Общества и правового государства
В УКРАИНЕ
В Конституции Украины понятие «гражданское обще- ство» не зафиксировано, хотя основные нормативные ус- тановки гражданского общества нашли здесь свое отра- жение. Это не случайно, ведь развитого гражданского об- щества, как и правового государства, в Украине пока нет. Достижение такого качественного состояния общества и государства — дело будущего. Формирование гражданского общества и правового государства в Украине должно идти по таким основным направлениям:
1) развитие частной инициативы. История не знает примеров существования гражданского общества и право- вого государства без рыночных отношений и частной соб- ственности. Частная собственность, рыночная экономика препятствуют политической монополии партии или соци- альной группы, создают материальные условия для само- стоятельности, свободы и равноправия индивидов. Важ- нейшие правовые средства в этом смысле — закрепление права собственности и свободы предпринимательства в Конституции Украины, Гражданском и Хозяйственном кодексах. Гражданский кодекс, учитывая его значение для гражданского общества, часто называют второй или эко- номической конституцией государства;
2) достижение высокого уровня благосостояния граж- дан, сглаживание социального неравенства. Ни граждан- ское общество, ни правовое государство невозможно при бедности, социальной незащищенности большинства на- селения. Традиционной опорой демократии является сред- ний класс, в современных западных государствах достига- ющий двух третей населения. Украинское государство дол-
жно создать правовые и политические условия для форми- рования среднего класса, преодоления бедности значитель- ной части населения Украины. Этот процесс неразрывно связан с развитием рыночной экономики, совершенство- ванием налогового и социального законодательства;
3) формирование гражданской политической культу- ры. Носители такого типа политической культуры не толь- ко осознают цели и назначение политики, но и активно участвуют в политическом процессе. Неотъемлемой час- тью этого процесса является повышение правовой куль- туры, уровня правовых знаний населения Украины, пре- одоление нигилистического и идеалистического отноше- ния к правовым ценностям, политического абсентеизма (отказа от участия в политической жизни, в частности — в выборах);
4) совершенствование системы законодательства. Отраслевое законодательство должно быть, как мини- мум, приведено в соответствие с Конституцией Украины и ратифицированными Украиной международными до- говорами.
На продвижение нашей страны к гражданскому обще- ству нацелена Конституция Украины, политическая дея- тельность всех демократически ориентированных обще- ственных сил.
Глава 2.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПРАВА
2.1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Люди живут и реализуют свои интересы преимуществен- но в общественных отношениях. Вне общества человек и все ему присущие качества не имеют смысла. Общение, или иначе — общественные отношения не хаотичны по- добно броуновскому движению. Они подчинены (хотя люди не всегда в полной мере это осознают) особым правилам поведения — социальным нормам.
Социальные нормы — это правила человеческого об- щежития, регулирующие отношения людей между собой. Их отличительные признаки:
1) социальные нормы являются типовой моделью (об- разцом) поведения человека. Они направлены на регули- рование всех общественных отношений;
2) социальные нормы носят общий характер, то есть рассчитаны на многократное применение;
3) исполнение социальных норм обеспечивается оп- ределенными средствами воздействия (внутреннее убеж- дение человека, общественное осуждение, государственное принуждение).
Виды социальных норм:
1) нормы морали (этические нормы) — относительно устойчивые представления людей о добре и зле, справед- ливости и несправедливости. Мораль оценивает поведе- ние человека при помощи понятий «хороший» и «пло- хой». Нормы морали, как правило, не зафиксированы до- кументально, они существуют как нравственные ориентиры в сознании людей. Например, самоочевидно, что лгать — плохо;
2) нормы права — общеобязательные, формально оп- ределенные, установленные или санкционированные госу- дарством и обеспеченные его принудительной силой пра- вила поведения. Например, норма права предписывает гражданам Украины ежегодно представлять декларацию о доходах;
3) религиозные нормы — правила поведения верую- щих людей, которые сложились на базе представлений о Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иуде- ев, мусульман, буддистов — Библии, Коране, Ведах, в уст- ных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамках церкви или иных религиозных орга- низаций, порядок отправления культовых обрядов. На- пример, к религиозным нормам относятся: обязанность православного христианина соблюдать пост, обязанность мусульманина совершать пять раз в день молитву;
4) нормы объединений граждан (корпоративные нор- мы) — нормы, созданные объединениями граждан, в том числе трудовыми коллективами, предпринимательскими союзами. В основном они закрепляют порядок формиро- вания корпораций, права и обязанности их членов. Тако- вы, например, устав Христианско-демократической партии Украины, устав Одесской национальной юридической ака- демии;
5) обычаи и традиции — стихийно сложившиеся, пе- редающиеся из поколения в поколение правила обыден- ного поведения. Таковы, например, обычай пожимать друг другу руку при встрече, традиция встречать Новый год;
6) эстетические нормы — относительно изменчивые представления людей о прекрасном и уродливом. Этим нормам люди следуют зачастую не вполне сознательно (выбор одежды, манера поведения).
Исполнение большинства социальных норм обеспечи- вается негосударственными средствами: общественным осуждением, санкциями со стороны объединений граждан и церкви (например, исключение из партии, покаяние или отлучение от церкви). Государство обеспечивает только нормы права.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
При всем своем различии социальные нормы тесно вза- имосвязаны. Их взаимосвязь проявляется в следующих, их объединяющих признаках:
1) регулятивностъ — все социальные нормы регули- руют общественные отношения путем установления оп- ределенных правил поведения человека в обществе;
2) единство цели — все социальные нормы направле-: ны на упорядочение жизни, на стабильность и спокой- ствие в обществе. Результатом реализации (воплощения в жизнь) социальных норм является общественный по-, рядок. Нормы религии, морали, права имеют также огром- ный воспитательный потенциал, они оказывают влияние на формирование человеческой личности;
3) единство оценки желательного и нежелательного для общества поведения — нередко и право, и религия, и мораль запрещают или дозволяют одну и ту же линию поведения. Например, кража правом расценивается как преступление, религией — как грех, моралью — как дур- ной поступок. Причинение вреда нападающему в резуль- тате самообороны оправдывается и правом, и моралью.
Взаимосвязи социальных норм носят парный или мно- госторонний характер. Например, и мораль, и религия тре- буют уважительного отношения детей к родителям. В то же время право не содержит аналогичного предписания. Ува- жение, любовь, привязанность — это глубоко внутренние чувства человека, которые не поддаются правовому регули- рованию. Не содержат каких-либо требований на этот счет и другие социальные нормы. Таким образом, взаимосвязь морали и религии в данном случае носит парный характер.
Рассмотрим с точки зрения социального регулирова- ния такое явление как собственность. На ее защите стоят и право, и мораль, и религия, и корпоративные нормы. В данном случае можно говорить о многосторонней взаимо- связи социальных норм.
2.3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА
Право — это тоже совокупность социальных норм, име- ющих, однако, особый характер. Ответить на вопрос: «Ч1
| Взаимосвязь социальных норм проявляется и в том, что неправовые нормы могут приобрести правовое оформ- ление. Например, оскорбительные приставания к прохо- жим, нецензурная брань в общественном месте (наруше- ние норм морали) расцениваются как административное правонарушение (мелкое хулиганство) и в качестве тако- вого наказываются. Некоторые религиозные праздники (например, Рождество Христово, Пасха) в Украине закреп- лены трудовым законодательством.
такое право?» так же непросто, как и на вопросы: «Что такое истина?» или «Что такое человек?». Чтобы выйти на определение права, необходимо выяснить его сущность и социальное назначение, которые проявляются через сле- дующие его признаки:
1) общеобязательность. Правовые предписания адре- сованы всем участникам правовых отношений и обяза- тельны для них;
2) нормативность. Право состоит из правил общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Право выступает как равный масштаб и модель поведе- ния людей;
3) формальная определенность. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде, они имеют чет- кую логическую структуру. Право устанавливает опреде- ленные рамки поведения человека, однозначно формули- руя его права и обязанности;
4) системность. Право представляет собой целостную систему взаимосвязанных норм, в которой у каждой нор- мы есть свое, строго определенное место и взаимосвязи с другими нормами;
5) связь с государством: Право связано с государством прежде всего тем, что правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством. Право охраняется государственным принуждением;
6) регулятивность. Право выступает в качестве регу- лятора общественных отношений и в этом состоит его главная социальная ценность;
7) выражение меры свободы и справедливости. Пра- во нередко называют математикой свободы. Действитель- но, право воплощает основные права и свободы человека, предоставляет человеку легальную возможность реализо- вать свои интересы, не нарушая прав и свобод других лю- дей. Кроме того, оно устанавливает баланс между поведе- нием человека и его социальным положением (справед- ливость). В этом состоит личностная ценность права.
Исходя из приведенных выше признаков, можно дать следующее определение права: право — это система об- щеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, регулиру- ющих общественные отношения и выражающих меру сво- боды и справедливости.
ПРАВО — ОСОБЫЙ ВИД
СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
•
Будучи разновидностью социальных норм, нормы пра- ва обладают всеми признаками этих норм (регулятив- ность, нормативность, обеспеченность) и в то же время отличаются от них специфическими свойствами.
1) формирование и действие права тесно связано с го- сударственной деятельностью. Государство придает праву общеобязательный характер и сообщает ему прину- дительную силу. Государственное принудительное воздей- ствие обеспечивает воплощение правовых норм в жизнь в тех случаях, когда люди добровольно не исполняют или не соблюдают их;
2) нарушение нормы права влечет негативную реакцию государства в виде юридической ответственности. Она выступает как наиболее серьезный по своим последстви- ям для человека вид социальной ответственности. На- пример, мерой юридической ответственности может быть лишение свободы, крупное имущественное взыскание, ли- шение права заниматься определенным видом деятель- ности. Нарушение же норм морали влечет лишь обще- ственное осуждение, а нарушение религиозной нормы — санкции со стороны церкви;
3) действие норм права распространяется на всех лю- дей. Распространение действия права не зависит от воли и желания человека; даже незнание правовой нормы не освобождает от необходимости ей следовать и не осво- бождает от ответственности в случае ее нарушения. На- против, действие религиозных или корпоративных норм распространяется на человека только при его доброволь- ном согласии. Например, нормы православной церкви дей- ствуют только в отношении ее прихожан; устав полити- ческой партии обязателен для исполнения только для ее членов.
2.5. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
Мораль и право являются главными регуляторами по- ведения людей. Соотношение между ними сложное, оно представляет собой взаимосвязь единства и различия.
Единство права и морали состоит в следующем:
1) право и мораль являются системами социальных норм;
2) право и мораль преследуют одни и те же цели - упорядочение общественных отношений, утверждение сво- боды, равенства, гуманизма и справедливости;
3) предписания права и морали во многом совпада- ют. Одни и те же акты поведения право и мораль запре- щают или поощряют;
4) право и мораль адресуются к одному и тому же кругу лиц;
5) право и мораль выступают в качестве фундамен- тальных общечеловеческих ценностей, показателей соци- ального и культурного прогресса общества.
Право и мораль различают:
1) способы установления. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством, а нормы морали не являются продуктом целенаправленной деятельности, они возникают и развиваются в обществе стихийно. В отли- чие от права мораль носит неофициальный (негосударствен- ный) характер;
2) методы обеспечения. Право обеспечивается и охра- няется государством, которое следит за соблюдением пра- вовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, а мораль опирается на силу общественного мнения;
3) форма выражения. Правовые нормы закрепля- ются в специальных юридических актах государства, а нравственные нормы возникают и существуют к созна- нии людей;
4) оценочные понятия. В оценке поведения людей право оперирует понятиями правомерного и неправомерного, за- конного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого,, а мораль оценивает человеческие поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести, долга;
5) различный характер ответственности за нару- шение нормы и различный порядок реализации ответ- ственности. Нарушение нормы права влечет за собой негативную реакцию государства — юридическую ответ- ственность. Формы юридической ответственности и поря- док ее реализации строго регламентированы законом. Иной характер носит ответственность за нарушение норм мора- ли. Здесь нет ни установленных форм, ни четкой процеду-
ры. К нарушителю применяются различные стихийно скла- дывающиеся формы морального воздействия (бойкот, выс- меивание, презрение, публичное осуждение).
6) сферы действия. Мораль регулирует, как правило, межличностные отношения, а право, кроме этого — отно- шения собственности, властеотношения, труд, управление, правосудие.
Мораль и право взаимно дополняют друг друга. Нормы права служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. Сила законов во сто крат увеличивается, если они опира- ются не только на власть, но и на общественную мораль.
2.6. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
С давних времен юристы употребляют понятие «пра- во» в двух основных значениях — объективном и субъек- тивном.
Объективное право — это система всех действующих норм права, отраженных в различных источниках права и не зависящих от индивида. В этом смысле мы можем говорить о праве Ирландии, России, Украины. Право Ук- раины (или любой другой страны) сформировалось и су- ществует независимо от нашего желания или признания, независимо от нашего отношения к нему. В объективном праве традиционно выделяют определенные структурные подразделения. Например, в праве Украины существуют отрасли и институты права.
Субъективное право — это определенная объективным правом мера возможного поведения индивида. Использо- вание субъективного права зависит от личного желания и усмотрения индивида. В структуре субъективного права обычно выделяют три элемента:
1) право действия предполагает, что индивид вправе самостоятельно определить положительную линию своего поведения. Например, гражданин Украины имеет право приобрести в собственность участок земли;
2) права требования означает, что индивид может тре- бовать определенного положительного поведения от ино- го лица. Например, собственник земельного участка впра- ве потребовать у арендатора арендную плату;
3) право притязания означает, что индивид вправе обратиться за помощью к государству, если нарушено его субъективное право либо он не может реализовать его без государственного вмешательства. Например, в случае зе- мельного спора индивид вправе обратиться в суд.
Объективное и субъективное право тесно взаимосвяза- ны. На основе объективного права приобретаются субъек- тивные права (если они не носят естественный, прирож- денный характер), возникают правоотношения.
2.7. ФУНКЦИИ ПРАВА
Функции права — это основные направления воздей- ствия права на сознание и поведение людей, характеризую- щие его роль и значение в жизни общества. Различают об- щесоциальные и специально-юридические функции права.
К общесоциальным функциям права относят культур- но-историческую, стабилизационную, воспитательную и информационно-ориентирующую функции, а также функ- цию социального контроля.
Культурно-историческая функция состоит в том, что право в нормативной форме закрепляет высшие достиже- ния человеческой цивилизации: свободу, равенство, спра- ведливость.
Стабилизационная функция состоит в способности права обеспечивать устойчивость и постоянство в жизни общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность их существования, право сдерживает антисоциальные раз- рушительные процессы.
Воспитательная функция состоит в том, что право при помощи своих предписаний способствует становле- нию человека как правопослушного члена гражданского
общества.
Информационно-ориентирующая функция заключа- ется в том, что право информирует человека о его правах и обязанностях, о возможном и должном поведении.
Функция социального контроля состоит в том, что право стимулирует социально-полезное поведение челове- ка и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) пове- дение, опасное или вредное для общества.
Специально-юридические функции права осуществля- ются при помощи специфических юридических средств
(издание нормативных и индивидуальных правовых ак- тов). Обычно выделяют две основные специально-юриди- ческие функции права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в общественные отношения. Выполняя функцию регулято- ра общественных отношений, правовая норма указывает человеку на линию его поведения в том или ином случае. Например, нормы Гражданского кодекса Украины опреде- ляют, какие действия нужно совершить при заключении договора купли-продажи жилого дома.
Различают разновидности регулятивной функции: ре- гулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция права проявляется в закреплении тех или иных стабильных состояний (стату- сов). Например, ст.2 Конституции Украины закрепляет унитарное устройство нашего государства.
Регулятивная динамическая функция права «обслужи- вает» социальные процессы: торговлю, производство но- вых ценностей, переход имущества и иных благ от одних лиц к другим. Например, нормы Гражданского кодекса Украины определяют порядок перевода долга должником на другое лицо.
Охранительная функция заключается в том, что пра- во защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов. Например, ст.186 Уго- ловного кодекса Украины устанавливает наказуемость грабежа. Тем самым право защищает личность и соб- ственность от преступного посягательства.
Регулятивная и охранительная функции права тесно связаны между собой. Охранительная функция права при- звана обеспечить нормальное действие регулятивной фун- кции.
2.8. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Великий историк древности Тит Ливии назвал Законы XII таблиц источником всего римского права. С тех пор источником права называют то, что содержит правовые нормы, то» откуда мы черпаем правовые нормы.
Источник права — это исходящий от государства спо- соб выражения и закрепления норм права.
Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:
1) правовой обычай — стихийно сложившееся устой- чивое правило поведения, санкционированное государством. Б древности правовой обычай был основной и зачастую единственной формой права. Он исторически и фактиче- ски предшествовал закону. В современном мире правовой обычай используется редко: в гражданском праве (непи- саные обычаи делового оборота), в международном праве (дипломатические обычаи);
2) юридический (судебный или административный) прецедент — решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в системе общего права Австралии, Вели- кобритании, Канады и США, используется международной юстицией. Однако его элементы имеют место и в украин- ской правовой системе в деятельности Конституционного Суда Украины, акты которого кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми судебными орга- нами;
3) нормативно-правовой акт — письменный доку- мент, принятый в установленном порядке компетент- ным органом государства и содержащий правовые нор- мы общего характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического пре- цедента. Нормативно-правовые акты являются основ- ной и наиболее совершенной формой современного пра- ва. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным ис- точником права;
4) нормативный договор — это соглашение между двумя и более субъектами права, содержащее обязатель- ные для них предписания. Нормативные договоры полу- чают все более широкое распространение в конституцион- ном, трудовом, гражданском, международном и других от- раслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовы- ми и текущими. Нормативный договор не является персо- нифицированным актом, его содержание составляют пра- вила поведения общего характера. Наиболее распростра-
ненным примером нормативного договора является кол- лективный договор в трудовом праве.
В различных правовых системах соотношение и взаи- модействие между источниками права имеет свои особен- ности. Например, в Украине нечасто используются юриди- ческий прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде государств Африки и Латинской Америки правовые обы- чаи сохраняют свое значение и являются основой право- вой системы. В Великобритании же основной правовой формой остается юридический прецедент.
ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
По юридической силе все нормативно-правовые акты разделяются на две большие группы: законы и подзакон- ные акты.
Закон — нормативный акт, принятый органом законо- дательной власти или всенародным референдумом, обла- дающий высшей юридической силой и содержащий пер- вичные правовые нормы.
Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:
1) закон принимается только носителями государ- ственного суверенитета (народом или его высшим пред- ставительным органом);
2) закон обладает самым высоким юридическим «ран- гом» -- все остальные акты находятся «под» законом, должны соответствовать ему;
3) законами регулируются наиболее важные обще- ственные отношения.
Законы в современном демократическом правовом го- сударстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.
Различают конституционные и обычные (текущие) законы. Конституционные законы закрепляют основы об- щественного и государственного строя страны и служат базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и до- полнения. Эти законы, как правило, принимаются и изме- няются в особом порядке. Все иные законы относятся к группе текущих (обычных) законов.
Подзаконные акты — это нормативные акты, издан- ные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов.
Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выхо- дить за пределы законодательного регулирования, их нор- мы носят вторичный по сравнению с законом характер. Подзаконные акты не могут изменять или отменять нор- мы законов.
Подзаконные акты многообразны по форме и источни- кам происхождения. В нашей стране существуют следую- щие виды подзаконных актов:
1) указы Президента Украины;
2) постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;
3) инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств;
4) решения органов местного самоуправления и их ис- полнительных органов;
5) распоряжения глав местных государственных адми- нистраций;
6) нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций.
Законы и подзаконные акты являются основными элементами системы законодательства.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ
АКТОВ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Как указывалось выше, право выступает в качестве ре- гулятора общественных отношений. В одном случае не- обходимо установить нормативно-правовые предписания, в другом -- зафиксировать жизненные обстоятельства, имеющие юридическое значение (юридические факты), в третьем — закрепить решение по конкретному делу госу- дарственного органа или соглашение субъектов права. Во всех этих случаях используют акты, имеющие выражен- ный юридический характер.
Правовые акты — это принятые в официально при- знанной (чаще всего - - документальной) форме акты
субъектов права, имеющие юридическое значение. При- знаки правовых актов:
1) представляют собой акты правомерного поведения, т.е. соответствуют предписаниям правовых норм;
2) носят волевой, сознательный характер;
3) имеют определенную объективно выраженную фор- му (заявление, договор, распоряжение). Зачастую право- вые акты имеют документальное оформление. Во многих случаях документальная форма правового акта является единственно возможной (например, приказ о приеме на работу).
Различают нормативно-правовые и индивидуально- правовые акты. Нормативно-правовые акты содержат нормы права. Тем самым они распространяются на мно- жество субъектов права и повторяющиеся жизненные си- туации. Например, Закон Украины «О политических парти- ях в Украине» устанавливает порядок регистрации поли- тических партий в Министерстве юстиции Украины. Этот порядок обязаны соблюдать все вновь возникающие партии в Украине. Он рассчитан на неопределенное количество применений.
Индивидуально-правовые акты обязательны для опре- делённого в них же самих круга конкретных субъектов и действуют «разово», на каждый конкретный жизненный случай. В этом смысле слова индивидуально-правовые акты уникальны, хотя большая их часть достаточна ти- пична. Например, приговор местного суда по конкретному головному делу касается совершенно конкретного подсу- димого и в этом смысле неповторим. В то же время он похож на приговоры по другим аналогичным делам.
Каждый из указанных видов правовых актов выпол- няет свою функцию в механизме правового регулирова- ния общественных отношений.
2.11. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Система законодательства — это совокупность норма- тивно-правовых актов, расположенных в определенном порядке.
Различают вертикальную (иерархическую) и горизон- тальную (отраслевую) структуру законодательства.
Иерархия в широком смысле слова означает порядок под- чинения низших форм высшим. При вертикальной струк- туре законодательства нормативно-правовые акты распо- ложены в определенном иерархическом порядке в зави- симости от юридической силы (значимости). На вершине законодательной пирамиды находится конституция и/или конституционные законы, которым должны соответство- вать все нормативно-правовые акты государства. Ступе- нью ниже в иерархии законов находятся обычные (теку- щие) законы. В систему законодательства государства включаются также международные договоры, ратифици- рованные парламентом.
Система законодательства Украины включает:
1) Конституцию Украины;
2) обычные (текущие) законы;
3) подзаконные акты.
Международные договоры, ратифицированные Верхов- ной Радой Украины, могут иметь как конституционный, так и обычный характер. Например, Европейская конвен- ция по защите прав человека и свобод, несомненно, имеет конституционный «ранг», а Договор Украины и Литов- ской Республики о социальном обеспечении — статус обыч- ного закона.
Законы и подзаконные акты имеют свою внутреннюю структуру: закон — преамбулу (введение), разделы (гла- вы), статьи; подзаконный акт — разделы и пункты.
Кроме такого — иерархического, вертикального строе- ния, система законодательства делится также по отрасле- вому признаку (по горизонтали): конституционное, адми- нистративное, гражданское, гражданско-процессуальное, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и другое законодательство.
Система законодательства и система права представля- ют две стороны, два аспекта одной и той же сущности — права. Система права включает, помимо нормативно-пра- вовых актов, иные источники права (правовые обычаи, юри- дические прецеденты, нормативные договоры).
|