Право собственности на землю
Конституция Украины и Земельный кодекс Украины устанавливают, что земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.
Объектом права собственности на землю является земельный участок — часть земной поверхности с уста- новленными границами и определенным месторасположе- нием.
Субъектами права собственности на землю являются:
1) граждане и юридические лица — на земли частной собственности. Граждане Украины вправе приобретать участки земли сельскохозяйственного и несельскохозяй- ственного назначения. Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки только несельскохозяйственного на- значения. Земельный кодекс содержит перечень земель коммунальной и государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность (земли общего пользования населенных пунктов, земли природ - но-заповедного фонда, транспорта, обороны и др.);
2) территориальные громады, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного само- управления — на земли коммунальной собственности. В коммунальной собственности находятся все земли в гра- ницах населенных пунктов, а также земельные участки, на которых расположены объекты коммунальной собствен- ности;
3) государство, которое реализует это право через со- ответствующие органы государственной власти (Кабинет Министров Украины, Рада министров Автономной Респуб- лики Крым, местные государственные администрации) — на земли государственной собственности. В государствен- ной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.
Иностранные государства могут приобретать в соб- ственность земельные участки для размещения зданий и сооружений дипломатических представительств.
Земельный участок может находиться в общей соб- ственности с определением доли каждого из участников (общая долевая собственность) или без определения до- лей участников (общая совместная собственность).
Собственники земельных участков имеют право:
1) продавать или иным способом отчуждать земель- ный участок, передавать его в аренду, залог, наследство;
2) самостоятельно хозяйствовать на земле;
3) собственности на посевы и насаждения, на произ- веденную сельскохозяйственную продукцию;
4) использовать имеющиеся на земельном участке об- щераспространенные полезные ископаемые, лесные насаж- дения, водные объекты;
5) на возмещение убытков, предусмотренных законом;
6) сооружать жилые дома, производственные и иные строения и сооружения.
Собственники земельных участков обязаны:
1) обеспечивать использование их по целевому назна- чению;
2) придерживаться требований законодательства об охране окружающей среды;
3) своевременно уплачивать земельный налог;
4) не нарушать прав собственников смежных земель- ных участков и землепользователей;
5) повышать плодородность почвы и сохранять иные полезные свойства земли;
6) придерживаться правил добрососедства и ограни- чений, связанных с установлением земельных сервитутов1 и охранных зон2;
7) сохранять геодезические знаки, противоэрозион- ные сооружения, сеть оросительных и осушительных систем.
1 Земельный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком (например, для прокладки ком- муникаций).
2 Охранные зоны создаются вокруг ряда природных и произ- водственных объектов с целью обеспечения их нормального функционирования.
18.4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
Землепользование — использование земли в опреде- ленном законом порядке. Право землепользования явля- ется производным от права собственности на землю. Землепользователь пользуется участком в объеме и пре- делах, предоставленных ему собственником. Отклонение землепользователя от основного целевого назначения зе- мельного участка может стать основанием для прекраще- ния его права пользоваться им.
Виды землепользования:
1) постоянное землепользование. Оно представляет собой право владения и пользования земельным участ- ком, находящимся в государственной или коммунальной собственности. Субъектами такого права могут быть только государственные и коммунальные предприятия, учрежде- ния и организации;
2) арендное землепользование. Аренда земли — это основанное на договоре, временное платное владение и пользование земельным участком, необходимое арендато- ру для осуществления предпринимательской и иной дея- тельности;
3) концессионное землепользование. Это вид землеполь- зования представляет собой основанное на договоре, сроч- ное платное владение и пользование земельным участ- ком с целью создания, улучшения и(или) эксплуатации объекта концессии. Концессию вправе предоставить толь- ко орган государственной власти или орган местного са- моуправления, в собственности которого находится зем- ля. Концессионером выступает субъект предприниматель- ской деятельности. Обязательное условие концессии - осуществление инвестиций концессионером в целях удов- летворения общественных потребностей. Например, в кон- цессию может дано строительство и эксплуатация автоба- на, аэропорта, системы водоснабжения и т.д.
18.5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Юридическое содержание пользования земельными уча- стками составляют права и обязанности землепользова- телей.
Землепользователь имеет право:
1) самостоятельно хозяйствовать на земле;
2) собственности на посевы и насаждения сельско- хозяйственных культур, на произведенную сельскохозяй- ственную продукцию;
3) использовать имеющиеся на земельном участке об- щедоступные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты;
4) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;
5) сооружать жилые дома, производственные и другие строения и сооружения.
Землепользователь обязан:
1) использовать землю по целевому назначению;
2) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
3) своевременно уплачивать земельный налог или арен- дную плату;
4) не нарушать права собственников смежных земель- ных участков и землепользователей;
5) повышать плодородие почв и сохранять другие по- лезные свойства земли;
6) предоставлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления данные о состоянии и использовании земли и других природных ресурсов;
7) соблюдать правила добрососедства и ограничения, связанные с установлением земельных сервитутов и ох- ранных зон;
8) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем.
Таким образом, права и обязанности землепользовате- ля во многом сходны с правами собственника земельного участка. В то же время такое важное правомочие соб- ственника, как право распоряжения землей у него отсут- ствует.
АРЕНДА ЗЕМЛИ
Наиболее общие условия арендного землепользования определяются Земельным кодексом. Закон Украины «Об аренде земли» (6 октября 1998 г.) конкретизирует усло- вия аренды.
Объектами аренды являются земельные участки, на- ходящиеся в частной, коммунальной и государственной собственности.
Стороны в арендном правоотношении — арендода- тель и арендатор.
Арендодателями земли выступают собственники зе- мельных участков или уполномоченные ими лица.
В качестве арендаторов земли могут выступать граж- дане и юридические лица Украины, иностранные гражда- не и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения и организации, иностранные государства.
По срокам пользования землей различают кратко- срочную (не более 5 лет) и долгосрочную (не более 50 лет) аренду земли.
Арендованный земельный участок либо его часть мо- жет с согласия арендодателя передаваться арендатором во владение и пользование иному лицу. Такое отношение называют субарендой.
Право на пользование арендованным участком возни- кает после государственной регистрации договора.
РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
Земельные споры — это споры, возникающие между собственниками земли и землепользователями по поводу владения, пользования или распоряжения земельным уча- стком.
Органы, разрешающие земельные споры:
1) суды разрешают земельные споры по поводу владе- ния, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в частной собственности, а также споры относительно размежевания территорий сел, поселков, го- родов, районов и областей;
2) органы местного самоуправления разрешают три вида земельных споров в границах населенных пунктов: относительно границ земельных участков, находящихся в собственности граждан; относительно соблюдения граж- данами правил добрососедства; относительно размежева- ния границ районов в городах;
3) органы исполнительной власти по вопросам зе- мельных ресурсов разрешают земельные споры относи-
тельно границ земельных участков за пределами населен- ных пунктов, размещения зон санитарной охраны, охран- ных, санитарно-защитных зон и земельных сервитутов. Стороны в земельном споре:
1) собственники земли, землепользователи, в том числе арендаторы;
2) физические и юридические лица, нарушившие права и законные интересы собственников или пользователей земли либо претендующие на получение права пользова- ния чужим земельным участком.
Одной из сторон в земельном споре могут выступать органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органы местного самоуправления.
Земельные споры рассматриваются при участии заин- тересованных сторон, которые должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсут- ствия одной из сторон при первом разрешении вопроса рассмотрение спора переносится. Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рас- смотрении спора не останавливает его рассмотрение и принятие решения.
Решение органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органа местного самоуправления по земельному спору может быть обжаловано в суде.
18.8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Земельный кодекс Украины устанавливает три вида юридических последствий нарушения земельного законо- дательства:
1) недействительность сделок относительно земель- ных участков, заключенных с нарушением установленно- го законом порядка. Например, договор купли-продажи земельного участка, не удостоверенный нотариусом, по ре- шению суда признается недействительным;
2) гражданская, административная или уголовная ответственность за:
- заключение сделок с нарушением земельного зако- нодательства;
- самовольное занятие земельных участков; — порча и загрязнение земель;
— размещение, проектирование, строительство, введение в действие объектов, отрицательно влияющих на со- стояние земель;
— использование земель не по целевому назначению;
— нарушение сроков возвращения временно занимаемых земель;
— уничтожение межевых знаков, а также другие нару- шения;
3) возвращение самовольно занятых земельных уча- стков. Самовольно занятые участки земли подлежат воз- врату собственникам земли или землепользователям без возмещения затрат, понесенных нарушителем. Кроме того, на счет нарушителя относится приведение земельного уча- стка в пригодное для пользования состояние.
Нормативные источники
Земельный кодекс Украины: Закон Украины от 25 октяб- ря 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2002. — № 3-4. — Ст.27.
Глава 19.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
19.1. ОТНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОМ
Административное право — отрасль системы права Украины, регулирующая общественные отношения в сфе- ре государственного управления.
Административно-правовое отношение — это управ- ленческое отношение, урегулированное нормой админист- ративного права. Специфика этого вида правовых отно- шений состоит в том, что они носят властный харак- тер: эти отношения возникают между властвующим и подвластным, между субъектами, неравными друг другу. Таково, например, правоотношение между водителем ав- тотранспортного средства и остановившим его инспекто- ром дорожно-патрульной службы ГАИ.
Структура административно-правового отношения:
1) субъекты. Один из участников административно- правового отношения — должностное лицо или орган го- сударственной исполнительной власти, действующие в пре- делах своей компетенции. Вторым участником может выступать физическое или юридическое лицо.
Административная правоспособность физического лица (гражданина Украины, иностранного гражданина или под- данного, лица без гражданства) возникает с момента рож- дения и прекращается его смертью.
Административная дееспособность физического лица зависит от возраста. Частичная дееспособность граждан Украины возникает с достижением школьного возраста. Граждане Украины, достигшие 16 лет, обязаны иметь пас- порт и зарегистрироваться по месту постоянного житель- ства. Полная административная правоспособность возни- кает с достижением 18 лет.
Административная деликтоспособностъ (способность нести юридическую ответственность за нарушение норм административного законодательства) зависит от возрас- та и вменяемости. Общий возраст, с которого возможно
наступление административной ответственности, опреде- лен Кодексом об административных правонарушениях и составляет 16 лет. Вменяемость — это такое психиче- ское состояние, при котором лицо в момент совершения проступка способно осознавать свои действия и руково- дить ими.
Административная правосубъектность юридического лица возникает в момент его государственной регистрации;
2) объект. Объектом административного правоотно- шения является то социальное благо, по поводу которого возникло данное отношение. Например, нормальное функ- ционирование органов государственной власти, правопо- рядок и общественный порядок;
3) содержание. Содержанием административного пра- воотношения являются права и обязанности его участни- ков.
Проанализируем структуру правоотношения, возник- шего между инспектором дорожно-патрульной службы ГАИ и водителем автомобиля, превысившим допустимую скорость движения. Субъектами данного правоотношения выступают представитель государственной власти и под- властное лицо. Объектом является реальное социальное благо — безопасность дорожного движения, его участни- ков. Содержанием является право инспектора ДПС ГАИ требовать прекращения правонарушения и обязанность водителя подчиниться законному требованию.
|