ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт права, социального управления и безопасности



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….3

1. Извлечение из ГОС ВПО по специальности…………………………………………..5

2. Рабочая программа по дисциплине «Правоведение…………………………………..6

2.1. Принципы построения курса………………………………………………………….7

2.2. Цели и задачи курса…………………………………………………………………....7

2.2. Структура курса………………………………………………………………………..7

2.4. Распределение часов по темам курса и видам занятий……………………………..9

2.5. Содержание курса лекционных занятий……………………………………………..9

2.6. Содержание курса практических (семинарских) занятий с методическими

указаниями и программой для самостоятельной работы студентов……………………………12

3. Методические рекомендации преподавателю………………………………………………..51

4. Методические рекомендации по контролю знаний ………………………………….52

4.1. Основы бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов…………………52

4.2. Перечень вопросов для экзамена……………………………………………………..54

4.3. Тематика контрольных работ (рефератов)……………………………………………56

4.4. Примерные задания для текущей аттестации………………………………………..57

5. Учебно-методические материалы………………………………………………………61

5.1. Основная литература…………………………………………………………………..61

5.2. Дополнительная литература…………………………………………………………..61

5.3. Нормативные акты……………………………………………………………………..63

6. Основное оборудование по дисциплине………………………………………………66


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Правоведение», входящая в перечень дисциплин предметной подготовки Государственного образовательного стандарта, имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей.

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах человеческой деятельности. В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.

В российском обществе не должно быть места "правовому нигилизму", черты которого к сожалению, иногда отчетливо проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности. Необходимо показать студентам весь существующий арсенал законных средства для защиты своих конституционных и иных прав и интересов а также их конституционный и личный правовой статус, дать представление о том, как в Российской Федерации с помощью правовых норм регулируются общественные отношения, в том числе и в сфере будущей профессиональной деятельности.

Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины "Правоведение" в системе государственного образовательного стандарта.

Курс «Правоведение» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает межпредметные связи с историей, социологией, политологией, выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.

В результате изучения предлагаемого курса студент должен приобрести умения и навыки, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:

· уметь правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты;

· уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

· уметь принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом;

· уметь ориентироваться в специальной юридической литературе;

· уметь четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений;

· знать основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности.

· знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации.

· иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации.

· знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.

· уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.

Студент должен знать:

· понятие права и его признаки;

· соотношение норм права и норм морали;

· понятие материального и процессуального права;

· понятие частного и публичного права;

· основные учения о праве;

· понятие источников права;

· виды форм права;

· понятие и структуру нормы права;

· понятие аналогии права и аналогии закона;

· толкование права;

· понятие правоотношения;

· понятие и виды правонарушений;

· понятие и виды юридической ответственности;

· основные правовые системы современности;

· системы и отрасли российского права;

· соотношение российского и международного права;

· понятие и признаки государства;

· формы государства;

· основные теории происхождения государства и права;

· основные положения Конституции Российской Федерации;

· основы конституционного строя Российской Федерации;

· основы конституционно-правового статуса личности в РФ;

· систему органов государственной власти в Российской Федерации;

· понятие физического и юридического лица;

· правоспособность и дееспособность граждан и юридических лиц;

· образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц;

· виды юридических лиц;

· понятие право собственности;

· понятие обязательства в гражданском праве;

· возникновение и исполнение обязательства;

· стороны в обязательстве;

· договор как отдельный вид обязательства;

· основные положения наследственного права;

· условия и порядок заключения и прекращения брака;

· права и обязанности супругов;

· права несовершеннолетних детей;

· понятие алиментных обязательств;

· понятие трудового договора;

· понятие и виды рабочего времени;

· понятие и виды времени отдыха;

· понятие трудовой дисциплины;

· способы защиты трудовых прав;

· понятие и виды административных правонарушений;

· порядок привлечения к административной ответственности;

· административные наказания;

· принципы уголовного законодательства;

· понятие, категории, состав, виды преступлений;

· обстоятельства, исключающие преступность деяния;

· понятие, цели, виды наказаний;

· освобождение от уголовной ответственности и наказания;

· основы экологического права;

· система государственного экологического управления;

· особенности регулирования отдельных видов природопользования;

· основы информационного права Российской Федерации;

· понятие государственной тайны;

· защита информации и прав субъектов в области информации.

Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для подготовки специалистов в высшем учебном заведении.


1. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ГОС) ПО НАПРАВЛЕНИЮ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 080500:

 

 

ГСЭ.Ф.06 ПРАВОВЕДЕНИЕ Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

 

ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

для специальности  
(шифр и название специальности)

Дипломированного специалиста по направлению подготовки

 

 

ОЧНАЯ
(форма обучения)

 

 

Курс………………………………………

Семестр………………………………….

Всего аудиторных часов ……………….

Лекции, час………………………….......

Практические семинары, час …………….

Самостоятельная работа, час…………...

Экзамен (семестр)………………………......

 

Всего часов по учебному плану – час.

 

 

Ижевск


Рабочая программа

2.1. Принципы построения дисциплины «Правоведение»

 

Курс «Правоведение» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает межпредметные связи с историей, социологией, политологией, выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.

Учебный курс нацелен на изучение нормативных документов, призван помочь студентам понять роль права в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о нормотворческой деятельности; уметь оценивать и самостоятельно анализировать различные правовые нормы, содействовать становлению профессионального мышления.

В целом настоящий курс адресован специалистам неюридических специальностей и призван ознакомить их с устройством государства, основами его правовой надстройки, а также с действующим законодательством России.

Программа курса включает в себя несколько блоков: 1) Общая теория государства; 2) Общая теория права; 3) Общая характеристика основных отраслей права.

Цели и задачи курса

 

Основные цели и задачи курса заключаются в том, чтобы:

1) дать представление об особенностях правового регулирования будущей профессиональной деятельности;

2) раскрыть особенности функционирования государства и права в жизни общества;

3) дать представление об основных правовых системах современности;

4) определить значение законности и правопорядка в современном обществе;

5) познакомить с основополагающими жизненноважными положениями действующей Конституции Российской Федерации - основного закона государства и общества;

6) показать особенности федеративного устройства России и системы органов государственной власти Российской Федерации;

7) дать базовые знания (представления) по основным отраслям российского законодательства и особенно по тем, с которыми любой гражданин сталкивается в своей повседневной жизни: гражданскому праву, трудовому праву, семейному праву.

 


Структура курса

Программа курса включает в себя несколько блоков:

1) Общая теория государства

2) Общая теория права

3) Общая характеристика основных отраслей права

 

Общая теория государства  

 

 

                                       
   
Общая теория права
 
   
Общая характеристика законодательства
 
 
Основы конституционного права РФ
   
Основы гражданского права РФ
 
 
 
 
   
Основы трудового права РФ
 
Основы экологического права РФ
 
 
   
Административное правонарушение и административная ответственность РФ
     
Основы уголовного права РФ
       
Основы информационного права РФ
 
Правовые основы будущей профессиональной деятельности
 
 
 

 

 

План семинарских (практических) занятий с методическими указаниями и программой

для самостоятельной работы студентов

I Модуль.

Тема 1. Общая теория государства (1 час – практические занятия, 8 часов – самостоятельная работа)

 

Методические рекомендации для студентов

Любое явление жизни не существует само по себе. Оно всегда неразрывно связано с причинами его возникновения, с теми связями, которые существуют между самим явлением и его внутренним содержанием, с его внутренними частями и внешними связями с другими явлениями.

В связи с этим, начинать свои познавательные поиски в понимании такой сложной формы общественного явления как государство, следует, прежде всего, с осмысления человеческих отношений.

Во-первых, исходя из полученных знаний по программе общеобразовательной школы, а также применив дополнительную литературу, которую мы привели ниже, следует проанализировать развитие человеческих отношений с времен первобытной организации общества до сегодняшних дней. Попробовать понять: почему общество не нашло или не приняло никакой другой формы организации жизнедеятельности людей иной, чем государство.

Попробуйте выделить все известные истории формы организации жизни общества: не забывая при этом, существовавшие в Древней Греции такие формы общежития людей как полисы, которые, по мнению И.Ю. Козлихина представляли собой "Самоуправляющиеся общины свободных и равных людей - гражданскую общину", являясь при этом "высшей формой общения между людьми".

Проанализируйте, какие методы регулирования человеческих отношений применялись в древних первобытных общинах, в полисах, и какие методы применяли в государствах древних времен? Изменились ли они с развитием общества и государства?

Во-вторых, понять сущность государства и то, почему оно существует невозможно без знаний о существующих в современной правовой науке теорий происхождения государства. Эти знания помогут осознать о существовании разных причин возникновения государства и понять, почему государство явилось самым удобным способом организации жизни людей. Подумайте, самым ли лучшим? Попробуйте поразмыслить и над таким вопросом: вечно ли государство? Какую роль играет народ в выборе формы организации жизни людей?

Попробуйте сами выделить признаки государства. Совпадают ли они с признаками, выделенными правоведами в предложенной Вам литературе.

Успешное понимание изначально поставленных перед Вами задач, поможет Вам сформировать свои политические убеждения, сориентироваться при выборе власти, а также понять причины жизненных проблем общества.

Что касается тем, рассматривающих форму правления государства, государственное устройство, политический режим государства, студенту можно посоветовать следующее.

При изучении любой предлагаемой темы всегда предпочтительно анализировать, вникать, понимать, а не запоминать. Студент, выбравший в качестве своего пути познания тех или иных явлений запоминание, обречен, может быть, много знать, но никогда не иметь собственное представление о вещах. Если же студент не успокоится в поисках своего понимания поставленной перед ним задачи, достигнув понимания, он сможет не только иметь собственное суждение, но видеть причину происходящих явлений, чувствовать голос последующих последствий.

Постарайтесь открыть в себе свой собственный интерес к поставленным перед Вами задачам. Почувствуйте, как получаемые в процессе познавательной деятельности знания, и открывающиеся перед Вами понимания неразрывно связаны с жизнью. Такой подход сделает Вашу нелегкую задачу обучения поистине интересной.

В рамках второй части темы о государстве, важно понять и различать формы государства по их организационно-функциональным признакам:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая).

При изучении форм правления важно не только различать и выделять признаки каждой из форм, но и попытаться понять их достоинства и недостатки. Предлагается также проанализировать на примере современных государств, зависит ли успешность государства от выбранной ею формы правления. Если да, то как? Какая из форм правления, на Ваш взгляд, более близка России, исходя из сложившейся исторически ее культуры, быта, менталитета граждан?

2. Форма государственного устройства: унитарная, федеративная, конфедерация.

В рамках этой части темы, следует понимать отличия форм государственного устройства. Проанализируйте, какие задачи государство решает с помощью выбора определенной формы государственного устройства. Реально ли существование такого масштабного по своей територрии, многонационального государства Россия в такой форме как унитарное государство?

3. Государственный (политический) режим: демократия, тоталитарный режим, авторитарный режим.

Знания об особенностях форм политического режима, позволит понять, какие методы применяет власть при регулировании общественной жизни при тоталитарном, авторитарном режиме, и при демократии. Здесь важно не только отличать политические режимы, но и видеть последствия выбора государством неверных методов властвования, с точки зрения их плачевных последствий для развития и достойной жизни общества в целом и человека в отдельности.

 

Вопросы для изучения:

1.Государство и право. Их роль в жизни общества.

2. Теории происхождения государства.

3. Понятие и признаки государства. Функции государства.

4.Формы государства: формы государственного правления, формы государственного правления и политический режим.

 

Задания для практических занятий:

1.Дайте характеристику формы государственного устройства перечисленных ниже стран.

1) Российская Федерация;

2) США;

3) Великобритания;

4) Германия;

5) Франция;

6) Италия;

7) Саудовская Аравия.

 

2. Приведите пример пяти государств с унитарной формой государственного устройства. Существует ли в данных государствах какое-либо внутреннее территориальное деление? Если да, то укажите, какими полномочиями обладают отдельные территориальные части государства?

3.Приведите пример пяти государств с федеративной формой государственного устройства. По какому принципу образованы субъекты перечисленных государств?

Задания для самостоятельной работы

1.Составьте таблицу «Основные теории происхождения государства»:

 

Название теории Основные представители Содержание теории
     

 

2.Выберите одно из перечисленных ниже государств и подготовьте доклад, отражающий его особенности.

В своем ответе отразите следующее: 1)Наименование государства; 2) Политический режим; 3) Форму правления; 4) Форму государственного устройства; 5) Наименование органов государственной власти и общий порядок их формирования.

8) США

9) Великобритания

10) Германия

11) Франция

12) Италия

13) Испания

14) Саудовская Аравия

15) Китай

16) Япония

17) Украина

18) Белоруссия

19) Румыния

20) Латвия

21) Канада

22) Бразилия

23) Австралия

24) Алжир

25) Аргентина

26) Мексика

27) Индия

Тема 2. Общая теория права (1 час – практические занятия, 10 часов – самостоятельная работа)

Методические рекомендации для студентов

Изучение данной темы следует также начать с изучения происхождения права как явления общественной жизни. Проанализировать, как понимали право в древние времена, и что понимается под правом сегодня.

Какие основные теории выделяются правоведами в вопросе становления права с первобытнообщинного строя до государственной организации общества? Здесь можно выделить главные направления: 1)санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством; 2)юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3) издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права.

Проанализируйте основные учения о праве. Такой анализ поможет Вам составить более полное представление о сущности и содержании права, о разных причинах его происхождения.

Выделите основные признаки права. Чем они отличаются от других видов социального регулирования: нормы морали, нравственности, нормы обычаев.

Подумайте, какое значение имеет обычай в нашей современной жизни. Какое значение имеет в нашей жизни нормы морали. К слову, в Древнем Риме в эпоху принципата, значение обычая было не меньше значения закона. Император Древнего Рима Юлиан признавал за ним такую же силу, и такое же основание, как и за законом: "Установившийся издревле обычай соблюдается как закон, и это и есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами. Ведь самые законы связывают нас не по какой-либо другой причине, как по той, что они приняты по решению народа. Заслуженно соблюдается и то, что народ без всякой записи выражает свою волю на самом деле и фактами. Поэтому совершенно правильно принято даже такое правило, что законы отменяются не только по решению законодателя, но также в силу молчаливого согласия всех, путем неприменения" ("Римское частное право"/ под ред. проф. И.Б.Новицкого/, Москва, 1948).

Выделите виды правовых норм по степени определенности элементов правовых предписаний; по кругу лиц, к которым они обращены; по масштабам и уровню охвата общественных отношений.

Определитесь с понятием нормы права и ее внутренней структурой. Для наглядности возьмите, к примеру, Гражданский Кодекс, и найдите гипотезу, диспозицию и санкцию нормы. К примеру, статья 284 ГКРФ, которая определяет обязанность наймодателя по содержанию сданного в наем имущества. Гипотеза данной нормы (условия, при которых следует руководствоваться данным правилом-" сдача в наем имущества"), диспозиция (указывающая на само поведение (правомочия или обязанность)-наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, а наниматель в случае неисполнения наймодателем этой обязанности, имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением, санкция определяет меру ответственности нарушителю нормы. В рассматриваемом случае, наймодатель в случае нарушения своих обязательств, в соответствии с законом должен возместить убытки нанимателю.

Таким образом, логическая формула элементов правовой нормы выглядит следующим образом: если наймодатель сдал в наем имущество (гипотеза), то он обязан содержать данное имущество в пределах законных прав нанимателя (диспозиция), иначе к нему могут быть применены меры государственного принуждения (санкция).

 

Вопросы для изучения:

1. Понятие и виды социальных норм. Норма права – понятие, виды и признаки.

2. Российское право и основные правовые системы со­временности.

3. Источники права: понятие, признаки, виды.

4. Система российского права, ее структурные элементы.

5. Понятие правоотношения: субъект, объект, содержание.

6. Понятие правонарушения, виды правонарушений. Юридическая ответственность – понятие и виды.

7. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

 

Задания для практических занятий

 

1.Составьте таблицу «Основные учения о праве»

Название теории Представители Содержание
     

2.Что регулирует перечисленные ниже общественные отношения: право или мораль?

1) Гражданин Плюшкин каждый день приходит домой после 00:00.

2) Рабочий день Плюшкина с 8:00 до 17:00.

3) Плюшкин не уступает место в автобусе бабушкам.

4) Плюшкин оплачивает проезд в общественном транспорте.

5) Плюшкин платит алименты на своего несовершеннолетнего сына.

6) Плюшкин не дарит подарки на день рождения своему сыну.

7) Начальник отдела кадров Ушкина рассказала своей подруге, что Плюшкин – бесчестный человек.

8) Начальник отдела кадров Ушкина так же рассказала своей подруге о семейном положении Плюшкина, его хронических заболеваниях, заработной плате и дате рождения.

 

3.Какие из перечисленных ниже актов являются источниками права в Российской Федерации:

1) Конституция РФ;

2) Постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами Трудового кодекса РФ»;

3) Коран;

4) Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти»

5) Трудовой договор;

6) Библия;

7) Решение Верховного суда УР № 13-45;

8) Уголовный кодекс РФ;

9) Решение Городской Думы г. Ижевска «О правилах торговли на авторынках»;

10) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития «О порядке организации медицинского обслуживания».

 

4. Составьте таблицу «Основные правовые семьи мира»

 

Правовая семья Государства Особенности
     

 

5.Определите структурные элементы следующих норм права:

1) Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

2) Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет (п. 1 ст. 105 УК РФ).

 

6.Определите, какие правонарушения совершены в перечисленных ниже случаях, и какой вид ответственности за них следует:

1) Буфетчица Иванова продавала спиртные напитки несовершеннолетним;

2) Студент Булкин систематически не посещает занятия в ВУЗе;

3) Бухгалтер Ушкина рассказала о размерах и источниках прибыли своего работодателя конкурирующей фирме;

4) Слесарь Кошкин в рабочее время распивал спиртные напитки в цехе;

5) Водитель Пушкин сбил пешехода Сидорова.

6) Завод «Х» загрязняет окружающую среду (выбрасывает вредные вещества в атмосферный воздух);

7) Петя (10 лет), Коля (14 лет), Вадик (16 лет) ловят кошек и жестоко с ними обращаются.

 

7.Расположите перечисленные ниже нормативные акты по юридической силе:

1) Конституция РФ

2) Кодекс РФ об административных правонарушениях

3) Решение Главы города Ижевска «О проведении конкурса лучший учитель 2012 года»

4) Указ Президента РФ «О государственных наградах РФ»

5) Декларация МОТ «О запрете принудительного труда»

6) Федеральный закон «Об охране здоровья граждан»

7) Трудовой кодекс РФ

8) Постановление Правительства РФ «О порядке исчисления средней заработной платы»

9) Приказ Министерства РФ «О порядке ведения трудовых книжек»

10) Закон УР «О социальном партнерстве в УР»

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составить сравнительную таблицу, в которой соотнести характеристики международного права и национального права РФ.

Международное право Национальное право РФ
   

2.На основании Конституции РФ укажите, по каким вопросам должны быть приняты федеральные конституционные законы.

 

3.Определите структуру правоотношений (субъект, объект, содержание), возникающих в перечисленных ниже случаях:

 

1) Статья 29 ГК РФ.

1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

 

2) Статья 41СК РФ.

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

 

3) Статья 110 УК РФ

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

 

4. Рассмотрите перечисленные ниже ситуации и ответьте на представленные вопросы (метод мозгового штурма):

1) В метро на ст. «Курская» сотрудники милиции попросили гражданина М., прибывшего из Тбилиси, предъявить документы. М. документы не предъявил, попросив объяснить, на каком основании их требуют. Сотрудники пригласили М. пройти в дежурную комнату, на что последний ответил отказом. М. был задержан, но после выяснения его личности отпущен. Являлось ли его задержание и претерпевание им неблагоприятных последствий юридической ответственностью?

2) Автолюбитель К. при выезде со стоянки по причине своей неопытности разбил бампер стоящей рядом машины. Извинившись за происшедшее, К. уплатил пострадавшему двойную рыночную цену бампера. Инцидент был исчерпан на месте. Имела ли место юридическая ответственность?

3) Гражданин С. разведен с супругой судом. Двое несовершеннолетних детей остались с матерью. В решении суда определен размер алиментов, которые С. выплачивает ежемесячно по исполнительному листу. Идет ли речь о юридической ответственности?

Тема 3. Основы конституционного права Российской Федерации (2 часа – практические занятия, 10 часов – самостоятельная работа)

 

Методические рекомендации для студентов

 

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, является нормативно-правовым актом, занимающим в системе национального законодательства особое привилегированное места. Конституцию РФ отличают особые черты и юридические свойства, на которые студенту необходимо обратить внимание. Кроме того, необходимо обратить внимание на структуру и содержание Конституции РФ.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Студенту следует самостоятельно изучить основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Кроме того, следует уделить внимание вопросам приобретения и прекращения гражданства РФ.

В процессе изучения следует особо остановиться на системе государственных органов, которая построена на принципе разделения властей.

Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент РФ, который является главой государства, верховным главнокомандующим, гарантом Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Следует особо остановиться на изучении полномочий Президента РФ.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В этой части студенту следует самостоятельно составить схему судов Российской Федерации.

 

Вопросы для изучения:

1. Конституция Рос­сийской Федерации: понятие, юридические свойства. Структура Конституции РФ.

2. Основы конституционно-правового устройства Российской Федерации.

3. Гражданство РФ – понятие, способы приобретения.

4. Основные права, свободы и обязанности граждан.

5. Органы государственной власти в РФ.

6. Президент РФ.

7. Федеральное собрание – парламент РФ.

8. Правительство РФ.

9. Судебная система РФ.

10. Органы местного самоуправления.

Задания для практических занятий

1.Дайте определение следующим понятиям:

Конституция, конституционно-правовой статус личности, отлагательное вето, инаугурация, суверенитет, политический плюрализм, презумпция невиновности, гражданское общество, правовое государство, импичмент, местное самоуправление.

 

2. Составьте схему «Органы власти Удмуртской республики».

Укажите порядок образования и полномочия соответствующих органов власти.

 

3.Составьте схему «Органы местного самоуправления».

Укажите порядок образования и полномочия соответствующих органов власти.

 

4. Составьте схему «Судебная система РФ».

 

5. Составьте схему «Законотворческий процесс в Российской Федерации».

 

6. Решите задачу (метод мозгового штурма):





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.051 с.)