Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет, методы и система административного права↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уральский филиал Кафедра государственно правовых дисциплин АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения (специальность 030912 Право и организация социального обеспечения)
Челябинск Автор: Магденко А.Д. - канд. юрид. наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Рецензенты: Ильиных А.Н. – канд. юрид. наук, декан факультета экономики и права Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы Коркин А.В. – канд. юрид. наук, начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД Уральского юридического института МВД России
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения. Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин УФ ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 01 от «03» сентября 2013 г.). Утвержден Учебно-методическим советом УФ ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 02 от «26» сентября 2013 г.).
© Российская академия правосудия, Уральский филиал, 2013. © Магденко А.Д., 2013. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Административное право является дисциплиной федерального компонента общепрофессионального цикла дисциплин по специальности Право и организация социального обеспечения. Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «Административное право» предназначен для подготовки специалистов 030912 Право и организация социального обеспечения очной формы обучения. Административное право как учебная дисциплина направлена на обобщение ранее полученных знаний, а также дает представление о новом правовом комплексе, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми знаниями теории государства и права и конституционного права. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших вопросов государственной службы, административной юстиции, а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого юриста. Цель изучения учебной дисциплины «Административное право»: - получение студентами и слушателями знаний об основных положениях и категориях науки и отрасли административного права, представления об уровне ее развития и задачах на современном этапе развития общества; - ориентирование студентов и слушателей в действующем законодательстве, привитие им умений и навыков правильного толкования и применения норм административного права; - обеспечение понимания сущности и системы исполнительной власти, перспектив ее совершенствования, а также других основных административно-правовых институтов. Изучение курса «Административная юстиция» позволяет продолжить выработку необходимых профессиональных навыков и умений, в том числе умение логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями. Изучение дисциплины должно способствовать подготовке кадров для судебной системы, обладающих высоким уровнем культуры и профессионализма.
Достижению указанной цели служат следующие задачи: - ознакомить студентов и слушателей с предметом административного права, особенностями административно-правовых методов и механизма административно-правового регулирования общественных отношений, системой государственно-управленческой деятельности, ее формами и методами, а также со способами обеспечения законности и дисциплины в процессе ее осуществления; - добиться правильного понимания обучаемыми основных институтов и категорий административного права; - привить студентам и слушателям навыки индивидуальной с научной и нормативной литературой, самостоятельного юридического мышления, изложения собственной точки зрения на решение конкретных юридических проблем. - научить студентов и слушателей самостоятельно и квалифицированно ориентироваться в нормативных правовых актах, регламентирующих административную ответственность физических и юридических лиц, правильно документировать административные деликты, правильно толковать и реализовывать нормы административного права.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен: Знать: понятие и источники административного права; понятие и виды административно-правовых норм; понятия государственного управления и государственной службы; состав административного правонарушения, порядок привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний; понятие и виды административно-правовых отношений; понятие и виды субъектов административного права; административно-правовой статус субъектов административного права. Уметь: выделять исполнительную (административную) деятельность среди иных видов государственной деятельности; составлять различные административно-правовые документы; выделять субъекты исполнительно-распорядительной деятельности из числа иных; анализировать и применять на практике нормы административного законодательства; оказывать консультативную помощь субъектам административных правоотношений; логично и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по административно-правовой проблематике.
Владеть навыками: в сфере общекультурной компетенции: - организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения пофессиональных задач, оценивкать их эффективность и качество (ОК 2); - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); - использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5); - работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6); - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8); - ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (ОК 9); - соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения (ОК 12); - проявлять нетерпимость к коррупционному поведению (ОК 13). в сфере профессиональной компетенции: - организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите (ПК 2.3); - анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы (ПК 3.1); - предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан (ПК 3.2); - составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем (ПК 3.3); - формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом (ПК 3.4).
ОБЬЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (разделы дисциплины, темы занятий, количество часов) Набор 2011 г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (разделы дисциплины, темы занятий, количество часов) Набор 2012(13) г.
ПРОГРАММА КУРСА ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Рекомендации по изучению темы Студенты, понимая место темы в программе обучения, должны усвоить ряд теоретических положений, понятий и получить представление о государственном управлении как исполнительно-распорядительной деятельности государства и его органов, об управленческих отношениях как объекте регулирования административного права. Государственному управлению присущи определенные признаки: - носит государственно-властный характер: - является организующей деятельностью: - имеет непосредственный характер: - осуществляется специально уполномоченными органами государства: Государственное управление основывается на принципах (общественно-политических и организационных), представляющих собой исходные положения, отражающие объективные закономерности развития общества. Принципы государственного управления находят свое выражение и в практике деятельности милиции и органов внутренних дел в целом. Наиболее важен принцип законности, являющийся основополагающим в сфере государственного управления.
Рекомендации по изучению темы При изучении темы необходимо обратить внимание, что правовой статус предприятий и учреждений, в основном регулируется нормами гражданского права. Нормы административного права в основном регулируют вопросы государственной регистрации юридического лица и взаимоотношения их с субъектами исполнительной власти. Необходимо четко разграничивать общественные объединения, религиозные объединения и профессиональные союзы. Хотя деятельность политических партий и регулируется отдельным законодательством, тем не менее они являются разновидностью общественных организаций. Рекомендации по изучению темы Акты управления всегда вызывают четко выраженные юридические последствия, при этом последние могут быть самыми разнообразными. При подготовке к семинарскому занятию следует четко уяснить отличие актов органов государственного управления от актов законодательных (представительных) органов, суда и прокуратуры, а также от актов общественных объединений и органов местного самоуправления. Акт государственного управления - это подзаконное официальное решение, принятое органом управления в одностороннем властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу исполнительно-распорядительной деятельности, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия. Акт государственного управления может быть в устной и письменной форме, а также иметь конклюдентную форму (дорожные и иные знаки, обозначения). Рекомендации по изучению темы Сложность изучаемой темы заключается в том, что административно-процессуальные нормы не кодифицированы, они содержаться в различных нормативно-правовых актах, в том числе в кодексах (КоАП РФ). Множественность различных административных правоотношений в сфере государственного управления и отсутствия единого подхода ученых-юристов к определению административного процесса и составляют сложность в подготовке проекта административно-процессуального кодекса, необходимость в котором несомненна. Несмотря на это, большинство административистов считают, что административный процесс представляет собой урегулированный законом порядок разрешения определенных дел в сфере исполнительной власти в целях обеспечения законности правопорядка. По второму вопросу нужно вспомнить принципы, характерные для юридического процесса вообще и для административного в частности: законность, объективность, равенство сторон перед законом, ведение дел на национальном языке, право пользоваться услугами адвокатов, гласность, открытость, экономичность процесса, ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел, право обжалования решений. Совокупность административных производств - базовая характеристика административной юрисдикции. Козлов Ю.М. считает, что не все виды административных производств являются административно-процессуальной деятельностью, отдельные производств составляют административно-процедурную деятельность (регистрационное, лицензионно-разрешительное, производство по подготовке правовых актов и т.д.). По мнению Козлова Ю.М. административно - процессуальными являются производства административно - юрисдикционного характера. С учетом состояния действующего российского законодательства и административно-процессуальных норм можно выделить следующие виды административного производства: - производство по делам об административных правонарушениях: - дисциплинарное производство: - производство по жалобам: - согласительное производство. Согласительное производство- новое и пока еще не регламентированное явление административного процесса. Задания и методические указания для подготовки к занятиям: Готовясь к первому вопросу, охарактеризуйте понятие «административный процесс» и соотнесите его с понятием «юридический процесс». При подготовке ко второму вопросу выпишите в тетрадь принципы административного процесса. Сопоставьте их с принципами производства по делу об административном правонарушении. Далее изучите основные стадии административного процесса: «возбуждение дела», «рассмотрение дела по существу», «принятие решения по делу», «пересмотр вынесенного решения», «исполнение вынесенного решения», определите их основные этапы и совершаемые действия. По третьему вопросу изучите существующие точки зрения на классификацию видов административных производств. Какая точка зрения – Д.Н. Бахраха, Ю.М. Козлова или В.Д. Сорокина представляется Вам наиболее правильной? По четвертому вопросу ознакомьтесь с правовыми актами, регулирующих основные виды процедурных производств: по принятию правовых актов управления, лицензионно-разрешительное, регистрационное. По пятому вопросу семинара изучите виды обращений граждан в органы власти и управления, порядок их подачи и рассмотрения по существу. На основании «Положения о службе в ОВД РФ» от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 рассмотрите основные стадии дисциплинарного производства в органах внутренних дел РФ. Определите, к какому виду производств относятся следующие действия: · наложение взыскания на военнослужащего за совершение «мелкого хулиганства» в общественном месте; · рассмотрение администрацией письма гражданина о невыплате детских пособий; · награждение сотрудника милиции знаком «отличник милиции»; · увольнение работника предприятия за распитие спиртных напитков на производстве; · внедрение рационализаторского предложения; · обращение гражданина в суд по поводу незаконного увольнения с работы? Темы для докладов и сообщений: 1. Органы внутренних дел как субъекты административного процесса. 2. Дисциплинарное производство в Российской академии правосудия. 3. Особенности дисциплинарной ответственности военнослужащих. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте основные черты административного процесса. 2. Как соотносятся понятия «административное право», «административный процесс» и «административная юрисдикция» и «административные производства»? 3. Назовите основные стадии административного процесса. 4. Кто является субъектами административного процесса. Каковы их основные права и обязанности? 5. Какие основные виды административных производств Вы знаете? 6. Какие виды производств включает административно-процедурный процесс? 7. Назовите основные виды административно-юрисдикционных производств. 8. Назовите виды и сроки рассмотрений обращений граждан в органы власти и управления. 9. Какой порядок рассмотрения в ОВД обращений, не содержащих информации о происшествиях и преступлениях? 10. Назовите стадии дисциплинарного производства.
Рекомендации по изучению темы Понятие административного правонарушения дано в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В этом понятии отражены все признаки. Установление признаков административного правонарушения необходимо для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Необходимо помнить, что даже отсутствие хотя бы одного признака не дает возможности уполномоченному лицу даже составить протокол об административном правонарушении. Часто деяние административного правонарушения и преступления может совпадать, поэтому критерием их разграничения в данном случае является степень общественной опасности. У преступлений степень общественной опасности повышена. Установление состава административного правонарушения необходимо для решения вопроса о наложении административного наказания, т.е. для привлечения виновных к административной ответственности. Задания и методические указания для подготовки к занятиям: При подготовке к первому вопросу следует законспектировать в тетради понятие административного правонарушения, закрепленного в ст. 2.1 КоАП РФ. Подумайте над вопросом, какой признак более характерен для административного правонарушения «общественная опасность» или «общественная вредность». При подготовке ко второму вопросу, изучите элементы состава административного правонарушения: объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Выпишите в тетрадь примеры формальных и материальных, длящихся и продолжаемых, неоднократных и повторных административных правонарушений. Готовясь к третьему четвертому вопросу, уясните для себя, по каким признакам отграничиваются административные правонарушения. Далее разграничьте административное правонарушение (желательно составить таблицу) от преступления и дисциплинарного проступка по следующим критериям: нарушенные общественные отношения, признаки, субъекты, наступившие последствия, вид ответственности, субъекты, наделенные правом применения мер воздействия, процессуальное оформление правонарушения. Используя соответствующие статьи КоАП РФ, приведите примеры административных правонарушений: 1) имеющих формальные и материальные составы; 2) в которых место, время, способ, орудия и средства совершения проступка выступают как квалифицирующий признак; 3) где субъектами являются: а) только несовершеннолетние лица; б) только должностные лица; в) только иностранные граждане и лица без гражданства; 4) совершаемых: а) только умышленно; б) только по неосторожности; в) и умышленно, и по неосторожности. Темы для докладов и сообщений: 1. Непосредственный объект административного правонарушения. 2. Специальные субъекты административного правонарушения. 3. Административные наказания, налагаемые ОВД. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие административного правонарушения. 2. Охарактеризуйте основные признаки административного правонарушения. 3. Чем административные правонарушения отличаются от уголовных преступлений и дисциплинарных проступков? 4. Назовите элементы состава административного правонарушения. 5. Чем отличаются понятия «субъект административного правонарушения» и «субъект административной ответственности»? 6. Приведите примеры правонарушений с материальными и формальными составами. 7. Каковы различия между общим, видовым (родовым) и непосредственным объектом административного правонарушения? 8. Назовите административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, на институты государственной власти и против порядка управления в сфере деятельности органов внутренних дел. Проведите отграничение этих правонарушений от однородных преступлений. 9. Чем отличаются длящиеся и продолжаемые административные правонарушения?
Рекомендации по изучению темы Следует помнить, что в настоящее время государственное управление образованием и наукой осуществляют Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, государственные органы управления образованием и наукой субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти. Некоторые функции в сфере управления образованием осуществляют органы местного самоуправления. Основные положения первого вопроса закреплены федеральными законами от 10 июля 1992 г. «Об образовании», от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При подготовке второму вопросу следует рассмотреть правовое положение: Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, государственных органов управления образованием субъектов РФ, федеральных органов исполнительно власти, органов местного самоуправления. При подготовке к занятиям используйте Закон от 10 июля 1992 г. «Об образовании», и рассмотрите основы правового статуса следующих видов образовательных учреждений: • общеобразовательных – начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии; • начального профессионального образования – профессиональные училища; профессиональные лицеи – центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня; • среднего специального образования – техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения); • высшего профессионального образования – университеты, академии, институты, колледжи. При подготовке следует уяснить компетенцию в области научной деятельности Министерства образования и науки и Федерального агентства по науке и инновациям. При подготовке и проведении занятий следует помнить, что в соответствии с п. «ж» ч. 1. ст. 72 Конституции России в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Соответственно этому осуществляется правовое регулирование и государственное управление в данной сфере. При этом определенной компетенцией, наряду с государственными органами, наделены органы местного самоуправления. Важно добиться должного понимания основных видов здравоохранения в РФ, роль государства в данной сфере. Далее уяснить организационно-правовое положение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологическое агентства и Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи. Следует также охватить вниманием систему и компетенцию органов управления в области социального развития, входящих в систему Минздравсоцразвития РФ, в особенности Федеральной службы по труду и занятости, а также Федерального агентства по туризму, Министерства по физической культуре и спорту. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Студенты очной обучения изучают учебную дисциплину «административное право» по темам и планам в соответствии с УМК в одинаковом объеме с использованием рекомендованной ко всем темам основой и дополнительно литературы. Пользоваться учебниками и сборниками документов во время практических и семинарских занятий не разрешается. На экзамене запрещено пользоваться любыми посторонними и техническими средствами информации. Студенты очной формы обучения прослушивают на аудиторных занятиях в соответствии с учебным расписанием 18 лекций с записью основных положений лекций в своих конспектах и/или с использованием диктофонов; самостоятельно готовятся к практическим и семинарским занятиям с использованием рекомендованной литературы, Интернета и средств массовой информации, принимают активное участие в практических и семинарских занятиях, при необходимости во время, отведенное на индивидуальный контроль, отрабатывают пропущенные (по болезни или по другим уважительным причинам) семинарские занятия, самостоятельно, в контакте с научным руководителем, готовятся и принимают участие в проводимых в РАП конференциях (чтениях), принимают активное участие в консультациях во время учебно-экзаменационной сессии, готовятся и сдают зачет с использованием вопросов, перечисленных в УМК.
|