Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система судов общей юрисдикции

Поиск

Система судов общей юрисдикции в соответствии с Кон-
ституцией Украины строится по принципам территори-
альности и специализации.


 



 



Принцип территориальности означает, что суды уч-
реждаются и действуют в пределах административно-тер-
риториальных единиц (Автономная Республика Крым, об-
ласти, города Киев и Севастополь, районы и т.д.).

Принцип специализации предусматривает специализа-
цию судей и организацию соответствующих структур для
рассмотрения уголовных, гражданских, хозяйственных, ад-
министративных, семейных и других дел, предусмотрен-
ных законом.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

1) местные суды;

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.
Виды местных судов:

 

1) местные общие суды: районные, районные в городах,
городские и горрайонные суды, военные суды гарнизонов;

2) местные хозяйственные суды: хозяйственные суды
Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и

Севастополя;

3) местные административные суды: окружные суды.

Полномочия местного суда состоят в том, что мест-
ные суды являются судом первой инстанции и рассматри-
вают гражданские, уголовные, хозяйственные и админист-
ративные дела.

Виды апелляционных судов:

1) апелляционные общие суды: апелляционные суды
областей, апелляционные суды городов Киева и Севасто-
поля, Апелляционный суд Автономной Республики Крым,
военные апелляционные суды регионов и апелляционный
суд Военно-Морских Сил, Апелляционный суд Украины;

2) апелляционные хозяйственные суды;

3) апелляционные административные суды.
Полномочия апелляционных судов:

1) рассмотрение дел в апелляционном порядке1;

2) рассмотрение по первой инстанции дел, определен-
ных законом (кроме апелляционных хозяйственных су-
дов);

1 Апелляционное производство предполагает пересмотр дела
по существу (полностью или частично — в пределах апелляци-
онной жалобы) и вынесение нового решения (оно может полнос-
тью совпадать с прежним решением).


 

3) ведение и анализ судебной статистики, изучение и
обобщение судебной практики;

4) оказание методической помощи по применению за-
конодательства местными судами.

Кассационный суд Украины имеет следующие полно-
мочия:

1) рассматривает в кассационном порядке1 дела, отне-
сенные к его подсудности, другие дела в случаях, опреде-
ленных процессуальным законом;

2) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и
обобщает судебную практику;

3) оказывает методическую помощь по применению за-
конодательства судами низшего уровня.

Виды высших специализированных судов:

1) Высший хозяйственный суд Украины;

2) Высший административный суд Украины;

3) другие соответствующие высшие специализирован-
ные суды.

Полномочия высшего специализированного суда:

1) рассматривает в кассационном порядке дела соот-
ветствующей судебной юрисдикции, а также другие дела в
случаях, определенных процессуальным законом;

2) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и
обобщает судебную практику;

3) оказывает методическую помощь судам низшего уров-
ня с целью одинакового применения норм Конституции
Украины и законов в судебной практике; дает рекоменда-
тельные разъяснения по вопросам применения законода-
тельства.

Высшим судебным органом Украины является Вер-
ховный Суд Украины.
Верховный Суд Украины имеет
следующие полномочия:

1) рассматривает в кассационном порядке решения
общих судов; пересматривает в порядке повторной касса-
ции иные дела, рассмотренные судами общей юрисдикции;
рассматривает иные дела, связанные с исключительными
обстоятельствами;

1 Кассационное производство предполагает проверку закон-
ности и обоснованности решения, вынесенного нижестоящим
судом. Новое решение в этом случае не выносится. Если касса-
ционная инстанция приходит к выводу о незаконности или нео-
боснованности вынесенного нижестоящим судом решения, оно
отменяется и дело передается на новое судебное рассмотрение.


2) дает судам разъяснения по вопросам применения
законодательства на основе обобщения судебной практи-
ки и анализа судебной статистки;

3) дает заключение относительно наличия или отсут-
ствия в деяниях, в которых обвиняется Президент Украи-
ны, признаков государственной измены или иного преступ-
ления; подает по обращению Верховной Рады Украины
письменное представление о невозможности исполнения
Президентом Украины своих полномочий по состоянию

здоровья;

4) обращается в Конституционный Суд Украины в слу-
чаях возникновения у судов общей юрисдикции, при осу-
ществлении ими правосудия, сомнений относительно кон-
ституционности законов, иных правовых актов, а также
относительно официального толкования Конституции
Украины и законов;

5) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и
обобщает судебную практику, знакомится в судах с прак-
тикой применения законодательства;

6) в рамках своих полномочий решает вопросы, выте-
кающие из международных договоров Украины; представ-
ляет суды общей юрисдикции в отношениях с судами иных

государств.

7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные

законом.

7.7. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ УКРАИНЫ:
СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ

Хозяйственные суды являются специализированными
судами в системе судов общей юрисдикции.

Хозяйственный суд является независимым органом в
разрешении всех хозяйственных споров1, возникающих
между юридическими лицами, государственными и други-
ми органами, а также в рассмотрении дел о банкротстве2.

1 Хозяйственные споры — споры между субъектами пра-
ва, возникающие при заключении, изменении, расторжении и
выполнении хозяйственных договоров.

2 Банкротство — несостоятельность юридического лица
(субъекта предпринимательской деятельности) удовлетворить
в установленный срок предъявленные кредиторами требования
и исполнить обязательства перед бюджетом.


Система хозяйственных судов:

1) местные хозяйственные суды;

2) апелляционные хозяйственные суды;

3) Высший Хозяйственный суд Украины.

К местным хозяйственным судам относятся хозяй-
ственные суды Автономной Республики Крым, областей,
городов Киева и Севастополя.

Полномочия местного хозяйственного суда:

1) разрешает хозяйственные споры, рассматривает дела
о банкротстве;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятель-
ствам принятые им решения;

3) изучает и обобщает практику применения законода-
тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен-
ных споров, вносит предложения Высшему Хозяйственно-
му суду, направленные на совершенствование правового
регулирования хозяйственной деятельности и практики
разрешения хозяйственных споров;

4) проводит работу, направленную на предупреждение
правонарушений в сфере хозяйственных отношений;

5) осуществляет иные полномочия, предоставленные
законодательством.

Апелляционные хозяйственные суды являются суда-
ми апелляционной инстанции. Они образуются Президен-
том Украины по представлению Председателя Высшего
Хозяйственного суда с определением территории, на кото-
рую распространяются полномочия апелляционного хо-
зяйственного суда, их местонахождения.

Полномочия апелляционного хозяйственного суда:

1) пересматривает в апелляционном порядке решения
местных хозяйственных судов;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятель-
ствам принятые им решения;.

3) изучает и обобщает практику применения законода-
тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен-
ных споров;

4) проводит работу, направленную на предупреждение
правонарушений в сфере хозяйственных отношений:

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законом.

Высший Хозяйственный суд Украины имеет следую-
щие полномочия:


 




1) пересматривает в кассационном порядке решения
апелляционных и местных хозяйственных судов;

2) изучает и обобщает практику применения законода-
тельства, обеспечивает единообразие практики, анализи-
рует статистику разрешения хозяйственных споров; дает
разъяснения хозяйственным судам по вопросам практи-
ки применения законодательства, регулирующего отноше-
ния в хозяйственной сфере;

3) проводит работы, направленные на предупреждение
правонарушений в сфере хозяйственных отношений;

 

4) осуществляет организационное руководство апелля-
ционными и местными хозяйственными судами;

5) обеспечивает подбор и подготовку кандидатов в су-
дьи; обеспечивает деятельность квалификационных ко-
миссий судей хозяйственных судов;

6) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему

законом.

Нормативные источники

Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады
Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно! Ради Укра!-
ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О статусе судей: Закон Украины от 15 декабря 1992 г. //
Вщомост! Верховно! Ради Украши. — 1993. — № 8. — Ст. 56.

О внесении изменений в Закон Украины «О статусе судей»:
Закон Украины от 21 июня 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради
Украши. — 2001. — № 33. — Ст. 180.

О судоустройстве: Закон Украины от 7 февраля 2002 г. //
Вщомост! Верховно! Ради Украши. — 2002. — № 27-28. —

Ст.180.

О хозяйственном суде: Закон Украины (с изменениями и
дополнениями по состоянию на 21 июня 2001 г.)// Право и
практика. — 2002. — № 10-11.


Глава 8.

СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ УКРАИНЫ

ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В УКРАИНЕ

Правоохранительные органы — это государственные
и негосударственные органы, главной задачей и функцией
которых является охрана правопорядка, защита прав и
законных интересов граждан, юридических лиц, государ-
ства.

К государственным правоохранительным органам

относятся:

1) прокуратура;

2) органы и учреждения юстиции (Министерство юс-
тиции, Высший совет юстиции, нотариат, отделы регистра-
ции актов гражданского состояния);

3) органы внутренних дел, в том числе милиция;

4) Служба безопасности Украины;

5) органы государственной налоговой службы;

6) таможенные органы.

К негосударственным правоохранительным органам
относят адвокатуру, частный нотариат, частные охранные
организации.

Таким образом, в Украине правоохранительные орга-
ны составляют несколько самостоятельных, но в то же
время взаимодействующих подсистем.

8.2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
УКРАИНЫ

Нормальное функционирование государственного меха-
низма и обеспечение прав и свобод человека и граждани-
на невозможно без институтов контрольной власти. Ис-
торически сложилось так, что контролирующую роль в
Украине играли органы прокуратуры. Правовой статус
прокуратуры Украины определяется Конституцией Украи-
ны, Законом Украины «О прокуратуре» (5 ноября 1991 г.),


с изменениями, внесенными Законом Украины от 12 июля

2001 г.

Прокуратура Украины — это единая система государ-
ственных органов, которые осуществляют прокурорский
надзор за соблюдением и правильным применением за-
конов.

Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный проку-
рор Украины, который назначается на должность и осво-
бождается от должности Президентом Украины с согла-
сия Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины
может выразить недоверие Генеральному прокурору Укра-
ины, что влечет его отставку с должности. Срок полномо-
чий Генерального прокурора Украины — 5 лет.

Прокуратура Украины составляет единую систему, в
которую входят:

1) Генеральная прокуратура Украины;

2) прокуратура Автономной Республики Крым;

3) прокуратуры областей;


 

4) прокуратуры городов Киева и Севастополя (на пра-
вах областных);

5) военные прокуратуры регионов (на правах област-
ных);

6) городские, районные и межрайонные прокуратуры,
военные прокуратуры гарнизонов;

7) специализированные прокуратуры (экологические,
транспортные).

Подобно органам исполнительной власти, органы про-
куратуры построены по иерархическому принципу. Все
нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и
все прокуроры — Генеральному прокурору. Срок их пол-
номочий — пять лет.

8.3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ
УКРАИНЫ

В соответствии с Конституцией и законами Украины
прокуратура Украины осуществляет следующие функции:

1) поддержание государственного обвинения в суде.
Задача прокурора — в обвинительной речи обосновать
применение к подсудимому уголовного закона;

2) представительство интересов гражданина или
государства в суде в случаях, определенных законом. Ос-
нованием представительства в суде интересов граждани-
на является его неспособность по уважительным причи-
нам самостоятельно защитить свои нарушенные или ос-
париваемые права. Прокуратура представляет в суде
Украинское государство при наличии нарушений или уг-
розы нарушения государственных интересов;

3) надзор за соблюдением законов органами, осуще-
ствляющими оперативно-розыскную деятельность,
дознание, досудебное следствие
(к ним относятся: ми-
лиция, налоговая милиция, органы безопасности Украи-
ны, таможенные органы, органы государственного пожар-
ного надзора, органы пограничной охраны и некоторые
другие);

4) надзор за соблюдением законов при исполнении
судебных решений
по уголовным делам, а также при при-
менении иных мер принудительного характера, связанных
с ограничением личной свободы граждан. Прокуратура
обязана осуществлять надзор за соблюдением законов в


следственных изоляторах, изоляторах временного содер-
жания, учреждениях по исполнению уголовных наказа-
ний, психиатрических больницах со строгим и усилен-
ным наблюдением.

До создания системы государственных органов, на ко-
торые будет возложена функция досудебного следствия,
органы прокуратуры осуществляют также расследование
ряда преступлений, как правило, тяжких и особо тяжких.

Кроме того, Генеральный прокурор Украины и подчи-
ненные ему прокуроры координируют деятельность по борь-
бе с преступностью всех правоохранительных органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.143 (0.009 с.)