Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия государственного служащего

Поиск

Полномочия (права и обязанности) государственного служащего определены, в типовом разрезе, в ст.ст. 14, 15 закона «О государственной гражданской службе». Права служащего делятся на две группы. В первую группу войдут те права, которые реализуются в процессе непосредственного исполнения должностных полномочий: ознакомление с документами в рамках должности, получение информации и др.; ко второй группе отойдут те права, которые обеспечивают эффективность выполнения служащими своих прав: участие в конкурсе на должности, продвижение по службе и др.

То же – с обязанностями служащего: обеспечение поддержки конституционного строя, соблюдение законности, добросовестное исполнение обязанностей по должности. Во вторую группу входят – соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, порядка работы со служебной информацией и другие.

Здесь уместно выделить из всего состава служащих тех из них, которые официально именуются должностными лицами. Признаками должностного лица являются распорядительные полномочия, контрольно-надзорные и иные полномочия.

 

Вопрос

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Вопрос

Поступление на службу. Прохождение службы

В ст. 32 Конституции закреплен принцип равного доступа граждан РФ к государственной службе. При подборе кандидатов на должности критерий один – профессиональная пригодность к исполнению должности, определяемая такими показателями как уровень и вид образования, возраст, стаж работы по профессии и другие в рамках должности, установленные, однако, законодательством.

Должность замещается по зачислению, назначению, выборам или по конкурсу. Здесь необходимо подчеркнуть, что при всех способах замещения должностей заключается контракт на определенный, как правило, срок, определяющий обязанности сторон по его выполнению.

За поступлением на службу следует ее прохождение. По содержанию оно означает исполнение должностных полномочий с изменениями в статусе служащего в связи с различными обстоятельствами.

Исполнение должностных полномочий означает постоянное, повседневное содержание работы служащего, определяемой должностным регламентом, отсюда идет и понятие исполнительская дисциплина.

Сроки должностных полномочий включают: предельный возраст на службе – 60 лет, сроки контрактов – до 5 и менее лет или на срок неопределенный.

Классность охватывает многие отрасли и группы служащих, но не всех и не единообразно, общего закона о классности нет, и она определяется званиями (военнослужащие, наука), категориями (здравоохранение), рангами (дипломатическая служба), классными чинами (гражданская служба).

Аттестация государственных служащих имеет целью проверить профессиональную подготовку, соответствие его занимаемой должности, определить перспективы роста или понижения по служебной лестнице. Аттестация проводится один раз в три года. В решении аттестационной комиссии, которая проводит аттестацию, одно из следующих заключений: служащий соответствует должности, заслуживает повышения, подлежит переаттестации через год, занимаемой должности не соответствует.

Продвижение по службе теперь определяется как неотъемлемый элемент прохождения службы. Действующее законодательство закрепило право служащего на продвижение по службе (ст. 48 закона «О государственной гражданской службе»). Основные способы продвижения по службе это:

а) перемещение на более высокую должность;

б) присвоение очередного квалификационного класса с надбавкой к зарплате;

в) зависимость оплаты труда от стажа службы и другие.

Вопрос

Ст. 55 З-на «О гражданской службе» говорит о возможности применения поощрения. Например за безупречную службу, за эффективную службу.

Поощрения и награждения за гражданскую службу:

1. За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства Российской Федерации;

6) поощрение Президента Российской Федерации;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

2. Решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи принимается представителем нанимателя, а решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 настоящей статьи принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поощрение муниципального служащего:

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Вопрос

Нормы административного права закрепляют и регулируют два вида ответственности государственных служащих за правонарушения по службе (служебные проступки): дисциплинарную и административную.

Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок в двух вариациях: 1) неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (ст. 57 закона «О государственной гражданской службе»), это основной вариант, который дополняется семью правонарушениями, которые хотя непосредственно и не нарушают должностной регламент, но несовместимы со статусом государственного служащего. Дисциплинарными взысканиями закон закрепил известные ранее меры ответственности от замечания до увольнения от должности.

Административная ответственность государственных служащих определяется и регулируется законодательством об административных правонарушениях, в настоящее время Кодексом РФ об административных правонарушениях 2002 года. Основанием служит административный проступок, но совершенный им в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП). Проступок по службе, но другой своей, внешней стороной он публичный, вредоносен для порядка и безопасности. Потому эти проступки получили в литературе название административно-дисциплинарных. Меры ответственности в новом КоАП за эти проступки определены не взысканиями, а как наказания (ст. 3.2). Из 9 мер наказания к служащим могут быть применены три: предупреждение, административный штраф, дисквалификация.

Дисциплинарные взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям

Вопрос

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения.

5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка

6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

10. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

 

Вопрос

Ограничения, связанные с гражданской службой:

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств).

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Запреты, связанные с гражданской службой:

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;

(пп. "а" в ред. Федерального закона от 29.03.2008 N 30-ФЗ)

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов.

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Вопрос

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции.

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих.

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов.

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих.

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Вопрос

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта

2) истечение срока действия срочного служебного контракта

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы.

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания

Вопрос

Понятие формы, виды форм

Понятие формы реализации полномочий субъектов административного права включает такие моменты:

а) форма – это часть, точнее – одна из частей, на которые можно разделить деятельность субъекта административного права, например, принятие решения;

б) это такая часть, которая может быть объективно выражена, зрима, пригодна для практического применения, например, заявление, жалоба в виде документа;

в) форма – такая часть деятельности субъекта административного права, которая отличается от других форм, например, заявление и жалоба, которая отличима и по содержанию, и по форме.

Формы деятельности разделяются на правовые и неправовые.

Правовые формы порождают юридические последствия для физического лица или организации, например, приказ о назначении лица на должность. К числу правовых форм относятся:

а) правовые акты государственного управления, адресуемые физическим лицам и организациям;

б) правовые акты внутриорганизационного характера (внутриотраслевые), адресованные аппарату управления;

в) обращения физических лиц и организаций в государственные и иные организации, подлежащие (обращения) рассмотрению в установленном порядке;

г) участие в договорных и возникших из них имущественно-хозяйственных спорах;

д) услуги со стороны государства.

Неправовые формы исполнения субъектами административного права своих полномочий также предусмотрены законодательством, но при непосредственном своем применении юридических последствий не вызывают: информация, материально-технические действия, обследования, семинары, реклама, выставки и иные.

Вопрос

Государственные органы и их должностные лица свои обращения к физическим лицам и организациям облекают, как правило, в формы обязательных предписаний (приказов, распоряжений, докладных записок и т.д.), гражданам же, не носителям государственной власти, предоставлено право обращения в государственные организации (ст. 33 Конституции): устно и письменно, индивидуально и коллективно. Обращения граждан имеют определенные формы, закрепленные в законодательстве, в настоящее время в ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».[4]

а) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

б) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

в) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Для всех видов обращения законом установлена письменная форма. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

30 дней рассмотрение

 

Вопрос

Общие правила рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлены с тем, чтобы обеспечить уяснение обращения, проверку и принятие решения в кратчайшие сроки компетентными органами и должностными лицами, с целью удовлетворения пожеланий автора обращения.

Эти общие правила следующие:

1) органы и организации обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их, принимать меры и давать ответ заявителям

2) законодательство определило право гражданина обратиться в суд с жалобой на действия (бездействия) и решения, нарушающие права и свободы граждан

3) орган (должностное лицо), получившее жалобу по вопросу, не относящемуся к его компетенции, вправе направить ее компетентному органу, но запрещено направлять жалобу тому органу (должностному лицу), чьи действия обжалуются

4) определен срок рассмотрения и разрешения обращений – в течение 30 дней

Законодательство установило ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения

2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.021 с.)