Понятие и характерные черты государственного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и характерные черты государственного управления.



Понятие и характерные черты государственного управления.

1)Государственное управление в широком понимании—это регулирующая деятельность государства в целом(деятельность представительных органов власти, исполнительных органов гос власти, прокуратуры, судов и тд). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздеиствию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

2) государственное управление в узком понимании--- это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственнои власти на уровне как Российскои Федерации, так и ее субъектов. Государственное упарвление в узком смысле – это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительнои власти (фед министров, гос комитетов, российских агенств, федеральных служб и тд), органов исполнительной власти субъектов РФ.

Государственное управление, понимаемое в ухком смысле, имеет следующие признаки.

1)Гос управленеи представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законадательнои и представительнои власти по форме, методам и содержанию. Госу управление это исполнительно-распорядительная деятельность по применеию законов и иных нормативно правовых актов.

2) Гос управление наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество. Правотворческая деятельность заключается в том, что органы государственного управления в пределх своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов права правила поведения, контролиюруют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию.

3) Гос управление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан.

4)гос управление – это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности.

5) гос управление осуществляется специальными органами государственно исполнительнои власти, которые создаются государством как на уровне Рф, ТАК И ЕЕ СУБЪЕКТОВ РФ И образуют систему органов государственного управления.

6) Гос управление отвечает принципу законности, т.е. деятельность органов исполнительнои власти основывается на положениях и требованиях федеральных законов и законадательных актов субъектов РФ.

7) гос управление строится на основе вертикальних и горизонтальных связей и отношении. В большой мере распрортранены вертикальные отношения, т.е. отношения строгого подчинения административнои и дисциплинаронои власти субъектов управления.

8) Гос управление основывается на принципе организационности, т.е для него характрено многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устоичивое функционирование всего цправленческого механизма.

9) гос управление реализует полномочия юрисдикционного характера, т.е. обеспечивает административный порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого «принуждающего» управления.

Понятие и характерные черты исполнительно-распорядительной деятельности.

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности государственных органов исполнительной власти и органов системы местного самоуправления (глав муниципальных образований и подразделений их аппарата). Направлена на организацию исполнения законов. В необходимых случаях сопровождается принятием своих нормативных правовых актов в дозволенных законом рамках. Выражается также в распоряжении соответствующей собственностью и в распорядительных действиях, адресованных объектам, должностным лицам и гражданам, вступающим в данной сфере в общественные отношения. Понятие широко использовалось раньше, в настоящее время применяется редко. (С. А.)

Государственное управление включает исполнительную и распорядительную деятельность органов управления. Исполнительный характер государственного управления проявляется в исполнении, претворении в жизнь законов и других нормативных актов. Осуществляющие его органы государственного управления составляют исполнительный аппарат государства, который создается специально для проведения в жизнь принимаемых решений. Одновременно для государственного управления характерна и такая черта как распорядительство. В процессе осуществления управления субъекты государственного управления наделяются и используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, обязательных для исполнения, а также применяют соответствующие меры государственного принуждения.

Развитие науки административного права. Разработка проблем административного права в научных трудах.

Наука административного права вырабатывает и теорети­чески систематизирует объективные знания, идеи, взгляды, по­нятия, представления и положения об отрасли административ­ного права, предмете и методе его регулирования, правотвор­ческой и правоприменительной практике, осуществляемой органами исполнительной власти (государственной и МСУ), го­сударственного управления.

Предметом науки административного права является ис­следование законов, закономерностей и особенностей управлен­ческой деятельности органов исполнительной власти (государ­ственной и МСУ), государственного управления и управленчес­ких отношений, а также изучение эффективности действия административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление тенденций и свойств с целью совершенствования государственного управления.

Начало развитию науки административного права положила камералистика – наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении. Корни этой старейшей науки исходит в 16 столете.

Камеральная наука выработала свои инструментарий изучения управления, его структурную организацию и процесс совершенствования.

С развитием управления в важную правовую отрасль постепенно превращалась и административное право.

Таким образом, с образованием государственно-правового порядка и новых общественных отношений началось формирование предпосылок для создания науки административного права. Сначала это наука называлась государственно-правовой наукой»

Административно-правовая наука конца 18 в.. начала 19… в этот период идет формирование общих административно правовых принципов…

Позже в западноевропеиских странах была создана система административных судов, в котором можно было обжаловать решение административнои власти.

В переломную эпоху конца 19 века – начала 20 векав. Наука административного права постепенно превращалась в самостоятельную дисциплину.

20 век. Основными достижениями науки административного права последних 70-80 лет являются

1) возрастание государственного вмешательства (гос регулирования) в экономику.

2) внутренние преобразования административного законадательсва.

3) развитие судебной практики по административным делам.

4) разработка правовых проблем процесса публичного управления.

5) защита прав и свобод граждан от действий и решений государственного управления.

6)установление законадательных основ публичнои службы

8) новая структура административного права.

Виды актов управления

1 По юридическому содержанию следует различать несколь­ко категорий актов.

1. Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или от­меняют юридические нормы,В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источни­ками трудового, земельного права и т. д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей. Но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. По кругу лиц, на которых распрост­раняются нормы, их источники можно поделить на:

• акты общего значения (федеральные, республиканские, об­ластные, краевые, окружные, городские, районные, поселко­вые, сельские);

• межведомственные акты;

• внутриведомственные (в том числе локальные) акты.

2. Индивидуальные акты — это решения субъектов админис­тративной власти по конкретным вопросам, обращенные к кон­кретным лицам.Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью ин­дивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, жалобам, использованию прину­дительных средств).

3. Общие акты либо содержат общие кратковременные пред­писания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определен­ным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.), либо разъясняют что-то.

4. В смешанных актах одновременно содержатся нормы пра­ва и правоприменительные решения либо даже еще и общие требования.

2. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные.

3. В зависимости от даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:

• немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;

• с даты, указанной в самом акте;

• в срок, указанный в другом акте;

• после государственной регистрации и официального опуб­ликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов Федерации, затрагивающие права граж­дан или носящие межведомственный характер.

4. В зависимости от порядка принятия различают акты кол­легиальные (принимаемые простым или квалифицированным боль­шинством от общего числа членов коллегиального органа или от чис­ла присутствующих на заседании1) и единоличные. VIII. Если анализировать акты в зависимости от объекта орга­низационного воздействия, то полезно учесть решения по сельс­кому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здра­воохранению, административной опеке и другим вопросам.

АКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие: правовой акт управления (таково его наиболее распространенное обозначение) представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти; правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами; правовой акт управления — юридическо-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности; правовой акт управления — одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом; правовой акт управления содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен; правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления; правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа; правовой акт управления подзаконен, т.е. он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения; правовой акт управления занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие дуга данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти; правовой акт управления представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами; правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления); правовой акт управления с учетом ранее изложенных его качеств издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.; правовой акт управления может быть в установленном действующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован; правовой акт управления в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление Ответственности виновной стороны.

В таком понимании этот вид юридических актов опосредствует взаимоотношения между сторонами управленческих отношений, точнее — между управляющей и управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления.

В правовых актах управления решаются многие вопросы детализации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти.

Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных отраслей российского права. В наибольшей степени это касается финансовых отношений, частично трудовых, земельных и др. В частности, именно на их основе возникают налоговые, природоохранительные правоотношения.

 

 

20. Метод есть способ, прием, средство решения поставленной задачи. Применительно к деятельности исполнительной власти методы – это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.

Убеждение – это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и организационных мероприятий, осуществляемых в целях добросовестного соблюдения всеми гражданами правовых или нравственных норм.

 

 

Поощрение – это публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении правовых обязанностей или общественного долга (А.П. Коренев).

 

 

К мерам морального поощрения относятся: объявление благодарности; вручение грамоты; награждение орденами и медалями; присуждение переходящих знамен, вымпелов; присвоение почетных званий и т.п.

К мерам материального поощрения относятся: награждение денежной премией или ценным подарком; присуждение именных стипендий и т.п.

 

 

Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом.

Государственными наградами Российской Федерации являются:

- звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;

- почетные звания Российской Федерации.

 

21. ОТВЕТ ТАКОЙ ЖЕ КАК В 20!!!

Убеждение – это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и организационных мероприятий, осуществляемых в целях добросовестного соблюдения всеми гражданами правовых или нравственных норм.

 

 

Поощрение – это публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении правовых обязанностей или общественного долга (А.П. Коренев).

 

 

К мерам морального поощрения относятся: объявление благодарности; вручение грамоты; награждение орденами и медалями; присуждение переходящих знамен, вымпелов; присвоение почетных званий и т.п.

К мерам материального поощрения относятся: награждение денежной премией или ценным подарком; присуждение именных стипендий и т.п.

 

 

Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом.

Государственными наградами Российской Федерации являются:

- звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;

- почетные звания Российской Федерации.

 

 

22. Административное принуждение

Само наименование данных принудительных мер свидетельствует о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т.е. их использование отнесено к компетенции, как правило, органов исполнительной власти (их должностных лиц). Однако отдельные меры административного принуждения применяются судьями (не судами!). В частности, это относится к случаям назначения наиболее строгих административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Административное принуждение имеет свои особенности (характерные черты), отличающие его от других видов государственного принуждения. Выделяются следующие характерные черты:

1. Основанием применения мер административного принуждения, как правило, является административное правонарушение. Для мер специального административного пресечения (физической силы, специальных средств, оружия) – преступление либо иное общественно опасное деяние.

2. Субъект административной власти и правонарушитель не являются членами одного коллектива, принуждаемый непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

3. Административное принуждение осуществляется органами исполнительной власти и только в некоторых случаях – судьями, в порядке, установленном нормами административного права, содержащимися как в законах, так и подзаконных нормативных актах.

Административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения органами исполнительной власти, а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти.

4. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания правонарушителей, обеспечения общественного порядка и безопасности.

5. Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной безопасности, правила оборота оружия, природоохранные правила и т.п.).

6. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм, т.е. на правовой основе.

7. Способствует профилактике правонарушений, в т.ч. преступлений.

Классификация мер административного принуждения

1. Меры административного предупреждения.

2. Меры административного пресечения.

3. Меры административно-процессуального обеспечения (меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях).

4. Меры административного взыскания (наказания).

Административно-предупредительные меры можно разделить на две группы:

1. Направленные на предупреждение правонарушений;

2. Направленные на обеспечение общественной безопасности.

К административно-предупредительным мерам первой группы можно отнести:

1. Отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия (гражданину, ранее судимому за умышленное преступление или неоднократно привлекавшемуся к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок или порядок управления);

2. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (законодательная база о котором сегодня противоречива);

3. Таможенный досмотр;

4. Привод, регистрацию и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения (такая мера ранее применялась в отношении лиц, систематических допускающих нарушения общественного порядка. Сегодня применение регистрации и официального предостережения предусмотрено в отношении лиц, занимающихся проституцией;

5. Проверку документов (при контроле соблюдения правил паспортно-регистрационной системы; у водителей транспортных средств; в пограничной зоне и т.д.);

6. Недопуск лиц к какой-либо деятельности (например, граждан, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление, связанное с наркотиками, больных наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами).

7. Отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия (например, гражданам, совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или порядок управления, не имеющим постоянного места жительства) и другие.

 

К административно-предупредительным мерам второй группы относятся:

1. Аннулирование разрешения на хранение и ношение оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями, поставленных на учет органов здравоохранения как наркоманы или хронические алкоголики;

2. Изъятие оружия у таких лиц;

3. Личный (полицейский) досмотр;

4. Спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации;

5. Предрейсовое медицинское освидетельствование водителей транспортных средств;

6. Закрытие государственной границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией или эпизоотией;

7. Введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

8. Оцепление (блокирование) участков местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п.

9. Учет, фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация (например, иностранных граждан, незаконно находящихся в России) и другие.

 

23.

Административный процесс.

Юридический процесс - урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, адм. и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

1) вид юр. процесса, соотносятся как часть и целое;

2) представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

3) обеспечивает условия для реализации материальных норм адм. права;

4) целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешения управленческих дел;

5) результаты адм. процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

6) регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт адм. права;

7) обладает определенным строением (структурой).

 

 

Общими для всего административного процесса и, следовательно, для любого из входящих в него административных производств являются следующие стадии:

 

1. Стадия возбуждения административного дела и направление его по подведомственности, если это необходимо. Как правило, здесь возникает вопрос об основаниях и поводах к возбуждению дела.

 

2. Стадия анализа ситуации (в различных производствах называется по-разному: административное расследование, дисциплинарное расследование, проверка жалобы и др.). На данной стадии идет сбор, упорядочение и изучение информации о реальном положении дел, о существующих проблемах. Такая информация фиксируется в виде протоколов, справок, схем, докладов, отчетов и т. д.

 

Бывают случаи, когда информация не фиксируется на материальных носителях, а лишь отражается в сознании субъекта, правомочного разрешать дело по существу. К примеру, при совершении незначительного дисциплинарного проступка военнослужащим, свидетелем которого стало лицо, наделенное дисциплинарной властью, это самое лицо может нигде не фиксировать информацию о проступке, а сразу наложить дисциплинарное взыскание.

 

Теоретики управления к этой стадии относят также прогнозирование и моделирование действий, необходимых для разрешения той или иной управленческой ситуации.

 

3. Стадия рассмотрения дела и принятия по нему решения (приказа, постановления, инструкции и т. п.). Решение — сознательный, волевой акт выбора одного из альтернативных вариантов, наиболее справедливого или верного, по мнению субъекта принятия такого решения. В коллегиальных органах возможно проведение обсуждения и голосования по принимаемому решению. При единоличном принятии решения, уполномоченное лицо самостоятельно изучает дело и выбирает вариант решения. Учитывая, что принятое решение является административным актом, оно носит обязательный характер.

 

4. Стадия исполнения решения. На этой стадии происходит претворение в жизнь принятого решения. В правотворческих процессах эта стадия выражается в обнародовании акта, доведении его до сведения.

 

Многие производства дополняются и другими стадиями: пересмотр решения по жалобе, пересмотр в порядке надзора. В любом случае, стадии каждого из административных производств обладают своей спецификой.

 

Все производства в зависимости от количества и сложности стадий можно разделить на обычные и упрощенные. Можно говорить также и об особых (усложненных) производствах (дела о мелком хулиганстве, мелком хищении, рассматриваемые судом).

 

Стадия административного производства, в свою очередь, состоит из этапов. Этап — это совокупность действий, имеющих собственную межстадийную цель. К примеру, стадия рассмотрения дела в производстве по делам об административных правонарушениях состоит из таких этапов: подготовка к рассмотрению дела; анализ имеющихся данных; принятие постановления; доведение постановления до сведения заинтересованных лиц.

 

Таким образом, административный процесс и его производства состоят из четырех основных элементов, первоначальным из которых является действие. Совокупность определенных действий образует этапы, несколько этапов складываются в стадии, которые и составляют производство.

 

 

25. Административные производства

В науке административного права пока не существует единого мнения о видах административных производств. Так, по мнению А.П. Коренева, в систему административного процесса включают административные производства:

1) по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;

2) по делам о поощрении;

3) по делам о дисциплинарных проступках;

4) по делам об административных правонарушениях.

 

Наиболее оригинальную точку зрения высказывает Д.Н. Бахрах. Он объединяет все административные производства в три самостоятельные группы.

1. Правоустановительные административные производства – это деятельность государственной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальной форме.

Это производство:

– по принятию актов Правительством РФ;

– по принятию актов федеральными органами исполнительной власти;

– по принятию актов органами исполнительной власти субъектов РФ и др.

2. Оперативно-распорядительные производства – это деятельность субъектов государственной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

К данной группе относятся административные производства:

– по комплектованию личного состава (призыв на военную службу, прием в вуз, поступление на государственную должность и др.);

– по применению мер поощрения;

– по выдаче разрешений (лицензий, допусков, прав на управление и др.);

– по регистрации (транспортных средств, актов гражданского состояния, иностранных граждан, и др.);

– по аттестации (государственных служащих, учебных заведений, и др.);

– надзорное производство и др.

3. Административно-юрисдикционные производства – это деятельность субъектов государственной исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

Разновидностями административно-юрисдикционных производств являются производства:

– по жалобам граждан;

– по делам об административных правонарушениях;

– дисциплинарное;

– исполнительное (исполнение актов судов и иных органов);

– по применению мер административного пресечения (принудительное лечение, задержание граждан и транспортных средств, личный досмотр и др.).

Степень процессуализации различных производств не одинакова. В одних случаях производства имеют достаточно унифицированную процессуальную форму (например, по жалобам граждан). В других соответствующая властная деятельность урегулирована процессуальными нормами разного качества и не полно. Некоторые же производства только складываются, а их процессуальная форма еще не совершенна.

 

Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан

Общий порядок производства по предложениям, заявлениям, жалобам граждан состоит из четырех стадий.

Первая стадия. На этой стадии регистрируются поступившие в орган (учреждение, организацию и др.) письменные предложения, заявления, жалобы, или выслушиваются компетентным должностным лицом устные жалобы (например, в часы приема граждан), которые затем могут быть оформлены письменно заявителем и также зарегистрированы.

Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Зарегистрированная жалоба рассматривается руководителем органа, который поручает работу с жалобой конкретному исполнителю. Если жалоба поступила не по принадлежности, то дается указание о направлении ее в компетентный орган (учреждение, организацию и др.) в 5-дневный срок с уведомлением об этом заявителя.

Жалоба должна адресоваться в государственные органы (должностным лицам), к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленного вопроса, т.е. являющиеся вышестоящими по отношению к должностному лицу, чьи действия являются предметом обжалования. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем должностным лицам, действия которых обжалуются.

Вторая стадия. На данной стадии осуществляется проверка фактов и обстоятельств, изложенных в жалобе. Руководители и другие должностные лица при рассмотрении жалобы обязаны внимательно разобраться в ее существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного решения вопроса.

Полученная информация анализируется, и делается заключение по результатам проверки. Заключение докладывается должностному лицу (руководителю органа), уполномоченному принимать решение по жалобе.

Для рассмотрения жалоб установлен месячный срок. Если поставленный в жалобе вопрос требует дополнительного изучения, рассмотрение ее может быть в порядке исключения продлено до двух месяцев.

Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Третья стадия. Она состоит в принятии решения по жалобе и сообщении о принятом решении заявителю. Ответ по жалобе может быть письменным или устным.

В случае отклонения предложения, заявления или жалобы дается мотивированное и юридически обоснованное объяснение. Принятое решение своевременно сообщается заявителю. По просьбе последнего разъясняется порядок обжалования принятого решения.

Четвертая стадия. Она состоит из действий по исполнению принятого решения.

Эта стадия факультативна, она существует, если жалоба полностью или частично удовлетворяется. В этом случае орган (должностное лицо), который принял решение, обеспечивает своевременное и правильное исполнение решения.

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его предложению, заявлению, жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение, или в суд.

Законодательством предусмотрена юридическая ответственность за нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан ведется отдельно от других видов делопроизводства и возлагается на специально назначенных для этого должностных лиц. Личную ответственность за состояние делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан несут руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

 

26. Государственный контроль:

деятельность специально уполномоченных госуд. органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его его отклонений от заданных параметрах.

Сущность: деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции; получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте; выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.12 с.)