Бюджетный процесс и его стадии
Бюджетный процесс — это деятельность государствен- ных органов и органов местного самоуправления по со- ставлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюд- жета и утверждению отчета об его исполнении. В соответ- ствии с Бюджетным кодексом Украины бюджетный процесс включает следующие стадии:
1) составление проектов бюджетов. Проект Государ- ственного бюджета Украины составляет Кабинет Мини- стров Украины. После принятия Верховной Радой Украи- ны закона о Государственном бюджете во втором чтении Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные орга- ны сельских, поселковых, городских советов готовят про- екты решений о соответствующих местных бюджетах;
2) рассмотрение и принятие закона о Государствен- ном бюджете Украины, решений о местных бюджетах. Закон о Государственном бюджете Украины рассматрива- ется Верховной Радой Украины и принимается не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому. Бюджет Ав- тономной Республики Крым, областные и районные бюд- жеты, городские (городов Киева и Севастополя, городов
республиканского АРК и городов областного значения) рассматриваются и утверждаются соответствующим сове- том не позднее чем в двухнедельный срок после офици- ального опубликования закона о Государственном бюд- жете Украины. Городские (городов районного значения) бюджеты, районные в городах (если такие созданы), посел- ковые и сельские бюджеты утверждаются соответствую- щими советами не позднее, чем в двухнедельный срок после утверждения районного или городского (городов Киева и Севастополя, города республиканского АРК либо города областного значения) бюджета;
3) исполнение бюджета. Исполнение Государственно- го бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров Украины. Исполнение местных бюджетов обеспечивают местные государственные администрации, исполнительные органы местных советов или городские, поселковые либо сельские головы (если исполнительные органы в местном совете не созданы). В случае необходимости на этой ста- дии вносятся изменения в нормативно-правовые акты о бюджетах;
4) подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятие решения по нему. Кабинет Мини- стров представляет в Верховную Раду отчет об исполне- нии Государственного бюджета Украины, а Верховная Рада принимает решение по отчету. Регулярные отчеты о дохо- дах и расходах Государственного бюджета должны быть обнародованы. Местные исполнительные органы отчиты- ваются об исполнении местных бюджетов перед соответ- ствующими советами.
15.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ УКРАИНЫ
Государственный бюджет Украины — это централи- зованный фонд финансовых ресурсов государства, необхо- димый для материального воплощения функций Украин- ского государства. Он утверждается Верховной Радой Ук- раины в форме закона на один календарный год.
Проект закона о Государственном бюджете Украины разрабатывает Кабинет Министров Украины. Он должен быть представлен Верховной Раде Украины не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому.
Верховная Рада Украины рассматривает проект закона в трех чтениях и принимает Закон о Государственном бюджете до 1 декабря года, предшествующего плановому.
Если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете, Кабинет Мини- стров Украины имеет право осуществлять расходы и взи- мать обязательные платежи в бюджет в соответствии с законом о Государственном бюджете на предшествующий бюджетный период.
Кабинет Министров Украины обеспечивает исполнение Государственного бюджета Украины. Обслуживание бюд- жетных операций осуществляется Государственным каз- начейством Украины.
Контроль за исполнением Государственного бюджета возложен на Верховную Раду Украины. В частности, Счет- ная палата от имени Верховной Рады Украины осуществ- ляет контроль за использованием средств Государствен- ного бюджета Украины. В случаях, определенных Бюд- жетным кодексом (например, изменение структуры расходов), Верховная Рада вправе внести изменения в за- кон о Государственном бюджете. Верховная Рада Украи- ны принимает решение по отчету об исполнении Государ- ственного бюджета Украины.
ПОНЯТИЕ НАЛОГА И ЕГО ВИДЫ
Для осуществления функций государства и содержа- ния государственного аппарата необходимы финансовые средства. Доходы государства в значительной мере скла- дываются из налоговых поступлений в бюджет.
Налог — это установленный государством обязатель- ный платеж, который вносится в бюджет государства в размерах и в сроки, определенные законом,.
Плательщиками налогов являются физические и юри- дическими лица. Уплата налогов, установленных законом, является конституционной обязанностью каждого че- ловека.
Виды налогов в Украине и порядок их внесения в бюд- жет определяются Законом Украины «О системе налого- обложения» (18 февраля 1997 г.) и другими нормативно- правовыми актами. В настоящее время Верховная Рада
Украины работает над принятием Налогового кодекса Украины.
В Украине существуют следующие виды налогов:
1) по действию в пространстве различают общегосу- дарственные и местные налоги. Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины, пла- тельщик вносит их в государственный бюджет (например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с фи- зических лиц, налог на прибыль предприятий, акцизный сбор). Местные налоги устанавливаются местными сове- тами, эти налоги направляются в местный бюджет (на- пример, налог на рекламу, коммунальный налог, гостинич- ный сбор, рыночный сбор);
2) по методу взыскания налоговых средств различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взыскива- ются непосредственно с доходов или имущества физиче- ских или юридических лиц (например, подоходный налог с физических лиц). Косвенные налоги вносят в бюджет про- изводители товаров и услуг, включая сумму налога в цену товара или услуги (например, налог на добавленную сто- имость);
3) по субъекту уплаты налога различают налоги, упла- чиваемые физическими лицами (например, подоходный налог); налоги, уплачиваемые юридическими лицами (на- пример, налог на прибыль); налоги, уплачиваемые и физи- ческими, и юридическими лицами (например, налог с вла- дельцев транспортных средств):
4) по объекту налогообложения — различают налоги на имущество (например, налог на землю) и налоги на доходы (например, налог на прибыль);
5) по ставке налогообложения — прогрессивные (рас- считываются по принципу: чем выше доходы, тем выше ставка) и пропорциональные (имеют одинаковую ставку для всех налогоплательщиков независимо от размеров облагаемого имущества или доходов). Примером прогрес- сивного налога является подоходный налог с граждан, а пропорционального — налог на владельцев транспортных средств.
15.6. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
операций, лица, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС и др.).
Уплата налогов и ежегодное представление в налого- вую инспекцию декларации о своем имущественном по- ложении и доходах — конституционная обязанность граж- данина Украины. Важнейший из налогов с физических лиц — подоходный налог. Порядок взыскания данного налога установлен Декретом Кабинета Министров Украи- ны «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменениями).
Плательщиками данного налога выступают гражда- не Украины, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине или не имеющие постоянного места проживания в Украине.
Объектом налогообложения являются доходы, полу- ченные в денежной или натуральной форме, за исключе- нием: всех видов социальной помощи и пенсий; алимен- тов; средств, полученных от реализации имущества по но- тариально удостоверенному договору; выигрышей; дивидендов и некоторых других доходов.
Кроме того, подоходный налог взыскивается из сумм авторского вознаграждения, из сумм доходов, полученных гражданами не по месту основной работы, из сумм, полу- ченных от занятия предпринимательской деятельностью.
Лица, постоянно проживающие в Украине, уплачивают подоходный налог из совокупного дохода, полученного из разных источников в Украине и за ее пределами за ка- лендарный год.
Лица, не имеющие постоянного места жительства в Украине, уплачивают подоходный налог с дохода, полу- ченного из источников только в Украине за календар- ный год.
Совокупный облагаемый доход уменьшается на сумму минимума месячной заработной платы (необлагаемый минимум — в настоящее время равен 17 гривням). До- полнительно совокупный облагаемый доход уменьшает- ся на сумму необлагаемого минимума одному из родите- лей (опекуну, попечителю) на каждого ребенка в возрас- те до 16 лет. Кроме того, совокупный облагаемый доход уменьшается отдельным категориям граждан, указанным в законе (инвалиды и участники войны, иных боевых
Нормативные источники
О подоходном налоге с граждан: Декрет Кабинета Мини- стров в редакции от 26 декабря 1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1993. — № 10. — Ст.77.
О системе налогообложения: Закон Украины от 18 февра- ля 1997 г.// В1домост1 Верховно!' Ради Украши. — 1997. — № 16. — Ст.119.
Бюджетный кодекс Украины: Закон Украины от 21 июня 2001 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 37-38. - Ст.189.
Глава 16.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на выполнение определенных действий. Например, только при наличии лицензии могут осуществляться изготовле- ние и реализация медикаментов и химических веществ, изготовление спиртных напитков, табачных изделий, ме- дицинская и юридическая практика, организация азарт- ных игр и многое другое.
ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Предпринимательство — это непосредственная само- стоятельная, систематическая, на собственный риск дея- тельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли. Она осуще- ствляется физическими и юридическими лицами, зарегис- трированными как субъекты предпринимательской дея- тельности в порядке, установленном законодательством.
Правовое регулирование предпринимательской деятель- ности осуществляется Конституцией Украины, Хозяйствен- ным кодексом Украины, Законом Украины «О предпри- нимательстве» (7 февраля 1991 г., с последующими из- менениями), «О предприятиях в Украине» (27 марта 1991 г.) и рядом других нормативно-правовых актов.
Субъекты предпринимательской деятельности:
1) граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства, не ограниченные законом в правоспособ- ности и дееспособности;
2) юридические лица всех форм собственности;
3) объединения юридических лиц.
Все субъекты предпринимательской деятельности под- лежат государственной регистрации.
Конституция Украины, Хозяйственный кодекс и Закон Украины «О предпринимательстве» закрепляют принцип свободы предпринимательской деятельности. Вместе с тем существует ряд ограничений в осуществлении предприни- мательской деятельности. В частности, отдельные виды деятельности могут осуществлять только государствен- ные предприятия (изготовление и реализация наркоти- ческих веществ, производство военного оружия, боеприпа- сов).
Ряд видов предпринимательской деятельности подле- жит лицензированию. Лицензия — это специальное раз- решение, выданное уполномоченным органом государства
|