Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.

Поиск

Решение председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, иным актам законодательства Украины, могут быть в соответствии с законом отменены Президентом Украины, или председателем местной государственной администрации высшего уровня.

Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ.

Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают:

1) исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти;

2) законность и правопорядок: соблюдение прав и свобод граждан;

3) исполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств - также программ их национально-культурного развития;

4) подготовку и исполнение соответствующих областных и районных бюджетов;

5) отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ;

6) взаимодействие с органами местного самоуправления;

7) реализацию иных предоставленных государством, а также делегированных соответствующими Радами полномочий.

Система и структура местной государственной администрации включает:

- областная, Киевская, Севастопольская городская государственные администрации являются органом государственной исполнительной власти соответственно в области, городах Киеве, Севастополе. Государственную администрацию образовывает Президент Украины;

- государственная администрация является составной частью единой системы органов государственной исполнительной власти. Она подчиняется Президенту Украины, а также Кабинету Министров Украины.

- Областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации подчиняются соответственно районные государственные администрации.

2. Государственная администрация призвана защищать права и законные интересы граждан и государства, обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие территории и реализацию государственной политики в определенных законодательством сферах управления.

Государственная администрация действует на принципах законности, гласности, сочетании общегосударственных и местных интересов взаимодействия с соответствующими представительными органами и органами местного самоуправления.

Государственная администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием, счет в учреждении банков Украины.

Председатель государственной администрации возглавляет соответственно областную. Киевскую, Севастопольскую городскую, районную государственную администрацию, осуществляет руководство ее деятельностью, несет персональную ответственность за исполнение возложенных на государственную администрацию задач и осуществление ею своих функций.

Председатель государственной администрации представляет государственную администрацию в отношениях с другими органами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами как в Украине, так и за ее пределами.

Председателем областной. Киевской, Севастопольской городской районной государственной администрациями Президент Украины назначает с подачи Премьер-министра Украины.

Председатели местных госадминистраций получают полномочия с момента назначения.

Председатели соответствующих госадминистраций действуют самостоятельно в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством наделены следующими полномочиями:

1. возглавляют соответствующие госадминистрации и несут ответственность за выполнение возложенных задач;

2. представляют госадминистрации в отношениях с другими государственными органами и органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными организациями, предприятиями, гражданами и другими лицами как в Украине, так и за ее пределами;

3. назначают на должности и освобождают от должностей руководителей аппаратов и структурных подразделений госадминистраций, а также заключают и расторгают контракты с руководителями предприятий относящихся к сфере управления госадминистрации.;

4. в пределах утвержденных бюджетов выступают распорядителями средств, используя их лишь по целевому назначению;

5. образуют для содействия осуществления полномочий госадминистраций консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы, службы и комиссии, члены которых выполняют свои функции на общественных началах, а также опре­деляют их задачи, функции и персональный состав.

Председатели областных госадминистраций, в случаях, предусмотренных законом могут поднимать перед Верховной Радой Украины вопрос о назначении внеочередных выборов сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета, сельского, поселкового, городского головы.

В случае отсутствия руководителя госадминистрации его функции и полномочия выполняет первый заместитель, а в случае отсутствия последнего - один из заместителей председателя.

Первые заместители и заместители председателя, другие должностные лица, осуществляют функции и полномочия в соответствии с распределением обязанностей, определенных председателями и несут ответственность за состояние дел в порученной сфере перед ними, органами исполнительной власти высшего уровня.

Распределением обязанностей между первым заместителем и заместителями председателя иными должностными лицами осуществляется председателем госадминистрации не позднее одного месяца со дня назначения его на должность.

При избрании нового Президента Украины председатели госадминистраций продолжают осуществлять свои полномочия до назначения в установленном порядке новых председателей госадминистраций.

Первый заместитель председателя областной госадминистрации назначается на должность председателем областной госадминистрации с согласия Премьер-министра Украины, а заместитель председателя областной госадминистрации по согласованию с соответствующим Вице-премьер министром Украины. Порядок назначения вышеуказанных лиц на должности определяется нормативными актами Президента Украины и главы Правительства.

Первые заместители и заместители председателей районных госадминистраций назначаются на должности председателями районных госадминистраций по согласованию с соответствующими заместителями председателей областных госадминистраций.

Руководители управлений, отделов и других структурных подразделений госадминистраций назначаются и освобождаются от должностей председателями соответствующих госадминистраций по согласованию с органами исполнительной власти высшего уровня в порядке определенном Кабинетом Министров Украины.

Председателями областных, Киевской и Севастопольской городской госадминистрациями определяются также обязанности должностных лиц по осуществлению контроля за деятельностью соответствующих районных госадминистраций.

Управления, отделы и другие структурные подразделения госадминистраций осуществляют руководство отраслями управлений, несут ответственность за их развитие. В своей деятельности они подотчетны и подконтрольны председателям соответствующих госадминистраций, а также органам исполнительной власти высшего уровня, а районные управления и отделы также аналогичным подразделениям областных госадминистраций.

Правовой основой деятельности управления (отдела) госадминистрации является Конституция и законы Украины, акты Президента и Кабинета Министров Украины, положение об управлении (отделе), распоряжения председателей соответствующих госадминистраций.

Председатели госадминистраций имеют возможность в пределах установленного фонда заработной платы по согласованию с Правительством об­разовывать управления, отделы, не предусмотренные в перечне, при этом в структуру главного управления должно входить не менее чем 2 управления, обеспечивающие реализацию государственной политики, в отдельно определенной сфере деятельности. Количество работников управления не может быть меньше чем 9 человек, отделов в составе управления - не меньше чем 4 человека, самостоятельных отделов - не меньше чем 6 человек.

В состав областной госадминистрации могут входить следующие структурные подразделения:

1. Отделы и иные подразделения секретариата:

- организационный;

- информационно-аналитический;

- кадровой работы;

- юридический;

- делопроизводства и контроля;

- хозяйственно-финансовый;

- взаимодействия с политическими партиями и общественными организациями;

- взаимодействия с правоохранительными органами.

2. Управления и иные структурные подразделения:

- экономики и собственности;

- внешнеэкономических связей, торговли и бытового обслуживания населения;

- промышленности, энергетики, транспорта и связи;

- финансовое;

- капитального строительства;

- по делам национальностей, миграции и религий;

- жилищно-коммунального хозяйства;

- социальной защиты населения;

- образования;

- здравоохранения;

- государственный архив;

- оборонной и мобилизационной работы и др.

Аналогичные структурные подразделения могут быть обра­зованы в районных госадминистрациях.

Основной организационной формой работы госадминист­раций является заседание, на котором рассматриваются вопросы относящиеся к их компетенции, проводимые председателем или его заместителем.

Работа госадминистраций осуществляется на основании планов:

а) перспективных (годовых);

б) текущих (квартальных);

в) оперативных (месячные, недельные).

Управления (отделы) иные структурные подразделения, аппараты госадминистраций составляют квартальные и месячные планы, которые разрабатываются с учетом личных планов их сотрудников.

Планы работы госадминистраций должны предусматривать меры, направленные на реализацию государственной региональной политики. Выполнения Конституции и законов Украины, актов органов исполнительной власти высшего уровня, государственных и региональных программ, социально-экономического и культурного развития, осуществления иных предоставленных государством, а также делегированных соответствующим советом полномочий.

Для содействия осуществлению исполнения полномочий госадминистрации, председатель создает консультативные, совещательные и иные вспомогательные органы и службы (советы, комиссии, коллегии, рабочие группы и т.п.).

Задачи, функции и персональный состав названных органов и служб определяет председатель госадминистрации.

Для согласованного рассмотрения вопросов, отнесенных к полномочиям госадминистрации, обсуждения важнейших направлений ее деятельности госадминистрация может создавать коллегию, в составе председателя госадминистрации (председатель коллегии), его заместителей и руководителя аппарата (по должности), а также руководителей управлений, отделов и иных структурных подразделений госадминистрации.

Заседания коллегии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее чем две трети общей численности ее членов, и проводятся как правило один раз в месяц в соответствии с планом работы госадминистрации.

Решения коллегии принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов коллегии, и оформляются протоколами подписанными председателем коллегии, а затем проводится в жизнь, как правило распо­ряжениями или поручениями председателя госадминистрации.

Для правового, организационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности госадминистрации подготовки аналитических, информационных и других материалов, систематической проверки выполнения актов законодательства и распоряжений госадминистраций, оказания методической и иной практической помощи госадминистрациям и органам местного самоуправления, председателем госадминистрации образуется аппарат госадминистрации в пределах выделенных бюджетных средств.

Аппарат возглавляет руководитель, назначаемый на должность председателем госадминистрации, который:

- организует его работу;

- обеспечивает подготовку материалов на рассмотрение председателя госадминистрации;

- организует доведение распоряжений до исполнителя;

- отвечает за состояние делопроизводства;

- выполняет иные обязанности.

По вопросам организации работы аппарата, его руководитель издает приказы.

Аппарат в соответствии с возложенными на него задачами:

- обрабатывает документы, поступающие в госадминистрацию;

- осуществляет разработку проектов распоряжений;

- проверяет по поручению председателя госадминистрации исполнение актов законодательства, распоряжений и поручений ее председателя;

- анализирует по поручению руководителя госадминистрации работу органов местного самоуправления, оказывает им необходимую методическую и практическую помощь;

- представляет председателю проекты планов работы госадминистрации, обеспечивает контроль их исполнения;

- осуществляет организацию заседаний коллегии;

- анализирует вместе со структурными подразделениями госадминистрации социально-экономическое и общественно-политическое положение на соответствующей территории;

- обеспечивает ведение делопроизводства, соблюдения секретности и служебной тайны;

- осуществляет материально-техническое и хозяйственно-бытовое обеспечение деятельности госадминистрации.

Аппарат в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с управлениями, отделами и иными структурными подразделениями госадминистрации и исполнительными органами (аппаратами) советов.

Важной характеристикой местных госадминистраций явля­ется их компетенция, которая подразделяется на разные виды. Закон определяет отраслевую и предметную компетенцию госадминистраций. К ведению госадминистраций в пределах и формах определенных Конституцией и законами Украины, принадлежит решение по таким вопросам общественной жизни:

- обеспечение законности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан;

- социально-экономического развития соответствующих территорий;

- бюджета, финансов и учета;

- управления имуществом, приватизацией и предпринимательством;

- промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи;

- науки, образования, культуры, охраны здоровья, физической культуры и спорта, женщин, молодежи и несовершеннолетних;

- использования земель, природных ресурсов, охраны окружающей среды,

- внешнеэкономической деятельности;

- оборонной работы и мобилизационной подготовки;

- социальной защиты, занятости населения, труда и заработной плате.

В целом Закон «О местных государственных администрациях» наделяет их относительно определенными отраслевыми полномочиями. Поэтому нормативные акты, например по вопросам бюджета, финансов и т.д. могут предоставить этим госадми­нистрациям также иные полномочия наравне с теми, что закреплены в Законе. Таким образом, отраслевые полномочия госадминистраций составляют в действительности лишь скелет, основу их полномочий относительно ко всему массиву законодательства.

Полномочия госадминистраций можно также разделить на собственные и делегированные. Собственными являются полномочия, закрепленные в Законе (ст.ст. 13 - 27).

Кабинет Министров в пределах, определенных законами Украины, может передавать госадминистрациям отдельные полномочия органов исполнительной власти высшего уровня.

Районные, областные советы делегируют соответствующим госадминистрациям, полномочия определенные законодательством.

Во исполнение Конституции Украины, законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти, председатель госадминистрации в пределах своих полномочий издает распоряжения, а руководители управлений, отделов и других структурных подразделений - приказы.

Распоряжения председателей госадминистраций, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения на соответствующей территории всеми органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Проекты распоряжений (далее проект) вносятся управлениями, отделами и иными структурными подразделениями госадминистрации, которые предварительно согласовываются с заинтересованными структурными подразделениями, а в случае необходимости с иными органами и организациями.

Проект распоряжения поступает к руководителю после проведения соответствующей экспертизы вместе с пояснительной запиской содержащей необходимые расчеты с обоснованием и прогнозом социально-экономических и иных результатов его реализации. В случае необходимости доработки проекта нормативного акта в аппарате, его продолжительность не должна превышать десяти рабочих дней.

Представленный проект визируется работниками аппарата, которые осуществляли его доработку.

Госадминистрации на соответствующей территории взаимодействуют с сельскими, поселковыми, городскими советами, их исполнительными органами и должностными лицами. Содействуют в осуществлении ими своих полномочий местного самоуправления, в частности в решении вопросов экономического, социального и культурного развития территорий, укрепления материальной и финансовой базы местного самоуправления, контролируют выполнение предоставленных им законом полномочий органов исполнительной власти, рассматривают и учитывают в своей деятельности предложения депутатов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

 

5.

Совет Министров АРК, как орган исполнительной власти самостоятельно осуществляет исполнительные функции и полномочия по вопросам отнесенным к ведению АРК, Конституциями Украины и Автономной Республики Крым, законами и нормативными актами. Совет Министров АРК формируется Верховной Радой АРК, на срок ее полномочий, ответственен перед ней.

Возглавляет Совет Министров АРК - Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой АРК, по представлению ее Председателя и по согласованию с Президентом Украины.

Заместители Председателя Совета Министров АРК, министры и председатели республиканских комитетов АРК, назначаются на должности Верховной Радой АРК по представлению Председателя Совета Министров АРК.

Руководители местных госадминистраций в АРК, назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Украины по представлению Кабинета Министров, согласованному с Председателем Верховной Рады АРК и Председателем Совета Министров АРК, Постоянным Представителем Президента Украины в АРК.

Правительство АРК, не более двух раз в год представляет Верховной Раде АРК отчет о своей деятельности в целом (комплексный). Также ежеквартально представляет письменную информацию о положении дел в социально-экономической, культурной и других сферах жизнедеятельности АРК.

По предложению Председателя Верховной Рады АРК, или не менее пяти постоянных комиссий, или одной трети депутатов, от общего состава Верховной Рады АРК, она имеет право не более двух раз в год заслушивать отчет по отдельному направлению деятельности Правительства АРК, отчеты отдельных министерств, республиканских комитетов о своей деятельности, с которыми могут выступать соответственно Председатель Совета Министров АРК, его заместители, министры или руководители республиканских комитетов.

Если по результатам отчета деятельность Правительства АРК в целом будет признана Верховной Радой АРК неудовлетворительной, то она имеет право в порядке, предусмотренной Конституцией Украины, принять решение:

- об отставке (прекращении полномочий) Совета Министров АРК в связи с выражением недоверия;

- об освобождении от должности Председателя Совета Министров АРК в связи с выражением недоверия.

Совет Министров АРК осуществляет исполнительные функции и полномочия по вопросам, отнесенным к самостоятельному ведению АРК, а также осуществляет государственные исполнительные функции, делегированные в соответствии с Конституцией Украины по вопросам:

- развития экономики;

- планирования экономического и социального развития;

- финансовой, кредитной и ценовой политики;

- промышленности, топливо-энергетического комплекса;

- сельского хозяйства, землеустройства;

- организации и развития курортно-рекреационной сферы и туризма;

- внешнеэкономической деятельности и внешних связей;

- транспорта, связи и дорожного строительства;

- торгового и бытового обслуживания населения;

- межнациональных отношений;

- осуществляет другие полномочия, предусмотренные Конституцией АРК, законами Украины, нормативными актами Верховной Рады АРК, принятыми в пределах ее компетенции.

Правительство АРК в пределах своей компетенции издает постановления, решения и распоряжения обязательные, к исполнению на всей территории республики.

 

 

Литература

 

1. Конституция Украины. К., 1996. Раздел VI.

2. Авер’янов В. Органи виконавчої влади в Україні. К., 1997.; Кикоть П. Міністерство – центральний орган виконавчої влади України // Право України. 2000, №1. с. 35-37.

3. Указ Президента: “Про зміни у структурі центральних органів виконавчої влади” від 15 грудня 1999р. // Урядовий кур’єр. 1999р. 17 грудня.; Указ Президента: Про систему центральних органів виконавчої влади від 15 грудня 1999р. // Урядовий кур’єр. 1999. 17 грудня; Указ Президента: Про склад Кабінету Міністрів України від 15 грудня 1999р. // урядовий кур’єр. 1999. 17 грудня.

4. Закон України “Про місцеві державні адміністрації” від 9 квітня 1999р. // Відомості. 1999. № 20-21. ст. 190; Конституция Автономной Республики Крым от 21 октября 1998г.

5. Скрипнюк В. Інститут державних секретарів і перспективи розвитку виконавчої влади в Україні// Право України. 2001. №10.С.16-19.

 

 

Лекция 6. Организация работы органов местного самоуправления

 

 

1. Система местного самоуправления: развитие, понятие, признаки

2. Рада – организационная основа местного самоуправления Украины

3. Организация работы исполнительных органов

 

1.

Институт местного самоуправления в современном понимании сложился в мировой практике на рубеже VII-IX ст., когда абсолютные монархии были трансформированы в демократические государства. Борьба за утверждение местного самоуправления, свободного от феодального своеволия, была одним из главных мотивов общественных движений этого исторического периода. В Украине самоуправляющие традиции существуют со времен Киевской Руси (1). Так, например, элементы самоуправления были выражены в вечах. После вхождения украинских земель в состав Великого Княжества Литовского элементы местного самоуправления, в особенности в городах и городках, получили дальнейшее развитие в форме войтов. Это происходит в период принятия литовских уставов (1529, 1566, 1588г.г.), которыми были узаконены городские веча.

Важное значение для дальнейшего развития местного самоуправления в Украине имело магдебургское право, которое начинает распространяться на украинские города начиная с середины XVI ст. Магдебургское право предусматривало предоставление городской общине права самостоятельного решения тех или иных вопросов в управлении городом.

Своеобразных форм приобретает местное самоуправление с времен существования украинско-казацкого государства – Войско Запорожское (XVII-XVIII в.в.), которое было обусловлено ее полково-сотенным устройством. Полки и сотни одновременно были воинскими и административно-территориальными единицами и пользовались военно-административным самоуправлением.

С 1663 г., когда Украины была в состоянии социально-экономического и политического кризиса (начало Руины), начинается процесс постоянной ликвидации украинских форм самоуправления Россией, через введение в систему управления формы местного управления по русскому образцу – городские думы. Этот процесс начался со времен правления Екатерины II, и завершился к началу XX ст. Так, в 1838 г. вводится сословное самоуправление для государственных и помещичьих крестьян в форме сельского общества. Сельское общество совпадало с сельской общиной и имело свою корпоративную собственность, в том числе и на землю. Важнейшие вопросы в сельском обществе решал сельский сход. Текущие дела решали избранный на сходе сельский председатель и предназначенный сельский писарь.

Региональное самоуправление на общеимперских основах вводится в Украине после проведения Александром II земской реформы в 1864 г. Наровне с губерниями формировались представительные органы местного самоуправления – губернские земские сборы. Земское собрание избирало земскую управу, которая решала текущие дела, а контроль за деятельностью земств осуществлял губернатор. Подобным образом было организовано местное самоуправление и в уездах.

Реформа городского самоуправления была осуществлена в 1870 г. она предусматривала создание представительных органов городского самоуправления – городских дум, которые избирались жителями города по системе сословий. Исполнительным органом городского самоуправления становится управа во главе с городским председателем, который избирается городской думой.

Во времена УНР была попытка реформировать местное самоуправление. Так, во II универсале УНР (1017 г.) объявлялось о необходимости закрепления и распространения прав местного самоуправления, которые являются органами высшей административной власти на местах. По Конституции УНР от 29 апреля 1918 г. конституционный порядок Украины должен был базироваться на основах децентрализации: землям, волостям и общинам предоставлялись права широкого самоуправления. Тем не менее, эти конституционные положения не были реализованы.

В Украинской ССР после победы большевизма власть на местах формально перешла к местным Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые выступали органами диктатуры пролетариата, а со временем – местными органами власти общенародного социалистического государства.

Исторический опыт работы местных Советов свидетельствует о том, что по своему правовому статусу эти Советы и исполкомы были звеньями единого централизованного аппарата управления и не могли выполнять функции местного самоуправления, вследствие отсутствия самостоятельности, прежде всего, материально-финансовой и хозяйственной. При командно-административном методе управления в период существования СССР существовало жесткое вертикальное подчинение Советов. Это было следствием, когда в управлении обществом, на первом месте стояли интересы государства, а не интересы человека, как это практикуется в демократическом обществе.

После принятия Конституции УССР (1937 г.) происходит переименование рабочих и других депутатов в Советы депутатов трудящихся, а с принятием Конституции УССР 1978 г. – последних в Советы народных депутатов. Переименование Советов не сделало их более близкими к демократическим требованиям: все та же иерархическая пирамида Советов – от местных к Верховной Раде УССР, которые при этом ничего не решали и были лишь фасадом для территориальной вертикали всевластного партийного аппарата. Таким образом, централизм советского тоталитарного государства приводил к тому, что вопросы местной жизни были полностью подчинены государственным.

В советской юридической науке термин «местное самоуправление» до конца 80-х г.г. не употреблялся. Лишь в начале 1990 г. под влиянием горбачевской перестройки был принят закон СССР «Об общих основах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», (1991), в ст.1 было закреплено, что местное (территориальное) самоуправление – самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избранные ними органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориалных единиц, на основании Закона и соответствующей финансовой и материальной базы.

Соответственно этому закону система местного самоуправления включала Советы народных депутатов и органы территориального гражданского самоуправления. При этом Советы определялись как главное звено этой системы. Одновременно они оставались элементом централизованной системы органов государственной власти, где продолжал действовать принцип демократического централизма. Таким образом закон закрепил положения о двойной природе Советов как местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, но фактически они являлись местными органами государственной власти. Поэтому говорить про местные Советы как органы местного самоуправления можно было условно.

Начало реального развития местного самоуправления в Украине был положен принятием Верховной Радой УССР «Декларация о государственном суверенитете Украины» (1990 г.), которая провозгласила принцип деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим принципом местные Советы могут быть только негосударственными представительными органами местного самоуправления, как подсказывает опыт европейских государств. Поэтому, в 1990 г. был принят Закон УССР «О местных Советах народных депутатов УССР и местном самоуправлении», который ввел к действующей системе местных Советов принципы местного самоуправления: были закреплены исключительные полномочия любого звена Советов и договорной порядок их переприопределения по вертикали; упразднены подчинение Советов и их исполнительных органов по вертикали; внедрен институт коммунальной собственности, право распоряжаться которой от лица населения соответствующих административных единиц полагалось на Совет; местные бюджеты были формально изъяты из государственного бюджета. К компетенции Советов были также отнесены установление местных налогов, сборы, штрафы и их размеры. Таким образом законом УССР 1990 г. был сделан шаг к установлению правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности Советов, как органов местного самоуправления.

С другой стороны, местные Советы и дальше сохраняли статус представительных органов власти главного звена местного самоуправления т.е. они фактически являлись государственными органами местного самоуправления.

В связи с введением в систему государственной власти в 1991 г. института Президента Украины как главы государства и исполнительной власти, и перестройки центральных органов государственной власти на основах распределения на законодательную, исполнительную и судебную, муниципальная реформа продолжает углубляться. Так, в Законе Украины «О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении» от 26 марта 1992 г. была проведена идея разгосударствления местных Советов и преобразования их в: сельские, поселковые и городские Советы - в органы местного самоуправления, а районные, областные, Киевские и Севастопольский городские Советы в органы регионального самоуправления. По сути местные Советы были лишены законом функций органов государственной власти. Их роль была ограничена осуществлением функций местного и регионального самоуправления. Функции органов государственной власти на местах полагались на местные государственные администрации во главе с Представителями Президента Украины, которым согласно Закону Украины «О Представителе Президента Украины» (1992 г.) назначались в районы, области, а также города – Киев и Севастополь. Соответственно закону было проведено размежевание полномочий между Советами и местными органами государственной исполнительной власти; упразднен принцип демократического централизма в организации и деятельности Советов, а с ним – ликвидировано право вышестоящего Совета отменять акты нижестоящего Совета; закреплена сфера делегированной компетенции органов самоуправления; установлен административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

В целом, реформа местного самоуправления в Украине в 1990-92 г.г. заложила предпосылки для возрождения местного самоуправления – типичного для стран парламентской демократии конституционно-правового института, суть которого состоит в самоорганизации жителей определенных административно-правовых единиц (территориальных коллективов) с целью решения ними непосредственно или через уполномоченные ними органы вопросов местной жизни данных территориальных единиц.

Дальнейшее реформирование местного самоуправления было приостановлено, в связи с принятием Верховной Радой в 1994 г. Закон Украины «О реформировании местных органов власти и самоуправления», который отменил существующую систему территориальной организации власти и возвращал государственную власть на местах советам народных депутатам и их исполнительным органам. Закон отменил институт Представителей Президента Украины и заложил основы для восстановления иерархии в системе советов и внедрение системы подчинения председателей Советов и их исполкомов – Кабинету Министров Украины, а также исполнительным органам вышестоящих советов по вопросам реализации советами делегированных им полномочий государственной и исполнительной власти.

В июне 1999 г. Верховная Рада Украины нового созыва сделала попытку упорядочить властные отношения на местном уровне и внесла некоторые изменения в закон о местном самоуправлении 1992 г. В частности: все местные советы и их исполнительные органы получали статус органов местного самоуправления. Следующим шагом в реформировании системы местного самоуправления на принципах Европейской хартии местного самоуправления стал Конституционный Договор между Верховной Радой и Президентом Украины от 8 июня 1995 г., которым введен в действие Закон Украины «О государственной власти и местном самоуправлении в Украине». Настоящий Договор, заполнил вакуум в конституционном регулировании государственной власти, как на общегосударственном, так и на территориальном уровнях. Цель этого Договора - более четкое размежевание функций и полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, государства и местного самоуправления. Органы самоуправления поддержали Договор, усматривая в нем гарантию прав и четкую стратегию на будущее.

В Конституционном Договоре принципы местного самоуправления закреплялись в «общих положениях» (ст.2,4,5) в разделе VII «Местные органы государственной исполнительной власти и местное самоуправление в Украине». В нем впервые на конституционном уровне закрепляется статус первичного субъекта местного самоуправления – территориальных коллективов граждан в селах, поселках и городах.

Территориальная организация власти Украине в соответствии с Конституционным Договором включала:

- региональные (область, район) и городские (Киев, Севастополь) органы государственной исполнительной власти – местные государственные администрации и их председателей, а также региональные представительные органы – соответствующие советы;

- систему местного самоуправления, которое осуществлялось непосредственно территориальными коллективами граж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.7.151 (0.014 с.)