статьях 41-193 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающих также характер и размер санкций. Гражданско-правовая ответственность наступает за ущерб, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностной проступок). Этот вид носит в основном не санкционный, а восстановительный характер: обеспечить восстановление нарушенного права гражданина или юридического лица.
Дисциплинарная ответственность предусматривает применение к работникам мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за нарушения служебных правил, не преследуемые в уголовном порядке. В Германии, например, где права государственных служащих уравновешены ответственностью, последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей изложены в Уставе федерального дисциплинарного права. Нарушение правил служебного поведения, в том числе этических норм, влечет применение мер ответственности (дисциплинарный процесс): выговор; денежный штраф; уменьшение оклада; перевод на другую должность с меньшим основным окладом; увольнение со службы; сокращение пенсионного обеспечения; отказ в выплате пенсионного обеспечения, которые устанавливаются непосредственным начальником, высшей инстанцией или специальными дисциплинарными судьями в ходе официального дисциплинарного процесса. Моральная ответственность человека выражается в соответствии моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемом с точки зрения возможностей личности, в осознанном или подсознательном принятии обязательств перед собой и перед обществом, способности и готовности отвечать перед собой, перед другими людьми, коллективом, обществом за свои поступки, за последствия своих действий в случае отклонения от установленных норм. Действующим началом моральной ответственности выступают собственная совесть, чувство долга или неформальный суд людей в форме выражения общественного мнения, осуждения и даже обструкции и остракизма. Моральная ответственность может обеспечиваться и кодифицированными требованиями различного рода нормативных документов: этических кодексов, кодексов чести, правил поведения, уставов, судов офицерской чести, а также разработанными в соответствии с ними механизмами контроля за неукоснительным соблюдением этих требований. В реальной жизни все виды ответственности могут тесно переплетаться между собой, как и санкции за их нарушение. Например, в нормативных документах, регламентирующих военную службу (устав, присяга), виды юридической и моральной ответственности неразрывно связаны, их нарушение предусматривает единые санкции. Таким образом, все виды ответственности в цепочке «социальная политика – кадры – ответственность – контроль» представляют собой формы контроля за деятельностью субъекта и характеризуют эту ответственность либо с позиции общества как средство внешнего контроля, предполагая подотчетность в реализации требований общества или его институтов, соответствующие санкции; либо с позиции личности как осуществление должного.
Институт социальной ответственности в системе государственной службы включает: · предпосылки ответственности, обусловленные потребностями общества в поддержании определенного уровня и качества общественных отношений, поведения и деятельности отдельных людей; отражающие общественные идеалы и закрепленные в правовых и законодательных актах, а также в этических нормах, обычаях и традициях; · субъект ответственности; государство в лице государственных организаций, должностные лица, выступающие от имени государства; · предмет (объект) ответственности – то, за что отвечает государственный служащий, что вменяется ему в обязанность гражданским и служебным долгом и составляет содержание его деятельности; · инстанцию ответственности – 1) то (тот), перед чем (кем) отвечает государственный служащий: общество и граждане, государство, собственная совесть; 2) органы, выполняющие контрольные функции (государственный контроль, осуществляемый исполнительными, законодательными и судебными органами, системой президентского контроля; общественный контроль, реализуемый гражданским обществом посредством общественных объединений, СМИ, обращений граждан; служебный контроль, осуществляемый самими административными учреждениями; самоконтроль); · состояние ответственности государственного служащего, которое фиксируется в его статусе, обязанностях, правах и ограничениях, стимулируя его конструктивное поведение. Субъектом социальной ответственности может быть как отдельная личность, так и социальная группа, общество, организация, государство. Основным субъектом социальной ответственности выступает государство в лице органов всех ветвей государственной власти и их должностных лиц. Содержание ответственности обусловлено целями, назначением, вытекающей из него обязанностью признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, правом обладания властными полномочиями и необходимыми ресурсами для реализации этой обязанности. Социально ответственным является то государство, которое оправдывает социальные ожидания граждан в социально оправданном употреблении власти. Поэтому всякое незаконное действие или бездействие органов государственной власти и их должностных лиц предполагает неотвратимость наступления или юридической ответственности в соответствии с действующим законодательством, или моральной ответственности в форме общественного осуждения, недоверия, неуважения. Государство несет ответственность в законодательном порядке за действия не только государственного органа, но и любого должностного лица этого органа[39].
Социальная, в том числе моральная, ответственность государства включает: ответственность органов государственной власти перед обществом за качество, выполнение и социальные последствия принимаемых решений, направленных на повышение качества жизни населения и удовлетворение его социальных ожиданий; за сохранение среды обитания, здоровье и безопасность граждан, защищенность гражданских прав и интересов потребителей и т.д.; ответственность органов государственной власти перед каждым гражданином за полноту реализации его конституционных прав и свобод, обеспечение достойной жизни и социального порядка; ответственность органов государственной власти перед государственными служащими, которая реализуется в обязанности разработки правовых основ их деятельности и механизмов, обеспечивающих их правовую и социальную защиту; гарантии, обеспечивающие стабильность рабочего места и продвижения по службе, достойный уровень жизни и т.д. Социальная ответственность государственного служащего как субъекта ответственности - это совокупность правового, социального и морального отношений его к обществу и государству, государственным органам и государственной службе как организации, к своей профессиональной среде, которые определяют его поведение, возлагают обязательства по выполнению его служебного долга и предусматривают способность предвидеть результаты управленческих действий, поступков и готовность отвечать за их последствия. Многоплановость понятия ответственности государственного служащего обусловливает ее структуру, включающую: · представление государственного служащего о своей роли и месте в структуре государства и общества, о том, что он реализует «волю народа посредством исполнения полномочий государства в системе государственных органов, решающих задачи в интересах граждан»[40]; · сознательное принятие на себя обязательства полностью подчинить свою деятельность задачам реализации функций государства; · осознание необходимости действовать в соответствии с интересами государства и общества, с принятыми требованиями и нормами; · способность предвидеть социальные последствия своих решений и действий; · стремление к максимальной саморегуляции и самоконтроль; · готовность нести ответственность за все свои противоправные действия или бездействие. Важно выделить основные факторы, снижающие уровень социальной, в том числе моральной, ответственности государственных служащих. Прежде всего это противоречивое положение государственного служащего между государственной властью и обществом. Находясь на службе государства, он обязан «исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом», «исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий»[41]. Государственные служащие обязаны безупречно претворять в жизнь принятые решения, даже если они входят в противоречие с социальными ожиданиями общества и его собственными представлениями о должном и справедливом. Исполняя миссию общественного служения, предначертанную Конституцией, служащий оказывается в ситуации морального выбора между обязательным для исполнения распоряжением руководства и тем, что подсказывает ему чувство гражданского долга и совесть. Будучи зависимым от «благосклонности» начальства, он нередко предпочитает лучше поступиться своими моральными принципами, чем портить отношения с руководством. Важным фактором является также общее падение нравственности в обществе, а также недостаточное воспитание и низкая правовая и этическая культура чиновников. Проведенный в сентябре-октябре 2000 г. социологический опрос[42] показал, что лишь 45,4% опрошенных государственных служащих руководствуются законами, лишь немногие – четко ориентируются в этических требованиях, предъявляемых к государственному служащему, что неудивительно, т.к. этический кодекс государственного служащего в нашей стране до сих пор не действует. Еще одним фактором является неэффективность действующих механизмов контроля, отсутствие ощутимых результатов работы и неудовлетворенность ее условиями, что в конечном счете провоцирует состояние напряженности, снижает и даже подрывает положительную мотивацию к добросовестному, социально полезному труду на благо общества. Условия реализации принципа ответственности в государственной службе. Значимость формирования социальной ответственности государственного служащего как нравственного принципа, обусловленная особенностями характеристик его социально-правового статуса, усиливается в связи с разнонаправленными процессами, происходящими в стране. С одной стороны, налицо падение морали в обществе в целом и во всех его социальных группах и девальвация нравственных ценностей; снижение и размывание этических стандартов поведения; рост коррупции и протекционизма; слабость, рамочный характер, отсутствие или неэффективность законодательных актов, обеспечивающих персональную ответственность работников за качество своей профессиональной деятельности и неотвратимость наказания за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих функций, за действия или бездействие, наносящие ущерб правам и законным интересам граждан. Анализ дисциплинарной практики, проведенный в 1996-1997 гг., показал, что за этот период дисциплинарным взысканиям подвергнуты 12% включенных в исследование служащих, из них за нарушения норм морали – лишь 6%. Уволенных за профессиональные нарушения и нарушения норм морали вообще не зарегистрировано. В то же время только в 1999 г. число обращений граждан в суды с жалобами на должностных лиц и государственные органы возросло по сравнению в 1990 г. в 20 раз, при этом 85% жалоб признано обоснованными и права граждан восстановлены[43]. Данные Комиссии Государственной Думы по проверке участия государственных служащих в коррупционной деятельности свидетельствуют о том, что коррупции подвержено около 70% чиновников, разворовано до 30% иностранных кредитов. Только в 1999 г. выявлено 6,9 тыс. фактов взяточничества (в 1994 г. – 4,9 тыс.), однако направлено в суд лишь 4,5 тыс. дел, а привлечено к уголовной ответственности всего 2,1 тыс. человек.[44]. Тенденция к уходу от ответственности и сокращению привлеченных к уголовной ответственности государственных служащих прослеживается четко: в 1999 г. по сравнению с 1994 г. число выявленных фактов взяточничества увеличилось на 40%, а количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, только на 10%, в 1994 г. к уголовной ответственности привлекался каждый второй, в 1999г. – каждый третий, уличенный в получении взятки. Та же тенденция выявилась и по материалам проверок Главного контрольного управления Президента Российской Федерации. В 2000 г., по сравнению с 1998 г., число руководителей федеральных и территориальных органов исполнительной власти, привлеченных к уголовной ответственности, снизилось с 16 до 2 человек, к административной и дисциплинарной ответственности – с 56 до 19, освобожденных от должностей – с 25 до 17[45]. С другой стороны, ощутимо усиливается значение человеческого фактора во всех сферах жизни общества и вытекающая из этого растущая объективная потребность в высокопрофессиональных и высоконравственных работниках, обеспечивающих благополучие своих сограждан; активно идет работа по реформированию системы государственного управления, в центре которой стоит актуализация социальной ответственности руководителей, находящихся на политических должностях, персональной ответственности каждого работника за свои действия как одно из важнейших условий их результативности. Реализация принципа ответственности в государственной службе может быть достигнута лишь при следующих условиях: · уравновешивание взаимной ответственности государства, общества и государственных служащих; · наличие политической воли, реализуемой в направленности всей своей политики и в пакете правовых документов, которые бы обеспечивали неотвратимость наказания за нарушение законов и отступления от требований служебной морали; · возрождение института профессиональной чести и профессиональных ценностей государственной службы; · осознание государственными служащими социального смысла своей профессиональной деятельности, который состоит в служении обществу, гражданам, оплачивающим своими налогами их профессиональный труд; · действенный государственный, социальный и внутрислужебный контроль, обеспечивающий возрождение и приумножение лучших традиций отечественной государственной службы как службы общественного доверия; · включение принципа ответственности в законодательно закрепленный Этический кодекс государственного служащего и оснащения его соответствующими механизмами, обеспечивающими его реализацию; · человековедческое и социально-гуманитарное образование государственных служащих, формирующее сознание предназначения своей профессиональной деятельности, ее социальной значимости. В условиях моральной эрозии, поразившей сегодня все слои российского общества, именно государственная служба как институт общественного служения в силу своей организованности, корпоративной сплоченности, высокого профессионализма и компетентности может стать фактором стабилизации и духовно-нравственного оздоровления общества, примером ответственности и гарантом успехов в построении действительно демократического, социального, правового государства, но при условии ее нравственного самоочищения и возрождения в ее исконном призвании – служить своему народу верой и правдой.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.035 с.) |