Соблюдение общих нравственных принципов и нормы служебного поведения на государственной службе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соблюдение общих нравственных принципов и нормы служебного поведения на государственной службе



Любая моральная система, господствующая в определенное время в конкретном обществе, наряду с социально и исторически обусловленными нормами, принципами нравственности, включает в себя и нормы внеисторические, общечеловеческие, те, которые еще часто называют «вечными». Они обусловлены, прежде всего, законами человеческого общежития.

Общество для того, что бы выжить, сохранить себя, должно в обязательном порядке придерживаться определенных правил, запретов, норм поведения: не убивать соплеменников, не воровать, помогать другим в трудную минуту, выполнять обещания, говорить правду и т.д. Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, лицемерие, клевета, зависть, высокомерие и поощрялись смелость, честность великодушие, скромность...

Как видим, все эти нормы в основном касаются требований, связанных с практическими, чаще всего встречающимися сторонами взаимоотношения между людьми. Недаром в этики их называют простыми нормами нравственности. Именно их соблюдение является одной из гарантий сохранение стабильности, единства, благоприятной атмосферы общества, как человеческого общежития.

Во многом эти вечные нормы зафиксированы в различных религиозных заповедях. Примером могут служить библейские нагорные заповеди Христа: «не убий», «не укради» и другие, имеющие аналоги не только в христианских канонических источниках.

Следует заметить, что и в содержание более сложных моральных категорий, норм, во многом определяемых особенностями социального строя, спецификой эпохи, ментальностью населения, таких как гражданственность, патриотизм, справедливость, коллективизм и т.д., в определенной степени включены и простые нормы нравственности.

Соблюдение простых норм нравственности - одно из обязательных условий должной морали любого человека. Особо важно их соблюдать государственным служащим. Отсутствие или «стертость», искажение их в личностной морали госслужащего деформирует сам смысл его служения интересам государства, общества и конкретных граждан.

Рассмотрим более подробно сущность и специфику некоторых наиболее важных для сферы государственной службы простых норм нравственности.

Статья 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вменяет в обязанность гражданскому служащему добросовестное, на высоком профессиональном уровне исполнение должностных обязанностей.

Добросовестный государственный служащий – это человек, честно выполняющий свои обязательства, обязанности.

Честность является интегративным моральным качеством личности, без которого практически невозможна нормальная совместная деятельность людей. Она включает в себя такие составляющие как стремление говорить правду, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность, откровенность и др. Кроме того, честность тесно связана с понятием чести, в котором раскрывается отношение человека к самому себе и отношение к нему окружающих, признание достоинства человека со стороны других и утверждение человеком этого признания.

Добросовестный государственный служащий своими предложениями, действиями, решениями заботится как о собственном добром имени, так и о репутации государственного органа, в котором он служит. Он прекрасно осознает, что население оценивает эффективность государственной службы, государственного органа по работе конкретного чиновника, с которым людям приходится общаться в процессе своей жизнедеятельности. Недобросовестность отдельного человека бросает тень на весь институт государственной службы, ослабляет авторитет государственной власти.

Результаты социологических исследований, проведенных на кафедре государственной службы и кадровой политики, РАГС отмечают наличие в этой сфере серьезных проблем. Лишь 9,8% респондентов считает, что современные государственные служащие – люди честные, болеющие за свое дело. 57,4% отмечают, что среди них в равной степени есть честные и нечестные, а 26,3% опрошенных указывают, что большинство из них люди недостаточно честные[46].

Честность самым тесным образом связана с достоинством государственного служащего, в котором проявляется особое нравственное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, когда признается ценность личности, обладание высокими моральными качествами и уважение их в себе. Понимание собственного достоинства служит надежнейшим инструментом самосознания и самоконтроля, без чего все разговоры о высокой нравственности являются пустыми. На этой основе формируется профессиональная честь.

Человек чести дорожит мнением окружающих, заботится о своем добром имени, оправдывает ту репутацию, которой обладает он сам и общность, к которой он принадлежит. Честь – своеобразное мерило нравственной силы человека. Не случайно одним из требований к служебному поведению гражданского служащего законодатель установил именно обязанность «не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство».

Честь, в свою очередь, тесно связана с профессиональным долгом. Чувство долга позволяет человеку осознать безусловную необходимость исполнения моральных требований, превратить их в личную задачу, сформулированную применительно к конкретному положению и ситуации. Оно позволяет не формально, а наиболее оптимальным образом исполнить моральные обязанности и реализовать их в своей служебной деятельности.

Добросовестность как личностное качество государственного служащего опосредована таким явлением как совесть. Совестьпредставляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и эмоционально переживать свое несоответствие должному. Добросовестный человек способен самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Еще на рубеже V и IV вв. до н.э. Демокрит утверждал: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других… в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного»[47]. В наше время, когда в реальности произошла глубокая деформация общественной нравственности, эти слова могут показаться наивными и не имеющими практического значения. Но ирония судьбы такова, что российское государство и общество смогут иметь перспективы лишь при условии возрождения совестливости. И пример этому должны дать представители политической, экономической, интеллектуальной элиты, государственные служащие.

Совесть – это ответственность человека перед самим собой как носителем высших ценностей. Так как она указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то совесть не дает человеку успокоиться на достигнутом и является одним из мощнейших мотивов к самосовершенствованию, в том числе и профессиональному, которое потенциально бесконечно. Благотворное воздействие совести обусловлено еще и тем, что ее муки, а они вполне реальны, вызывают явно выраженное сожаление о содеянном и намерение не совершать впредь того, что достойно сожаления. Совесть порождает решимость и стойкость человека в исполнении своего долга. Вот почему она является для государственного служащего важнейшим профессионально необходимым качеством личности.

Государственный служащий, исполняя свои должностные обязанности, призван «исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности».[48] В данном принципе заложена идея гуманизма (от лат. humanus – человеческий, человечный), зародившаяся еще в античности и получившая второе дыхание в эпоху Возрождения.

В основе гуманизма лежит любовь и уважение к человеку, убеждение в безграничности его возможностей, признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие проявление своих способностей. Именно благо человека, согласно гуманистическим воззрениям, является критерием оценки социальных институтов. «Человек есть мера всех вещей…», - написал Протагор в своем сочинении «Истина»[49]. Много позднее И.Кант ввел в этику так называемый категорический императив – общеобязательный принцип, которым должны руководствоваться все люди, независимо от их положения. В одной из формулировок он звучит так: «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству»[50].

Развитием этих нравственных идей и приданием им иного, уже юридического значения, является ст.2 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[51]. Поскольку именно посредством государственной службы обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, нравственное требование гуманизма для государственного служащего становится еще и правовой нормой, неисполнение которой влечет не только общественные, моральное санкции, но и предполагает наступление юридических последствий, вплоть до освобождения от занимаемой государственной должности.

С идеей гуманизма тесно связан и сформулированное в Федеральном закон о госслужбе требование «не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам», быть независимым от постороннего влияния. Любое предпочтение базируется на признании преимущества того или иного субъекта перед остальными, признании его лучшим по тем или иным критериям по сравнению с другими. Гуманизм же требует уважительного отношения к каждому человеку, предполагающего удовлетворение потребностей и интересов, доверие, чуткость, деликатность, вежливость, внимательное отношение к его убеждениям и устремлениям. Одновременно он предполагает соблюдение требований справедливости в отношениях с людьми.

Справедливость, как понятие о должном, требует учета соответствия между правами и обязанностями, между социальным статусом и ролью каждого индивида, социальной группы, организации в жизни общества, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, заслугами людей и их общественным признанием, проступком и наказанием и т.д.

Самое простое содержание справедливости заключается в требовании соблюдения равенства. При этом справедливость в первую очередь устанавливает предел индивидуальному произволу, противодействует эгоистическим устремлениям, удерживает от причинения другим людям вреда, страдания. Принцип справедливости требует от государственного служащего в практической деятельности соблюдать целого ряда общечеловеческие заповеди: «не обижай», «не вреди», «не нарушай чужих прав» и т.п. В развернутой формуле их выразил П.Прудон, считавший справедливость основополагающим нравственным правилом. «Уважай ближнего как самого себя, даже если ты не можешь его любить и не допускай, чтобы его так же, как тебя самого не уважали»[52].

Справедливость для государственного служащего – это уважение прав и достоинства людей. Исполнение собственных должностных обязанностей выступает реализацией принципа справедливости в отношении других людей. С учетом особенностей нашего государства и общества непреложной обязанностью гражданского служащего установлена необходимость «проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации».

Отстаивание и реализация собственных прав есть справедливость в отношении самого себя. Терпеливое перенесение несправедливости в отношении себя, даже не вызвавшее чувство униженности, собственной ущемленности представляет собой действие безнравственное, способствующее прямо или косвенно злу. «Никакое участие к другому, никакое сострадание по отношению к нему не может налагать на меня обязательства терпеть от него обиды, т.е. подвергаться несправедливости», - писал А.Шопенгауэр[53].

Из указанного требования логично вытекает необходимость проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами. Корректность (от лат. correctus – выправленный) – нравственное качество личности, предполагающее сообразование своих действий с установленными правилами приличия, вежливое (иногда «сухо вежливое», т.е. неэмоциональное) поведение, благопристойность, тактичность, учтивость. В какой то мере все эти качества, абстрагируясь от нюансов и оттенков, являются синонимами вежливости.

Вежливость является элементарным и одновременно основополагающим требованием этикета, моральным качеством, характеризующим поведение человека, для которого уважение к другим людям стало повседневной нормой. Она включает готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, внешнее проявление доброжелательности ко всем, внимательность и пр.

Внимательность в этическом смысле представляет собой добродетель, которая выступает как чуткое отношение к людям, стремление оградить их от неприятностей, самому их не доставлять, уберечь от возможных опасностей. Она позволяет осознать, что есть поступки, которые недопустимы ни при каких обстоятельствах. Внимательность теснейшим образом связана с отзывчивостью и деликатностью, которые помогают избежать соприкосновения с болевыми точками человека. Внимательность является предпосылкой для возникновения взаимопонимания, которое исключает безразличие и перерастает в заинтересованность, готовность принять участие в делах другого. В этом, в значительной мере и состоит смысл служения обществу и государству.

К сожалению, степень развитости указанных выше нравственных качеств у современных российских государственных служащих невелика. Не совсем обнадеживают и выявленные в их изменении тенденции. Подтверждением тому могут быть результаты социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС в ноябре 1998 г. по теме «Аномальные проявления на государственной службе»[54]. На вопрос «В каком направлении в последние годы развиваются перечисленные ниже качества государственных служащих?», 2% экспертов считают, что внимательность, доброжелательность возрастают, 26% – не меняется, 60% – убывает.

Исходя из этого, вполне логичными выглядят нелицеприятные ответы на следующий вопрос анкеты « Какое мнение у вас сложилось о государственных служащих после общения с ними?». У 8 % опрошенных сложилось положительное мнение; у 32% – скорее положительное, у 40% - отрицательное[55].

Вежливость и внимательность гражданских служащих непосредственным образом связаны с такими качествами как терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России. Терпимость, как это уже анализировалось в учебном пособии, – моральное качество личности, характеризующее определенное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей, которое выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования позиций без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждением. Это моральное требование в настоящее время приобретает особую актуальность. Оно имеет глубокий политический смысл и вытекает из самой природы государства и государственной службы, так как только на этом уровне существует реальная возможность учета и согласования интересов различных социальных групп, выработка и проведение в жизнь политических решений, направленных на достижение не чьих-то личных или групповых, а социально значимых целей. Формирование данного качества у государственных служащих является важнейшим условием снижения уровня конфликтности, обеспечения стабильности и консолидации российского общества, которому как раз присущи многонациональность и поликонфессиональность. Отношение к другому человеку как к равнодостойной личности, сознательное подавление чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует «иное», «чужое» во внешности, манере речи, вкусах, образе жизни и иных проявлениях, предполагает настроенность на понимание и диалог, признание и уважение права на отличие.

В то же время терпимость не является абсолютом и панацеей на все случаи жизни. Никакая терпимость не оправдывает того, чтобы можно терпеть зло по отношению к другим людям. Уместная терпимость не должна переходить в совершенно иное качество - безразличие к существованию зла. Терпимость тогда выступает добродетелью, когда она теснейшим образом связана с взаимопониманием, вниманием и интересом к другим людям, уяснением их забот и проблем. Достижение взаимопонимания исключает безразличие и преображает терпимость в заинтересованную готовность принять другого человека таким, каков он есть, а не делать вид, будто его не существует. Только на этой основе можно определить и допустимые пределы сопротивления злу силой, когда оно оказывается необходимым. Этика взаимопонимания призывает учитывать реальность: человеческую природу тех, с кем жизнь заставляет вступить в конфликт. Только фанатики не готовы учитывать жизненные реалии во всей их полноте и действуют с полным пренебрежением к ним, разжигая конфликт, расширяя его масштабы.

Кроме всего прочего, государственный служащий призван воздерживаться от поведения, которое, как это записано в Федеральном законе о госслужбе, могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей, а также «не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа», а также «соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации».

Воздержанность в ряде моральных систем относится к важнейшим человеческим добродетелям и заключается в умении ограничить свои потребности, желания, стремления определенными рамками не позволить себе лишнего, удерживаться от тех действий, которые могут быть оценены как вредные. Введение указанного принципа в ранг обязательных для должной морали государственных служащих обусловлено тем, что в глазах граждан каждый чиновник олицетворяет собой не столько себя лично, сколько государство, на службе которого он имеет честь находиться, ибо в общественном мнении государство всегда персонифицировано в конкретных лицах его представителей. При совершении неблаговидных поступков и действий даже не при исполнении служебных обязанностей моральный ущерб причиняется не только личности самого государственного служащего, но и наносится ощутимый вред моральному облику коллектива организации, государственного органа к которому он принадлежит, ибо страдает их репутация и авторитет.

Репутация (от лат. reputatio – обдумывание, размышление) – это сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека, той или иной общности или организации, основанное на предшествующем поведении и выражающееся в признании их заслуг, авторитета, в ожидании от них подобного и в дальнейшем. Под авторитетом (нем. Autorität, от лат. auctoritas – власть, влияние, достоинство, сила) следует понимать общепризнанное значение качеств отдельного лица, группы или организации, благодаря которым они заслужили доверие и могут в силу этого оказывать влияние на взгляды и поведение других людей в какой-либо области жизни и деятельности. Добиться высокой репутации и авторитета государственной службы можно исключительно многократными усилиями всех ее представителей. Принизить, подорвать их сравнительно легко, если не предъявлять жесткие требования к поведению каждого государственного служащего.

Подводя итог, можно отметить, что общие нравственные принципы и нормы служебного поведения имеют огромное значение в жизни и деятельности государственных служащих. Они являются важными слагаемыми успешного и эффективного функционирования государственных институтов. Вся мировая практика идет по пути четкого формулирования требований, предъявляемым к нравственному облику государственного служащего, и придания нравственным принципам юридического статуса. В отечественной государственной службе в последние годы наметилось целенаправленное движение именно в данном направлении. Реальные и последовательные шаги в этой «тонкой» сфере позволяют смотреть в будущее российской государственности и общества с надеждой и оптимизмом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.016 с.)