Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие административно-процессуального права с иными отраслями российского права.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существование двух объективных признаков отрасли права - наличия своего предмета регулирования и определенной системы организации еще не всегда можно признать достаточным для того, чтобы данную группу норм можно было рассматривать в качестве отрасли российского права. Третьим критерием является способность этой группы норм взаимодействовать не только с нормами одноименной материальной отрасли права, но и с материальными нормами других отраслей. Не подлежит сомнению тезис о том, что административно-процессуальные нормы наиболее тесно и многообразно связаны с материальными административно-правовыми нормами. Однако сам по себе этот бесспорный факт еще не в состоянии дать полную картину истинного положения дел, поскольку некоторые другие материальные отрасли российского права имеют в своем составе известное число норм процессуальных. Обслуживая лишь потребности своей материальной отрасли, эти процессуальные нормы, при всей их очевидной социальной значимости, не могут претендовать на роль отрасли права. Это - скорее всего процессуальный институт в пределах материальной отрасли. Отрасль права начинается тогда, когда данная группа процессуальных норм, имея свой предмет регулирования и определенную степень организации своей системы, «выходит» за пределы одноименной материальной отрасли и участвует в реализации материальных норм других отраслей российского права. Этот факт свидетельствует о том, что данная группа норм, взаимодействуя с другими отраслями, сама приобрела такую степень своей организации, что стала способной выступать в качестве элемента системы российского права в целом, т.е. отрасли. Конечно, характер связей административно-процессуального права с иными отраслями российского права неодинаков как по масштабам, так и по содержанию. Но факт налицо — административно-процессуальное право реально обслуживает большинство общепризнанных у нас материальных отраслей российского права, отчетливо демонстрируя значительное опережение практики по сравнению с теорией, отдельные представители которой, отмечают, что административно-процессуальное право еще не сложилось. Обратимся к характеристике реальных связей административно-процессуального права с другими отраслями российского права.
1. Административно-процессуальное право тесно связано с государственным (конституционным) правом. В отечественной правовой науке однозначно признано ведущее положение государственного права в системе российского права, поскольку оно не только регулирует соответствующую группу общественных отношений, но и закрепляет исходные принципы всех иных отраслей российского права, как материальных, так и процессуальных. Не составляет исключения и право административно-процессуальное, положения которого находят свое закрепление в нормах Конституции Российской Федерации: а) закрепление Конституцией Российской Федерации принципа разделения властей (ст. 10), среди которых важная роль отведена исполнительной власти. Постоянная и многоплановая управленческая деятельность самой многочисленной системы государственных органов — органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации представляет собой, как отмечалось, один из элементов предмета административно-процессуального права. б) широкие права и свободы граждан Российской Федерации, а также их обязанности, закрепленные Конституцией Российской Федерации, во многом реализуются с помощью административно-процессуальных норм, регулирующих, например, порядок рассмотрения предложений и заявлений граждан, а также их жалоб органами исполнительной власти, предприятиями, организациями, органами местного самоуправления, должностными лицами. в) принципиальное значение имеет указание Конституции Российской Федерации (п. «к» ст.72), согласно которой к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство. Этим Конституция Российской Федерации впервые определила одно из приоритетных направлений развития российского законодательства, что, естественно, имеет прямое отношение к административно-процессуальному праву. г) глава 6 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», другие законодательные акты закрепляют основы правового статуса органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации — Правительства России, федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главные направления деятельности исполнительной власти, юридические формы ее реализации и т. д. Административно-процессуальные нормы имеют самое непосредственное отношение к регулированию различных аспектов осуществления исполнительной власти на всех уровнях.
д) Конституция Российской Федерации (п.«т» ст.71), федеральные законы от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др. создали необходимую правовую основу для регулирующего воздействия административно-процессуальных норм на соответствующие стороны осуществления государственно-служебной деятельности. 2. Административно-процессуальные нормы определенным образом связаны с материальным гражданским правом, обеспечивая реализацию некоторых разновидностей гражданско-правовых отношений. Основные формы взаимодействия норм названных отраслей российского права отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации (например, в соответствии с п.3 ст. 2 ГК «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой... гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством»; согласно ч.1, п.2 ст. 8 ГК гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов, в том числе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; пункт 2 ст. 11 ГК устанавливает, что «защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд...»). В современных условиях заметно расширяется сфера совместного гражданско-правового и административно-процессуального регулирования все возрастающего числа отношений. Речь идет, например, о процедуре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст. 51 ГК юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Только с момента регистрации, осуществляемой с помощью административно-процессуальных норм, юридическое лицо считается созданным. Заметный удельный вес в совместном регулировании двух названных отраслей российского права приобретает лицензионное производство, в котором материально-правовую сторону обеспечивает гражданское право, а процессуальную — нормы административно-процессуального права. 3. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации отношений, складывающихся в сфере действия финансового права (например, с помощью административно-процессуальных норм регулируется порядок принятия нормативных правовых актов Министерством финансов Российской Федерации посредством одноименного административного производства; в соответствии со ст.5.3.17 Положения о нем, Министерство финансов Российской Федерации регистрирует выпуск государственных ценных бумаг, а также в соответствии со ст. 5.2.3.1. Положения, определяет порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц.
В области финансового права с помощью административно-процессуальных норм осуществляется лицензирование всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В соответствии со ст.39 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39−ФЗ «О рынке ценных бумаг» лицензии, выдаются Банком России. 4. Административно-процессуальные нормы взаимодействуют с российским трудовым правом по нескольким направлениям. Прежде всего это участие в регулировании государственно-служебных отношений, осуществляемом как Кодексом законов о труде Российской Федерации, так и Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими актами. В этом плане есть основания говорить о ряде процедур, представляющих собой определенные административные производства, например, по делам о поощрениях, по рассмотрению предложений и заявлений работников, по делам о рассмотрении их жалоб, производства по дисциплинарным делам, а также по делам об административных правонарушениях, субъектами которых являются, к примеру, должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т. д. 5. Административно-процессуальные нормы участвуют в регулировании отношений, складывающихся в сфере действия семейного права. Так, например, ст. 3 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что «защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства». Поскольку признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, то права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации брака в этих органах. Как известно, семейное законодательство предусматривает основания для расторжения брака в органах загса, осуществляющих регистрацию названной процедуры. Административно-процессуальные нормы регулируют также порядок осуществления исполнительного производства по принудительному взысканию алиментов, розыска должника, уклоняющегося от уплаты алиментов, с помощью органов внутренних дел, что предусмотрено Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Такова в общих чертах связь административно-процессуального права с рядом материальных отраслей российского права.
Заключение
В заключении лекциисформулируем ряд принципиальных выводов: 1) объективно существующая в российском праве группа норм, именуемая административно-процессуальными нормами, имеет свой предмет правового регулирования — определенную группу отношений, отличающихся заметным качественным своеобразием; 2) данная группа административно-процессуальных норм вполне может быть представлена в виде системы, включающей Общую и Особенную части, в свою очередь состоящие из соответствующих процессуальных институтов. Эта система административно-процессуальных норм формируется под влиянием потребностей регулируемой ими системы общественных отношений, служит ее отражением и имеет реальную социальную ценность; 3) имея свой предмет регулирования и соответствующую ему систему собственной организации, данная группа правовых норм приобретает фактическую возможность взаимодействовать не только с одноименной материальной отраслью, но и практически с большинством материальных отраслей российского права с целью надлежащего обеспечения реализации соответствующих отношений, складывающихся в сфере действия этих материальных отраслей.
Список литературы Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Федеральный конституционный закон от 17.12.97 г. № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон от 26.02.97 г. № 9-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115 «О правовом положении иностранных граждан». Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон г. Москвы от 27.01.2010 № 2 «Основы жилищной политики города Москвы». Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции». Указ Президента РФ от 27.09.2013 № 735 «О Федеральном агентстве научных организаций». Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 «О Федеральной службе государственной статистики». Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 № 80 «Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 «О порядке присуждения ученых степеней». Постановление Правительства РФ от 26.09.2013 № 851 «Об утверждении Правил использования материальных ценностей государственного материального резерва для оказания регулирующего воздействия на рынок в форме товарных интервенций».
Учебная и научная литература: Основная: Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / Под ред. Л.Л.Попова. – М: РГ−Пресс. 2013. С.Н.Братановский, М.Ф.Зеленов,Г.В. Марьян. Административное право: Учебник для студентов вузов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014.
Дополнительная:
Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. Панова И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Саратов, 2001. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С.А. Комаров. Общая теория государства и права. Учебник. - М., 1997. А.П. Коренев. Административное право России. Часть 1. - М., 1997. А.П. Коренев. Административное право России. М., 2001. Д.И. Бахрах. Административное право. Изд-во “Норма”. - М., 2001. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-ое изд., изм. и доп. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. В.Д. Сорокин. Административный процесс и административно-процессуаль-ное право. – Санкт-Петербург. Издательство Юридического института, 2002. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов.-М.: Норма, 2005. Петров Г.И. Задачи кодификации советского административного права // Советское государство и право. 1958. № 6. Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М, Госюриздат, 1961. Лунев А.Е. Вопросы административного процесса // Правоведение. 1962. № 2. Петров Г.И. О кодификации советского административного права // Советское государство и право. 1962. № 5. Манохин В.М. Органы советского государственного управления. (Вопросы формирования). Саратов, 1962. Попова В.И. Теоретические вопросы систематизации советского административного законодательства. М., Госюриздат, 1962. Салищева Н.Г. К вопросу об административном процессе в СССР. Вопросы административного права на современном этапе. М., Госюриздат, 1963.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.244.11 (0.008 с.) |