Общая характеристика кодекса
УКРАИНЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Административное право Украины определяет деяния, которые являются административными правонарушени- ями, а также взыскания, которые следует применить в отношении совершивших правонарушение лиц. Данные нормы права сосредоточены в Кодексе Украины об ад- министративных правонарушениях, который был при- нят 7 декабря 1984 г. и состоит из 5 разделов.
Структура Кодекса Украины об административ- ных правонарушениях:
Раздел I «Общие положения» содержит задачи законо- дательства об административных правонарушениях, опре-
деляет действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Раздел II «Административные правонарушения и ад- министративная ответственность» состоит из Общей и Осо- бенной части.
В Общей части даны понятие административного пра- вонарушения, понятие и виды административных взыска- ний.
В Особенной части содержится перечень администра- тивных проступков и определены взыскания за их совер- шение.
Раздел III «Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержит пере- чень государственных органов и их должностных лиц, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об адми- нистративных правонарушениях. К ним относятся адми- нистративные комиссии при исполнительных комитетах органов местного самоуправления, исполнительные коми- теты сельских и поселковых советов народных депутатов, районные (городские) суды (судьи)., органы внутренних дел, органы государственных инспекций.
Раздел IV «Производство по делам об административ- ных правонарушениях» определяет процессуальный по- рядок рассмотрения дел об административных правонару- шениях и наложения административных взысканий.
Раздел V «Исполнение постановлений о наложении административных взысканий» определяет процессуаль- ный порядок исполнения решений по административным делам.
19.3. ПОНЯТИЕ, СФЕРЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Государственное управление — основанная на законе деятельность органов государственной власти по практи- ческой реализации функций государства. В широком смыс- ле слова под государственным управлением понимают деятельность законодательного, исполнительных, судебных, контрольно-надзорных органов государства.
В узком значении государственное управление рассмат- ривается как деятельность органов исполнительной влас- ти государства, к которым относятся Кабинет Министров
Украины, министерства, ведомства, местные государствен- ные администрации.
В зависимости от специфики управляемых объектов и конкретного содержания управленческой деятельности принято выделять следующие основные сферы государ- ственного управления:
1) управление экономикой. Органы государственной исполнительной власти осуществляют управление госу- дарственным имуществом и государственными предприя- тиями, финансовой и банковской системой и тем самым способствуют осуществлению экономической функции го- сударства;
2) управление в социально-культурной сфере. Орга- ны государственной исполнительной власти осуществля- ют управление в области образования и науки, охраны здоровья, культуры, социального обеспечения;
3) управление в области административно-полити- ческой деятельности. Государственное управление в дан- ной сфере направлено на обеспечение государственной бе- зопасности, общественного порядка, обеспечение отправле- ния правосудия, развитие международного сотрудничества.
Метод государственного управления — это способ не- посредственного целенаправленного влияния исполнитель- ных органов (должностных лиц) на подчиненные им орга- ны, граждан и их объединения.
Основные методы государственного управления:
1) метод убеждения — это система воспитательных, разъяснительных и поощрительных мер, направленных на формирование у граждан понимания необходимости чет- кого исполнения властных предписаний. Например, к числу таких мер относится правовая пропаганда, личный при- мер, моральное и матефиальное поощрение;
2) метод принуждения — это психологическое, физи- ческое или материальное воздействие на определенные лица с целью заставить их исполнять властные предписания.
В Украине, которая идет по пути создания гражданско- го общества и строительства демократического государ- ства, приоритет в государственном управлении отдается методу убеждений.
19.4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Административное принуждение является разновидно- стью государственного принуждения.
Административное принуждение -- это система мер психологического, физического или материального воздей- ствия с целью предотвращения и пресечения правонаруше- ний, привлечения правонарушителей к ответственности.
В зависимости от конкретных целей различаются сле- дующие виды административного принуждения:
1) меры административного предупреждения наце- лены на принудительное обеспечение исполнения гражда- нами своих обязанностей перед обществом. Администра- тивно-предупредительные меры не являются реакцией на уже совершенное правонарушение, а предотвращают его. Типичные меры административного предупреждения: про- верка документов; осмотр вещей и личный досмотр; вре- менное ограничение или запрет доступа граждан на опре- деленные участки местности; закрытие участка государ- ственной границы; административный надзор за лицами, в отношении которых он установлен судом; учет и офици- альное предупреждение лиц, склонных к правонарушени- ям; карантин при эпидемиях И эпизоотиях;
2) меры административно.го пресечения применяют- ся для принудительного прекращения административных проступков (или преступлений1), недопущения наступле- ния их вредных последствий и привлечения правонару- шителя к административной (или к уголовной) ответ- ственности. Наиболее распространенные меры админи- стративного пресечения: административное задержание; принудительное лечение (в отношении больных наркома- нией, алкоголизмом, СПИДом); временное отстранение от управления транспортным средством (например, лица, на- ходящегося в состоянии опьянения); прекращение рабо- ты и запрет эксплуатации механизмов. В оговоренных законом случаях в качестве мер пресечения к правонару- шителю могут применяться меры физического воздействия, специальные средства, огнестрельное оруийие;
3) меры административной ответственности при- меняются за совершение административных правонару- шений и выражаются в наложении на виновных лиц ад- министративных взысканий.
19.5. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Административная ответственность — это вид юриди- ческой ответственности, применяемой за совершение ад- министративного проступка и состоящей в возложении на виновное лицо ограничений материального и мораль- ного характера.
Административной ответственности присущи все при- знаки юридической ответственности и, вместе с тем, она имеет особые, характерные только для нее черты.
Признаки административной ответственности:
1) меры этого вида ответственности предусмотрены и урегулированы административным правом;
2) носит более мягкий, по сравнению с уголовной от- ветственностью, характер;
3) применяется, как правило, органами исполнитель- ной власти, и лишь в отдельных случаях — судами;
4) порядок привлечения к административной ответствен- ности упрощен по сравнению с уголовной ответственнос- тью;
5) между правонарушителем и органом, налагающим административное взыскание, отсутствуют служебные взаимоотношения, что характерно для дисциплинарной ответственности.
Основание административной ответственности — на- личие в деянии виновного лица состава административ- ного проступка.
19.6. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА
Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на соци- альные блага, охраняемые административным законода- тельством.
Признаки административного проступка: 1) противоправность. Действие или бездействие при- знается административным проступком только тогда, когда оно прямо нарушает конкретную норму административ- ного законодательства;
2) антиобщественный характер. Административный проступок либо наносит реальный ущерб личности, обще- ству, государству, либо создает угрозу нанесения такого вреда;
3) виновность. Проступком признается только винов- ное деяние. Вина — психическое отношение лица к совер- шаемому им деянию и его последствиям. Вина существу- ет в формах умысла и неосторожности;
4) наказуемость. Административное законодательство устанавливает вид и меру взыскания за совершение адми- нистративного проступка.
Административный проступок может быть совершен в форме действия (например, распитие спиртных напитков на производстве) либо бездействия (невыполнение роди- телями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей).
Субъектом административного проступка может быть физическое, а в ряде случаев и юридическое лицо.
19.7. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА
Состав административного проступка — это совокуп- ность установленных законом объективных и субъектив- ных элементов, характеризующих деяние как админист- ративное правонарушение.
Состав административного проступка включает: субъект, объект, субъективную и объективную стороны:
1) объект административного проступка — это обще- ственные отношение в сфере управления, права и свободы человека и гражданина, на которые посягает правонару- шитель;
2) объективная сторона административного проступ- ка — деяние (действие или бездействие), его вредные по- следствия, причинная связь между деянием и его послед- ствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и сред- ства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправ- ное деяние. Все остальные признаки являются необяза- тельными (факультативными) и учитываются только тог- да, когда они предусмотрены соответствующей нормой ад- министративного права;
3) субъект административного проступка — гражда- не Украины, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения про- ступка 16-летнего возраста. Среди субъектов админист- ративного проступка особо выделяются должностные лица, которые несут ответственность за несоблюдение пра- вил, обеспечение исполнения которых входит в их слу- жебные обязанности. Должностные лица несут повышен- ную по сравнению с иными лицами ответственность.
Субъектом административного проступка, предусмот- ренного налоговым, антимонопольным, финансовым зако- нодательством, законодательством о предпринимательской деятельности, может выступать юридическое лицо;
3) субъективная сторона административного проступ- ка — связанное с его совершением психическое состояние лица. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения. Вина — ос- новной и обязательной признак субъективной стороны. Она представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствий и проявляет- ся в формах умысла и неосторожности. Мотив и цель административного проступка являются необязательны- ми (факультативными) признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой адми- нистративного права.
нистративного правонарушения. Принудительно изъятый предмет подлежит последующей реализации. Выручен- ная от реализации денежная сумма передается бывшему собственнику предмета за вычетом расходов по реализа- ции предмета;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совер- шения или непосредственным объектом административ- ного правонарушения либо денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения. Конфис- кация -- это безвозмездное обращение предмета в соб- ственность государства;
5) лишение специального права на срок до 3 лет. Этот вид взыскания применяется за грубое или систематиче- ское нарушение порядка пользования правом управления транспортными средствами, правом охоты;
6) исправительные работы на срок до 2 месяцев. Этот вид взыскания исполняется по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20 % заработка в до- ход государства;
7) административный арест на срок до 15 суток.
К иностранным гражданам и подданным, лицам без гражданства может быть применено такая мера админис- тративного принуждения, как выдворение за пределы Ук- раины.
19.8. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
Административное взыскание — это мера государствен- ного принуждения в отношении лица, совершившего ад- министративный проступок. Взыскание применяется с це- лью правового воспитания такого лица, а также для пре- дупреждения совершения новых проступков.
Виды и порядок применения административных взыс- каний определяются Кодексом Украины об администра- тивных правонарушениях:
1) предупреждение. Выносится в письменной форме;
2) штраф. Штрафом называют денежное взыскание в пользу государства;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося оруди- ем совершения или непосредственным объектом адми-
19.9. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
К административной ответственности могут привлекать- ся лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Дела о совершении административных проступках, совершенных несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет), рассмат- риваются только районным (городским) судом (судьей) . В отношении несовершеннолетнего может быть назначено любое административное взыскание, за исключением ад- министративного ареста.
Кроме того, суд (судья) вправе применить к несовер- шеннолетнему правонарушителю следующие меры воздей- ствия:
1) обязательство публично или в иной форме попро- сить извинения у потерпевшего;
2) предупреждение;
3) выговор или строгий выговор;
4) передача несовершеннолетнего под надзор родите- лям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педаго- гическому или трудовому коллективу с их согласия, а так- же отдельным гражданам по их просьбе.
Применение таких мер воздействия является правом, а не обязанностью суда (судьи). Суд (судья) применяет ад- министративное взыскание или меры воспитательного воз- действия с учетом личности несовершеннолетнего.
Нормативные источники
Кодекс Украши про адм1тстративт правопорушення: Закон Укра1ни в!д 7 грудня 1984 р. (з подалыпими змшами та допов- неннями станом на 1 березня 2003 р.) // Инфодиск «Законода- тельство Украины». Компьютерная библиотека «Правовые спра- вочники Украины». — 2003. — Март.
Глава 20. УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
20.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ
Уголовное право — отрасль системы права Украины, определяющая основания уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение.
Уголовное право Украины кодифицировано, причем Уголовный кодекс является единственным источником права в данной отрасли. В отрасли уголовного права нет подзаконных актов, не допускается применение юридиче- ских прецедентов или правовых обычаев.
Уголовный кодекс Украины был принят 5 апреля 2001 г. и введен в действие с 1 сентября 2001 г. Уго- ловный кодекс состоит из Общей и Особенной части, ко- торые делятся на разделы и статьи (всего 447 статей).
Общая часть Уголовного кодекса состоит из 15 раз- делов. Она содержит задачи Уголовного кодекса, основа- ния уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, виды уголовных наказаний, общие начала на- значения наказаний и освобождения от них, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолет- них и другие общие положения.
Особенная часть Уголовного кодекса состоит из 20 разделов. Она содержит исчерпывающий перечень деяний, которые признаются преступлениями, и конкретные нака- зания за совершение этих деяний. Каждый раздел Осо- бенной части Уголовного кодекса посвящен определенной группе преступлений. Критерием для выделения глав яв- ляется родовой объект — однородные социальные блага, ценности, общественные отношения, на которые посягает преступление. Например, раздел I содержит составы пре- ступлений против основ национальной безопасности Ук- раины, раздел II — преступления против жизни и здоро- вья личности, раздел III — преступления против свободы, чести и достоинства человека.
ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА
ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ,
ПО КРУГУ ЛИЦ
Уголовный закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие уголовного закона во времени определяется следующими положениями:
1) преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим в момент совершения деяния. Например, если кража совершена 5 мая 1999 г., то вид и мера уголовной ответственности виновного лица будет определяться в соответствии с Уголовным кодексом Ук- раины 1960 г. независимо от времени привлечения к уго- ловной ответственности;
2) закон, устраняющий преступность деяния или смяг- чающий уголовную ответственность, имеет обратную силу во времени, то есть распространяется на лиц, совер- шивших деяние до вступления данного закона в силу. Например, в отличие от прежнего Уголовного кодекса ныне действующий закон не устанавливает наказания за кле- вету. Следовательно, не привлекается к уголовной ответ- ственности лицо, совершившее данное деяние, например, 3 августа 2001 г.;
3) закон, устанавливающий преступность деяния или усиливающий уголовную ответственность, не имеет об- ратной силы во времени. Например, новый Уголовный кодекс ввел уголовную ответственность за ряд компью- терных преступлений. Но его нормы распространяются только на деяния, совершенные после вступления закона в силу, т.е. с 1 сентября 2001 г.;
4) закон, который частично смягчает ответственность, а частично ее усиливает, имеет обратную силу только в той части, которая смягчает ответственность.
Действие уголовного закона в пространстве определя- ется территориальным принципом его применения. Все лица, совершившие преступление на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по законам Украи- ны. Иначе говоря, действие Уголовного кодекса распрост- раняется на граждан Украины, иностранных граждан и подданных, лиц без гражданства, совершивших преступле- ние на территории Украинского государства. Исклю-
чение составляют иностранные граждане и подданные, пользующиеся личной неприкосновенностью (члены пар- ламентских делегаций, дипломаты). В случае совершения ими преступления вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.
Действие уголовного закона в пространстве тесно свя- зано с действием уголовного закона по кругу лиц.
Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступление за пределами Украины, подлежат уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Украины, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украи- ны. Если указанные лица за совершенные преступления были уже подвергнуты уголовному наказанию за предела- ми Украины, они не могут быть привлечены в Украине к ответственности за эти же преступления. Так в уголов- ном праве Украины находит выражение известный со вре- мен Древнего Рима принцип: «Нельзя осудить дважды за одно и то же».
Иное положение действует в отношении иностранцев и лиц без гражданства, которые не проживают в Украине постоянно. Если они совершили преступления за преде- лами Украины, то они подлежат ответственности по зако- нам Украины только в случаях, предусмотренных между- народными договорами либо в случае совершения особо тяжких преступлений против граждан Украины или ин- тересов Украинского государства.
|