Понятие правового акта государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие правового акта государственного управления



Правовой акт управления принимается и действует в рамках управления, чем и обусловлены его основные признаки:

1) принимают правовой акт управления те субъекты, которые наделены управленческими полномочиями, – Президент, федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов РФ, их должностные лица;

2) содержание правового акта управления – нормативно-правовое или правоприменительное регулирование вопросов управления;

3) по юридическим свойствам акт управления – подзаконный акт;

4) акт управления вызывает определенные юридические последствия: норма права, акт применения нормы права, условия действительности других правовых актов управления или иноотраслевых, основание для принятия других актов.

Виды правовых актов управления

Правовые акты на основании их юридических признаков разделяются: по правовой силе, правовым свойствам, по правовой природе.

Правовая сила всех правовых актов управления единая в том смысле, что они обязательны к исполнению и обеспечиваются в этом отношении государством имеющимися в его распоряжении силами и средствами.

По правовым свойствам правовые акты управления делятся на три группы: акты высшего (верховного) управления (Президента РФ, Правительства), акты отраслевого (ведомственного) управления, акты управления субъектов РФ, акты местного самоуправления.

По правовой природе те же акты делятся на нормативные, правоприменительные, акты общего характера.

Нормативные (нормотворческие) акты порождают и содержат нормы права.

Правоприменительные акты содержат предписания конкретным исполнителям – о совершении действий, о поощрениях и взысканиях и т.д., это акты разового применения.

Правовые акты общего характера соединяют в себе признаки и нормативных, и индивидуальных актов: от нормативных у них неограниченный, т.е. неперсонифицированный круг лиц, а от правоприменительного – разовость применения.

Классификация правовых актов управления включает также деление по формам выражения: на устные и письменные.

Вопрос

Требования к правовым актам управления

Требования к правовым актам можно разделить на требования к разработке и принятию актов, к вступлению их в действие, к содержанию и форме.

При разработке и принятии правового акта установлены следующие требования: разработка проекта возлагается на орган, которому необходимо решение конкретного вопроса или выработка нормативного положения.

Требования, относящиеся к вступлению актов в действие, включают:

- момент вступления акта в действие определяется при его принятии: с момента подписания, с момента опубликования, с момента, указываемого в акте;

- временной отрезок действия акта ограничивается указанием на календарные сроки, до официальной отмены акта, по исполнении акта, до прекращения обстоятельств, в связи с которыми акт был принят, обратной силы правовой акт, не имеет;

- действие акта в пространстве определяется пределами, масштабами территориального пространства, в которых акт действует: территория государства, субъекта государства.

Требования к содержанию и форме – это требования к всесторонней обоснованности акта – технической, финансовой, организационной.

Основанием приостановления и отмены правовых актов служат:

а) исполнение содержания акта, предписанного исполнителям;

б) противоречие, несоответствие законодательству;

в) нецелесообразность правового акта управления.

г) протест прокурора на акт управления с нарушением закона.

Основанием приостановления и отмены правового акта управления могут служить поводы, в связи с которыми и возникают указанные основания: жалобы, заявления граждан, сообщения средств массовой информации и др. Приостанавливать (отменять) правовой акт управления вправе орган (должностное лицо), принявший акт, вышестоящий орган, если такое право ему предоставлено, суд в рамках своей компетенции.

Вопрос

Метод – универсальное, ходящее во всех науках понятие, инструмент деятельности. Метод используется и в сфере государственной деятельности. Деятельность субъектов административного права проходит в социальной сфере и носит, по своему содержанию, социальный характер, отраженный в правовых нормах. Но любая социальная деятельность состоит в волеизъявлении одного участника в отношении другого. Стало быть, деятельность субъектов административного права выражается в волеизъявлении одного из субъектов по отношению к другому (другим). Но имеют значение и особенности волеизъявления, обусловленные тем, что волеизъявление проявляется в рамках административно-правового регулирования, чем вызваны и виды методов деятельности субъектов административного права, какими наиболее распространенными являются:

а) убеждение и принуждение как универсальные методы деятельности, т.е. применяемые в сферах и государственной, и иных видах социальной деятельности;

б) коллегиальный и единоначальный методы, имеющие прямое организационное выражение: коллегиальные органы (Правительство, некоторые ведомства), коллегии в центральном аппарате министерств и ведомств как структуры с совещательными полномочиями. Единоначалие также имеет организационные формы выражения: министр, директор предприятия, ректор высшего образовательного учреждения и т.д.

По юридической характеристике методы, как и формы, можно разделить на правовые и неправовые, по тому же основанию: первые вызывают юридические последствия, вторые юридических последствий не вызывают.

Правовые методы можно разделить, в свою очередь, на конкретные виды: прямое распорядительство, рекомендации, согласование проектов правовых актов, действия по разрешению вышестоящего субъекта административного права

Вопрос

Убеждение - это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности и правовой дисциплинированности, добросовестного соблюдения всеми гражданами правовых норм российского общества. В административной деятельности государства убеждение служит достижению ряда конкретных целей:

· воспитание у граждан внутренней потребности и стойкой привычки правомерного поведения;

· предотвращение возникновения стимулов антиобщественного поведения, предотвращение противоправных поступков;

· воздействие на правонарушителей.

Вид государственного принуждения определяется, в своей сущности, той мерой, которая обозначает и составляет самое принуждение, – мера уголовного наказания, мера административного наказания и т.д. Существо административного принуждения состоит в применении установленных государством административных, обязательных мер.

Административное принуждение имеет следующую, весьма существенную особенность. Понятия административное принуждение и административная ответственность неравнозначные. Первое шире второго, т.е. не все меры административного принуждения входят в административную ответственность.

Мер обеспечительного назначения значительное число, у них различные цели, сферы применения. По этим признакам меры обеспечительного предназначения законодательство и практика делят на такие группы:

а) меры обеспечения и охраны порядка и безопасности посредством возможности применения или прямого применения административно-принудительных мер;

б) меры, обеспечивающие привлечение к административной ответственности.

Меры группы «а» охватывают следующие меры:

1) меры административного принуждения, применяемые в силу государственной необходимости, например реквизиция имущества;

2) контрольно-предупредительные меры: регистрация оружия, транспортных средств, введение карантина, закрытие участков границы, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр, осмотр подконтрольных объектов и т.д. КоАП и другие законы детально регулируют применение этих мер.

Меры второй группы – «б» применяются в связи с правонарушениями и делятся на общие и особые меры.

К мерам общим в таком случае следует отнести: доставление, административное задержание, личный досмотр, привод и другие меры, – все они закреплены в КоАП и других нормативных правовых актах.

К мерам особым, т.е. применяемым значительно реже и по отношению к меньшему кругу лиц, относятся четыре группы мер: применение физической силы, специальных средств, оружия, специальной и боевой техники.

Вопрос

Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве(понятие, виды, соотношение).

Категория законности охватывает наличие закона как основной правовой формы главных, определяющих жизнь общества отношений, демократичность закона, а основой его внимания должны быть права и законные интересы граждан, обеспечение и соблюдение закона и основанных на них иных нормативных правовых актов.

Рядом, в сочетании с категорией законности обычно ставят дисциплину, чаще – государственную.

Дисциплина – соблюдение, исполнение этих правил конкретными исполнителями. Как известен каждый исполнитель, так и нет безымянных нарушителей дисциплины. В системе общественных объединений действуют правила дисциплины общественной, в системе государственно-правовых отношений – правила государственной дисциплины. А в тех отношениях между гражданами, которые урегулированы различными правилами (правовыми, нравственными и т.д.), реализуемыми без непосредственного участия государственного органа, действует дисциплина, которую можно назвать гражданской.

Государственная дисциплина состоит в соблюдении, точном и неуклонном исполнении всеми субъектами административного права установленных государством правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению государственных полномочий. Характерный признак государственной дисциплины в том, что по крайней мере одним из участников отношений выступает государство.

Государственную дисциплину принято делить на виды. Для практического использования наибольшее значение имеет разделение по трем признакам:

а) по организационному признаку (т.е. по видам структур) дисциплина разделена на отраслевую (транспортная, воинская и т.д.) и производственную (в рамках предприятия, учреждения);

б) по функциональному критерию выделяют дисциплину – кадровую, финансовую, отчетно-статистическую и т.д.;

в) по функционально-организационному критерию, соединяющему оба предшествующие, можно выделить такие виды дисциплины как производственно-технологическая, финансово-отраслевая, иные виды.

Вопрос

Понятие, особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.

Законность служит неотъемлемой основой, принципом построения и функционирования демократического правового государства, деятельности всех его звеньев, равно как и деятельности членов общества – граждан и их объединений. Категория законности охватывает наличие закона как основной правовой формы главных, определяющих жизнь общества отношений, демократичность закона, а основой его внимания должны быть права и законные интересы граждан, обеспечение и соблюдение закона и основанных на них иных нормативных правовых актов.

В сфере административно-правового регулирования законность содержит ряд отличительных особенностей:

а) большое число субъектов, многие из которых наделены, наряду с правоприменительной деятельностью, полномочиями нормоустановительными;

б) весьма объемный блок действующих нормативно-правовых актов;

в) совершение управленческих действий по усмотрению.

Дисциплина – соблюдение, исполнение этих правил конкретными исполнителями. Как известен каждый исполнитель, так и нет безымянных нарушителей дисциплины. В системе общественных объединений действуют правила дисциплины общественной, в системе государственно-правовых отношений – правила государственной дисциплины. А в тех отношениях между гражданами, которые урегулированы различными правилами (правовыми, нравственными и т.д.), реализуемыми без непосредственного участия государственного органа, действует дисциплина, которую можно назвать гражданской.

Государственная дисциплина состоит в соблюдении, точном и неуклонном исполнении всеми субъектами административного права установленных государством правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению государственных полномочий. Характерный признак государственной дисциплины в том, что по крайней мере одним из участников отношений выступает государство (в лице органа или должностного лица). Именно по этому критерию государственную дисциплину отделяют от иных видов дисциплины.

Вопрос

Основные способы обеспечения государственной дисциплины

За много лет деятельности государственных органов и организаций выработаны определенные бесспорные способы (методы) обеспечения, т.е. практического соблюдения государственной дисциплины, прошедшие неизменной позицией через законодательство. Таких способов три: контроль, надзор, контрольно-надзорная деятельность.

Контроль своим содержанием имеет три элемента:

а) проверка фактического выполнения закона, иного нормативного правового акта, индивидуального предписания (устного или письменного), проверка с позиции закона и еще с позиции целесообразности;

б) проверка путей и средств выполнения закона и иных актов, что дает возможность оценить работу органов и конкретных должностных лиц;

в) принятие мер по итогам контроля – как позитивных (благодарности, награды и т.п.), так и негативных (дисциплинарная и иные виды ответственности).

Формы и методы осуществляются инспектированием, ревизией, проверкой отчетных данных и т.д.

Надзор, как и контроль, имеет своим собственным содержанием элементы, отличные от контроля:

а) проверка соблюдения и исполнения закона, с точки зрения соответствия закону и только, о целесообразности здесь речи быть не может;

б) принятие в итоге мер, которые можно назвать специальными, имеющими единственную цель – восстановление нарушенной законности.

В системе надзора первенствующее место отводится прокурорскому надзору, затем – административному надзору (органов внутренних дел), другим его разновидностям. Формами реагирования прокурорского надзора являются: протест, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона.

Контрольно-надзорная деятельность в своем наименовании, как и в содержании, соединяет черты контроля и надзора. От надзора контрольно-надзорная деятельность восприняла проверку позиции только законности. Из содержания контроля заимствован его третий признак – принятие мер в ходе или по результатам надзора. В итоге контрольно-надзорная деятельность состоит в проведении проверок надзорного характера с последующим принятием мер административного принуждения – предупредительно-пресекательного характера и административных наказаний, закрепленных в законодательстве.

В ходе административной реформы на смену государственным инспекциям учреждена новая структура – Федеральная служба по контролю и надзору.

Вопрос

По времени осуществления различают предварительный, текущий и последующий контроль; по методам осуществления контрольных проверок выделяют контроль по документам, отчетам, по отдельным жалобам и запросам, а так же непосредственный контроль в виде плановых и внеплановых, сплошных или целевых контрольных проверок.

Формы и методы контроля известны и проверены многолетней практикой: инспектирование, ревизии, проверка отчетных данных, проверка сведений по жалобам и заявлениям и т.д. Проверка исполнения – тоже одна из форм контроля.

Контрольно-надзорная деятельность в своем наименовании, как и в содержании, соединяет черты контроля и надзора. От надзора контрольно-надзорная деятельность восприняла проверку позиции только законности. Из содержания контроля заимствован его третий признак – принятие мер в ходе или по результатам надзора. В итоге контрольно-надзорная деятельность состоит в проведении проверок надзорного характера с последующим принятием мер, но не поощрительных и не дисциплинарных, а мер административного принуждения – предупредительно-пресекательного характера и административных наказаний, закрепленных в законодательстве.

В ходе административной реформы на смену государственным инспекциям учреждена новая структура – Федеральная служба по контролю и надзору.

Федеральная служба объединяет контрольные и надзорные полномочия, что наиболее соответствует ее деятельности как контрольно-надзорной. Федеральные службы имеют, как правило, органы в субъектах Российской Федерации.

Вопрос

Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, ко­торый осуществляют:

— Конституционный Суд Российской Федерации; — суды общей юрисдикции; — арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционно­го судопроизводства. Со­гласно федеральному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Кон­ституции на всей территории России разрешает дела о соответст­вии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правитель­ства России;

б) конституций республик, уставов

в) договоров между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной врасти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Россий­ской Федерации.

Суды общей юрисдикции. Осуществляя правосудие, рас­сматривая гражданские, уголовные, административные и иные дела, суды общей юрисдикции осуществляют в предус­мотренных законом случаях контроль за деятельностью ис­полнительных органов.

Суд при рассмотрении конкретных дел оценивает правомер­ность действий должностных лиц органов государственного уп­равления. В случае признания актов органов управления и их должностных лиц незаконными суд может отменить незаконные акты, признать действия должностных лиц неправомерными.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреж­дений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вопрос

Экономика

1) Промышленность как отрасль материальная и отрасль государственного управления. Отрасль по объему большая, по внутренней структуре сложная, включает многочисленные отрасли по видам производства (металлургия, добывающая промышленность, машиностроение, пищевая промышленность и многие другие).

2) Капитальное строительство как отрасль материальная и отрасль государственного управления. Строительство и обустройство разнообразных объектов диктует необходимость большой специализации строительных предприятий. Результатом было разделение отрасли на 8-10 отраслей, материальных и управленческих, промышленного строительства, транспортного строительства, строительство газо- и нефтепроводов, строительство специальных объектов и т.д.

3) Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс. Отрасль, предназначенная обеспечивать население продовольствием, а некоторые отрасли промышленности – сырьем, в системе государственного управления была всегда неделимой.

4) Отрасли хозяйственного обслуживания, призванные оказывать хозяйственные услуги организациям и населению, – транспорт, торговля, связь, коммунальное обслуживание, бытовое обслуживание населения. В Российской Федерации остались две самостоятельные отрасли – транспорт, а также связь с соответствующими органами государственного управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.037 с.)