Полномочия Президента по государственному управлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия Президента по государственному управлению



В области управления государственными делами Президент наделен Конституцией наибольшим объемом полномочий.

Их можно разделить на три группы:

1) по формированию исполни­тельной власти;

2) по определению направления и содержания ее деятельности;

3) по обеспечению законности в сфере государст­венного управления.

Полномочия Президента по формированию органов государ­ственного управления включают: назначение с согласия Государ­ственной Думы Председателя Правительства РФ, по предложе­нию Председателя Правительства назначение на должность и освобождение от должности остальных членов Правительства – заместителей Председателя и федеральных министров, формиро­вание Администрации Президента, назначение и освобождение полномочных представителей Президента в федеральных окру­гах, назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ (ст. 83).

Полномочия Президента по определению направления и содер­жания деятельности исполнительной власти охватывают: определе­ние основных направлений внутренней и внешней политики госу­дарства (ст. 80) посредством обращения к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране (ст. 84); внесение законопроектов в Государственную Думу по вопросам государст­венного управления; осуществление руководства внешней полити­кой (ст. 86). Президент является Верховным Главноко­мандующим Вооруженными Силами РФ (ст. 87).

По обеспечению законности и государственной дисциплины Президент наделен правом принимать указы и распоряжения, обя­зательные для исполнения на всей территории Российской Феде­рации (ст. 90), а также правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противо­речия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, меж­дународным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85). Президент представляет Совету Федерации кандидатуру на пост Генерального прокурора (ст. 129).

Полномочия Президента по обеспечению порядка и безопасности

Согласно ст. 80 Конституции Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а для исполнения этого требования ему предоставлены значительные полномочия по обеспечению порядка и безопасности как внешней, так и внутренней.

Президент определяет основные задачи по обеспечению и охране порядка и безопасности, пути и средства их решения. В соответствии с Конституцией это делается Президентом в его ежегодном послании Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Полномочия Президента по обеспечению порядка и безопасности включают также непосредственное подчинение ему ряда министерств и ведомств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности и другие), отвечающих за порядок и безопасность.

Важным средством и организующим звеном в компетенции Президента по обеспечению порядка и безопасности служит Совет Безопасности. Президент формирует и возглавляет эту структуру и руководит ее деятельностью. Статус Совета Безопасности и порядок его работы определяется Положением о Совете Безопасности, утверждаемом Президентом.

Президент наделен полномочиями и на случай особых, чрезвычайных ситуаций. Согласно статьям 87 и 88 Конституции Президент, при наступлении чрезвычайных обстоятельств, вправе вводить военное положение, чрезвычайное положение. На оба эти случая приняты соответствующие Законы.[2] В данных законах содержится большой перечень мер, вводимых в местностях, где объявлено военное или чрезвычайное положение, которые (меры) могут быть введены по решению Президента.

3. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе

Президент осуществляет свои административно-правовые полномочия в процессе руководства деятельностью Администрации Президента и органов исполнитель­ной власти. Этого стало, однако, недостаточно и возникла необ­ходимость создания федеральных округов и учреждение в них полномочных представителей. В связи с этим был издан специ­альный Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».[3]

Согласно Указу и «Положению о полномочном представите­ле Президента Российской Федерации в федеральном округе», утвержденному тем же Указом, полномочный представитель Президента РФ учрежден в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

В названном Положении определены задачи полномочного представителя, его функции, права.

В числе основных задач и функций полномочного представителя следует назвать координацию деятельности органов испол­нительной власти в соответствующем округе, контроль за исполнениями федеральных законов, указов и распоряжений Прези­дента РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе, организацию взаимодействия федеральных органов ис­полнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и региональными объединениями.

Полномочный представитель вносит Президенту РФ предложе­ния о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального окру­га, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федераль­ным законам, международным обязательствам Российской Федера­ции или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Полномочный представитель формирует свой аппарат, ут­верждает должностные инструкции для его работников, издает распоряжения по вопросам деятельности данной структуры.

Полномочные представители действуют в пределах следую­щих семи федеральных округов: Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном.

Администрация Президента

1. Администрация Президента Российской Федерации (далее - Администрация) является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом "и" статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.

2. Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. В состав Администрации входят:

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (далее - Руководитель Администрации), два заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощника Президента Российской Федерации (далее - заместители Руководителя Администрации), помощники Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, советники Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, старшие референты, референты Президента Российской Федерации и иные должностные лица Администрации;

управления Президента Российской Федерации;

иные самостоятельные подразделения Администрации.

Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.

Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Администрация формируется в целях:

обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства;

осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации;

подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

содействия Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;

содействия Президенту Российской Федерации в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

содействия Президенту Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обеспечения реализации Президентом Российской Федерации иных возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий.

5. Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации осуществляет следующие функции:

организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

подготовка предложений о подписании Президентом Российской Федерации федеральных законов либо об их отклонении;

подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту Российской Федерации документов;

обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов, подписанных Президентом Российской Федерации;

подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;

обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента Российской Федерации;

подготовка проектов обращений Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;

организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по осуществлению актов помилования;

сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;

обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

6. Администрация при реализации возложенных на нее функций:

взаимодействует с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, иными судами Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в отношении средств массовой информации, а также по обеспечению граждан Российской Федерации объективной информацией о внутренней и внешней политике Российской Федерации;

осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции учредителя средств массовой информации;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией в органах государственной власти и органах местного самоуправления, урегулирования конфликта интересов и реформирования государственной и муниципальной службы;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области местного самоуправления;

ведет учет лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, назначаемых на должности государственной службы и освобождаемых от указанных должностей Президентом Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 01.08.2005 N 903)

запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций;

пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи;

осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении;

организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов;

исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

осуществляет во взаимодействии с Управлением делами Президента Российской Федерации финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях), лиц, замещающих в Администрации должности федеральной государственной гражданской службы, и их социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение деятельности Администрации, в том числе единого порядка документооборота в Администрации и комплектования архивного фонда.

(в ред. Указа Президента РФ от 01.08.2005 N 903)

Вопрос

Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации:

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

Состав Правительства Российской Федерации:

Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

В главе III полномочия Правительства:

Статья 12. Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти

Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

Статья 14. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики

Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

Статья 16. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере

Статья 17. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры, образования

Статья 18. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Статья 19. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

Статья 20. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений

Статья 22. Иные полномочия Правительства Российской Федерации

Особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Вопрос

Орган исполнительной власти

Орган исполнительной власти – ее частица, практически реализующая полномочия власти. Поскольку исполнительная власть – один из видов государственной власти, постольку и орган исполнительной власти – один из видов органов государственной власти. Из этого следует, что орган исполнительной власти сохраняет основные свойства, признаки органа государственной власти как родовой структуры, в то же время имеет и свои, отличительные признаки, производные от исполнительной власти.

Основной признак и критерий любого органа государственной власти тот, что он исполняет порученную ему государством компетенцию от имени государства. Все иные его качества – личный состав (государственные служащие), территория, финансирование, формы и методы деятельности и другие – определяются этим, главным признаком, несут на себе непосредственно его следствие.

Орган исполнительной власти, наследуя основные и последующие качества органа государственной власти, имеет в то же время свои, особенные признаки, проистекающие из исполнительной деятельности органа, а именно:

а) деятельность органа исполнительной власти – подзаконная, т.е. по исполнению законов, а с точки зрения материального содержания – практически организационная, управленческая, притом постоянно функционирующая, а в некоторых отраслях – и непрерывно действующая (оборона, транспорт и другие);

б) поскольку органы исполнительной власти разного уровня (высшие, отраслевые и т.д., см. ниже), постольку, как правило, орган, являясь исполнительным по отношению к вышестоящему органу, выступает как распорядительный орган в отношении органа нижестоящего (например, Правительство и Министерство);

в) органы исполнительной власти принимают, по предмету своей деятельности, правовые акты управления, отличающиеся от других государственных правовых актов своим содержанием, юридическими свойствами, порядком принятия;

г) наконец, с точки зрения юридической техники, компетенция органа исполнительной власти имеет сложную структуру и включает такие основные элементы: цели и задачи; функции управления (централизованные и оперативные), права и обязанности по каждой функции; формы и методы деятельности.

 

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.042 с.)