Вопрос Предмет административного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос Предмет административного права



Вопрос

В каждом обществе и государстве всегда уделялось особое внимание управлению и регулированию государственных дел. Без этого трудно поддерживать их устойчивость и обеспечить развитие, как целостной системы. (Ю. А. Тихомиров)

Управление - высшая форма регуляции. Это сознательная, целенаправленная деятельность человека. Главное отличие регулирования от управления состоит в том, что последнее связано с деятельностью человека, его разумом, волей, сознанием. Управление представляет собой совокупность действий, совершённых человеком на основе правовых норм для достижения соответствующих общественно-значимых целей.

Современная теория управления дифференцирует его на 3 вида: техническое, биологическое и социальное. Данная дифференциация связана с объектом управления. Социальное управление, как высшая форма управления обладает отличительными признаками:

1. Это управление людьми, т.е. субъектами, обладающими волей и сознанием.

2. В нём находит выражение воля государства.

3. Такое управление имеет сознательный, волевой характер, императивный.

4. Социальное управление осуществляют спец. созд. органы, общественные организации, должностные лица.

Социальное управление в свою очередь делится на государственное, общественное, муниципальное.

 

Вопрос

Очередная группа субъектов административного права – органы исполнительной власти (государственного управления). Субъектом является орган.

Исполнительная власть – один из видов единой государственной власти в условиях разделения властей (ст. 10 Конституции).

Органы, входящие в исполнительную власть, составляют объединенную на основе соподчиненности структуру, каковую (соподчиненность) не имеют другие власти. Вследствие чего исполнительная власть может выступать как субъект административного права, как носитель прав и обязанностей в отношениях, в частности, с законодательной властью.

Можно ли именовать орган исполнительной власти органом государственного управления? Можно, как это и делается в текущем законодательстве. Но необходимы две оговорки. Во-первых, прежние, советские Конституции и Конституция РФ категорию «государственное управление» применяют в двояком смысле: как общегосударственная деятельность, т.е. как все виды власти (например, ст. 32 Конституции), и как деятельность исполнительных органов власти, входящей в предмет административного права (ст. 114 Конституции). Во-вторых, если в условиях СССР полномочия органов государственного управления были определены так, что вышестоящий представительный орган как «орган полновластия» был вправе изымать из сферы государственного управления любой вопрос для своего рассмотрения. Иное дело сейчас. Каждая власть, по ст. 10 Конституции, самостоятельна. И только если она нарушает закон, другая, компетентная власть может вмешаться, чтобы исправить положение.

Вопрос

Государственное управление предстает прежде и теперь в трех вариантах:

1) государственное управление как деятельность по руководству государственными делами в полном их объеме всеми органами государственной власти (представительными, исполнительными, судебными и т.д.).

2) государственное управление как часть общегосударственной управленческой деятельности по реализации исполнительными органами власти полномочий поручениях;

3) есть еще и третий аспект государственного управления, мало приметный, как бы тыловой, это управление в органе государственной власти и вообще в любой государственной организации, их внутренними делами, не имеющими публичного характера: внутрикадровое дело, собственное финансирование и вообще материальное обеспечение, распорядок работы, трудовая дисциплина и т.д.

Давно и единодушно признано: деятельность государственной администрации, т.е. исполнительной власти составляет неизменно основу административного права. Характерные признаки этого вида государственного управления такие:

а) по своим параметрам, применительно к обществу оно охватывает все общество, все основные стороны его жизнедеятельности;

б) эта деятельность исполнительная, практически организационная, т.е. исполнение до конечных реальных результатов;

в) в правовом аспекте деятельность подзаконная, т.е. на основе закона и по его исполнению, в то же время в отношениях между участниками управления – деятельность распорядительная (со стороны вышестоящего органа или должностного лица);

г) еще одна особенность исполнительной деятельности состоит в том, что в ее системе, т.е. только в рамках и внутри исполнительной деятельности, действует не только принцип законности, а и принцип целесообразности, т.е. решение вопросов по усмотрению полномочного органа (должностного лица).

Вопрос Предмет административного права

Административное право Российской Федерации в современном состоянии регулирует социальные отношения по:

1) государственному управлению;

2) государственному регулированию;

3) государственным услугам.

Далее надлежит определить материальный и правовой статус составных частей структуры предмета административного права.

В плане государственной деятельности, определяемой ст. 10 Конституции на три вида государственной власти, предмет административного права составляет в свою очередь три вида деятельности исполнительной власти, осуществляемой ее субъектами – органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, должностными лицами. При этом один и тот же субъект, например, министерство может иметь полномочия, хотя бы частичные не по одному, а по двум видам управленческой деятельности (управление и регулирование).

Исходя из сказанного, можно считать, что каждый из видов структуры административно-правовой деятельности тем самым опосредует определенную сферу, круг отношений и регулирует их соответственно требованиям законодательства. Текущее законодательство исчерпывающим образом определяет предмет регулирования по каждому виду.

Из вышесказанного можно сделать 2 вывода:

а) каждый из трех видов структуры предмета административного права содержит в себе вид деятельности исполнительной власти, охватываемую этим видом сферу отношений, способы реализации полномочий;

б) сфера деятельности каждого из видов определена Конституцией и законодательством, но только в основе. Детали полномочий каждого из видов носят подвижный характер, регулируются текущим законодательством, в том числе и особенно указами Президента и правительственными постановлениями.

Вопрос Административно-процессуальные нормы: понятия и виды

Процессуальная правовая норма, в отличие от нормы материальной, определяет, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил, материальная норма реализуется, достигаются заключенные в ней цели. Положение о процедурах реализации материальных норм носит универсальный, всеобщий характер, процедура – выражаясь по-современному, это технология производства заложенных в материальной норме идей, требований, рекомендаций во всей сфере административно-правового регулирования.

Нормы административно-процессуальные регулируют отношения как позитивные (организация производства, хозяйства, социальной сферы), так и отношения в связи с правонарушениями (дисциплинарными и административными).

В рамках процессуальных норм, обеспечивающих рассмотрение дел о правонарушениях или связанных с ними, можно обособить три административно-процессуальных института: нормы о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений, нормы о порядке привлечения к дисциплинарной ответственности (законодательство о государственной и других видах службы и иной деятельности) нормы о порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях (КОАП РФ).

Вопрос

Административное право – одна из самых крупных отраслей с большим разнообразием норм. Существует два требования к систематизации: во-первых, наличие и дифференциация норм и, во-вторых, полезность систематизации для науки и практики.

Первым основанием систематизации административно-правовых норм следует назвать масштаб их применения (действия):

а) нормы, действующие в масштабе всего предмета регулирования административного права и составляющие поэтому Общую часть административного права (субъекты, их полномочия, ответственность и т.д.);

б) нормы, масштаб действия которых определяется отраслью или сферой управления, составляют Особенную часть (Положения о министерствах и ведомствах и др.);

в) нормы Специальной части выделяются на основе Особенной части по признаку их единства – по обеспечению и охране правопорядка и безопасности и значительного количества. При этом и для Особенной части и для Специальной части определяется, впервые в нашей литературе, свой предмет регулирования и познания.

В приведенной систематизации возможны варианты, например, обойтись без Специальной части или именовать ее полицейским правом.

Следующим основанием систематизации административно-правовых норм следует принять их разделение на нормы административно-материальные и нормы административно-процессуальные. Но такое разделение нуждается в специальном изложении и ему отведена одна из последующих глав.

Система административного права как учебной дисциплины и науки аналогична систематизации отрасли и тд.

Вопрос

Личность

Личность – физическое лицо, имеет свой правовой статус, состоящий из общих для всех лиц правил и не включающий нормы о гражданстве, профессии, трудовой занятости.

Основу административно-правового статуса личности составляют конституционные нормы, закрепляющие право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свободное передвижение, выбор места жительства и места пребывания и другие (в Конституции РФ глава 2). Правам личности корреспондируют и определенные обязанности перед обществом и государством: блюсти законы, платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и другие.

Гражданин

Административно-правовой статус гражданина включает, во-первых, правовой статус личности, очерченный выше, и, во-вторых, его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства. Законы о гражданстве, в частности действующий Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, определяют гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством в форме их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Выделяют нормы, составляющие общий статус гражданина и, далее, его специальный и особый статус.

Общий административно-правовой статус включает нормы, определяющие:

а) права и обязанности гражданина в государственной и общественной деятельности – об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции), право на объединение (ст. 30), право на участие в проведении массовых мероприятий (ст. 31) и другие;

б) права и обязанности гражданина в сфере хозяйственно-трудовой деятельности – право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода занятий и другие;

в) права гражданина, носящие сугубо личностный или семейный характер и не затрагивающие интересов общества – право обращения в государственные и негосударственные органы, право на творчество – литературное, научное и т.д., и другие.

Специальный административно-правовой статус гражданина – это нормы о его профессиональной трудовой деятельности: обучение в профессиональном образовательном учреждении, быть рабочим, служащим, военнослужащим и т.д.

Особый административно-правовой статус гражданина содержит его такие права, которые он приобретает в порядке своего интереса («хобби»), в целях удовлетворения сугубо индивидуальных потребностей: любитель-охотник, любитель-рыболов, любитель-водитель транспортного средства, турист и т.д.

Вопрос

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. (статья 15 данного ФЗ)

На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации. (ст. 13)

в случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора. (ст. 11)

Статья 10. Приостановление деятельности общественного или религиозного объединения и т.д.

 

Вопрос

Президент Российской Федерации, по Конституции, глава государства (ст. 80). Этот статус Президента влечет за собой его статус в качестве субъекта практически всех отраслей права.

Администрация Президента

1. Администрация Президента Российской Федерации (далее - Администрация) является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом "и" статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.

2. Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. В состав Администрации входят:

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (далее - Руководитель Администрации), два заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощника Президента Российской Федерации (далее - заместители Руководителя Администрации), помощники Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, советники Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, старшие референты, референты Президента Российской Федерации и иные должностные лица Администрации;

управления Президента Российской Федерации;

иные самостоятельные подразделения Администрации.

Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.

Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Администрация формируется в целях:

обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства;

осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации;

подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

содействия Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;

содействия Президенту Российской Федерации в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

содействия Президенту Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обеспечения реализации Президентом Российской Федерации иных возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий.

5. Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации осуществляет следующие функции:

организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

подготовка предложений о подписании Президентом Российской Федерации федеральных законов либо об их отклонении;

подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту Российской Федерации документов;

обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов, подписанных Президентом Российской Федерации;

подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;

обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента Российской Федерации;

подготовка проектов обращений Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;

организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по осуществлению актов помилования;

сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;

обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

6. Администрация при реализации возложенных на нее функций:

взаимодействует с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, иными судами Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в отношении средств массовой информации, а также по обеспечению граждан Российской Федерации объективной информацией о внутренней и внешней политике Российской Федерации;

осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции учредителя средств массовой информации;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией в органах государственной власти и органах местного самоуправления, урегулирования конфликта интересов и реформирования государственной и муниципальной службы;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области местного самоуправления;

ведет учет лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, назначаемых на должности государственной службы и освобождаемых от указанных должностей Президентом Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 01.08.2005 N 903)

запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций;

пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи;

осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении;

организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов;

исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

осуществляет во взаимодействии с Управлением делами Президента Российской Федерации финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях), лиц, замещающих в Администрации должности федеральной государственной гражданской службы, и их социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение деятельности Администрации, в том числе единого порядка документооборота в Администрации и комплектования архивного фонда.

(в ред. Указа Президента РФ от 01.08.2005 N 903)

Вопрос

Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации:

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

Состав Правительства Российской Федерации:

Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

В главе III полномочия Правительства:

Статья 12. Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти

Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

Статья 14. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики

Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

Статья 16. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере

Статья 17. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры, образования

Статья 18. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Статья 19. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

Статья 20. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений

Статья 22. Иные полномочия Правительства Российской Федерации

Особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Вопрос

Орган исполнительной власти

Орган исполнительной власти – ее частица, практически реализующая полномочия власти. Поскольку исполнительная власть – один из видов государственной власти, постольку и орган исполнительной власти – один из видов органов государственной власти. Из этого следует, что орган исполнительной власти сохраняет основные свойства, признаки органа государственной власти как родовой структуры, в то же время имеет и свои, отличительные признаки, производные от исполнительной власти.

Основной признак и критерий любого органа государственной власти тот, что он исполняет порученную ему государством компетенцию от имени государства. Все иные его качества – личный состав (государственные служащие), территория, финансирование, формы и методы деятельности и другие – определяются этим, главным признаком, несут на себе непосредственно его следствие.

Орган исполнительной власти, наследуя основные и последующие качества органа государственной власти, имеет в то же время свои, особенные признаки, проистекающие из исполнительной деятельности органа, а именно:

а) деятельность органа исполнительной власти – подзаконная, т.е. по исполнению законов, а с точки зрения материального содержания – практически организационная, управленческая, притом постоянно функционирующая, а в некоторых отраслях – и непрерывно действующая (оборона, транспорт и другие);

б) поскольку органы исполнительной власти разного уровня (высшие, отраслевые и т.д., см. ниже), постольку, как правило, орган, являясь исполнительным по отношению к вышестоящему органу, выступает как распорядительный орган в отношении органа нижестоящего (например, Правительство и Министерство);

в) органы исполнительной власти принимают, по предмету своей деятельности, правовые акты управления, отличающиеся от других государственных правовых актов своим содержанием, юридическими свойствами, порядком принятия;

г) наконец, с точки зрения юридической техники, компетенция органа исполнительной власти имеет сложную структуру и включает такие основные элементы: цели и задачи; функции управления (централизованные и оперативные), права и обязанности по каждой функции; формы и методы деятельности.

 

Вопрос

Вопрос

Система органов исполнительной власти состоит из звеньев (4-х), а каждое звено имеет, в свою очередь, внутреннюю структуру, т.е. перечень органов исполнительной власти, а в аппарате Правительства – перечень структурных подразделений с установленными им полномочиями.

Структура звеньев государственного управления строилась в России с самого начала как отраслевая структура, начало чему положил Петр I, а с созданием первых министерств в 1801-1805 годах она получила четко выраженные организационные формы.

Два столетия действия отраслевого принципа управления показали его жизненность и большие возможности по руководству государственными делами, он широко воспринят многими зарубежными государствами.

Принципиальные новации в структуру звеньев системы органов исполнительной власти внесены Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 9 марта 2004 г. Уставом определены всего три номинации исполнительных органов, которые могут состоять в их структуре, это: министерства, службы, агентства. Тем самым положен конец двухсотлетней самодеятельности в данном вопросе. Вновь создаваемые органы наименовывались самыми различными структурами: министерства, комитеты, государственные комитеты, главные управления и просто управления, комиссии, агентства, департаменты и т.д., дело доходило до смешного, например, были органы с названием «надзор». Особенно широкая пестрота имелась в организации исполнительной власти в постсоветский период, казалось нередко, что фантазии чиновников нет предела. Другое значение описываемой реформы – и это главное – в том, что всем трем видам органов исполнительной власти предписаны четкие и точные типовые полномочия: министерство – орган во главе сферы государственного руководства, службы – органы контроля и надзора, агентства – органы, оказывающие государственные услуги.

То, что теперь министерство возглавляет сферу управления, следует понимать таким образом, что министерство управляет отраслью, службами, агентствами, именуемое теперь сферой государственного руководства. Отраслевое начало в статусе министерства, стало быть, не изменилось.

 

Вопрос

Вопрос

Сложилось в практике, что различаются учредить орган и сформировать. Учредить, значит дать органу наименование, ввести его в соответствующее звено системы. Сформировать же, означает сделать орган живой, дееспособной структурой – набрать личный состав, определить компетенцию и т.д. От учреждения до формирования органа может получиться немалая дистанция во времени, иногда в десятилетие и более, такие примеры известны в государственном строительстве.

Со временем в государствах сложился определенный порядок, способы формирования государственных органов власти. Формирование способом выборов непосредственно населением установлено для представительных, законодательных органов. Все другие органы государственной власти формируются иными способами. Главный из них – государственно-распорядительный, при котором орган формируется по распоряжению, по команде другого компетентного органа. Известен и принцип самоформирования, например, исполнительной власти, в условиях государственных переворотов или иного чрезвычайного положения. Имел место и такой способ как захват одним органом места, статуса другого органа и объявления себя в этом новом статусе.

Действующее законодательство, начиная с Конституции, установило для формирования органов исполнительной власти государственно-распорядительный порядок. Он означает, что орган исполнительной власти может быть сформирован только государством и в распорядительном, императивном порядке, т.е. раз начатый процесс формирования должен быть завершен. Государственно-распорядительный порядок дополняется, на определенном этапе процесса формирования, способом самоформирования.

Под организационной структурой исполнительной власти следует понимать строение и внутреннюю форму организационной системы органов, выстроенную как единую систему связи отдельных её элементов. Исполнительная власть состоит из нескольких структур: организационной, территориальной, кадровой и т.д.

Организационная структура, таким образом, есть форма разделения и координации управленческой деятельности, то есть структура является формой закрепления разделения труда по управлению устойчивой схемой распределения целей, задач, функций управленческой деятельности.

Штаты, т.е. численность органов, их штатный состав.

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.095 с.)