Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Президент в системе государственных органов Украины.

Поиск

 

1. Возникновение института президента в Украине: причины, этапы.

2. Президент Украины – глава государства.

3. Организация работы Президента.

 

1.

Причины возникновения института Президенства в Украине состоят в следующем:

- «перестройка» в СССР по Горбачеву М.С., которая сводилась к изменениям структуры и принципов деятельности высших органов власти;

- утверждение системы Съездов народных депутатов;

перемещение центра из партийных органов в органы местного самоуправления – советы;

- отмена 6 статьи Конституции СССР 1977 г. о ведущей роли КПСС (февраль 1990 г.)

Возникновение института президентства в Украине можно связать с событиями перестройки и М. Горбачевым – первым президентом в советской системе (1990-1991 гг.).

Конкретное содержание перестройки политической системы по М.Горбачеву, сводилось к изменениям структуры и принципов деятельности высших органов власти. Утверждалась система Съездов народных депутатов. Съезд наделялся функциями высшего представительного органа государственной власти. Верховный Совет преобразовывался в постоянно действующий законодательный орган. Содействуя перемещению центра власти в новые структуры, из партийных в советские. М.Горбачев не желая рисковать собственным положением, стремился сохранить контроль и над Советами, и над партией путем совмещения соответствующих высших партийных и советских постов. Став председателем Верховного Совета СССР он сохранил за собой пост Генерального секретаря ЦК КПСС.

Работа I Съезда народных депутатов СССР продемонстрировала настоящий взрыв демократии. Р адикально-демократическая группа – Межрегиональная депутатская группа во главе с А.Д.Сахаровым предложила «Декрет о власти», где содержалось положении о немедленной отмене 6 статьи Конституции 1977 г. Эта поправка принята в феврале 1990 г. С отменой ст.6 КПСС становилась политической партией и уже более не оставалась первой среди основных государственных структур, что создавало проблемы для функционирования и деятельности всех других государственных органов, начиная с армии, т.к. все они раньше были подчинены КПСС.

После выборов 1989 г. и отмены 6 статьи начался пересмотр Конституции. Как только была ограничена роль КПСС, возникла необходимость пересмотра всего устройства советского государства. Выборы нового парламента были первым шагом широкой реформы, к которой юридическая мысль была мало готова. В соответствии с новыми положениями Съезд народных депутатов должен выбрать из своего состава Верховный Совет, состоящий из 2-х палат – по нескольку сотен депутатов в каждой. Палатам надлежало заниматься текущей законотворческой деятельностью. Председателю определить формы исполнительной власти, которая не могла ограничиться лишь Советом министров. Депутаты хотели получить право обсуждать его состав и одобрять руководителей каждого министерства в отдельности. У Горбачева и его коллег созрела идея президентской республики, в чем-то среднем между американской и французской моделью. Идея учреждения президентской республики, казалось, лучше соответствовала русской и советской традиции, согласно которым высший правитель был ключевой фигурой. 12 марта 1990г. – первым президентом СССР стал М.С.Горбачев

В 1991 г. начался второй этап формирования института президентства, который продолжался до 1995 г. Происходило юридическое становление института президентства после августовского путча 1991 года.

Юридическое оформление началось после принятия Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г., так как в 1991 г. Верховной Радой были приняты решения о выработке новой концепции Конституции Украины, что стало первым шагом – принятие закона «О введении поста Президента Украинской ССР» и внесение изменений и дополнений к Конституции УССР от 5 июля 1991 г., по которому Конституция была дополнена главой 12 - «Президент УССР».

По которому:

- Президент – глава государства и глава исполнительной власти. Это было подтверждено законом «О Президенте Украинской ССР» от 5 июля 1991 года. Всенародно был избран 1 декабря 1991 г.

Основные предназначения института президентства – необходимости организационного укрепления функционирования системы центральных органов власти.

В организации президентуры выработано три формы:

- единоличная

- коллегиальная

- смешанная

Единоличная:

- президент – глава государства, либо глава государства и исполнительной власти;

- выборность в должность с различными требованиями по гражданству, возрасту;

-выборы осуществляются

а) прямым голосованием избирателей;

б) косвенными выборами;

в) парламентом;

г) высшим партийным органом;.

- имеет обширные полномочия, независимо от форм правления. Однако их реальное существование зависит именно от этих форм. В этой связи различаются президент с неограниченной властью – т.е. выполняет свои полномочия самостоятельно, президент с ограниченной властью – выполняет свои полномочия по совету правительства и контрассигнатуры премьер-министра;

- выделение полномочий президента в сферах власти;

- имеет обширные права в международных отношениях и регулировании правового статуса граждан;

- президент несет ответственность за свои действия (импичмент, уголовная ответственность – судит Конституционный Суд).

Коллегиальная президентура – характерно для СССР – высшие органы – президиум Верховного Совета – высшие постоянно действующие государственные органы (генеральный председатель, первый секретарь).

- сосредоточения полномочий, функций правительства и премьер министра в одном лице, нет разделения властей;

Выборность по срокам условна.

Смешанная – форма главы государства появилась в некоторых социалистических органах в связи с развитием культа личности:

- лидеры этих стран считали нецелесообразным отказываться от идеи коллегиальной президентуры. Ограждение от авторитаризма (хотя это формально) (Китай, Мексика).

- выборы отсутствуют, отсутствуют условия выборов на кандидатуру президента, (стр.5 Л.4)

- нет разделения властей,

- имеет широкие полномочия глава правительства,

- в государственных органах присутствует однопартийность.

Для института президентства в Украине характерна единоличная форма президентуры, которая был усилена законом Украины «О представительстве Президента Украины» от 5 марта 1992 г., а также положения о местной государственной администрации: Указ Президента Украины об изменении в системе целенаправленных органов государственной исполнительной власти Украины от 13 ноября 1992 года.

Все это вело к усилению власти Президента, и явилось итогом столкновения исполнительной власти с законодательной. Следствием этого случая стало принятие в июне 1995 г. конституционного договора между Верховной Радой и Президентом Украины.

Начиная с 1995 г. и до 1996 происходит окончательное юридическое оформление основ института президентства в Украине. Так. В соответствии с Конституцией Украины и законов Украины «О выборе Президента Украины» от 5 марта 1999 г. и «О Центральной избирательной комиссии» от 17 декабря 1997 г. Президент избирается гражданином Украины на основе:

- общего права

- равного права

- прямого права

- путем тайного голосования

- сроком на 5 лет.

Конституция 1996 г. устанавливает, что Президентом может быть:

- гражданин Украины, достигший 35 лет;

- имеет право голоса;

- проживает в Украине на протяжении последних 10 лет перед выборами;

- владеет украинским языком;

- один и тот же человек не может быть избран Президентом Украины больше чем два срока подряд (1).

В зависимости от того, является ли государство президентской, парламентской или смешанной республикой, и от особенностей той или иной конституции существуют и разные способы избрания президента.

Вопросам классификации способов избрания президента республики уделяется должное внимание в работах по сравнительному конституционному (государственному) праву и в трудах, посвященных изучению статуса президента.

Наиболее емкое, концентрированное определение способов избрания президента изложил известный ученый в этой области В.Е. Чиркин. Он выделяет следующие способы избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия. Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турции накануне принятия конституции 1982 года, снизившей требования, было проведено более 100 туров, в Италии в 1992 году - 16. В Словакии для избрания президента, как и для смещения его парламентом, необходимы 2/3 голосов. Президент, избранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «сла­бый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от представительного органа и не может противопоставлять себя ему.

2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщи­ков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США до 90-годов Финляндия). При этом способе результаты выборов (имя будущего II президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков.

3. Избрание президента специальной избирательной коллегией. Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель; коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов областных советов в Италии; коллегия из избранных членов обеих палат парламента в индии и законодательных собраний штатов.

4. Избрание непосредственно избирателями. (Мексика, Украина, Франция и др.).

Следует отметить, что при выборах Президента бывшего СССР использовался такой вариант, как выборы съездом народных депутатов.

Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть. В 1994-1995 годах в большинстве азиатский стран (Туркменистан, Узбекистан, Киргизия и др.) вместо выборов были проведены референдумы о продлении срока полномочий действующего президента до 2000 года (в декабре 1999 года парламент Туркменистана принял решение о пожизненном пребывании на посту президента республики действующего главы государства Ниязова).

Анализируя вышеприведенные способы избрания президента, можно увидеть, что по сути действуют три системы избрания главы государства:

1. Прямые выборы:

2. Косвенные выборы:

Многостепенные выборы.

На практике в подавляющем большинстве случаев применяются либо непосредственно избрание президента, либо его избрание парламентом. Остальные же способы избрания можно было бы считатьих модификациями.

Как видно, Украина относится к группе государств, в конституциях которых предусматривается избрание президента путем прямых выборов. В соответствии с Конституцией Украины (ст. 103) Президент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. Более детально избирательный процесс закрепляется на уровне текущего законодательства, а именно Законом Украины «О выборах Президента Украины» от 18 марта 2004 года.

Законодательство Украины устанавливает демократический порядок организации и проведения выборов, что обеспечивает гражданам реальные возможности осуществленияих избирательных прав. Закон состоитиз следующих глав:

1. Общие положения.

2. Порядок и сроки назначения и проведения выборов.

3. Организация выборов.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты Украины.

5. Предвыборная агитация.

6. Гарантии деятельности кандидатов в Президенты Украины и иных участников выборов.

7. Проведение голосования, определение результатов выборов Президента Украины.

8. Заключительные положения.

9. Итоговые положения.

Правовой основой организации и проведения выборов является Конституция Украины, Законы Украины «О выборах Президента Украины», «О Центральной избирательной комиссии».

Избирательный процесс осуществляется на принципах:

1. Многопартийности;

2. Свободы и равноправного выдвижения кандидатов в Президенты Украины;

3. Гласности и открытости, свободы агитации;

4. Равенства возможностей для всех кандидатов в проведении избирательной кампании;

5. Непредвзятости к кандидатам со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц этих органов.

Участие граждан Украины в выборах является добровольным. Они назначаются Верховной Радой Украины и могут быть очередными, внеочередными и повторными.

Таким образом, можно выделить 4 этапа становления института президентства в Украине.

Этапы становления института президентства:

- 1990-1991: 12 марта 1990 г. – первым президентом стал Горбачев М.С.;

16 июля 1990 г. Украина принимает «Декларацию о государственном суверенитете Украины», что привело к пересмотру Конституции УССР 1978 г., и стало первым шагом введения в систему государственных органов Украины поста Президента; августовские события 1991 г. приводят к ликвидации реальной власти коммунистической партии, что тоже явилось одной из причин изменения механизма государственного аппарата Украины;

- 1991-1995 гг. - этап юридического оформления института президентства в Украине;

- 1996 – 2004 гг. – принятие первой Конституции Украины, которая окончательно определила Президента Украины в системе государственных органов, а также предложение усовершенствования законодательной базы института президентства Украины.

- 2004 г. – формирования баланса в организации деятельности трех ветвей государственной власти через установление новых координирующих функций Президента Украины.

 

 

2.

Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Глава государства – должностное лицо, которое занимает наивысшее место в структуре государственных органов и осуществляет представительскую функцию, т.е. представляет государство в целом во внутренних и внешних отношениях. Статус глав государства напрямую зависит от формы государства.

Особенность статуса Президента Украины можно определить через анализ его функций, которые можно классифицировать на такие группы:

- координирующая – обеспечивать согласованную деятельность всех институтов государственной власти и местного самоуправления;

- представительская - обеспечивать интересы государства во внешней и внутренней политике развития государственности;

- установительная – создание либо ликвидация тех или иных государственных органов, должностных лиц, определять их правовой статус;

- нормотворческая - принимать управленческое решение в форме указов и распоряжений;

- обеспечительная – обеспечение наличия государственного суверенитета и прав и свобод граждан Украины.

В целом функции Президента Украины можно проклассифицировать по организации выполнения их Президентом – самостоятельные и требующие их согласования. Тем не менее, полномочия президента Украины дает основания определить должность Президента, как институт сосредоточения государственной власти в целом, а не конкретной отдельной государственной ветви власти. Так, во взаимоотношениях с исполнительной ветвью власти, а в частности с Кабинетом Министров, Президент Украины назначает с согласия Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины, контролирует его деятельность, формирует структуру должностных лиц правительства Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а так же председателей местных государственных администраций и приостанавливает их полномочия на этих должностях. Президент отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Совета Министров Автономной республики Крым.

Законодательством так же предусмотрено ряд полномочий взаимодействия Кабинета Министров и Президента Украины:

- так, Кабинет Министров руководствуется в своей деятельности указами Президента;

- в осуществлении Президентом Украины своих полномочий;

при подготовке предложений по вопросам, которые входят в полномочия Президента Украины;

- в отношениях с радой национальной безопасности и обороны Украины, аппаратом Президента Украины и другими вспомогательными органами и службами, образованными Президентом Украины.

Таким образом, Президент Украины функционально относится к исполнительной ветви государственной власти.

В осуществлении своих полномочий взаимодействует и с Верховной Радой, например:

- назначает внеочередные выборы в Верховную Раду в сроки, установленные Конституцией;

- приостанавливает полномочия Верховной Рады, если на протяжении 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться;

-применяет право вето к принятым Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины;

-обладает законодательной инициативой, что вносит определенный характер работы Верховной Рады.

Президент также организует взаимодействие с судебными органами. Он назначает треть состава Конституционного Суда Украины, создает суды в установленном законом порядке. Согласно с действующим законодательством он назначает на первые пять лет всех судей, кроме состава Конституционного Суда Украины. Организовывает работу и взаимоотношения с Конституционным Судом Украины, Президент Украины имеет своего постоянного представителя в Конституционном Суде Украины.

Президент Украины осуществляет взаимодействие с местным самоуправлением через Координационную Раду по вопросам местного самоуправления, которая является консервативно-совещательным органом, который создается при Президенте Украины. Координационную раду возглавляет Президент. Он утверждает персональный состав Координационной рады и Положения, устанавливающие ее права и обязанности в выполнении тех или иных целей и задач.

Организующим центральным органом работы всех трех ветвей власти является также Рада национальной безопасности и обороны, которую возглавляет Президент Украины.

Нужно так же отметить, что Президент участвует в формировании ключевых должностных лиц в системе государственной власти:

- назначает с согласия Верховной рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности;

- назначает половину состава Национальной рады Украины по вопросам телевидения и радиовещания;

- назначает половину состава Рады Национального банка Украины;

- назначает на должности и освобождает от должности с согласия Верховной рады Украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины.

Таким образом, Президент Украины координирует, организует работу всей системы государственной власти.

 

3.

Для обеспечения исполнения своих полномочий Президент наделен правом издавать указы и распоряжения, которые выступают правовой базой издания органами исполнительной власти их актов.

По юридическому действию указы и распоряжения Президента могут быть:

нормативными;

индивидуальными.

Нормативные указы содержат нормы права и регулируют раз­нообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (до 28 июня 1999 года Президент Украины имел право издавать одобренные Кабинетом Министров Украины и скрепленные подписью Премьер-министра Украины указы по экономическим вопросам, не урегулированным закона­ми, с одновременным представлением соответствующего законо­проекта в Верховную Раду Украины). Иногда они сопровождаю­тся утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

Индивидуальные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (наз­начение на должность, присвоение звания и т.д.). Распоряжения Пре­зидента также ненормативные и принимаются по оперативным вопро­сам государственного управления. Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализиро­ваться) применительно к каждому компетентному случаю.

Указами Президента Украины оформляются:

- нормативные акты Президента Украины, то есть акты, рас­считанные на постоянные или многоразовые действия;

- решения Президента Украины по назначению и увольнению с должностей руководителей соответствующих государственных ор­ганов, учреждений и организаций;

- отмена актов Кабинета Министров Украины, Совета Минист­ров Автономной Республики Крым, рраспоряжений председателей местных государственных администраций;

- награждение государственными наградами, присвоение почет­ных званий Украины;

- присвоение высших воинских званий, высших дипломатичес­ких рангов, иных высших специальных званий и классных чинов;

- установление президентских отличий и награждение ими;

- принятие в гражданство Украины и прекращение гражданст­ва Украины, предоставление убежища».

В зависимости от характера полномочий Президента Украины можно разграничить виды указов, которые исходят от Президента:

указы в границах собственных полномочий;

указы на основе полномочий делегированных Верховной Радой.

Распоряжения Президента Украины касаются внутриорганизационных моментов функционирования конкретного государственного органа, должности. Они также оформляют:

- поручения Кабинету Министров Украины, министерствам, центральным органам исполнительной власти;

- решения по оперативным, организационным и кадровым вопросам работы Секретариата Президента Украины;

- назначение представителей Украины (например, дипломатический корпус Украины);

- назначение уполномоченных для представления интересов Президента Украины.

Организация оформления нормативных актов Президента осуществляется в следующем порядке:

- проекты указов и распоряжений готовят и вносят Кабинет Министров Украины, министерства и иные центральные органы исполнительной власти в пределах полномочий;

- подаются проекты с пояснительной запиской либо обоснованием;

- данные проекты визируются Премьер-министром и соответствующим министром, руководителем, который занимает разработкой проекта;

- все проекты актов Президента Украины нормативного характера согласовываются в Министерстве юстиции Украины, а связанные с затратами финансов или материальных ресурсов – соответственно в Министерстве финансов или Министерстве экономики Украины;

- поступает в Секретариат президента для согласования и подписи Президентом;

- осуществляет контроль за исполнением актов Президента Украины Контрольная служба Президента, которая является структурным подразделением Секретариата Президента Украины.

Ряд полномочий Президента касается его возможности влияния на законодательную и иную деятельность Верховной Рады Украины. Приоритетным среди них является право законодательной инициативы, т.е. право вносить в парламент законопроекты или предложения в отношении принятия законов.

Законопроекты и иные документы законодательной инициативы Президента Украины готовят советники и научные консультанты главы государства, а также соответствующие структуры Секретариата Президента. Эти документы должны быть надлежащим образом оформлены в соответствии с требованиями Регламента Верховной Рады, в необходимых случаях завизированы Премьер-министром Украины или другими должностными лицами. После подписания за­конопроекта Президентом Украины и соответствующей регистрации в Канцелярии Президента он передается в Верховную Раду Украины

Предложенный законопроект предварительно рассматривается в профильных комитетах Верховной Рады в соответствии с процедурой Регламента, а в случаях необходимости также в депутатских группах (фракция).

При обсуждении законопроекта в структурных подразделениях парламента могут принимать участие сотрудники Секретариата Президента, которые непосредственно готовили данный законопроект.

На пленарном заседании Верховной Рады законопроект представляет Постоянный представитель Президента Украины в Верховной Раде Украины.

Следует отметить, что участие Президента в законодательном процессе только законодательной инициативой не ограничивается. По Конституции Украины (ст. 94) одобренные Верховной Радой законы подписывает ее Председатель и безотлагательно направляет их Президенту, который в течении пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и официально обнародует его либо возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины повторного рассмотрения. В целом в нормотворчестве Президента не оформлено законодательно контрассигнатура Президента – его ответственности за подпись в нормативном акте.

Указом Президента Украины «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» от 10 июня 1997 г., определен порядок обнародования нормативно-правовых актов, которые принимают Верховная рада Украины, Кабинет Министров Украины, обеспечения регулирования общественных правоотношений на основе действующих актов, избежания искажения их содержания, регулирования порядка вступления их в силу.

Официальное обнародование нормативно-правовых актов осуществляется после включения их в Единый государственный реестр нормативных актов с указание присвоенного им регистрационного кода и опубликования в официальных изданиях, которыми являются:

- «Офіційний вісник України»;

- «Відомості Верховної Ради України»;

- газета «Урядовий кур’єр».

Нормативно-правовые акты Верховной рады Украины и Президента Украины вступают в силу спустя десять дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самыми актами, но не раньше дня их опубликования в официальном издании.

Для осуществления своих полномочий глава государства, безусловно имеет вспомогательные органы. Структура вспомогательных органов и их количество определяется тем, какое место занимает Президент в системе трех ветвей государственной власти. В существующей системе вспомогательных органов Президента можно определить три основных группы:

- органы обеспечивающие персональный статус главы государства;

- координационные государственные органы;

государственные органы, должности, которым представляют главу государства на международной арене.

В силу организации работы и соотношение их в руководстве Президентом можно выделить две модели вспомогательных органов:

- круговая – когда доступ к президенту напрямую несколько руководящих должностных лиц, референтов:

 

 


 

 


- референт, государственные органы, должностное лицо.

- пирамидальная – когда доступ к президенту имеет только руководитель аппарата, который напрямую докладывает ему о решении или возникновении тех или иных вопросов в управлении государством.

 

           
   
ПРЕЗИДЕНТ
 
   
 
 

 


- руководитель аппарата

 
 


- референт, государственный орган, должностное лицо

 

Основной вспомогательный орган Президента Украины является Секретариат Президента Украины. Основными задачами которого являются организационное, правовое, консультативное, информационное, экспертно-аналитическая и иное обеспечение деятельности Президента (2).

Секретариат Президента Украины имеет следующую структуру:

1. Глава Администрации Президента Украины;

2. Первый заместитель и заместители Главы Администрация, пресс-секретарь Президента Украины;

3. Постоянные представители Президента Украины в:

А) Верховной Раде Украины;

Б) Конституционном Суде Украины;

В) Кабинете Министров Украины.

4. Аппарат Президентского Совета;

5. Служба Президента Украины;

6. Секретариат Президента Украины;

7. Главные управления:

- организационно-кадровой работы и взаимодействия с ре­гионами;

- по вопросам внутренней политики;

- по вопросам экономической политики;

- по вопросам внешней политики;

- государственно-правовое.

8. Управления:

- обеспечения связей с Верховной Радой, Конституционным Судом и Кабинетом Министров Украины;

- документального обеспечения;

- делами;

- пресс-службы Президента Украины;

- протокола Президента Украины;

- государственных наград;

- по вопросам гражданства;

- по вопросам помилования;

- по вопросам обращений граждан.

Общее руководство Секретариатом осуществляет Глава Секретариата, который назначается и освобождается от должности Президентом Украины. Для осуществления возложенных задач Секретариат выполняет значительный объем мероприятий, направленных на изучение и представление Президенту аналитичес­ких материалов по экономическим, политическим, социальным и иным процессам происходящих в стране, готовит Президенту предложения по результатам анализа, различные справочные материалы, проекты посланий Президента к народу, ежегодные и внеочередные послания к Верховной Раде Украины. Секретариат проводит необходимую экспертную оценку нормативных актов, осуществляет контроль за исполнением законов Украины, реализует протокольные и иные мероприятия в соответствии с действующим законодательством.

В целом Секретариат Президента Украины проводит организационные мероприятия по усовершенствованию деятельности Президента:

стратегические планирование Президентской внутренней и внешней политики;

разработка тактических решений Президента Украины;

контроль за реализацией Президентской политики.

При анализе полномочий Секретариат Президента Украины вполне можно утверждать, что возникает проблема возможного делегирования (что по Конституции запрещено) Президентом Украины своих полномочий Секретариату. Это позволяет утвердить о наделении властными полномочиями данного вспомогательного органа.

При Президенте Украины для организации выполнения своих полномочий создает консультативные, совещательные органы: Комитет законодательной инициативы, Совет по вопросам языковой политики и т.д. (6). Структура этих вспомогательных органов, порядок их деятельности остаются за пределами конституционного регулирования. Президент Украины создают (п. 28. ст. 106 Конституции) в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и иные вспомогательные органы и службы. Их полномочия определяет Президент Украины. В целом совокупность вспомогательных органов – рады, комиссии, комитеты, палаты, рабочие группы (их сейчас существует 68) являются аппаратом Президента Украины.

Для организации полномочий президента Украины предусмотрено законодательством действие института Представителей Президента Украины (3).

Институт Представителей Президента Украины включает:

- Постоянный Представитель Президента Украины в Верховной Раде;

- Постоянный Представитель Президента Украины в Конституционном Суде Украины;

- Постоянный Представитель Президента Украины в Кабинете Министров Украины;

- Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым (далее Представитель).

Обеспечение выполнения Представителей в Верховной раде Украины, Конституционном Суде Украины и Кабинете Министров Украины осуществляет Управление по вопросам обеспечения связей с Верховной радой Украины, Конституционным Судом Украины и Кабинетом Министров Украины, которое входит в состав Администрации Президента.

Основными задачами в управлении – является обеспечение связей президент Украины с перечисленными органами, информационно-аналитическое и иное обеспечение деятельности постоянных представителей Президент Украины в Верховной раде Украины, Конституционном Суде Украины, Кабинете Министров Украины.

Непосредственно организация деятельности представителей Президента Украины в вышеназванных органах регулируется соответствующими Указами главы государства. Так, Представитель Президента в парламенте Украины обеспечивает осуществление полномочий Президента Украины в Верховной Раде Украины путем поддержания от имени главы государства постоянных связей законодательным органом и его структурами, представления на заседаниях парламента и его органов законопроектов и иных документов, внесенных Президентом Украины как субъектом пра­ва законодательной инициативы, информирует его о ходе и резуль­татах рассмотрения в Верховной Раде внесенных Президентом до­кументов.

Представитель главы государства в Конституционном Суде Украины принимает участие в подготовке проектов конституционных представлений, координирует деятельность иных представителей Президента Украины, назначенных для участия в подготовке конституционного производства в конкретно определенных делах, информирует Президента о ходе и результатах рассмотрения дел в Конституционном Суде Украины.

Представитель Президента Украины в Кабинете Министров, представляет на заседаниях Правительства, а также его консультативно-совещательных и иных органов позицию Президента по рассматриваемым вопросам, информирует его о ходе рассмотрения вопросы на заседаниях Правительства, изучает акты, а также в случае необходимости - проекты актов Кабинета Министров на предмет их соответствия актам и поручениям главы государства, вы­полняет иные поручения Президента Украины.

Представители Президента Украины в обозначенных государственных органах назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом Украины и в своей повседневной де­ятельности взаимодействуют со структурными подразделениями Секретариата Президента, соответствующими консультативными. совещательными и иными вспомогательными органами и службами.

Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым назначаемый и освобождаемый от должности главой государства. Представитель осуществляет общее руководство деятельностью Представительства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач (4).

В соответствии с Конституцией Украины Представитель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.019 с.)