Устройства и государственного
РЕЖИМА В УКРАИНЕ
Форма государства — это организация и устройство государственной власти, имеющая три компонента: форму правления, форму государственного устройства, форму го- сударственного режима.
Конституция Украины закрепила в нашей стране рес- публиканскую форму правления. Взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти и главой государства таковы, что можно определить Украи- ну как смешанную (президентско-парламентарную) рес- публику. Иначе говоря, форма государственного правле- ния в Украине сочетает черты парламентарной и прези- дентской республик. Так, главой государства является Президент Украины, избираемый всенародным голосова- нием на пятилетний срок (порядок замещения президент- ского поста соответствует президентской республике). В то же время Президент Украины не возглавляет исполни- тельную власть. Высшим органом исполнительной влас- ти является Кабинет Министров Украины. Глава прави- тельства — Премьер-министр — назначается Президен- том Украины с согласия Верховной Рады. Кабинет Министров ответственен перед Президентом, но подконт- ролен и подотчетен Верховной Раде. Эти черты государ- ственного строя Украины сходны с парламентарной рес- публикой.
По форме государственного устройства Украина явля- ется унитарным государством, в состав которого, наряду с основными административно-территориальными единица- ми (область, город, район, поселок, село), входит Автоном- ная Республика Крым.
Сложнее определить форму государственного режима в Украине. Конституционно она закреплена как демокра- тическая, но подлинной, реальной демократии украинское общество и государство еще не достигло. Налицо лишь отдельные черты демократического режима, такие как мно- гопартийность, регулярные выборы, наличие негосударствен- ных средств массовой информации и некоторые другие.
3.6. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ
В соответствии с Конституцией, Украина является уни- тарным государством, в состав которого входит авто- номное образование — Автономная Республика Крым.
Территориальное устройство' Украины основывается на принципах единства и целостности государственной тер- ритории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти.
Принцип единства государственной территории оз- начает единство статуса составных частей государства, наличие единой системы органов власти и единой систе- мы права в Украине.
Принцип целостности государственной территории означает недопустимость отделения каких-либо частей Украины, превращения их в объект военной оккупации и экспансии других государств.
Принцип сочетания централизации и децентрали- зации в осуществлении государственной власти проявля- ется в следующем. Главы местных ортанов исполнитель- ной власти (местных государственных администраций) назначаются и освобождаются от должности Президен- том Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Однако ряд аспектов деятельности местных го- сударственных администраций подотчетны и подконтроль- ны соответствующим органам местного самоуправления (районным и областным советам). Областной или район- ный совет может выразить недоверие председателю соот- ветствующей местной государственной администрации. Кроме того, одна составная часть государства — Автоном- ная Республика Крым — имеет собственную систему ор- ганов власти.
Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, об- ласти, районы, города, районы в городах, поселки и сел\а. Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины. В частности, особый статус Киева закреплен Законом Украины «О сто- лице — городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).
3.7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В состав Украины на правах территориальной автоно- мии входит Автономная Республика Крым. Территори- альная (административная) автономия — это форма децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предполагающая наличие собственных орга- нов власти и самостоятельной системы нормативного ре- гулирования в рамках, определенных конституцией госу- дарства.
Автономная Республика Крым имеет Конституцию, принятую Верховной Радой Автономной Республики Крым 21 октября 1998 г., утвержденную Верховной Радой Ук- раины 23 декабря 1998 г.
Автономная Республика Крым имеет представитель- ный орган — Верховную Раду, которая имеет право при- нимать постановления (акты нормативно-правового ха- рактера) и решения (акты организационно-распорядитель- ного характера). Правительством является Совет Министров Автономной Республики Крым. Его Председа- тель назначается и освобождается от должности Верхов- ной Радой Автономной Республики Крым по согласова- нию с Президентом Украины.
Конституция Украины определяет круг вопросов мест- ного значения, по которым Автономная республика Крым осуществляет нормативное регулирование: сельское хо- зяйство и леса; мелиорация и карьеры; охота и рыболов- ство; общественные работы, ремесла и промыслы; благо- творительная деятельность; градостроительство и жилищ- ное хозяйство; туризм, гостиничное дело, ярмарки; учреждения культуры; историко-культурные заповедни- ки; транспорт; санитарная и лечебная службы.
Конституцией Украины закреплены предметы ведения (сферы деятельности) Автономной Республики Крым:
1) выборы депутатов Верховной рады автономной Рес- публики;
2) проведение местных референдумов;
3) управление имуществом Автономной Республики Крым;
4) разработка и реализация местных программ соци- ально-экономического и культурного развития, охраны окружающей природной среды и т.д.;
5) курортное дело;
6) охрана памятников истории;
7) участие в возвращении на родину депортированных народов и некоторые другие полномочия.
Таким образом, Автономная Республика Крым, будучи неотъемлемой составной частью Украины, имеет опреде- ленные особенности по сравнению с другими администра- тивно-территориальными единицами государства.
3.8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА УКРАИНЫ
Государственные символы играют огромную роль в со- здании позитивного имиджа государства. Эстетический (музыкальный, художественный) образ государства способ- ствует укреплению авторитета государственной власти в глазах подданных или граждан, сплочению народа вокруг власти. Кроме того, государственные символы — своего рода визитная карточка государства на международной арене.
Государственными символами Украины являются флаг, герб и гимн.
Государственные символы Украины — это установ- ленные Конституцией и законами Украины особые рас- познавательные знаки, в которых воплощен суверенитет, историческое прошлое и идейные ценности нашего госу- дарства. Государственный Флаг — стяг из двух равнове- ликих горизонтальных полос синего и желтого цветов. Государственный Флаг устанавливается на зданиях, в ко- торых размещаются органы государственной власти и ме- стного самоуправления, дипломатические и консульские представительства Украины за рубежом, на водных и воз- душных судах, принадлежащих Украине.
В дни государственных праздников и в траурные дни Государственный Флаг вывешивается на жилых зданиях.
Малый Государственный Герб — Знак Княжеского Государства Владимира Великого. Его изображение раз- мещается на печатях, денежных знаках, государственных Ценных бумагах.
Большой Государственный Герб — должен быть ус- тановлен специальным законом с учетом Малого госу-
дарственного Герба и герба Войска Запорожского (казак с мушкетом на плече). Существует много проектов, учиты- вающих конституционные требования к Большому Госу- дарственному гербу Украины, но пока законодательно ни один из них не утвержден.
Государственный Гимн - - национальный гимн на музыку Михаила Вербицкого со словами, утвержденными специальным законом. Такой закон тоже пока не принят Верховной Радой Украины и потому до принятия закона используются слова национального гимна, написанные Павлом Чубинским. Государственный Гимн исполняется на официальных мероприятиях, он звучит на спортивных соревнованиях, в которых принимают участие украинские спортсмены.
Столицей Украины — административно-политическим центром страны — является город Киев. Особый статус столицы нормативно закреплен Законом «О столице Ук- раины — городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).
Уважение к государственным символам является кон- ституционной обязанностью гражданина Украины. Неис- полнение этой обязанности (надругательство над государ- ственной символикой, незаконное использование государ- ственной символики) влечет юридическую ответственность.
3.9. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЯЗЫКАХ В УКРАИНЕ
Государственным языком в Украине является укра- инский язык. Государственный статус украинского язы- ка, статус иных языков в Украине закреплен Конституци- ей Украины, а также Законами Украины «О языках в Украине» (28 октября 1989 г.) и «О национальных мень- шинствах в Украине» (25 июня 1992! г.). Важное значе- ние имеет ратифицированная 24 дека.бря 1999 г. Верхов- ной Радой Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств. I
Конституция и вышеназванные законы Украины опре- деляет три различных правовых режима в сфере языко- вой политики:
1) статус украинского языка как государственного (офи- циального) означает его всестороннее развитие и функ-
ционирование во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.
Украинский язык является языком актов органов го- сударственной власти и управления, деловой, технической, проектной документации и делопроизводства, международ- ных договоров (со стороны Украины), официальных средств массовой информации, науки и образования.
Государственные служащие обязаны владеть украин- ским языком. Для Президента Украины, судей Конститу- ционного Суда и судов общей юрисдикции знание украин- ского языка является конституционной обязанностью.
Определенный минимум знаний украинского языка должны иметь лица, желающие приобрести гражданство Украины. Украина проявляет заботу об удовлетворении языковых потребностей украинцев, проживающих за ее пределами;
2) гарантируется свободное развитие, использование и защита русского языка и языков иных национальных меньшинств.
Это означает возможность межличностного общения на русском и иных языках, право обращения в органы госу- дарственной власти, обучения, распространения информа- ции на русском языке и иных языках национальных мень- шинств.
Особый статус в этой группе языков имеет русский язык. Акты высших органов государственной власти публику- ются не только на украинском, но и на русском языке. Техническая и проектная документация, результаты на- учно-исследовательских работ, публикации научных ре- зультатов могут быть выполнены как на украинском, так и на русском языке — по выбору автора;
3) Украина способствует изучению языков между- народного общения (английский, французский, немецкий и т.д.). Такие языки не являются языками официального или делового общения, подобно украинскому или русско- му. Государство лишь создает условия для их изучения гражданами Украины. Например, изучение таких языков входит в программу средних общеобразовательных и выс- ших учебных заведений.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС
НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И КОРЕННЫХ НАРОДОВ УКРАИНЫ
Украина — многонациональное государство, в котором проживают граждане свыше 100 национальностей. Учи- тывая этот важный социально-политический фактор, Вер- ховная Рада Украины 1 ноября 1991 г. одобрила Декла- рацию прав национальностей Украины, а с целью ее реа- лизации приняла Закон «О национальных меньшинствах в Украине» (25 июня 1992 г.).
Национальные меньшинства — это группы граждан Украины, не украинцев по национальности, проявляющие чувство национального самосознания и общности. Опре- деление коренных народов в Конституции и законах Ук- раины отсутствует. В соответствии с нормами междуна- родного права коренные народы — это потомки людей, населявших страну в период установления существующих государственных границ, и сохраняющие свои особые со- циальные институты. Критерием разграничения указан- ных этнических общностей является государственность. Национальные меньшинства имеют государственность за пределами Украины (например, болгары, греки), а корен- ные народы — не имеют (например, гагаузы, крымские татары).
Конституционный статус национальных меньшинств и коренных народов Украины весьма сходен в силу подобия их интересов и целей.
Украина гарантирует всем народам, национальным группам, гражданам, которые проживают на ее террито- рии, равные политические, экономические, социальные и культурные права. Дискриминация (т.е. умышленное ог- раничение или лишение прав) по национальному призна- ку запрещена и влечет юридическую ответственность.
Государство гарантирует всем национальным меньшин- ствам право на национально-культурную автономию: использование и изучение родного языка, использование национальной символики, празднование национальных праздников, исповедание своей религии, удовлетворение потребностей в литературе и искусстве, средствах массо- вой информации, создание национальных культурных и учебных заведений. В административно-территориальных единицах, где большинство населения принадлежит к на-
циональному меньшинству, его язык может функциониро- вать в работе органов власти наряду с государственным языком. Под охраной закона находятся памятники исто- рии и культуры национальных меньшинств, находящиеся на территории Украины.
Все национальные меньшинства имеют право создавать свои культурные центры, землячества, объединения. Пред- ставители национальных меньшинств и созданные ими объединения имеют право на свободные контакты со сво- ей исторической родиной.
Украинское государство принимает меры для подготовки педагогических, культурно-просветительных и иных на- циональных кадров. На основе межгосударственных дого- воров государство содействует подготовке кадров нацио- нальных меньшинств в зарубежных странах.
В государственном бюджете Украины предусматрива- ются специальные ассигнования для развития нацио- нальных меньшинств.
3.11. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Важной составляющей правового демократического го- сударства является разделение властей. Идею разделения властей выдвинули и обосновали западноевропейские тео- ретики государства и права: Марсилий Падуанский (XIV век), Джон Локк (XVII век), Шарль-Луи Монтескье (XVIII век). В настоящее время принцип разделения властей зак- реплен в большинстве конституций демократических го- сударств.
Разделение властей — это теория и конституционный принцип, исходящие из того, что для нормального функ- ционирования государства в нем должны существовать относительно независимые другу от друга власти: законо- дательная, исполнительная, судебная. Некоторые теорети- ки государства в особые ветви выделяют также власть главы государства, информационную, контрольную, муни- ципальную, избирательную власти.
Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допу- стить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить воз- можность злоупотребления властью.
Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Консти- туции Украины, которая гласит: «Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осу- ществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Ук- раины».
Таким образом, закрепляется не только самостоятель- ность и независимость властей, но и их строгое подчине- ние Конституции и законам Украины.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно! Ради Укра!- ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О языках в Украинской ССР: Закон УССР от 28 октября 1989 г.// Ведомости Верховного Совета УССР. — 1989. — При- ложение к № 45. — Ст.631.
Декларащя про державний суверенггет Украши: Схвалена Верховною Радою УРСР 16 липня 1990 р.// Закони Украши. - К., 1996. — Т.1. —С.5-9.
Акт провозглашения независимости Украины, 24 августа 1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. -- 1991. - № 38. — Ст.502.
Декларация прав национальностей Украины: Одобрена Вер- ховной Радой Украины 1 ноября 1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1991. — № 53. — Ст.799.
О национальных меньшинствах в Украине: Закон Украины от 25 июня 1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. - 1992. — № 36. — Ст.529.
Глава 4.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
4.1. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК», «ЛИЧНОСТЬ», «ГРАЖДАНИН»
Зачастую, в обыденной речи понятия «человек», «лич- ность», «гражданин» употребляются как равнозначные по- нятия. И это не случайно, ведь характеристики «личность» и «гражданин» применимы только к человеку. В юриди- ческом языке все эти термины употребляются в разных значениях.
Понятие «человек» означает, прежде всего, биологи- ческую характеристику субъекта. Человек — это жи- вое существо, обладающее даром мышления и речи, спо- собностью к труду. Современное право, как международ- ное, так и национальное право Украины, исходит из принципа равноправия всех живущих на Земле людей. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, безопас- ность, стремление к счастью, на сопротивление угнетению.
Понятие «личность» употребляется в смысле социаль- ной характеристики субъекта. Личность — это индивиду- ально определенная совокупность социально значимых свойств человека. Человек становится личностью под воз- действием общества.
Законодательно установленные права, свободы и обя- занности личности составляют ее правовой статус.
Понятие «гражданин» употребляется по отношению к человеку, обладающему правовой связью с каким-либо го- сударством (в монархических государствах этому поня- тию соответствует термин «подданный»).
Находящиеся на территории Украины люди по своему правовому статусу принадлежат к одной из трех катего- рий: граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства (апатриды).
Гражданство Украины предполагает устойчивую пра- вовую связь личности и государства, порождающую их вза- имные права и обязанности.
Иностранные граждане или подданные обладают та- кой правовой связью с иностранным государством, апат-
риды не связаны правовыми узами ни с одним государ- ством.
|