Тема 1. Государственное управление и административное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Государственное управление и административное право



АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

Учебно-методический комплекс

 

для специальности

032001 Документоведение и документационное обеспечение управления»

 

 

Киров


АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

 

 

Составитель:

к.ю.н., доцент В.О. Бежанов

 

Утверждено на заседании на заседании кафедры публичного права РГГУ от 01.04.2004 г., Протокол № 15

 

 

Адаптировано в соответствии с учебными планами очной и заочной форм обучения специальности 032001 Документоведение и документационное обеспечение управления филиала РГГУ в г. Кирове

преподавателем Д. А. Плотниковым

 

Утверждено на заседании кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин филиала РГГУ в г. Кирове 30.08.2006 г., протокол № 1

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2004


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Административное право» относится к числу тех учебных дисциплин, которые преподаются не только для студентов юридического профиля, но и для студентов, обучающихся на неюридических специальностях. Необходимость преподавания данного курса для специальностей «Менеджмент организации» и «Документоведение и документационное обеспечение управления» связано с тем, что административное право относится к числу тех правовых дисциплин, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться на практике. Сюда прежде всего можно отнести правила поведения граждан в быту, на улице, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами; ответственность за нарушение вышеуказанных правил; правовое положение граждан, иностранных лиц, лиц без гражданства в сфере управления, административно-правовой статус государственных служащих и т. д.

Все вышеуказанное позволяет говорить о ключевой роли административного права в системе российского права. Особенно важно это стало после претворения в жизнь административной реформы по Указу Президента РФ от 9 марта 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», изменившего подход в правовом регулировании отношений как между государственными органами, так и с гражданами.

Именно поэтому при разработке настоящего учебно-методического комплекса по преподаванию курса по дисциплине «Административное право» для специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» и «Менеджмент организации» учтено все действующее законодательство, принятое при проведении административной реформы в Российской Федерации.

Курс "Административное право" относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин, предназначен для студентов неюридических специальностей 3-го курса и является необходимым элементом подготовки специалистов в сфере управленческой деятельности.

Предмет изучения - система норм административного права, общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти и их место в российской правовой системе.

Цель курса – дать студентам необходимые знания об исполнительной власти и механизме по регулированию отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Для достижения поставленной цели в рамках настоящего учебного курса решаются следующие задачи:

- образовательные: показать сущность административно - правового воздействия на общественные отношения (административный режим, административный надзор, административное принуждение и т.д.); проанализировать правовой статус субъектов административного правоотношения и особенности правового статуса отдельных видов субъектов административных правоотношений (государственный орган, государственный служащий, гражданин и т.д.); усвоить понятия и правовые категории, связанные с административным правонарушением (деликтом) и административной ответственностью - важнейшим институтом административного права; ознакомить студентов с процедурой административного производства.

- профессиональные: научить студентов анализировать и решать юридические проблемы в сфере административного права и административно-правовых отношений; прививать навыки свободно ориентироваться в административном законодательстве, быстро находить в большом законодательном массиве нужный нормативный акт и правильно его применять в конкретных административных правоотношениях.

По окончании изучения курса «Административное право» студент должен

- знать:

Государственное управление и административное право; административное право как отрасль права; субъекты административного права; формы и методы государственного управления; ответственность по административному праву; административный процесс; законность и дисциплина в государственном управлении; государственное управление в сфере хозяйственной деятельности; государственное управление в социально-культурной сфере; государственное управление в административно-политической сфере и межотраслевое государственное управление.

- уметь:

грамотно ориентироваться в законодательстве об административной деятельности; давать юридический анализ конкретных правоотношений в области государственного управления; толковать правовые нормы административного права; решать всевозможные споры по вопросам, рассмотренным в ходе изучения дисциплины «Административное право», решать конкретные ситуации, возникающие при осуществлении управленческой деятельности.

Курс охватывает как общую, так и особенную часть теоретического курса "Административное право Российской Федерации". Особенная часть курса "Административное право Российской Федерации" изучается с целью ознакомления студентов с практикой административно-правового регулирования и осуществления государственного управления в различных сферах и областях и общественных отношений. Углубленно исследуется данная деятельность в трех основных сферах – хозяйственной деятельности, социально-культурной и административно-политической.

Общая трудоемкость курса – 110 чесов.

Очная форма обучения: 24 ч. – лекции, 10 ч. – семинары, 76 ч. – самостоятельная работа студентов.

Заочная форма обучения: 10 ч. – лекции, 4 ч. – семинары, 96 ч. – самостоятельная работа студентов.

Формы контроля: промежуточный – контрольная работа, итоговый – экзамен.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

 

Предмет, метод, система административного права; административно-правовая норма; источники административного права; административно-правовые отношения; субъекты административно-правовых отношений; административная власть и ее аппарат; система административных органов РФ; государственная служба; административная ответственность.

 

Административное право в правовой системе Российской Федерации; управление, государственное управление, исполнительная власть; понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; соотношение административного права с другими отраслями права; система административного права; административно-правовые нормы; источники административного права; административно-правовые отношения; субъекты административного права; административно-правовые формы и методы государственного управления; ответственность по административному праву; административное право и законность в управлении; административно-процессуальное право; административно-правовая организация в отраслях материального производства, в социально-культурной и административно-политической сфере; административное право зарубежных стран.


ПРОГРАММА КУРСА

Общая часть

Особенная часть

Список источников и литературы

 

Обязательные источники

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 (в ред. ФЗ от 25 марта 2005 № 1-ФКЗ) // ИПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 16 октября 2006 № 4-ФКЗ) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 1 июня 2005 года № 4-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 07.03.2005 № 1-ФКЗ) «О чрезвычайном положении» // ИПС КонсультантПлюс.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 3 ноября 2006 № 175-ФЗ); Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 2 февраля 2002 № 19-ФЗ) // ИПС КонсультантПлюс

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 196-ФЗ (в ред. ФЗ от 16 октября 2006 № 160-ФЗ). – М.: Омега – Л, 2006. – 256 с.

7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 N 95-Ф3 (в ред. ФЗ от 27 декабря 2005 № 197-ФЗ) // ИПС КонсультантПлюс.

8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 137-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 27.12.2005 № 197-ФЗ) // ИПС КонсультантПлюс.

9. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» (в ред. от 27 июля 2006 № 153-ФЗ) // ИПС КонсультантПлюс.

10. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. ФЗ от 6 июля 2006 № 104-ФЗ) «Об образовании» // ИПС КонсультантПлюс.

11. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 № 121-ФЗ) «О беженцах» // ИПС КонсультантПлюс.

12. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 № 121-ФЗ). «О вынужденных переселенцах» // ИПС КонсультантПлюс.

13. Закон РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995 года № 197-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // ИПС КонсультантПлюс.

14. Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 № 121-ФЗ) «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

15. Федеральный Закон от 14 июня 1994 № 5-ФЗ (в ред. от 22 октября 1999 № 185) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // ИПС КонсультантПлюс.

16. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ (в ред. ФЗ от 2 февраля 2006 № 19-ФЗ) «Об общественных объединениях» // ИПС КонсультантПлюс.

17. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 июля 2006 № 146-ФЗ) // ИПС КонсультантПлюс.

18. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (в ред. ФЗ от 3 ноября 2006 № 175-ФЗ) // ИПС КонсультантПлюс.

19. Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ) // ИПС КонсультантПлюс.

20. Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 № 121-ФЗ) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // ИПС КонсультантПлюс.

21. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (в ред. ФЗ от 3 ноября 2006 № 175-ФЗ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // ИПС КонсультантПлюс.

22. Федеральный Закон от 21 июля 1997 № 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 3 ноября 2006 № 175 ФЗ) «Об исполнительном производстве» // ИПС КонсультантПлюс

23. Федеральный закон от 21 июля 1997 № 118-ФЗ (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 № 122-ФЗ0 «О службе судебных приставов» // ИПС КонсультантПлюс.

24. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ (в ред. ФЗ от 6 июля 2006 № 104-ФЗ) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // ИПС КонсультантПлюс

25. Федеральный закон 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 июля 2006 № 138-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от) // ИПС КонсультантПлюс.

26. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ (в ред. ФЗ от 12 июля 2006 № 106-ФЗ) «О политических партиях» // ИПС КонсультантПлюс.

27. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 № 128-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 июля 2006 № 156-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // ИПС КонсультантПлюс.

28. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 № 129-ФЗ от 27 июля 2006 № 151-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // ИПС КонсультантПлюс.

29. Федеральный закон от 8 августа 2001 № 134-ФЗ (в ред. ФЗ от 31 декабря 2005 № 206-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // ИПС КонсультантПлюс.

30. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 № 121-ФЗ)«О гражданстве Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

31. Федеральный закон от 25 июля 2002 (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 № 110-ФЗ) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

32. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. (в ред. ФЗ от 05.12.2005 № 152-ФЗ) «Об объединениях работодателей» // ИПС КонсультантПлюс.

33. Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.06.2006 №) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

34. Федеральный Закон от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях»

35. Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ (в ред. ФЗ от 2 февраля 2006 № 19-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс

36. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 № 109-ФЗ // ИПС КонсультантПлюс.

37. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ»

38. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями и дополнениям).

39. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 (в ред. Указа Президента РФ от 21 марта 2005 № 316) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // ИПС КонсультантПлюс.

40. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 (в ред. Указа Президента РФ от 27 марта 2006 № 261) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // ИПС КонсультантПлюс.

41. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 № 418) «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Дополнительные источники:

1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4460-1 (в ред. ФЗ от 30 июня 2006 № 186-ФЗ) // ИПС КонсультантПлюс

2. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 (в ред. ФЗ от 15 июня 2006 № 89-ФЗ) «О государственной границе Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 № 122-ФЗ) «О внешней разведке» // ИПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ) «О государственной охране» // ИПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ (в ред. ФЗ от 25 июля 2006 № 128-ФЗ) «О Счетной палате Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ (в ред. ФЗ от 9 мая 2005 № 45-ФЗ) «Об особо охраняемых природных территориях» // ИПС КонсультантПлюс.

7. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 июля 2006 № 153-ФЗ) «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

8. Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 122-ФЗ) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // ИПС КонсультантПлюс.

12. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

13. Указ Президента РФ от 24 марта 2001 года № 337 «Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствование их структуры» // ИПС КонсультантПлюс.

14. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1993 года № 597 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 июня 1993 года № 1428) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебной заведении) Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

15. Постановление Правительства РФ 5 июля 1994 года № 788 «О координационных и консультативных органах, создаваемых правительством Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

16. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (в ред. постановления Правительства РФ от 22 апреля 1996 года № 512) «Об утверждении правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

17. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997 года № 395 «Об утверждении положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации» // ИПС КонсультантПлюс.

18. Постановление Правительства РФ от 17 октября 2000 года № 795 "О координационных и совещательных органах, образованных Правительством Российской Федерации".

19. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2006 № 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности» // ИПС КонсультантПлюс.

20. Указ Президиума и Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (с последующими изменениями и дополнениями).

21. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июля 1999 года № 217 «Об утверждении разъяснения о применении «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // ИПС КонсультантПлюс.

22. Приказ Мининформсвязи РФ от 14 июня 2006 № 75 «Об утверждении методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи» // ИПС КонсультантПлюс.

23. Устав Кировской области от 27.03.1996 N 12-ЗО (в ред. ЗО от 04.07.2006 № 18-ЗО) // ИПС КонсультантПлюс.

24. Закон Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» от 26 июля 2002 № 88-ЗО (в ред. ЗО от 1 августа 2006 № 29-ЗО) // ИПС КонсультантПлюс.

25. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 3.

26. Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 8.

27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (в ред. от 25 мая 2006 № 12) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005. 19 апреля. № 80. С. 10-11.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинарские занятия по изучению курса «Административное право» предусмотрены для специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» в объеме 10 часов. Темы семинарских занятий составлены в соответствии с программой курса административного права и проводятся в соответствии с тематическими планами.

Основная цель проведения таких мероприятий - закрепление теоретических знаний, активизация работы студентов в ходе изучения дисциплины, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умения работать с научной и учебной литературой, аргументировано обосновывать свои решения.

Задачи семинарских занятий - проработка вопросов плана, закрепление и углубление знаний по конкретным темам, получение навыков профессионального и социального общения, привитие культуры диалога, предоставление студентам возможности самовыражения с необходимой по ситуации корректировкой их поведения, а также контроль уровня усвоения материала аудиторией.

Основной формой проведения семинарских занятий является вынесение на обсуждение заранее вынесенных вопросов, обсуждение докладов, рефератов, а при условии достаточной теоретической подготовленности студентов проведение правовых (ролевых) игр с имитацией конкретных ситуаций, возникающих в процессе осуществления управленческой деятельности между субъектами управления и управляемыми объектами в административно-правовых отношениях.

При выборе тем семинарских занятий учитывается проблематика вынесенных вопросов, в основе которой лежат несовершенство административного законодательства, противоречивая судебная практика, а также вариабельный подход научного сообщества на вопросы, обсуждаемые на семинарских занятиях.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1.Президент РФ и исполнительная власть.

2. Исполнительная власть в системе разделения властей: характерные черты и

особенности.

3. Понятие и виды органов исполнительной власти.

4. Правительство РФ: структура и компетенция.

5. Федеральные министерства: правовой статус.

6. Агентства и службы в структуре органов исполнительной власти.

7. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

8. Общая характеристика субъектов административного права.

9. Административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспосбность).

10. Административно-правовой статус граждан. Правовые и социальные гарантии защиты их прав.

11. Акты органов исполнительной власти.

12. Административное правонарушение: понятие, виды, признаки. Административная ответственность: понятие, признаки, функции и принципы.

13. Субъекты административной ответственности

14. Административная ответственность юридических лиц.

15. Назначение и порядок производства по делам об административных правонарушениях.

16. Понятие, правовые основы и принципы государственной службы.

17. Правовая характеристика и перспективы развития органов местного самоуправления.

18. Организация управления в сфере хозяйственной деятельности.

19. Виды и правовые основы общественных объединений.

20. Организация управления в социально-культурной сфере

21. Организация управления в области социальной защиты населения.

22. Организация управления в области труда

23. Организация управления в административно-политической сфере.

24. Организация межотраслевого управления.

25. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления.

 


ВОПРОСЫ К ЭКЗМЕНУ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

Учебно-методический комплекс

 

для специальности

032001 Документоведение и документационное обеспечение управления»

 

 

Киров


АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

 

 

Составитель:

к.ю.н., доцент В.О. Бежанов

 

Утверждено на заседании на заседании кафедры публичного права РГГУ от 01.04.2004 г., Протокол № 15

 

 

Адаптировано в соответствии с учебными планами очной и заочной форм обучения специальности 032001 Документоведение и документационное обеспечение управления филиала РГГУ в г. Кирове

преподавателем Д. А. Плотниковым

 

Утверждено на заседании кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин филиала РГГУ в г. Кирове 30.08.2006 г., протокол № 1

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2004


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Административное право» относится к числу тех учебных дисциплин, которые преподаются не только для студентов юридического профиля, но и для студентов, обучающихся на неюридических специальностях. Необходимость преподавания данного курса для специальностей «Менеджмент организации» и «Документоведение и документационное обеспечение управления» связано с тем, что административное право относится к числу тех правовых дисциплин, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться на практике. Сюда прежде всего можно отнести правила поведения граждан в быту, на улице, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами; ответственность за нарушение вышеуказанных правил; правовое положение граждан, иностранных лиц, лиц без гражданства в сфере управления, административно-правовой статус государственных служащих и т. д.

Все вышеуказанное позволяет говорить о ключевой роли административного права в системе российского права. Особенно важно это стало после претворения в жизнь административной реформы по Указу Президента РФ от 9 марта 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», изменившего подход в правовом регулировании отношений как между государственными органами, так и с гражданами.

Именно поэтому при разработке настоящего учебно-методического комплекса по преподаванию курса по дисциплине «Административное право» для специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» и «Менеджмент организации» учтено все действующее законодательство, принятое при проведении административной реформы в Российской Федерации.

Курс "Административное право" относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин, предназначен для студентов неюридических специальностей 3-го курса и является необходимым элементом подготовки специалистов в сфере управленческой деятельности.

Предмет изучения - система норм административного права, общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти и их место в российской правовой системе.

Цель курса – дать студентам необходимые знания об исполнительной власти и механизме по регулированию отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Для достижения поставленной цели в рамках настоящего учебного курса решаются следующие задачи:

- образовательные: показать сущность административно - правового воздействия на общественные отношения (административный режим, административный надзор, административное принуждение и т.д.); проанализировать правовой статус субъектов административного правоотношения и особенности правового статуса отдельных видов субъектов административных правоотношений (государственный орган, государственный служащий, гражданин и т.д.); усвоить понятия и правовые категории, связанные с административным правонарушением (деликтом) и административной ответственностью - важнейшим институтом административного права; ознакомить студентов с процедурой административного производства.

- профессиональные: научить студентов анализировать и решать юридические проблемы в сфере административного права и административно-правовых отношений; прививать навыки свободно ориентироваться в административном законодательстве, быстро находить в большом законодательном массиве нужный нормативный акт и правильно его применять в конкретных административных правоотношениях.

По окончании изучения курса «Административное право» студент должен

- знать:

Государственное управление и административное право; административное право как отрасль права; субъекты административного права; формы и методы государственного управления; ответственность по административному праву; административный процесс; законность и дисциплина в государственном управлении; государственное управление в сфере хозяйственной деятельности; государственное управление в социально-культурной сфере; государственное управление в административно-политической сфере и межотраслевое государственное управление.

- уметь:

грамотно ориентироваться в законодательстве об административной деятельности; давать юридический анализ конкретных правоотношений в области государственного управления; толковать правовые нормы административного права; решать всевозможные споры по вопросам, рассмотренным в ходе изучения дисциплины «Административное право», решать конкретные ситуации, возникающие при осуществлении управленческой деятельности.

Курс охватывает как общую, так и особенную часть теоретического курса "Административное право Российской Федерации". Особенная часть курса "Административное право Российской Федерации" изучается с целью ознакомления студентов с практикой административно-правового регулирования и осуществления государственного управления в различных сферах и областях и общественных отношений. Углубленно исследуется данная деятельность в трех основных сферах – хозяйственной деятельности, социально-культурной и административно-политической.

Общая трудоемкость курса – 110 чесов.

Очная форма обучения: 24 ч. – лекции, 10 ч. – семинары, 76 ч. – самостоятельная работа студентов.

Заочная форма обучения: 10 ч. – лекции, 4 ч. – семинары, 96 ч. – самостоятельная работа студентов.

Формы контроля: промежуточный – контрольная работа, итоговый – экзамен.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

 

Предмет, метод, система административного права; административно-правовая норма; источники административного права; административно-правовые отношения; субъекты административно-правовых отношений; административная власть и ее аппарат; система административных органов РФ; государственная служба; административная ответственность.

 

Административное право в правовой системе Российской Федерации; управление, государственное управление, исполнительная власть; понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; соотношение административного права с другими отраслями права; система административного права; административно-правовые нормы; источники административного права; административно-правовые отношения; субъекты административного права; административно-правовые формы и методы государственного управления; ответственность по административному праву; административное право и законность в управлении; административно-процессуальное право; административно-правовая организация в отраслях материального производства, в социально-культурной и административно-политической сфере; административное право зарубежных стран.


ПРОГРАММА КУРСА

Общая часть

Тема 1. Государственное управление и административное право

Государственное управление как разновидность управления делами государства и социального управления. Роль авторитета власти в социальном управлении.

Государственное управление – особый вид государственной деятельности.

Функции государственного управления, их изменение на различных этапах строительства государства.

Принципы государственного управления, отличие их государственного управления от других видов государственной деятельности, его сущность.

Правовые основы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Понятие и сущность государственного управления.

Черты государственного управления.

Требования, предъявляемые к государственному управлению на современном этапе развития общества.

Понятие, система и содержание принципов государственного управления. Социально-политические и организационные принципы государственного управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.104 с.)