Распределение часов по темам курса и видам занятий 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение часов по темам курса и видам занятий



 

 

Тема Количество часов
Лекции Практич. Самост. раб.
  Общая теория государства      
  Общая теория права      
  Основы конституционного права Российской Федерации      
  Основы гражданского права Российской Федерации      
  Основы семейного права Российской Федерации      
  Основы трудового права Российской Федерации      
  Административное правонарушение и административная ответственность Российской Федерации      
  Основы уголовного права Российской Федерации      
  Основы информационного права Российской Федерации   -  
  Основы экологического права Российской Федерации   -  
  Правовые основы будущей профессиональной деятельности      
Всего:      
Форма итогового контроля: экзамен  

 

 

2.5. Содержание курса лекционных занятий по дисциплине «Правоведение»

 

Лекция 1. Общая теория государства (4 часа)

Государство и право. Их роль в жизни общества. Теории происхождения государства. Понятие и признаки государства. Формы государства: формы государственного правления, формы государственного правления и политический режим. Функции государства.

 

Лекция 2. Общая теория права (4 часа)

Понятие и виды социальных норм. Понятие и признаки права. Норма права – понятие, виды и признаки. Соотношение норм права и морали. Материальное и процессуальное право. Частное и публичное право. Основные учения о праве. Российское право и основные правовые системы со­временности. Виды форм права: закон, судебный прецедент, договор, правовой обычай. Система российского права, ее структурные элементы. Структурные элементы нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Аналогия права и закона. Толкование права. Источники российского права Нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты. Понятие правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Понятие правонарушения, виды правонарушений. Юридическая ответственность – понятие и виды. Понятие и структура правовой системы. Виды «правовых семей». Соотношение российского права и международного права. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

 

Лекция 3. Основы конституционного права Российской Федерации (4 часа)

Конституция Рос­сийской Федерации – понятие, юридические свойства. Структура Конституции РФ. Изменение Конституции.

Демократическое государство. Разделение властей. Политическое и идеологическое многообразие. Правовое государство. Светское государство. Федеративное государство. Социальное государство. Суверенитет.

Гражданство РФ – понятие, способы приобретения. Основные права, свободы и обязанности граждан.

Органы государственной власти в РФ. Институт президентства в РФ. Федеральное собрание – парламент РФ. Правительство РФ. Судебная система РФ.

 

Лекция 4. Основы гражданского права Российской Федерации (6 часов)

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица и как участники гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность граждан и юридических лиц. Признание гражданина умершим и безвестно отсутствующим. Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц. Виды юридических лиц. Понятие права собст­венности. Владение, пользование и распоряжение. Формы права собственности. Порядок приобретения. Понятие обязательства. Возникновение и исполнение обязательства. Стороны в обязательстве. Перемена лиц в обязательстве. Договор как отдельный вид обязательства. Ответственность за нарушение обязательств. Основы наследственного права. Понятие и виды наследования. Наследование по закону. Наследование по завещанию. Принятие наследства.

 

Лекция 5. Основы семейного права Российской Федерации (4 часа)

Понятие, принципы и значение семейного права. Брачно-семейные отно­шения. Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака в ЗАГСе. Прекращение брака в суде. Брачный возраст. Личные права супругов. Имущественные права – законный и договорной режим имущества супругов. Брачный договор. Права несовершеннолетних детей. Понятие ребенка. Основные права ребенка. Защита прав ребенка. Понятие алиментов. Алиментные обязанности.

Лекция 6. Основы трудового права Российской Федерации (6 часов)

Понятие трудового права и его социальное назначение. Источники трудового права. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор: понятие и виды. Заключение, изменение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха: понятие и виды. Нормальная продолжительность рабочего времени. Сокращенное рабочее время. Неполное рабочее время. Работа в ночное время, по совместительству, сверхурочная. Виды времени отдыха. Отпуск – понятие, порядок представления и использования. Правила внутреннего трудового распорядка. Виды поощрений и взысканий. Порядок наложения дисциплинарных взысканий. Способы защиты трудовых прав работников. Самозащита. Профсоюз. Комиссия по трудовым спорам. Инспекция труда. Судебная защита.

Лекция 7. Административное правонарушение и административная ответственность Российской Федерации (4 часа)

Понятие административного правонарушения. Виды правонарушений. Субъект правонарушения. Порядок привлечения к административной ответственности. Административные наказания.

Лекция 8. Основы уголовного права Российской Федерации (4 часа)

Понятие и состав преступления. Понятие и задачи уголовный закона РФ. и уголовная ответствен­ность за совершение преступлений. Основания уголовной ответственности. Понятие, цели, задачи и виды уголовных наказаний. Действие уголовного закона во времени и пространстве. Принципы уголовного законодательства. Категории преступлений. Виды преступлений по особенности части УК РФ. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Соучастие в преступлении. Понятие, цели и виды наказаний. Назначение наказания. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Амнистия, помилование и судимость. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

 

Лекция 9. Основы информационного права Российской Федерации (4 часа)

Федеральный закон Российской Федерации «О государственной тайне». Понятие государственной тайны, перечень сведений, составляющих государственную тайну, отнесение сведений к государственной тайне. Защита государственной тайны, распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, контроль и надзор за обеспечением защиты. Информация. Информационные ресурсы. Основные понятия, пользование информационными ресурсами, информационные системы. Банковская, коммерческая тайна. Защита информации и прав субъектов и области информации.

 

Лекция 10. Основы экологического права Российской Федерации (4 часа)

Экологическое право – самостоятельная отрасль Российского права. Понятие, предмет, метод и система экологического права. Государственное экологическое управление. Органы государственной власти и управления, осуществляющие государственное регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Законодательное регулирование и международно-правовая охрана окружающей среды. Основные нормативные акты РФ и международного права, осуществляющие охрану окружающей среды. Особенности регулирования отдельных видов природопользования. Пользование землями, недрами, водными объектами, лесным фондом, атмосферным воздухом, животным миром, особо охраняемыми природными территориями.

 

Лекция 11. Правовые основы будущей профессиональной деятельности (1 час)

Исходя из профессиональной принадлежности будущей деятельности студента и его заинтересованности в более подробном изучении какого-либо материала, преподаватель определяет основы, структуру и основные направления лекционного занятия.


План семинарских (практических) занятий с методическими указаниями и программой

для самостоятельной работы студентов

I Модуль.

Тема 1. Общая теория государства (1 час – практические занятия, 8 часов – самостоятельная работа)

 

Методические рекомендации для студентов

Любое явление жизни не существует само по себе. Оно всегда неразрывно связано с причинами его возникновения, с теми связями, которые существуют между самим явлением и его внутренним содержанием, с его внутренними частями и внешними связями с другими явлениями.

В связи с этим, начинать свои познавательные поиски в понимании такой сложной формы общественного явления как государство, следует, прежде всего, с осмысления человеческих отношений.

Во-первых, исходя из полученных знаний по программе общеобразовательной школы, а также применив дополнительную литературу, которую мы привели ниже, следует проанализировать развитие человеческих отношений с времен первобытной организации общества до сегодняшних дней. Попробовать понять: почему общество не нашло или не приняло никакой другой формы организации жизнедеятельности людей иной, чем государство.

Попробуйте выделить все известные истории формы организации жизни общества: не забывая при этом, существовавшие в Древней Греции такие формы общежития людей как полисы, которые, по мнению И.Ю. Козлихина представляли собой "Самоуправляющиеся общины свободных и равных людей - гражданскую общину", являясь при этом "высшей формой общения между людьми".

Проанализируйте, какие методы регулирования человеческих отношений применялись в древних первобытных общинах, в полисах, и какие методы применяли в государствах древних времен? Изменились ли они с развитием общества и государства?

Во-вторых, понять сущность государства и то, почему оно существует невозможно без знаний о существующих в современной правовой науке теорий происхождения государства. Эти знания помогут осознать о существовании разных причин возникновения государства и понять, почему государство явилось самым удобным способом организации жизни людей. Подумайте, самым ли лучшим? Попробуйте поразмыслить и над таким вопросом: вечно ли государство? Какую роль играет народ в выборе формы организации жизни людей?

Попробуйте сами выделить признаки государства. Совпадают ли они с признаками, выделенными правоведами в предложенной Вам литературе.

Успешное понимание изначально поставленных перед Вами задач, поможет Вам сформировать свои политические убеждения, сориентироваться при выборе власти, а также понять причины жизненных проблем общества.

Что касается тем, рассматривающих форму правления государства, государственное устройство, политический режим государства, студенту можно посоветовать следующее.

При изучении любой предлагаемой темы всегда предпочтительно анализировать, вникать, понимать, а не запоминать. Студент, выбравший в качестве своего пути познания тех или иных явлений запоминание, обречен, может быть, много знать, но никогда не иметь собственное представление о вещах. Если же студент не успокоится в поисках своего понимания поставленной перед ним задачи, достигнув понимания, он сможет не только иметь собственное суждение, но видеть причину происходящих явлений, чувствовать голос последующих последствий.

Постарайтесь открыть в себе свой собственный интерес к поставленным перед Вами задачам. Почувствуйте, как получаемые в процессе познавательной деятельности знания, и открывающиеся перед Вами понимания неразрывно связаны с жизнью. Такой подход сделает Вашу нелегкую задачу обучения поистине интересной.

В рамках второй части темы о государстве, важно понять и различать формы государства по их организационно-функциональным признакам:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая).

При изучении форм правления важно не только различать и выделять признаки каждой из форм, но и попытаться понять их достоинства и недостатки. Предлагается также проанализировать на примере современных государств, зависит ли успешность государства от выбранной ею формы правления. Если да, то как? Какая из форм правления, на Ваш взгляд, более близка России, исходя из сложившейся исторически ее культуры, быта, менталитета граждан?

2. Форма государственного устройства: унитарная, федеративная, конфедерация.

В рамках этой части темы, следует понимать отличия форм государственного устройства. Проанализируйте, какие задачи государство решает с помощью выбора определенной формы государственного устройства. Реально ли существование такого масштабного по своей територрии, многонационального государства Россия в такой форме как унитарное государство?

3. Государственный (политический) режим: демократия, тоталитарный режим, авторитарный режим.

Знания об особенностях форм политического режима, позволит понять, какие методы применяет власть при регулировании общественной жизни при тоталитарном, авторитарном режиме, и при демократии. Здесь важно не только отличать политические режимы, но и видеть последствия выбора государством неверных методов властвования, с точки зрения их плачевных последствий для развития и достойной жизни общества в целом и человека в отдельности.

 

Вопросы для изучения:

1.Государство и право. Их роль в жизни общества.

2. Теории происхождения государства.

3. Понятие и признаки государства. Функции государства.

4.Формы государства: формы государственного правления, формы государственного правления и политический режим.

 

Задания для практических занятий:

1. Дайте характеристику формы государственного устройства перечисленных ниже стран.

1) Российская Федерация;

2) США;

3) Великобритания;

4) Германия;

5) Франция;

6) Италия;

7) Саудовская Аравия.

 

2. Приведите пример пяти государств с унитарной формой государственного устройства. Существует ли в данных государствах какое-либо внутреннее территориальное деление? Если да, то укажите, какими полномочиями обладают отдельные территориальные части государства?

3. Приведите пример пяти государств с федеративной формой государственного устройства. По какому принципу образованы субъекты перечисленных государств?

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте таблицу «Основные теории происхождения государства»:

 

Название теории Основные представители Содержание теории
     

 

2. Выберите одно из перечисленных ниже государств и подготовьте доклад, отражающий его особенности.

В своем ответе отразите следующее: 1)Наименование государства; 2) Политический режим; 3) Форму правления; 4) Форму государственного устройства; 5) Наименование органов государственной власти и общий порядок их формирования.

8) США

9) Великобритания

10) Германия

11) Франция

12) Италия

13) Испания

14) Саудовская Аравия

15) Китай

16) Япония

17) Украина

18) Белоруссия

19) Румыния

20) Латвия

21) Канада

22) Бразилия

23) Австралия

24) Алжир

25) Аргентина

26) Мексика

27) Индия

Тема 2. Общая теория права (1 час – практические занятия, 10 часов – самостоятельная работа)

Методические рекомендации для студентов

Изучение данной темы следует также начать с изучения происхождения права как явления общественной жизни. Проанализировать, как понимали право в древние времена, и что понимается под правом сегодня.

Какие основные теории выделяются правоведами в вопросе становления права с первобытнообщинного строя до государственной организации общества? Здесь можно выделить главные направления: 1)санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством; 2)юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3) издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права.

Проанализируйте основные учения о праве. Такой анализ поможет Вам составить более полное представление о сущности и содержании права, о разных причинах его происхождения.

Выделите основные признаки права. Чем они отличаются от других видов социального регулирования: нормы морали, нравственности, нормы обычаев.

Подумайте, какое значение имеет обычай в нашей современной жизни. Какое значение имеет в нашей жизни нормы морали. К слову, в Древнем Риме в эпоху принципата, значение обычая было не меньше значения закона. Император Древнего Рима Юлиан признавал за ним такую же силу, и такое же основание, как и за законом: "Установившийся издревле обычай соблюдается как закон, и это и есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами. Ведь самые законы связывают нас не по какой-либо другой причине, как по той, что они приняты по решению народа. Заслуженно соблюдается и то, что народ без всякой записи выражает свою волю на самом деле и фактами. Поэтому совершенно правильно принято даже такое правило, что законы отменяются не только по решению законодателя, но также в силу молчаливого согласия всех, путем неприменения" ("Римское частное право"/ под ред. проф. И.Б.Новицкого/, Москва, 1948).

Выделите виды правовых норм по степени определенности элементов правовых предписаний; по кругу лиц, к которым они обращены; по масштабам и уровню охвата общественных отношений.

Определитесь с понятием нормы права и ее внутренней структурой. Для наглядности возьмите, к примеру, Гражданский Кодекс, и найдите гипотезу, диспозицию и санкцию нормы. К примеру, статья 284 ГКРФ, которая определяет обязанность наймодателя по содержанию сданного в наем имущества. Гипотеза данной нормы (условия, при которых следует руководствоваться данным правилом-" сдача в наем имущества"), диспозиция (указывающая на само поведение (правомочия или обязанность)-наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, а наниматель в случае неисполнения наймодателем этой обязанности, имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением, санкция определяет меру ответственности нарушителю нормы. В рассматриваемом случае, наймодатель в случае нарушения своих обязательств, в соответствии с законом должен возместить убытки нанимателю.

Таким образом, логическая формула элементов правовой нормы выглядит следующим образом: если наймодатель сдал в наем имущество (гипотеза), то он обязан содержать данное имущество в пределах законных прав нанимателя (диспозиция), иначе к нему могут быть применены меры государственного принуждения (санкция).

 

Вопросы для изучения:

1. Понятие и виды социальных норм. Норма права – понятие, виды и признаки.

2. Российское право и основные правовые системы со­временности.

3. Источники права: понятие, признаки, виды.

4. Система российского права, ее структурные элементы.

5. Понятие правоотношения: субъект, объект, содержание.

6. Понятие правонарушения, виды правонарушений. Юридическая ответственность – понятие и виды.

7. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

 

Задания для практических занятий

 

1. Составьте таблицу «Основные учения о праве»

Название теории Представители Содержание
     

2. Что регулирует перечисленные ниже общественные отношения: право или мораль?

1) Гражданин Плюшкин каждый день приходит домой после 00:00.

2) Рабочий день Плюшкина с 8:00 до 17:00.

3) Плюшкин не уступает место в автобусе бабушкам.

4) Плюшкин оплачивает проезд в общественном транспорте.

5) Плюшкин платит алименты на своего несовершеннолетнего сына.

6) Плюшкин не дарит подарки на день рождения своему сыну.

7) Начальник отдела кадров Ушкина рассказала своей подруге, что Плюшкин – бесчестный человек.

8) Начальник отдела кадров Ушкина так же рассказала своей подруге о семейном положении Плюшкина, его хронических заболеваниях, заработной плате и дате рождения.

 

3. Какие из перечисленных ниже актов являются источниками права в Российской Федерации:

1) Конституция РФ;

2) Постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами Трудового кодекса РФ»;

3) Коран;

4) Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти»

5) Трудовой договор;

6) Библия;

7) Решение Верховного суда УР № 13-45;

8) Уголовный кодекс РФ;

9) Решение Городской Думы г. Ижевска «О правилах торговли на авторынках»;

10) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития «О порядке организации медицинского обслуживания».

 

4. Составьте таблицу «Основные правовые семьи мира»

 

Правовая семья Государства Особенности
     

 

5. Определите структурные элементы следующих норм права:

1) Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

2) Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет (п. 1 ст. 105 УК РФ).

 

6. Определите, какие правонарушения совершены в перечисленных ниже случаях, и какой вид ответственности за них следует:

1) Буфетчица Иванова продавала спиртные напитки несовершеннолетним;

2) Студент Булкин систематически не посещает занятия в ВУЗе;

3) Бухгалтер Ушкина рассказала о размерах и источниках прибыли своего работодателя конкурирующей фирме;

4) Слесарь Кошкин в рабочее время распивал спиртные напитки в цехе;

5) Водитель Пушкин сбил пешехода Сидорова.

6) Завод «Х» загрязняет окружающую среду (выбрасывает вредные вещества в атмосферный воздух);

7) Петя (10 лет), Коля (14 лет), Вадик (16 лет) ловят кошек и жестоко с ними обращаются.

 

7. Расположите перечисленные ниже нормативные акты по юридической силе:

1) Конституция РФ

2) Кодекс РФ об административных правонарушениях

3) Решение Главы города Ижевска «О проведении конкурса лучший учитель 2012 года»

4) Указ Президента РФ «О государственных наградах РФ»

5) Декларация МОТ «О запрете принудительного труда»

6) Федеральный закон «Об охране здоровья граждан»

7) Трудовой кодекс РФ

8) Постановление Правительства РФ «О порядке исчисления средней заработной платы»

9) Приказ Министерства РФ «О порядке ведения трудовых книжек»

10) Закон УР «О социальном партнерстве в УР»

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составить сравнительную таблицу, в которой соотнести характеристики международного права и национального права РФ.

Международное право Национальное право РФ
   

2.На основании Конституции РФ укажите, по каким вопросам должны быть приняты федеральные конституционные законы.

 

3.Определите структуру правоотношений (субъект, объект, содержание), возникающих в перечисленных ниже случаях:

 

1) Статья 29 ГК РФ.

1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

 

2) Статья 41СК РФ.

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

 

3) Статья 110 УК РФ

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

 

4. Рассмотрите перечисленные ниже ситуации и ответьте на представленные вопросы (метод мозгового штурма):

1) В метро на ст. «Курская» сотрудники милиции попросили гражданина М., прибывшего из Тбилиси, предъявить документы. М. документы не предъявил, попросив объяснить, на каком основании их требуют. Сотрудники пригласили М. пройти в дежурную комнату, на что последний ответил отказом. М. был задержан, но после выяснения его личности отпущен. Являлось ли его задержание и претерпевание им неблагоприятных последствий юридической ответственностью?

2) Автолюбитель К. при выезде со стоянки по причине своей неопытности разбил бампер стоящей рядом машины. Извинившись за происшедшее, К. уплатил пострадавшему двойную рыночную цену бампера. Инцидент был исчерпан на месте. Имела ли место юридическая ответственность?

3) Гражданин С. разведен с супругой судом. Двое несовершеннолетних детей остались с матерью. В решении суда определен размер алиментов, которые С. выплачивает ежемесячно по исполнительному листу. Идет ли речь о юридической ответственности?

Тема 3. Основы конституционного права Российской Федерации (2 часа – практические занятия, 10 часов – самостоятельная работа)

 

Методические рекомендации для студентов

 

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, является нормативно-правовым актом, занимающим в системе национального законодательства особое привилегированное места. Конституцию РФ отличают особые черты и юридические свойства, на которые студенту необходимо обратить внимание. Кроме того, необходимо обратить внимание на структуру и содержание Конституции РФ.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Студенту следует самостоятельно изучить основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Кроме того, следует уделить внимание вопросам приобретения и прекращения гражданства РФ.

В процессе изучения следует особо остановиться на системе государственных органов, которая построена на принципе разделения властей.

Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент РФ, который является главой государства, верховным главнокомандующим, гарантом Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Следует особо остановиться на изучении полномочий Президента РФ.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В этой части студенту следует самостоятельно составить схему судов Российской Федерации.

 

Вопросы для изучения:

1. Конституция Рос­сийской Федерации: понятие, юридические свойства. Структура Конституции РФ.

2. Основы конституционно-правового устройства Российской Федерации.

3. Гражданство РФ – понятие, способы приобретения.

4. Основные права, свободы и обязанности граждан.

5. Органы государственной власти в РФ.

6. Президент РФ.

7. Федеральное собрание – парламент РФ.

8. Правительство РФ.

9. Судебная система РФ.

10. Органы местного самоуправления.

Задания для практических занятий

1.Дайте определение следующим понятиям:

Конституция, конституционно-правовой статус личности, отлагательное вето, инаугурация, суверенитет, политический плюрализм, презумпция невиновности, гражданское общество, правовое государство, импичмент, местное самоуправление.

 

2. Составьте схему «Органы власти Удмуртской республики».

Укажите порядок образования и полномочия соответствующих органов власти.

 

3.Составьте схему «Органы местного самоуправления».

Укажите порядок образования и полномочия соответствующих органов власти.

 

4. Составьте схему «Судебная система РФ».

 

5. Составьте схему «Законотворческий процесс в Российской Федерации».

 

6. Решите задачу (метод мозгового штурма):

Авиакомпания «Удмуртские авиалинии» установила новые тарифы на перевозки для тех пассажиров, кто из-за габаритов своего тела не в состоянии сесть в стандартное самолетное кресло (застегнуть себя стандартным ремнем безопасности и опустить подлокотники). Они должны оплатить поездку по двойному тарифу. В обоснование нововведения руководство компании привело более полутора тысяч случаев жалоб пассажиров, что соседи-толстяки буквально сидят на них во время полета.Через несколько недель в городской суд г. Новосибирска поступила жалоба от клиента компании, с которого потребовали двойную плату. Истец заявил, что изобретена новая форма дискриминации - в зависимости от размеров талии, что не соответствует статье 19 Конституции РФ.Имеет ли место действительная дискриминация? Решите дело.

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Составьте сравнительную таблицу «Права и обязанности человека и гражданина», использовав нормы главы 2 Конституции РФ.

 

Права и свободы человека и гражданина Обязанности человека и гражданина
1.Личные 2.Политические 3.Социально-экономические 4.Культурные    

 

2. Составить сравнительную таблицу «Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ».

В ведении Российской Федерации находятся:   В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:   В исключительном ведении субъектов Российской Федерации находятся:  
     

 

3. Рассмотрите случаи приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

4. Ответьте на предложенные вопросы со ссылкой на статьи Конституции РФ.

1) Перечислите, по каким вопросам могут быть приняты федеральные конституционные законы.

2) Может ли быть ограничено право гражданина избирать и быть избранным? Если да, то укажите, в каких случаях.

3) Может ли быть ограничено право каждого на свободу вероисповедания? Если да, то укажите, в каких случаях.

4) Что означает презумпция невиновности?

5) Укажите, в чьем ведении (РФ либо субъектов РФ) находятся: управление федеральной собственностью, адвокатура, прокуратура, уголовное право, трудовое право, образование.

6) Какие органы государственной власти принимают участие в импичменте Президента РФ?

7) Что означает неприкосновенность членов Совета Федерации и Государственной Думы РФ?

8) Возможна ли в РФ отставка Правительства РФ и роспуск Государственной Думы РФ? Если да, то в каких случаях?

9) Является ли Прокуратура РФ органом судебной власти? Ответ мотивируйте.

10) Какие вопросы решаются на уровне местного самоуправления?

Тема 4. Основы гражданского права Российской Федерации (2 часа – практические заятия, 8 часов – самостоятельная работа)

 

Методические рекомендации для студентов

Данный раздел учебно-методического комплекса дисциплины является наиболее обширным, т.к. студенту необходимо будет изучить не только нормы права общей, особенной части гражданского права Российской Федерации, но и нормы наследственного права Российской Федерации, включенные в ч.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следует начать изучение основ гражданского права с правоотношения, т.е. студенту следует вспомнить понятие и состав, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения, разработанные в теории государства и права, которые были изучены в теме №2 (Общая теория права). Напоминаем, что правоотношения - отношения между людьми и организациями, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения. Элементами правоотношения являются субъект, объект и содержание правоотношения.

После этого необходимо обратиться к изучению особенностей гражданско-правового отношения. Следует помнить, что гражданское правоотношение- это общественное отношение, урегулированное нормами гражданского права. Субъектами (участниками) гражданско-правового отношения являются граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Субъекты гражданского правоотношения обладают рядом характеристик: правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

Дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Однако необходимо помнить, что момент возникновения и содержание правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц неодинаков.

Правоспособность у физических лиц возникает с момента рождения и прекращается смертью (ст.17 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)). Содержание правоспособности граждан определено в ст.18 ГК РФ. Дееспособность у физических лиц возникает в момент достижения совершеннолетия – с 18 лет. Однако следует помнить, что в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Кроме того, законодательством закреплено, что несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация). Также студенту необходимо знать, что частичной дееспособностью обладают малолетние (ст.28 ГК РФ), а также граждане в возрасте от 14 до 18 лет (ст.26 ГК РФ). Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным осуществляется только по решению суда и только по основаниям, предусмотренным законодательством (ст.ст. 29, 30 ГК РФ).

В рамках изучения физических лиц также следует обратить внимание на основание и порядок признания гражданина умершим (ст.45, 46 ГК РФ) и безвестно отсутствующим (ст.42-44 ГК РФ).

Затем следует перейти к изучению раздела юридические лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.004 с.)