Вопрос Административно-правовые нормы: понятие, особенности, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос Административно-правовые нормы: понятие, особенности, виды



Нормы административного права - это правила поведения субъектов административного права (граждан и других), обязательные для них, обеспечиваемые государством посредством организационных, правовых и иных мер, в том числе мерами юридической ответственности.

Особенности административно-правовых норм:

1. заключается в материальном содержании административно-правовых норм. В них закрепляются отношения по государственному управлению, государственному регулированию, по государственным заказам.

Следующая особенность норм административного права относится к видам юридической ответственности за правонарушения. Каждая отрасль права обеспечивается соответствующим видом ответственности, нормы административного права охраняются двумя видами ответственности: административной и дисциплинарной.

Одна из особенностей норм административного права заключается в методе воздействия одного субъекта отношений на другой. По этому основанию различаются нормы:

Обязывающие – содержат в компетенции органов административного права обязанности субъектов (всех в отрасли).

Уполномочивающие – субъект административного права выбирает вариант поведения по своему усмотрению, в рамках нормы.

Запрещающие – содержат запрет на совершение определенных действий субъектами административного права.

Поощрительные – содержат меры поощрения субъектов административного права при наличии оснований, указанных законодательством (стаж, безупречность службы и др.).

Согласительные – нормы, устанавливающие порядок оказания государственных услуг на основе соглашения органа исполнительной власти и услугополучателя.

Нормы административного права содержат также особенность производную от федеративного устройства государства. Конституция установила, в соответствии с этим, три уровня правового регулирования: федеральный, региональный (субъектов Российской Федерации) и уровень местного самоуправления, которые в административном праве воспроизводят нормы адекватно, – федеральные, региональные, муниципальные.

Нормы административного права имеют общую для правовых норм структуру из трех элементов: гипотеза, диспозиция, санкция. Особенности состоят в содержании каждого из элементов.

Вопрос Административно-правовые отношения

А. Понятие. Административно-правовые отношения причисляются к группе тех реальных отношений, которые вызываются к жизни посредством применения административно-правовой нормы: сначала норма, её применение, а затем – возникновение реального общественного отношения-правоотношения. В этом-то и состоит организующий, действительно творческий характер административно-правовых норм и порождаемых ими правоотношений.

Б. Участники (субъекты). Субъекты адм. отношений – физические лица и организации.

Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, - в общегражданском статусе и в профессиональном (рабочие, служащие, учащиеся и др.).

Организации: государственные органы и организации, негосударственные организации, предприятия и учреждения (независимо от видов и форм собственности).

Все субъекты административно-правовых отношений могут вступать в реальные отношения в любом сочетании, кроме двух: не могут вступать в административно-правовые отношения граждане между собою, а также негосударственные организации между собою, поскольку в этих сочетаниях отсутствуют, хотя бы у одного участника, управленческие полномочия.

В. Объект и предмет. Объектом правоотношения принято считать поведение субъекта, его волю и волеизъявление. За объектом находится ещё предмет правоотношения - действия, предметы духовной жизни и культуры, правовой статус личности, его здоровье, безопасность, допустимое законом ограничения её прав и свободы.

Г. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений – это факты объективного (относительно правовой нормы) свойства, с пояснением (исчезновением) которых административно-правовые отношения возникает, изменяется или прекращается. Данные факты являются юридическими. Их виды:

Действия - юридические факты, которые являются волевым по их происхождению и в процессе реализации, например назначение лица на должность, поощрение, отправка корреспонденции. Они бывают правомерные и неправомерные.

События – юридические факты, которые не зависят от воли людей в период своей реализации и нередко не являются волевыми и по источнику правоотношения, например стихийные бедствия.

Д. Защита административно-правовых отношений. Существует 2 способа защиты ади.отношений:

Административный способ – состоит в том, что контроль за важностью функционирования административно-правовых отношений, в том числе рассмотрение жалоб и заявлений ведутся в системе органов государственной власти.

Судебный способ защиты заключается в том, что жалоба на действия (бездействия) и решения государственных органов и должностных лиц могут рассматриваться судом.

Вопрос Административно-процессуальные нормы: понятия и виды

Процессуальная правовая норма, в отличие от нормы материальной, определяет, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил, материальная норма реализуется, достигаются заключенные в ней цели. Положение о процедурах реализации материальных норм носит универсальный, всеобщий характер, процедура – выражаясь по-современному, это технология производства заложенных в материальной норме идей, требований, рекомендаций во всей сфере административно-правового регулирования.

Нормы административно-процессуальные регулируют отношения как позитивные (организация производства, хозяйства, социальной сферы), так и отношения в связи с правонарушениями (дисциплинарными и административными).

В рамках процессуальных норм, обеспечивающих рассмотрение дел о правонарушениях или связанных с ними, можно обособить три административно-процессуальных института: нормы о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений, нормы о порядке привлечения к дисциплинарной ответственности (законодательство о государственной и других видах службы и иной деятельности) нормы о порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях (КОАП РФ).

Вопрос Защита административно-правовых отношений.

Большинство административно-правовых отношений возникает из правомерных, притом активных действий субъектов. Возникают административно-правовые отношения и из правоотношений. Когда речь о защите административно-правовых отношений, имеются в виду и те и другие отношения. Защита состоит в том, чтобы любое правоотношение проявило себя в точном соответствии с нормой права. В течение многих лет отработано два способа защит административно-правовых отношений.

Административный способ – состоит в том, что контроль за важностью функционирования административно-правовых отношений, в том числе рассмотрение жалоб и заявлений ведутся в системе органов государственной власти.

Судебный способ защиты заключается в том, что жалоба на действия (бездействия) и решения государственных органов и должностных лиц могут рассматриваться судом. Это конституционное положение (ст. 46), конкретизированное в текущем законодательстве. Практически судебный способ является в современных условиях преобладающим.

Вопрос

Административное право – одна из самых крупных отраслей с большим разнообразием норм. Существует два требования к систематизации: во-первых, наличие и дифференциация норм и, во-вторых, полезность систематизации для науки и практики.

Первым основанием систематизации административно-правовых норм следует назвать масштаб их применения (действия):

а) нормы, действующие в масштабе всего предмета регулирования административного права и составляющие поэтому Общую часть административного права (субъекты, их полномочия, ответственность и т.д.);

б) нормы, масштаб действия которых определяется отраслью или сферой управления, составляют Особенную часть (Положения о министерствах и ведомствах и др.);

в) нормы Специальной части выделяются на основе Особенной части по признаку их единства – по обеспечению и охране правопорядка и безопасности и значительного количества. При этом и для Особенной части и для Специальной части определяется, впервые в нашей литературе, свой предмет регулирования и познания.

В приведенной систематизации возможны варианты, например, обойтись без Специальной части или именовать ее полицейским правом.

Следующим основанием систематизации административно-правовых норм следует принять их разделение на нормы административно-материальные и нормы административно-процессуальные. Но такое разделение нуждается в специальном изложении и ему отведена одна из последующих глав.

Система административного права как учебной дисциплины и науки аналогична систематизации отрасли и тд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.006 с.)