Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административно-процессуальное право как отрасль российского права.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Я. Кикотя Кафедра административного права Утверждаю Начальник кафедры административного права полковник полиции ___________ С.Н. Бочаров
Авторы: доцент кафедры АП, кандидат юридических наук, профессор, полковник полиции Кивич Ю.В.,доцент кафедры АП, кандидат юридических наук, доцент,полковник полиции Малахова Н.В.
Фондовая лекция по административно-процессуальному праву
Тема № 2: «Предмет, методы, система и источники административно-процессуального права»
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол № ___ от «___» ____________ 2014 г.
Москва 2014 План Введение ……………………………………………………………………..с.3
Вопрос 1. Административно-процессуальное право как отрасль российского права………………………………………………. с.4 Вопрос 2. Предмет административно-процессуального права………….. с.11 Вопрос 3. Методы административно-процессуального права……………с.16 Вопрос 4. Система административно-процессуального права……………с.21 Вопрос 5. Источники административно-процессуального права………...с.25 Вопрос 6. Взаимодействие административно-процессуального права с иными отраслями российского права……………………………….. с.27 Заключение……………………………………………………………………….. с.32 Список литературы……………………………………………………………….. с.33 Введение Административный процесс и административно-процессуальное право как совокупность норм, регламентирующих административно-процессуальные отношения, представляют собой категории объективные. Юридическая наука никогда не оспаривала данный тезис. Несмотря на это, до настоящего времени не состоялись ни «легализация» (официальное признание), ни «суверенизация» (приобретение самостоятельного статуса) отрасли административно-процессуального права. Публичная власть, в первую очередь ее исполнительная ветвь, продолжает не замечать отрасль права, для характеристики возраста которой вполне уместно использование термина «почтенная». Игнорирование отрасли административно-процессуального права после принятия Конституции следует рассматривать уже как конституционное правонарушение, со всеми вытекающими в этих случаях последствиями. Данный тезис основывается на Конституции Российской Федерации. В частности, п. «к» ч.1 ст.72 Конституции к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнес как административное законодательство, так и административно-процессуальное законодательство, которые являются источниками соответствующих отраслей права. Тем не менее, административно-процессуальное право продолжает находиться в положении ребенка, факт рождения которого не зарегистрировали, не обеспечили документами, удостоверяющими его личность и закрепляющими юридически значимые для него факты. Легализация новорожденного необходима для того, чтобы он воспринимался как полноценный субъект права и правоотношений. Легализация же отрасли права обеспечивает полноценное развитие научного и образовательного процессов, объектом которых выступает легализованная отрасль права[1]. Система административно-процессуального права. Система общественных отношений, составляющих предмет административно-процессуального права, характеризуется специфическими качествами. Эти качества предполагают и соответствующее системное расположение административно-процессуальных норм в структуре одноименной отрасли, обеспечивающих реализацию этих отношений. Среди рассматриваемых качеств выделяются: - обширная сфера их распространения; - достаточно выраженный управленческий характер основной группы отношений, образующих предмет материального административного права; - принадлежность значительной части отношений к иным материальным отраслям российского права. Между тем в современной административно-правовой теории и практике административно-процессуальные нормы еще не получили признания как объективно необходимый социальный инструмент, как определенная система, т.е. как отрасль права. В значительной степени такое положение объясняется слабой разработкой многих актуальных теоретических проблем административного процесса и административно-процессуального права. Еще сравнительно недавно об административно-процессуальных нормах вообще ничего не говорилось, хотя они существовали и с определенной степенью эффективности выполняли свою немалую социальную функцию. В результате сложилось так, что практика значительно опередила теорию. Действующее законодательство содержит большое число административно-процессуальных правил, регулирующих многие стороны общественной жизни в нашей стране. Почти в каждом нормативном акте, так или иначе разрешающем вопросы государственного управления, наряду с материальными присутствуют и процессуальные административно-правовые нормы. Таким образом, основу системы административно-процессуального права составляют две большие группы норм, различающиеся между собой по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений. Особенность норм, составляющих первую группу, заключается в том, что они регулируют вопросы общего свойства, и распространяются на самые различные группы отношений. Например, административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых других правомочных субъектов, нормы, регулирующие принципы процессуальной деятельности, т.е. составляющих ее производств в целом, основы правового положения ее участников и другие. Административно-процессуальные нормы, выполняющие общие функции, составляют Общую часть административно-процессуального права. В этом не трудно убедиться, если сравнить их с нормами, которые составляют Общую часть материального административного права: - закрепляющие принципы государственного управления, а также управления общественного; - определяющие правовое положение граждан в сфере управления; - регулирующие порядок организации и функционирования органов управления; - регулирующие порядок организации предприятий и учреждений; - регулирующие службу в органах управления; - определяющие правовое положение общественных организаций в сфере управления; - регулирующие порядок издания актов управления; - регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере управления; - регулирующие контроль исполнения в управлении; - обеспечивающие соблюдение принципа законности в управлении. Вторая группа административно-процессуальных норм регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, возникающих главным образом в ходе осуществления того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть административно-процессуального права. Таким образом, система российского административно-процессуаль-ного праваможет быть представлена в следующем виде: ОБЩАЯ ЧАСТЬ I. Административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников административного процесса. 1. Нормы, регулирующие статус индивидуальных участников административного процесса: 1.1. граждан Российской Федерации; 1.2. иностранных граждан и лиц без гражданства; 2. Нормы, регулирующие статус коллективных субъектов административного процесса: 2.1. федеральных органов исполнительной власти: — Правительства Российской Федерации и подразделений его аппарата; — федеральных министерств и подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов; — иных федеральных органов исполнительной власти, подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов; — полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах; 2.2. нормы, регулирующие статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: — высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; — высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации); — иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 3. Нормы, регулирующие статус государственных служащих: — федеральных государственных служащих; — государственных служащих субъектов Российской Федерации; — муниципальных служащих. 4. Нормы, регулирующие статус исполнительных органов местного самоуправления. 5. Нормы, регулирующие статус предприятий и учреждений различных форм собственности, их внутренних подразделений. 6. Нормы, регулирующие статус общественных объединений: — политических общественных объединений; — неполитических общественных объединений. II. Административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления. 1. Нормы, регулирующие положение лиц, участвующих в производстве по индивидуально-конкретному делу. 2. Нормы, регулирующие принципы административного процесса. 3. Нормы, регулирующие общий порядок рассмотрения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления. 4. Нормы, регулирующие порядок вынесения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу. 5. Нормы, регулирующие порядок исполнения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу. 6. Нормы, регулирующие порядок обжалования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу. 7. Нормы, регулирующие порядок опротестования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу. 8. Нормы, регулирующие порядок пересмотра и отмены решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу. III. Административно-процессуальные нормы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 1. Нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов государственного управления. 2. Нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления. 3. Нормы, регулирующие производство по административно-правовым жалобам и спорам. 4). Нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях. 5. Нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях. 6. Нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам. 7. Нормы, регулирующие лицензионное производство. 8. Нормы, регулирующие регистрационное производство. 9. Нормы, регулирующие исполнительное производство.
Заключение
В заключении лекциисформулируем ряд принципиальных выводов: 1) объективно существующая в российском праве группа норм, именуемая административно-процессуальными нормами, имеет свой предмет правового регулирования — определенную группу отношений, отличающихся заметным качественным своеобразием; 2) данная группа административно-процессуальных норм вполне может быть представлена в виде системы, включающей Общую и Особенную части, в свою очередь состоящие из соответствующих процессуальных институтов. Эта система административно-процессуальных норм формируется под влиянием потребностей регулируемой ими системы общественных отношений, служит ее отражением и имеет реальную социальную ценность; 3) имея свой предмет регулирования и соответствующую ему систему собственной организации, данная группа правовых норм приобретает фактическую возможность взаимодействовать не только с одноименной материальной отраслью, но и практически с большинством материальных отраслей российского права с целью надлежащего обеспечения реализации соответствующих отношений, складывающихся в сфере действия этих материальных отраслей.
Список литературы Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Федеральный конституционный закон от 17.12.97 г. № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон от 26.02.97 г. № 9-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115 «О правовом положении иностранных граждан». Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон г. Москвы от 27.01.2010 № 2 «Основы жилищной политики города Москвы». Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции». Указ Президента РФ от 27.09.2013 № 735 «О Федеральном агентстве научных организаций». Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 «О Федеральной службе государственной статистики». Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 № 80 «Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 «О порядке присуждения ученых степеней». Постановление Правительства РФ от 26.09.2013 № 851 «Об утверждении Правил использования материальных ценностей государственного материального резерва для оказания регулирующего воздействия на рынок в форме товарных интервенций».
Учебная и научная литература: Основная: Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / Под ред. Л.Л.Попова. – М: РГ−Пресс. 2013. С.Н.Братановский, М.Ф.Зеленов,Г.В. Марьян. Административное право: Учебник для студентов вузов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014.
Дополнительная:
Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. Панова И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Саратов, 2001. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С.А. Комаров. Общая теория государства и права. Учебник. - М., 1997. А.П. Коренев. Административное право России. Часть 1. - М., 1997. А.П. Коренев. Административное право России. М., 2001. Д.И. Бахрах. Административное право. Изд-во “Норма”. - М., 2001. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-ое изд., изм. и доп. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. В.Д. Сорокин. Административный процесс и административно-процессуаль-ное право. – Санкт-Петербург. Издательство Юридического института, 2002. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов.-М.: Норма, 2005. Петров Г.И. Задачи кодификации советского административного права // Советское государство и право. 1958. № 6. Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М, Госюриздат, 1961. Лунев А.Е. Вопросы административного процесса // Правоведение. 1962. № 2. Петров Г.И. О кодификации советского административного права // Советское государство и право. 1962. № 5. Манохин В.М. Органы советского государственного управления. (Вопросы формирования). Саратов, 1962. Попова В.И. Теоретические вопросы систематизации советского административного законодательства. М., Госюриздат, 1962. Салищева Н.Г. К вопросу об административном процессе в СССР. Вопросы административного права на современном этапе. М., Госюриздат, 1963. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Я. Кикотя Кафедра административного права Утверждаю Начальник кафедры административного права полковник полиции ___________ С.Н. Бочаров
Авторы: доцент кафедры АП, кандидат юридических наук, профессор, полковник полиции Кивич Ю.В.,доцент кафедры АП, кандидат юридических наук, доцент,полковник полиции Малахова Н.В.
Фондовая лекция по административно-процессуальному праву
Тема № 2: «Предмет, методы, система и источники административно-процессуального права»
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол № ___ от «___» ____________ 2014 г.
Москва 2014 План Введение ……………………………………………………………………..с.3
Вопрос 1. Административно-процессуальное право как отрасль российского права………………………………………………. с.4 Вопрос 2. Предмет административно-процессуального права………….. с.11 Вопрос 3. Методы административно-процессуального права……………с.16 Вопрос 4. Система административно-процессуального права……………с.21 Вопрос 5. Источники административно-процессуального права………...с.25 Вопрос 6. Взаимодействие административно-процессуального права с иными отраслями российского права……………………………….. с.27 Заключение……………………………………………………………………….. с.32 Список литературы……………………………………………………………….. с.33 Введение Административный процесс и административно-процессуальное право как совокупность норм, регламентирующих административно-процессуальные отношения, представляют собой категории объективные. Юридическая наука никогда не оспаривала данный тезис. Несмотря на это, до настоящего времени не состоялись ни «легализация» (официальное признание), ни «суверенизация» (приобретение самостоятельного статуса) отрасли административно-процессуального права. Публичная власть, в первую очередь ее исполнительная ветвь, продолжает не замечать отрасль права, для характеристики возраста которой вполне уместно использование термина «почтенная». Игнорирование отрасли административно-процессуального права после принятия Конституции следует рассматривать уже как конституционное правонарушение, со всеми вытекающими в этих случаях последствиями. Данный тезис основывается на Конституции Российской Федерации. В частности, п. «к» ч.1 ст.72 Конституции к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнес как административное законодательство, так и административно-процессуальное законодательство, которые являются источниками соответствующих отраслей права. Тем не менее, административно-процессуальное право продолжает находиться в положении ребенка, факт рождения которого не зарегистрировали, не обеспечили документами, удостоверяющими его личность и закрепляющими юридически значимые для него факты. Легализация новорожденного необходима для того, чтобы он воспринимался как полноценный субъект права и правоотношений. Легализация же отрасли права обеспечивает полноценное развитие научного и образовательного процессов, объектом которых выступает легализованная отрасль права[1]. Административно-процессуальное право как отрасль российского права.
Статья 72 Конституции Российской Федерации среди предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов называет административное и административно-процессуальное законодательство. Таким образом, административно-процессуальное право получило конституционную «прописку»[2]. Но что такое административно-процессуальное право? Некоторые авторы утверждают, что это самостоятельная отрасль системы национального права[3]. Есть также мнение, что это подотрасль административного права. Есть еще одна точка зрения, которая утверждает, что ни с первым, ни со вторым мнением согласиться нельзя. В настоящее время административно-процессуальное право – всего лишь большая группа норм, регулирующих процедуры властной деятельности и находящихся в системе административного права. К сожалению, это пока не упорядоченная, не систематизированная группа норм. Поэтому говорить о ней как о подотрасли, как системе сложившихся институтов в рамках административно-правовой отрасли права преждевременно[4]. Поддерживая позицию уважаемого профессора Сорокина В.Д., мы будем исходить из того, что административно-процессуальное право является сформировавшейся самостоятельной отраслью российского права. Данное мнение основывается на существовании значительного разнообразия административных процедур – правотворческих, поощрительных, разрешительных, юрисдикционных и др. Процессуальные нормы органично связаны с материальными нормами соответствующих институтов, они приводят их в действие, способствуют их реализации. Выделяется большая сумма процессуальных норм, систематизированных в рамках отдельных институтов административного права, которые уже имеют свою процессуальную часть[5]. Возможно сейчас административно-процессуальные нормы недостаточно систематизированы, но эта работа ведется, и со временем этот недостаток будет устранен. Административное право регулирует деятельность органов исполнительной власти, как говорит профессор Д.Н.Бахрах, «процедуры работы «активной» администрации. То есть в составе административного права давно уже существуют нормы процессуального характера, регулирующие осуществление повседневной деятельности органов исполнительной власти по разрешению индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления. И никто не будет отрицать, что это огромных массив норм права. Ученые говорят об особенностях процессуальных норм, что тоже в свою очередь подтверждает необходимость их обособления, объединения в самостоятельную отрасль права, несмотря на их вторичную, т.е. обеспечительную роль. В большинстве случаев административные правовые акты представляют собой совокупность материальных и процессуальных норм. Классическим примером является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В то же время, существует немало источников, в которых содержатся только административно-процессуальные нормы. Так, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» содержит административно-процессуальные нормы, обеспечивающие реализацию гражданами соответствующего конституционного права. Чисто процессуальными являются утвержденные Правительством «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, «Порядок применения оружия и боево техники при защите государственной границы Российской Федерации»[6]. Сюда же можно отнести многочисленные акты управления органов исполнительной власти, утверждающие своими приказами инструкции об осуществлении различных видов деятельности, правила, порядок и т.д. Все это, по нашему мнению, указывает на наличие самостоятельной отрасли российской права – административное процессуальное право. Административно-процессуальное право есть отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, которые возникают в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также иными компетентными субъектами. Особо значимым представляется вопрос о концепции административного процесса и административно-процессуального права. На сегодняшний день в научном обиходе устоялись две концепции административного процесса и как производного от него административно-процессуального права: «юрисдикционная» и «управленческая». Основу «юрисдикционной» концепции, наиболее ярким представителем которой выступает Н.Г.Салищева[7], составляют следующие положения. Первое. Административный процесс – это деятельность по рассмотрению государственными органами споров о праве, а также применению мер административного принуждения[8]. Соответственно административно-процессуальное право – совокупность норм, регламентирующих порядок рассмотрения споров о праве и порядок применения мер административного принуждения. Второе. «Административный процесс» сопоставим с такими понятиями, как «гражданский процесс» и «уголовный процесс». Их объединяет то, что они являются способами обеспечения обязательности норм материального права и применения мер принуждения к лицам, нарушающим правовые нормы. Третье. «Производство» и «процесс» по мнению представителей «юрисдикционной» концепции соотносятся как общее и частное[9]. Основа «управленческой» концепции административного процесса и административно-процессуального права, наиболее последовательным сторонником которой выступает В.Д.Сорокин[10], выражается в том, что административный процесс и административно-процессуальное право являются атрибутами не только юрисдикционной, но и так называемой позитивной деятельности органов исполнительной власти. Однако административный процесс и административно-процессуальное право являются атрибутами не только исполнительной власти. Например, субъектами административной юрисдикции в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ выступают также и судьи, которые представляют судебную власть. Кроме того, субъектами административного процесса, а соответственно административно-процессуального права, могут выступать и органы законодательной власти. Обстоятельное исследование вопроса о предмете административного права, основанное на результатах научных изысканий наиболее известных в этой области специалистов, позволили прийти к следующему выводу: предмет административного права не может в жесткой мере увязываться правоотношениями, в которых в качестве обязательного участника должен фигурировать субъект, формально представляющий исполнительную власть. Отраслеобразующим признаком следует признать только характер самой власти. Любой из субъектов государственной власти в случаях, когда им реализуются функции исполнительной власти, должен признаваться субъектов административно-правовых отношений, совокупность которых и должна охватываться предметом административного права. Однако для определения содержания административно-процессуального права недостаточно установления субъектного состава участников административно-процессуальных отношений. Необходимо определить и виды отношений, которые могут быть востребованы как объект регулирования рассматриваемой отрасли права. К ним относятся отношения по осуществлению: а) позитивной деятельности субъектами, представляющими все ветви власти; б) правотворческой деятельности субъектами, представляющими исполнительную власть; в) правосудия по делам об административных правонарушениях; г) судебного контроля за органами исполнительной власти. Какая же из двух концепций административного процесса и административно-процессуального права должна составить основу курса «Административно-процессуальное право России»? Правомерной представляется реализация в рамках рассматриваемого курса обеих концепций: 1) «управленческой», которая включает в себя порядок принятий нормативных юридических актов и порядок применения правовых норм в рамках позитивного процесса и частично юрисдикционного процесса (рассмотрение административно-правовых споров, одной из сторон в которых выступает субъект, представляющий исполнительную власть, и применение мер административного принуждения, за исключением мер административного наказания); 2) «юрисдикционной» - в части, охватываемой только отношениями по применению мер административного наказания; поскольку отношения по реализации мер административного наказания по своей природе представляют отношения правосудия, то эту часть «юрисдикционной» концепции можно называть еще и концепцией осуществления административного «правосудия». Восприятие и той и другой концепции в качестве основы при построении курса «Административно-процессуальное право России» обеспечит абсолютный охват как административно-процессуальной деятельности, так и административно-процессуальных норм, регламентирующих такую деятельность[11]. Административное процессуальное право характеризуется рядом особенностей. 1. Процессуальные нормы не систематизированы в рамках отрасли, но органично включены в рамки отдельных административно-правовых институтов. Представляется возможным и необходимым создать единые акты, регулирующие административное правотворчество и оперативно-распорядительную, правонаделительную деятельность государственной администрации. Несколько лет назад велась работа над административно-процессуальным кодексом, прекращенная в настоящее время. Что же касается охранительной, юрисдикционной административной деятельности, то здесь целенаправленно проводится работа по систематизации отдельных производств (по делам об административных правонарушениях, жалобам граждан). 2. Вторичность процессуальных норм, так как они существуют для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию материальных норм. Административное процессуальное право – это обеспечивающая отрасль права. 3. Разнообразие источников. Это общая особенность административного права и административного процессуального права. Соответствующие нормы могут быть в законах и подзаконных актах, принимаемых федеральными органами, а также в актах органов субъектов Федерации, в актах органов уже не существующего СССР и других источниках. 4. Административно-процессуальное право обслуживает материальные нормы многих отраслей права. Прежде всего оно обслуживает конституционное, административное, земельное и иные отрасли публичного права. Кроме того, нормы о регистрации и актов гражданского состояния, сделок с имуществом, банкротстве, исполнительном производстве обеспечивают гражданское, семейное, гражданско-процессуальное право[12]. Учитывая тесную и неразрывную связь административного права и административно-процессуального права, регулирующих государственно-управленческую деятельность, можно выделить несколько функций, присущих обеим отраслям права. 1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право и административно-процессуальное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти. 2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству. 3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности. 4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов сферы государственного управления. 5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений. Реализация указанных функций базируется на ряде принципов административно-процессуального права. 1. Принцип законности служит обеспечению реальности соблюдения законности при рассмотрении и разрешении конкретных индивидуальных административных дел. 2. Принцип компетентности означает, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены процессуальными полномочиями, в том числе административно-юрисдикционного характера. Строгое соблюдение этого принципа обеспечивает надлежащее применение юридических средств воздействия, способствует усилению ответственности полномочных органов (должностных лиц) за совершение ими процессуальных действий. 3. Принцип охраны интересов личности и государства означает необходимость надлежащего использования сторонам административного процесса своих прав, гарантий прав и законных интересов личности, интересов государства. 4. Принцип процессуального равенства означает равенство сторон, во-первых, перед законом и, во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимных процессуальных прав и обязанностей. 5. Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел. 6. Принцип доступности выражается в беспрепятзтвенной вожможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела. 7. Принцип гласности предполагает, например, открытое рассмотрение административно-юрисдикционных дел, доведение результатов административно-процессуальной деятельности до заинтересованных лиц. 8. Принцип экономности выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса процессуальных действий, в том числе административно-юрисдикционных действий, включая исполнение принятого решения. 9. Принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т.п[13].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.107 (0.016 с.) |