И местное самоуправление в Украине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И местное самоуправление в Украине



(учебное пособие)

 

 

Учебное пособие по курсу: «Государственное строительство и местное самоуправление в Украине» рекомендовано к публикации на заседании методсовета юридического факультета от июля 2008 г., протокол № 12

 

 

Рецензенты: к.ю.н., доц. кафедри государственного права ГНУ г.Дн-ска

Чернышева Т.В.

К.ю.н., доцент кафедры теории государства и права, конституционного и административного права ДНУ, Грабыльников А.В.

 

 

ТЕМА 1

ПОНЯТИЕ НАУКИ И ДИСЦИПЛИНЫ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В УКРАИНЕ»

1. Общие понятия дисциплины «Государственное строительство и местное

самоуправление»

2. Наука государственного строительства и местного самоуправления в

Украине: объект, субъект

3. Основные научные проблемы государственного строительства и местного

самоуправления в Украине

 

1.

С построением советской государственности, после октябрьской революции 1917г. в юридической науке возник термин «советское строительство». Основой данной категории являлось понятие «Советы», которые в то время являлись главным элементом системы государственной власти. Советское строительство понималось как изучение организационной структуры Советов, их форм и методов работы в структуре государственного аппарата сверху донизу, так и аппарата общественных организаций, тесно примыкающих к государственным органам. Изучение организационных форм и методов работы, путей и дальнейшего развития Советов и их органов, являлось основой изучения государственности СССР.

После провозглашения независимости Украины начался процесс построения ее государственности на основе других конституционных принципов:

- разделение властей,

- децентрализация власти,

- верховенства права,

- наличие народного и государственного суверенитета,

- защита прав и свобод человека и гражданина

- источником власти формирования государственной власти – является народ Украины.

Это обусловило новую систему государственной власти, где система Советов была упразднена, которая объединяла в себя законотворчество и управленческую деятельность. Встала необходимость выработки новых методов организации и деятельности государственного аппарата и государства в целом. В связи с этим в юриспруденции возникла необходимость создания новой юридической науки, которая б разрабатывала пути и возможности формирования демократической и эффективной государственной власти, такой наукой стала «Государственное строительство и местное самоуправление в Украине».

Понятие «государственного строительства» в юридической науке рассматривается по-разному, в зависимости от определения места данной дисциплины в системе права. Так, одни ученые юристы считали ее отраслью в системе государственного права, другие, отраслью социального управления (1).

Для определения места «государственного строительства и местного самоуправления Украины» в системе права отечественной юриспруденции необходимо выяснить, какие общественные отношения изучаются данной правовой наукой. А так же выяснить, какими социальными и правовыми нормами (конституционными или административными) регулируются эти общественные отношения.

Очевидно, что категория «государственность» включает в себя организацию и деятельность государственного аппарата. При этом нужно учитывать, что организация и деятельность органа законодательной власти и органов исполнительной власти в определенной степени отличается от организации и деятельности органов судебной власти и органов прокуратуры, прежде всего, процедурой работы этих органов, формами и методами их деятельности.

В механизме государства присутствуют органы местного самоуправления, но в соответствии со ст. ст. 6,7 Конституции Украины государственная власть, ее органы и местное самоуправление – категории различные, т.к. местное самоуправление рассматривается как право территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города – самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.

Однако, задачи местного самоуправления в основном осуществляется представительными и исполнительными органами данных административно-территориальных единиц. Деятельность территориальных громад практически отсутствует.

Вследствие этого субъектами государственного строительства являются государственные органы и органы местного самоуправления, а предметом - общественные отношения, которые возникают в процессе организации работы этих органов, и их взаимоотношения между собой и гражданами Украины в процессе реализации своей управленческой деятельности.

Таким образом «Государственное строительство и самоуправление в Украине» в системе права является отраслью права, которая изучает особенности правового статуса в организации государственного управления таких органов как: Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Кабинет Министров Украины, органы исполнительной власти (министерства, ведомства, государственные комитеты, местные государственные администрации), институт президента Украины, представительства и исполнительные органы местного самоуправления. При этом, все эти категории регламентируются материальными нормами и процессуальными нормами конституционного права. Вследствие этого, ученые-юристы А.М. Колодий, А.Ю. Олейник определяют государственное строительство и местное самоуправление в Украине как под отрасль конституционного процессуального права (2). На основе данного положения в системе юриспруденции государственное строительство и самоуправление можно определить, как в широком значении – управленческая деятельность организации государственного аппарата, а в узком значении – деятельность органов исполнительной власти.

По-другому определяет в широком и узком понятии государственное строительство Б.М. Свирский. Так, в широком смысле государственное строительство – организация функционирования украинской государственности, т.е. организация деятельности и развития всей системы органов государственной власти в Украине, через которые народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть (3). В узком смысле государственное строительство – организационное строение, формы и методы деятельности органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления (4).

Особенность дисциплины «Государственного строительства и самоуправления в Украине» в том, что она затрагивает особенности развития государственности Украины через организацию деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления. Поэтому государственное строительство и местное самоуправление тесно связано с различными отраслями, подотраслями, институтами права, в частности – это: конституционное право, административное право, конституционное процессуальное право, трудовое право, служебное право и т.д. Таким образом, государственное строительство и местное самоуправление – универсальная (комплексная) отрасль права, затрагивающая предмет правового регулирования формирования и функционирования системы государственной власти и самоуправления Украины. В данном случае предметом изучения государственного строительства и самоуправления являются общественные отношения, которые возникают в системе государственных органов и самоуправления Украины в реализации организация их работы в управленческой сфере.

Таким образом, дисциплину «Государственное строительство и местное самоуправление в Украине» можно определить, как универсальную отрасль, которая включает наработки различных юридических дисциплин, подотрасль конституционного права, т.к. рассматривает организацию деятельности различных институтов государственной власти.

 

 

2.

Государственное строительство и местное самоуправление может быть охарактеризовано как универсальная юридическая наука, т.к. она включает в себя систему знаний, политического и правового взглядов, идей, принципов организации государственной власти и местного самоуправления, в разрезе проблем правового регулирования многих отраслей права.

Каждая наука, изучающая государство и право, отличается качественной особенностью предмета, исследования, в данном случае, предметом науки государственного строительства и местного самоуправления Украины есть реальный процесс функционирования органов государственной власти и местного самоуправления по реализации демократических принципов управления в обществе. Таким образом, составными элементами содержания предмета науки государственного строительства и местного самоуправления являются проблемы в организации деятельности всех субъектов государственной власти. А субъектами власти – есть:

- государство

- государственный аппарат

- государственный орган

- государственный служащий, как основной элемент государственного органа

-общественно-политические организации, движения, участвующие в управлении государством.

При этом, раскрытие особенности организации деятельности этих субъектов власти возможно при характеристике таких элементов государственности, как: политическая и государственная власть, форма государства, государственное управление, исторический процесс развития общества.

Сущность этих элементов определены в таких науках как: теория государства и права, история государства и права Украины, философии права, политологии, конституционном праве Украины, административном праве Украины, служебном праве и т.д. Поэтому, можно говорить об универсальности науки государственного строительства и местного самоуправления в Украине, которая призвана изучить все элементы и их особенности в их взаимодействии и роли в обеспечении государственности в Украине на современном этапе.

Каждая наука – это определенный способ производства и организации знаний о тех объектах, изучением которых она занимается. В этом смысле юридическая наука «Государственное строительство и местное самоуправление Украины» является определенным способом производства и организации юридических знаний, т.е. научных знаний о реализации права государственной власти и местного самоуправления на современном этапе.

Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками. В частности, систему государственных органов и их функционирования изучает Конституционное право Украины, но каждая наука изучает данный объект с позиции своего особого предмета и метода.

Объект – это то, что еще подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки (5). В процессе научного изучения исходные эмпирические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями, т.е. системой понятий об основных сущностных свойствах, признаках и характеристиках исследуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функционирования и развития. Научное познание тем самым представляет собой творческий процесс глубинного постижения изучаемого объекта в виде определенной системы понятий в сущностных свойствах данного объекта. Эти искомые сущностные свойства объекта (в их понятийном выражении) и являются предметом соответствующей науки. Знания о государственных органах и органах местного самоуправления, их функционировании в науке государственного строительства и местного самоуправления формируются путем непосредственного анализа общих закономерностей развития органов государственной власти и самоуправления, возникновения, становления и развития организации народной государственности, процесса развития государственной власти в историческом аспекте и перспективе, фактической организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Источниками данного анализа являются, поэтому не только правовые акты и нормы, но и материалы других наук: истории, философии, социологии, истории правовых и политических учений, политологии и т.д.

Наука государственное строительство и местное самоуправление Украины включает знания реальных процессов функционирования государственных органов, государственной власти в целом, поэтому субъектом знаний науки является политическая система общества Украины. Политическая система обществаупорядоченная система на основе права совокупность институтов (государственных органов, общественных организаций и т.д., где главным институтом политической системы является государство), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая и государственная власть, а так же и сам механизм организации и функционирования политической и государственной власти.

Категория «политическая система» позволяет понять политические интересы социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Регулятивной основой организации деятельности политической системы общества являются правовые и иные социальные нормы.

Элементами политической системы являются:

- государство

- политические партии

- политические движения

- общественные организации и объединения

- социальные группы

- общество.

Самообразующими категориями, интегрирующие, объединяющие данные элементы в единую систему - есть:

- «политическая власть»,

- «государственная власть», которые формируют политическую структуру государства – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними.

В специфике предмета и субъекта науки государственного строительства местного самоуправления выражена и специфика ее метода. Метод - путь познания, который ведет от объекта к предмету, от первичных эмпирических знаний об элементах функционирования органов государственной власти и местного самоуправления до теоретического, научно-юридических (понятийно-правового) знаний об этих объектах.

Методология, используемая в государственном строительстве и местном самоуправлении является частью мировоззрения, философского подхода к объяснению мира, и тенденций его развития. Так как данная наука исследует вопросы, связанные с организацией деятельности, формирования, внутренней структурой органов государственной власти и системы местного самоуправления, то можно выделить следующие методы:

1) метафизика и диалектика – приемы, которые охватывают совокупность научного познания человечества и применяются на всех этапах развития любой науки, т.е. выражения наиболее универсальных принципов мышления, которые базируются на материальных началах в системе постоянного развития общества (6);

2) общенаучные методы (7):

- исторический и логический методы, которые различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования. Первый метод характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала, второй – абстрактно-теоретическими формами.

Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов развития государственности является логический метод. Это тот же исторический способ, но освобожденный от его формы и случайности, который позволяет выявлять в историческом процессе, наиболее существенное, закономерное в развитии государства, государственной власти и его внутренней системы в научных категориях;

- методы анализ и синтез, представляющие собой процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Расчленения целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например структуру механизма, государственного аппарата, процесса организации работы государственного органа. Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений. Например, классификация государственных органов их полномочий.

Синтез есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих систему государственной власти, государственного органа формулируются их общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве;

3) частнонаучные методы:

- системно-структурный метод, который является совокупностью методологических подходов, приемов и принципов изучения и конструирования функционирования государственных органов и органов местного самоуправления и других государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из того, что система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Например, как категория государственный аппарат, который состоит из составных элементов – государственных органов. Система всегда образует единство со средой, и как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка. Например, государственный аппарат является элементом государственного механизма;

- функциональный метод, используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального значения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государственных органов, государственных служащих, государства в целом;

- статистический метод, основывающийся на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития элементов государственного строительства и местного самоуправления. Статистические исследования, оперирующие цифрами, которые нередко оказываются доказательством положительных и негативных явлений в развитии государственности данного общества. Статистический метод особенно распространен при изучении таких государственно-правовых явлений как формы представительной и непосредственной демократии, развитие правотворческого принципа, становление гражданского общества, положение эффективности государственного управления;

- метод моделирования – изучение явлений государственности, процессов управления и государственных институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов. Метод моделирования как способ изучения практической реализации государственного управления и функционирования государственных органов, поиска их оптимальных моделей направлен на воспроизведение структур механизма функционального действия государства, процессов демократии и правового регулирования;

- метод конкретно социологических исследований, осуществляется на основе единства системно-структурного, функционального, статистических методов и метода моделирования. Суть данного метода заключается в анализе и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений, на основе которых производится принятие соответствующих практических решений. В частности, производится анализ статистических и архивных данных, различных нормативных актов, наблюдение, анализ общественного мнения и т.д. Особенно интересен эксперимент, целесообразности и эффективности проектируемого или действующего государственного или правового института, например органа государства или закона;

- сравнительный метод, при котором происходит сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними, а так же возможности применения того или иного опыта в управлении государством, построения правового государства, демократического общества. Разновидностью сравнительного метода явления историко-сравнительный, который предполагает сравнение государственных и правовых институтов, форм правления и национально-государственного устройства, важнейших законодательных актов и отраслей права в различные периоды исторического развития.

Рассмотренные общие и частнонаучные методы изучения государственного строительства и местного самоуправления применяются комплексно.

Наука государственного строительства и местного самоуправления предусматривает определенный учебный курс. Учебный курс (учебная дисциплина) «Государственное строительство и местное самоуправление в Украине» - система научных идей, знаний о порядке образования и функционирования государственных органов местного самоуправления, их задачах и функциях, компетенции, формах и методах деятельности.

Как наука и учебная дисциплина понятия государственного строительства и местного самоуправления являются не тождественными. Это объясняется тем, что наука может предлагать определенные гипотезы и исследует такие стороны госстроительства, которые на практике не могут получить дальнейшего развития и отпадают, как ненаучные. Тогда как учебная дисциплина государственное строительство и местное самоуправление включает в круг изучения вопросы, которые изучены и апробированы наукой и закреплены на практике определенным положением. Целью учебного курса является изучение практического функционирования государственных органов и органов местного самоуправления в Украине. Задачами данного курса являются:

1) изучение вопросов организации и деятельности государственных органов и деятельности государственных органов законодательной, исполнительной, а также органов местного самоуправления;

2) рассмотрение форм и методов их деятельности по руководству всеми формами государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства;

3) углубленное изучение конституционного законодательства про организацию работы данных органов;

4) привитие навыков у студентов анализировать опыт работы этих органов, определять недостатки в правовом регулировании организации их работы.

Учебный курс государственного строительства и местного самоуправления в Украине имеет свою внутреннюю структуру:

1.Понятие и теоретические основы государственного строительства и

местного самоуправления в Украине.

2. Организация работы Верховной Рады Украины.

3. Организация работы Президента Украины.

4. Организация работы органов исполнительной власти.

5. Организация работы органов местного самоуправления.

7.Методика организационно-управленческой работы органов государственной

власти и местного самоуправления.

 

 

3.

Наука, как и учебная дисциплина - государственное строительство и местное самоуправление в Украине находится в стадии разработки и становления. Нужно отметить, что в период советского времени были сделаны попытки дать основные положения государственного строительства (8). Тем не менее, из-за существования в то время идеологической догмы марксизма-ленинизма, в науке государственное строительство рассматривалась, как практическая деятельность Советов, при отсутствии объективного анализа системы, механизма государственной власти и местного самоуправления, и отрицании «буржуазных теорий» о правовом государстве, разделении властей и т.д.

В конце XX столетия Украина становится независимым государством, но в то же время перед ней встали новые, сложнейшие проблемы – сохранения истинного государственного суверенитета, построения правового государства и формирование гражданского общества. Поэтому, на современном этапе наука государственного строительства и самоуправления стремиться разработать оптимальные пути преодоления кризисных моментов государственной власти Украины.

Так, например, в теории государственного строительства существуют концепции развития «государства-нации» и «национального государства». Общий суверенитет порождает общие государственные институты и новую государственную идеологию нации, ликвидирует существующие до этого время культурные отличия между этносами, которые входят в ту или иную державу. Вторая концепция – развитие «нации-государства» утверждает, что вследствие особенностей исторического развития появляется новый культурный синтез общества, который поднимается над этническими отличиями. Вследствие этого национальная принадлежность рассматривается как дело личного выбора. Тем не менее, роль государства, очень велика. Более того, возможности государства обширны по решению политических и экономических сверхзадач, которые позволяют упорядочить исторический процесс, изменить его направляющий вектор. Какова особенность развития государственности Украины на современном этапе?

На этот вопрос науки государственное строительство и местное самоуправление пытается ответить, и выдвигает ряд проблем, которые реально существуют в развитии государственности Украины.

Так, в Конституции 1996г. определено, что «Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство» (ст.1) (9). В этом определении дается упор на социальную сущность государства Украины. Идея правового государства является противовесом от государственного произвола, деспотизма. Поэтому построение правового государства возможно, но при наличии реальных гарантий существования принципов развития государственности таких, как:

- верховенство (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами глав государства, исполнительной власти);

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений государственной властью;

- взаимная ответственность государства и личности;

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования;

- наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения;

- наличие развитого гражданского общества.

Если учитывать, что два основных принципа существования правового государства – наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти на практике выполнения в государстве отсутствует, хотя эти положения и закреплены в Конституции 1996г., мы не можем говорить о существовании правового государства Украины. Нельзя отрицать, что в форме государства заложены основания построения правового государства – разделение государственной власти на три ветви власти, участие народа в формировании государственного аппарата. Тем не менее, в Украине происходит процесс формирования гражданского общества в условиях экономического и политического кризиса государства, что не является условием существования правового государства в его реалиях (10).

Сама идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением отношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. К сожалению, на сегодняшний день не одно развитое государство не воплотило эту идею в жизнь, хотя она и выступает основной целью управленческой деятельности государства.

В Украине воплощение принципов правового государства, прежде всего, возможно при решении вопроса с экономической независимости, которая обеспечивает политическую стабильность государства, и развитие гражданского общества.

На сегодняшнем этапе развития государственности Украины существует проблема оптимальных процедур перехода государственной власти от тоталитаризма к демократии, который породил в государстве конституционно-авторитарный режим, д ля которого характерны следующие признаки:

- имеется конституция, процедура принятия и содержание которой соответствует общедемократическим стандартам, общечеловеческим ценностям;

- внешне управление осуществляется на конституционных началах, существует весь набор законодательных, исполнительных, судебных органов государства, но на практике разделения властей нет, а нормы Конституции постоянно нарушаются государственной властью;

- управление осуществляется по-прежнему командно-административными методами, властвует так называемая номенклатура (бюрократическая, президентская, политическая, экономическая элита);

- при осуществлении государственной власти акцент делается на методе открытой поддержки близких режиму социальных слоев (например, промышленная буржуазия, государственные служащие центральных органов), на методы насилия, которые замаскированы показным дозволением;

- Конституция провозглашает свободу образования партий, но государственная власть принятыми специальными законами допускает деятельность только некоторых из них. Оппозиция может быть разрешена только в определенных пределах, не затрагивающих существование данного правительства;

- выборы и референдум используются, но не имеют решающего значения для смены партий и должностных лиц у власти, т.к. результаты предопределены политической и идеологической ситуацией;

- местное самоуправление может провозглашаться, но его полномочия ограничены и подконтрольны органам исполнительной власти (11).

В целом данные признаки конституционно-авторитарного режима во многом объясняет особенности переходного периода государственной власти к демократическому режиму в Украине на современном этапе. Для данного периода так же характерно изменение самой политической системы Украины с момента возникновения многопартийности, возможности развития общественных организаций и объединений, при существовании низкой политической грамотности и активности населения. Это объясняется наследием управления авторитарно-тоталитарного государства СССР, где формы демократии существовали номинально.

На современном этапе в Украине на фоне основной государственной идеологии – независимость государства, происходит отчуждение власти от общества, что предопределили начало очередной модернизации как «революции сверху». В силу этого она быстро превратилась в борьбу за власть между старыми группами правящего слоя и новыми, ранее маргинальными, национальными и периферийными, на фоне структурного кризиса и социального распада. Начался процесс быстрой маргинализации (потерей стабильного места в обществе) подстегнутый непродуманной экономической реформой, расколовшей общество. Процесс реальной стратификации все больше подменяется ложной самоидентификацией, используемой новыми правящими группами в борьбе за власть, а реальная демократия – «монополией на демократию» в руках одной группы. Также произошло то, что многопартийная система в государстве неадекватна сложившемуся соотношению сил во властных структурах, отсутствие реальных демократических каналов и механизмов влияния на власть и общество.

Таким образом, подтвердилось, что общество остается безгражданским, многопартийная система – маргинальной и периферийной, демократический плюрализм – монополией одной группы. Многопартийность отражает интересы лишь узкого политизированного слоя на фоне продолжающегося структурного распада. Обозначился отрыв партийной системы от общества и властных структур, не соответствовали ей даже парламентские фракции. Не партии, общественные движения и организации отражают реальное положение в обществе, а скорее усложненная система исполнительных органов власти. Ни одному движению не удалось не только навязать свои позиции, но и оказать влияние на реальную политику и власть. Поэтому вполне возможно рассматривать «оранжевую революцию» 2004 г., как передел государственной власти между политической элитой, а не давление народа на принятие управленческого решения в интересах большинства по защите прав и свобод человека и гражданина Украины.

Текущий кризис обозначил две тенденции политического развития – одинаково реальную опасность авторитаризма и дальнейшего распада общества. Власть кризиса имеет два возможных исхода: возврат к авторитаризму или, после достижения низшей точки кризиса, переход к нормальной функционирующей политической системе.

Второй вариант возможен лишь тогда, когда экономический распад перейдет в конструктивную фазу, а социальный – сменится нормальной стратификацией.

В перспективе становление нормальной политической системы перейдет не сверху, а снизу, на базе осознания солидарных социальных, национальных, экономических и культурно-политических интересов групп и слоев, которые неизбежно будут формироваться, создавая тем самым основу гражданского общества в Украине.

Для этого так же необходимо существование единства государственной власти, которая независимо от характера общества. Без единой государственной политики по принципиальным вопросам невозможно целенаправленное развитие обществом и управление им (12).

Однако единство принципиальных целей и направлений деятельности государственной власти, государственных органов нельзя представлять как абсолютную величину. Между государственными органами имеет место борьба за выдвижение «первой необходимости» тех или иных конституционных целей, за способы их достижения, которое ведет к внутреннему противостоянию между собой тех или иных институтов государственной власти. Это отчетливо видно из противостояния между Президентом Украины и парламентом, а также между Президентом и Кабинетом Министров.

Данное противостояние способствует кризису государственной власти, что не способствует стабильности функционирования механизма государственной власти, что необходимо для построения правового государства в Украине, существования демократии.

На современном этапе развития общества демократия дает определенные ценности на будущее существование государства. Будучи не столько идеологией, сколько набором определенных принципов организации политической власти и ее взаимоотношений с людьми, которые рассматривались в демократическом обществе как носители неотчуждаемых прав, демократия давала возможность лишь найти общие контуры демократического миропорядка, а не готовые решения. Эти принципы и подходы формировались и утверждались в процессе взаимодействия различных сил, в ходе борьбы на международной арене и в рамках отдельных стран с воинствующим тоталитаризмом, не раз угрожавшим завести мировую цивилизацию в тупик. Процесс этот не был лишен внутренних противоречий и все еще далек от завершения в целом мире, так и в Украине.

На сегодняшний день, в Украине, как никогда, стоит проблема построения именно демократического государства. Это стремление было закреплено законодательно, когда в Конституции 1996г. было провозглашено, что единственным источником государственной власти является народ Украины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.078 с.)