Совет национальной безопасности и обороны Украины
— это координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины. Его пра- вовой статус определяется Конституцией Украины и Зако- ном Украины «О Совете национальной безопасности и обо- роне Украины» (5 марта 1998 г.).
Председателем Совета национальной безопасности и обороны Украины является Президент Украины. В его состав входят по должности: Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы Безо- пасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины. Иные члены Совета национальной безопасности и обороны назначаются Пре- зидентом Украины. Организацию работы и исполнения решений обеспечивает Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, назначаемый и уволь- няемый Президентом.
Совет национальной безопасности и обороны Украины имеет следующие функции:
1) внесение предложений Президенту Украины относи- тельно реализации основ внутренней и внешней полити- ки в сфере национальной безопасности и обороны;
2) координация и осуществление контроля над дея- тельностью органов исполнительной власти в сфере наци- ональной безопасности и обороны в мирное время;
3) координация и осуществление контроля над дея- тельностью органов исполнительной власти в сфере наци- ональной безопасности и обороны в условиях военного или чрезвычайного положения и при возникновении кри- зисных ситуаций, угрожающих национальной безопаснос- ти Украины.
Решения Совета национальной безопасности и оборо- ны Украины принимаются не менее чем двумя третями голосов его членов. Принятые решения вводятся в дей- ствие указами Президента Украины.
6.13. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
Кабинет Министров Украины — высший орган в сис- теме органов исполнительной власти.
Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Вер- ховной Раде Украины. Конкретно это проявляется в том, что Верховная Рада принимает решение об одобрении Про- граммы деятельности Кабинета Министров Украины, ре- гулярно заслушивает отчет о ее выполнении. Верховная
Рада вправе рассмотреть вопрос об ответственности Каби- нета Министров Украины и принять резолюцию недове- рия ему. Президент Украины назначает Премьер-мини- стра Украины и принимает его отставку.
В состав Кабинета Министров Украины входят: Пре- мьер-министр Украины; Первый вице-премьер-министр; три вице-премьер-министра; министры. Состав Кабинета Ми- нистров формируется Президентом Украины с участием Верховной Рады Украины. Так, Премьер-министр Украи- ны назначается Президентом Украины с согласия Вер- ховной Рады Украины. Персональный состав Кабинета Министров Украины назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.
Полномочия Кабинета Министров Украины:
1) обеспечение государственного суверенитета и эконо- мической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполне- ние Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;
2) принятие мер по обеспечению прав и свобод челове- ка и гражданина;
3) проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятос- ти населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
4) разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социаль- ного и культурного развития Украины;
5) обеспечение равных условий развития всех форм собственности; управление объектами государственной соб- ственности;
6) разработка проекта закона о Государственном бюд- жете Украины и исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины;
7) осуществление мер по обеспечению обороноспособ- ности и национальной безопасности Украины, обществен- ного порядка, борьбы с преступностью;
8) организация и осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела;
9) руководство и координация работы министерств, других органов исполнительной власти.
Юридической формой решений Кабинета Министров являются обязательные для исполнения постановления и распоряжения, которые подписывает Премьер-министр Украины.
6.14. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ
Исполнительная власть занимает особое место в сис- теме органов государственной власти Украины:
1) органы исполнительной власти, в отличие от Вер- ховной Рады Украины, действуют на постоянной основе, а не сессионно;
2) они практически реализуют цели и задачи внут- ренней и внешней политики, сформулированные Верхов- ной Радой;
3) срок полномочий должностных лиц органов испол- нительной власти прямо не определяется Конституцией Украины. Правительство (Кабинет Министров Украины) и главы местных государственных администраций слагают полномочия перед новоизбранным Президентом Украины;
4) все органы исполнительной власти в той или иной форме подконтрольны представительной власти (Прези- денту Украины, Верховной Раде Украины, органам мест- ного самоуправления);
5) органы исполнительной власти составляют иерар- хическую вертикаль: Кабинет Министров Украины - министерства, ведомства, государственные комитеты — го- сударственные администрации в областях, районах, горо- дах Киеве и Севастополе.
Как уже отмечалось, высшим органом в системе орга- нов исполнительной власти является Кабинет Министров
Украины.
Следующим структурным звеном в иерархии испол- нительных органов власти являются министерства, ведом- ства, государственные комитеты.
Министерства — это отраслевые органы управления. Их цель — организация государственного управления в наиболее важных сферах жизни общества (оборона, внут- ренние дела, внешние дела, юстиция и т.д.). Например, Ми- нистерство труда и социальной политики Украины реали- зует государственную политику в сфере занятости, соци-
альной защиты населения, социального страхования, опла- ты, нормирования и стимулирования труда, охраны и усло- вий труда, пенсионного обеспечения, социального обслужи- вания населения, социально-трудовых отношений, трудо- вой миграции. Государственные комитеты и ведомства (агентства, бюро, комиссии) преимущественно осуществля- ют межотраслевое управление. Например, Государственный комитет статистики Украины обеспечивает создание и над- лежащее функционирование общегосударственной системы экономико-статистической информации.
Министерства, ведомства, государственные комитеты со- здаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом по представлению Премьер-министра Украины. Президент Украины назначает и освобождает от должности руково- дителей центральных органов исполнительной власти. Кон- кретные задачи и функции центральных органов исполни- тельной власти определяются подзаконными актами.
6.15. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государствен- ные администрации. Функционирование местных орга- нов исполнительной власти определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О местных государствен- ных администрациях» (9 апреля 1999 г.).
Председатели местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должнос- ти Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Они ответственны перед Прези- дентом Украины и Кабинетом Министров Украины, по- дотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. В частности, это проявляется в том, что решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законо- дательству Украины, могут быть отменены Президентом Украины или председателем местной государственной ад- министрации высшего уровня.
Состав местных государственных администраций фор- мируют их председатели. Местные государственные админи-
страции также подотчетны и подконтрольны органам ис- полнительной власти высшего уровня.
Областной или районный совет вправе выразить недо- верие председателю соответствующей местной государствен- ной администрации. На основании резолюции недоверия Президент Украины принимает решение (об отставке гла- вы администрации или продолжении его полномочий) и дает обоснованный ответ. Если же недоверие председате- лю государственной администрации выразили две трети депутатов соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной го- сударственной администрации. Кроме того, полномочия председателя главы местной администрации могут быть прекращены по ряду других оснований, например, по соб- ственной инициативе Президента Украины.
На соответствующей территории местные государ- ственные администрации обеспечивают:
1) исполнение Конституции и законодательства Укра- ины;
2) законность и правопорядок, соблюдение прав и сво- бод граждан;
3) выполнение государственных и региональных про- грамм социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, программ их наци- онально-культурного развития коренных народов и наци- ональных меньшинств;
4) подготовку и исполнение соответствующих област- ных и районных бюджетов;
5) отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ;
6) взаимодействие с органами местного самоуправле- ния;
7) реализацию иных предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами пол- номочий.
Полномочия местных государственных администраций конкретизированы Законом Украины «О местных госу- дарственных администрациях» (9 апреля 1999 г.). В час- тности, к ним отнесены: управление объектами государ- ственной собственности; осуществление государственного контроля за сохранением и рациональным использова- нием государственного имущества, состоянием финансо-
вой дисциплины, использованием и охраной природных ресурсов, охраной памятников истории и культуры, соблю- дением различных стандартов, санитарных и ветеринар- ных правил, охраной труда и др.
Обширными являются также отраслевые полномочия этих органов государственной власти: в области социаль- но-экономического развития, бюджета, финансов и т.д.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно! Ради Укра!- ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О местных государственных администрациях: Закон Украи- ны от 9 апреля 1999 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1999. — № 20-21. — Ст.190.
О Совете национальной безопасности и обороны Украины: Закон Украины от 5 марта 1998 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1998. — № 35. — Ст.237.
О статусе народного депутата Украины: Закон Украины от 22 марта 2001 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 42. — Ст. 212.
Глава 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В УКРАИНЕ
7.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ
Судебная власть в Украине — разновидность и пол- ноправная ветвь государственной власти. В частности, су- дебные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для испол- нения на всей территории Украины.
Судебная власть реализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского, хозяйственного, адми- нистративного, уголовного, а также конституционного су- допроизводства.
Правосудие — это особый вид государственной дея- тельности, суть которой состоит в рассмотрении и разре- шении уголовных, гражданских и иных дел. Правосудие, в отличие от деятельности органов исполнительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессу- альной форме.
Будучи ветвью единой государственной власти, судеб- ная власть имеет присущие только ей признаки. Деятель- ность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Укра- ины — высший орган исполнительной власти — имеет право законодательной инициативы. Правосудие же в Укра- ине осуществляется исключительно судами. Делегирова- ние функций судов, а также присвоение этих функций дру- гими органами или должностными лицами не допускается.
Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и долж- ностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи под- чиняются исключительно закону.
Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в оп- ределенных законом случаях, народные заседатели и при- сяжные.
В отличие от иных должностных лиц государства, про- фессиональные судьи занимают должности бессрочно (кроме судей Конституционного Суда Украины и судей, назначае- мых на должность судьи впервые). К кандидату на долж- ность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандида- там на иные государственные должности (высшее юриди- ческое образование, опыт работы в области права, сдача квалификационных экзаменов). Судья не вправе совме- щать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятель- ности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти ограничения и требования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.
Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должност- ные лица не вправе вмешиваться в отправление правосу- дия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэтому контроль здесь носит внутренний характер и осуществляется в виде апелляционного и кассационного рассмотрения дела вышестоящим судом.
Независимость и высокий авторитет суда — важней- ший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений про- извола как со стороны других лиц, так и со стороны госу- дарственных органов.
7.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ
Принципы правосудия — это основные, руководящие начала отправления правосудия. Они закреплены Консти- туцией Украины:
1) законность. Сущность данного принципа состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия руковод- ствуются только законом;
2) равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса. Решение суда должно быть свободно от какой-либо дискриминации;
ны, обвиняемый или ответчик с^друг ^
^ГГ=Г,^=Г„о=льс™а, Требо- 1
:==.=====---
водства.
-овщая^рл^ристиклс^вной
^5в==гетл==яг»я: |
раины. 192
Каждое из звеньев судебной системы представляет со- бой совокупность судов одинаковой компетенции. Суд — орган государственной власти, который рассматривает гражданские, уголовные и иные дела на основании дей- ствующего законодательства и в соответствии с установ- ленными процессуальными нормами.
Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный суд Украины. Систему судов общей юрисдикции составляют:
1) местные суды;
2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;
3) Кассационный суд Украины;
4) высшие специализированные суды;
5) Верховный Суд Украины.
Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмотрен- ных Конституцией и законами Украины, не допускается.
Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юс- тиции Украины, согласованному с Председателем Верхов- ного Суда Украины и председателями высших специали- зированных судов.
I
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ
Особый правовой статус судей определяется Консти- туцией Украины и Законом Украины «О статусе судей» (15 декабря 1992 г.), в который 21 июня 2001 г. внесе- ны существенные изменения.
Судьи — должностные лица судебной власти, наделен- ные полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности, на профессиональной основе в Консти- туционном Суде и судах общей юрисдикции.
К кандидатам на должность судьи предъявляются сле- дующие требования:
1) достижение определенного возраста. Для судей ме- стных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;
2) высшее юридическое образование;
3) наличие определенного стажа работы в области права. Для судей местных и апелляционных судов — не менее 3 лет; для судей высших специализированных су- дов --не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на
должности судьи; для судей Конституционного Суда — не
менее 10 лет;
4) проживание в Украине в течение определенного срока. Для судей Конституционного Суда --в течение после- дних 20 лет; для всех остальных — не менее 10 лет;
5) владение государственным языком.
Судья должен быть беспристрастен и независим от ка- кого-либо внешнего влияния. В своей деятельности он обязан руководствоваться только законом. В силу этого, с одной стороны, к судьям применяются некоторые ограни- чения. Судья не вправе:
1) состоять в политической партии или профсоюзе;
2) участвовать в какой-либо политической деятельнос- ти (предвыборная агитация, митинги и т.д.);
3) иметь представительский мандат (например, быть депутатом местного совета);
4) занимать какие-либо другие оплачиваемые должно- сти;
5) исполнять иную оплачиваемую работу, кроме науч- ной, преподавательской и творческой.
С другой стороны, независимость судей обеспечивается при помощи правовых гарантий их деятельности, к чис- лу которых относятся:
1) неприкосновенность судей. Без согласия Верховной Рады Украины судья не может быть задержан или аресто- ван до вынесения судом обвинительного приговора;
2) ответственность за неуважение к суду или судье;
3) обеспечение личной безопасности судей и членов их семей. Угроза или насилие в отношении судьи, посяга- тельство на его жизнь караются как преступления;
4) несменяемость судей. Судьи занимают должность бессрочно, за исключением судей Конституционного Суда и судей, впервые назначенных на должность.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Эк- замены проводят квалификационные комиссии судей су- дов общей юрисдикции и Высшая квалификационная ко- миссия судей Украийы. Представление о назначении су- дей на должность вносит Высший совет юстиции.
Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Ук- раины. Все иные судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ
Все государственные органы, органы местного самоуп- равления и их должностные лица, граждане Украины, ино- странные граждане или подданные, лица без гражданства обязаны соблюдать и исполнять Конституцию Украины. Специальным органом обеспечения конституционной за- конности в Украине является Конституционный Суд Ук- раины.
Порядок формирования, функционирования и компе- тенция Конституционного Суда определяются разделом XII Конституции Украины и Законом Украины «О Кон- ституционном Суде Украины» (16 октября 1996 г.).
Конституционный Суд Украины — единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.
Конституционный Суд Украины не входит в систему судов общей юрисдикции и, соответственно, не рассматри- вает конкретных уголовных или гражданских дел, не яв- ляется апелляционной, кассационной или надзорной ин- станцией для судов общей юрисдикции. Он решает вопро- сы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает офдциальное толкование Конституции Украины и законов Украины.
Формирование состава Конституционного Суда также отличается от формирования иных судебных органов. Кон- ституционный Суд Украины состоит из 18 судей Консти- туционного Суда. Президент Украины, Верховная Рада и съезд судей Украины назначают по 6 судей Конституци- онного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок. На специальном пленарном заседании Конституционно- го Суда судьи Конституционного Суда из своего состава путем тайного голосования избирают Председателя Кон- ституционного Суда (только на один трехгодичный срок). Полномочия Конституционного Суда Украины:
1) решение вопросов о соответствии Конституции Ук- раины (конституционности): законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины; актов Президента Укра- ины; актов Кабинета Министров Украины; правовых ак- тов Верховной Рады Автономной Республики Крым;
2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины;
3) дача заключения о соответствии Конституции Укра- ины действующих международных договоров Украины или
тех международных договоров, которые вносятся в Вер- ховную Раду Украины для ратификации;
4) дача заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смеще- нии Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Субъекты обращения в Конституционный Суд Украины:
1) по вопросу о конституционности нормативно-право- вых актов — Президент Украины; не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Ав- тономной Республики Крым;
2) по вопросам соответствия Конституции Украины международных договоров — Президент и Кабинет Мини- стров Украины;
3) по вопросу о конституционности процедуры импич- мента — Верховная Рада Украины;
4) по вопросу об официальном толковании Конститу- ции и законов Украины — неограниченный круг субъек- тов, в том числе — граждане Украины, иностранные граж- дане и подданные, лица без гражданства, юридические лица.
Конституционный Суд Украины постановляет реше- ния, которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы.
Законы и иные правовые акты по решению Конституци- онного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответ- ствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рас- смотрения, принятия или вступления в силу.
Законы, иные правовые акты или их отдельные поло- жения, признанные неконституционными, теряют силу со дня постановления Конституционным Судом Украины ре- шения об их неконституционности. Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юриди- ческим лицам актами и действиями, признанными некон- ституционными, возмещается государством в установлен- ном законом порядке.
|