Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общества и правового государства

Поиск

В УКРАИНЕ

В Конституции Украины понятие «гражданское обще-
ство» не зафиксировано, хотя основные нормативные ус-
тановки гражданского общества нашли здесь свое отра-
жение. Это не случайно, ведь развитого гражданского об-
щества, как и правового государства, в Украине пока нет.
Достижение такого качественного состояния общества и
государства — дело будущего. Формирование гражданского
общества и правового государства в Украине должно идти
по таким основным направлениям:

1) развитие частной инициативы. История не знает
примеров существования гражданского общества и право-
вого государства без рыночных отношений и частной соб-
ственности. Частная собственность, рыночная экономика
препятствуют политической монополии партии или соци-
альной группы, создают материальные условия для само-
стоятельности, свободы и равноправия индивидов. Важ-
нейшие правовые средства в этом смысле — закрепление
права собственности и свободы предпринимательства в
Конституции Украины, Гражданском и Хозяйственном
кодексах. Гражданский кодекс, учитывая его значение для
гражданского общества, часто называют второй или эко-
номической конституцией государства;

2) достижение высокого уровня благосостояния граж-
дан, сглаживание социального неравенства. Ни граждан-
ское общество, ни правовое государство невозможно при
бедности, социальной незащищенности большинства на-
селения. Традиционной опорой демократии является сред-
ний класс,
в современных западных государствах достига-
ющий двух третей населения. Украинское государство дол-


жно создать правовые и политические условия для форми-
рования среднего класса, преодоления бедности значитель-
ной части населения Украины. Этот процесс неразрывно
связан с развитием рыночной экономики, совершенство-
ванием налогового и социального законодательства;

3) формирование гражданской политической культу-
ры.
Носители такого типа политической культуры не толь-
ко осознают цели и назначение политики, но и активно
участвуют в политическом процессе. Неотъемлемой час-
тью этого процесса является повышение правовой куль-
туры, уровня правовых знаний населения Украины, пре-
одоление нигилистического и идеалистического отноше-
ния к правовым ценностям, политического абсентеизма
(отказа от участия в политической жизни, в частности —
в выборах);

4) совершенствование системы законодательства.
Отраслевое законодательство должно быть, как мини-
мум, приведено в соответствие с Конституцией Украины
и ратифицированными Украиной международными до-
говорами.

На продвижение нашей страны к гражданскому обще-
ству нацелена Конституция Украины, политическая дея-
тельность всех демократически ориентированных обще-
ственных сил.


Глава 2.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ТЕОРИИ ПРАВА

2.1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Люди живут и реализуют свои интересы преимуществен-
но в общественных отношениях. Вне общества человек и
все ему присущие качества не имеют смысла. Общение,
или иначе — общественные отношения не хаотичны по-
добно броуновскому движению. Они подчинены (хотя люди
не всегда в полной мере это осознают) особым правилам
поведения — социальным нормам.

Социальные нормы — это правила человеческого об-
щежития, регулирующие отношения людей между собой.
Их отличительные признаки:

1) социальные нормы являются типовой моделью (об-
разцом) поведения человека. Они направлены на регули-
рование всех общественных отношений;

2) социальные нормы носят общий характер, то есть
рассчитаны на многократное применение;

3) исполнение социальных норм обеспечивается оп-
ределенными средствами воздействия (внутреннее убеж-
дение человека, общественное осуждение, государственное
принуждение).

Виды социальных норм:

1) нормы морали (этические нормы) — относительно
устойчивые представления людей о добре и зле, справед-
ливости и несправедливости. Мораль оценивает поведе-
ние человека при помощи понятий «хороший» и «пло-
хой». Нормы морали, как правило, не зафиксированы до-
кументально, они существуют как нравственные ориентиры
в сознании людей. Например, самоочевидно, что лгать —
плохо;

2) нормы права — общеобязательные, формально оп-
ределенные, установленные или санкционированные госу-
дарством и обеспеченные его принудительной силой пра-
вила поведения. Например, норма права предписывает
гражданам Украины ежегодно представлять декларацию
о доходах;


 

3) религиозные нормы — правила поведения верую-
щих людей, которые сложились на базе представлений о
Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных
норм зафиксирована в священных книгах христиан, иуде-
ев, мусульман, буддистов — Библии, Коране, Ведах, в уст-
ных преданиях. Нормы религии регулируют отношения
верующих в рамках церкви или иных религиозных орга-
низаций, порядок отправления культовых обрядов. На-
пример, к религиозным нормам относятся: обязанность
православного христианина соблюдать пост, обязанность
мусульманина совершать пять раз в день молитву;

4) нормы объединений граждан (корпоративные нор-
мы)
— нормы, созданные объединениями граждан, в том
числе трудовыми коллективами, предпринимательскими
союзами. В основном они закрепляют порядок формиро-
вания корпораций, права и обязанности их членов. Тако-
вы, например, устав Христианско-демократической партии
Украины, устав Одесской национальной юридической ака-
демии;

5) обычаи и традиции — стихийно сложившиеся, пе-
редающиеся из поколения в поколение правила обыден-
ного поведения. Таковы, например, обычай пожимать друг
другу руку при встрече, традиция встречать Новый год;

6) эстетические нормы — относительно изменчивые
представления людей о прекрасном и уродливом. Этим
нормам люди следуют зачастую не вполне сознательно
(выбор одежды, манера поведения).

Исполнение большинства социальных норм обеспечи-
вается негосударственными средствами: общественным
осуждением, санкциями со стороны объединений граждан
и церкви (например, исключение из партии, покаяние или
отлучение от церкви). Государство обеспечивает только
нормы права.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

При всем своем различии социальные нормы тесно вза-
имосвязаны. Их взаимосвязь проявляется в следующих,
их объединяющих признаках:

1) регулятивностъ — все социальные нормы регули-
руют общественные отношения путем установления оп-
ределенных правил поведения человека в обществе;


2) единство цели — все социальные нормы направле-:
ны на упорядочение жизни, на стабильность и спокой-
ствие в обществе. Результатом реализации (воплощения
в жизнь) социальных норм является общественный по-,
рядок.
Нормы религии, морали, права имеют также огром-
ный воспитательный потенциал, они оказывают влияние
на формирование человеческой личности;

3) единство оценки желательного и нежелательного
для общества поведения — нередко и право, и религия, и
мораль запрещают или дозволяют одну и ту же линию
поведения. Например, кража правом расценивается как
преступление, религией — как грех, моралью — как дур-
ной поступок. Причинение вреда нападающему в резуль-
тате самообороны оправдывается и правом, и моралью.

Взаимосвязи социальных норм носят парный или мно-
госторонний
характер. Например, и мораль, и религия тре-
буют уважительного отношения детей к родителям. В то же
время право не содержит аналогичного предписания. Ува-
жение, любовь, привязанность — это глубоко внутренние
чувства человека, которые не поддаются правовому регули-
рованию. Не содержат каких-либо требований на этот счет
и другие социальные нормы. Таким образом, взаимосвязь
морали и религии в данном случае носит парный характер.

Рассмотрим с точки зрения социального регулирова-
ния такое явление как собственность. На ее защите стоят
и право, и мораль, и религия, и корпоративные нормы. В
данном случае можно говорить о многосторонней взаимо-
связи социальных норм.

2.3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА Право — это тоже совокупность социальных норм, име- ющих, однако, особый характер. Ответить на вопрос: «Ч1

Взаимосвязь социальных норм проявляется и в том,
что неправовые нормы могут приобрести правовое оформ-
ление.
Например, оскорбительные приставания к прохо-
жим, нецензурная брань в общественном месте (наруше-
ние норм морали) расцениваются как административное
правонарушение (мелкое хулиганство) и в качестве тако-
вого наказываются. Некоторые религиозные праздники
(например, Рождество Христово, Пасха) в Украине закреп-
лены трудовым законодательством.


такое право?» так же непросто, как и на вопросы: «Что
такое истина?» или «Что такое человек?». Чтобы выйти
на определение права, необходимо выяснить его сущность
и социальное назначение, которые проявляются через сле-
дующие его признаки:

1) общеобязательность. Правовые предписания адре-
сованы всем участникам правовых отношений и обяза-
тельны для них;

2) нормативность. Право состоит из правил общего
характера, рассчитанных на неоднократное применение.
Право выступает как равный масштаб и модель поведе-
ния людей;

3) формальная определенность. Правовые нормы, как
правило, фиксируются в письменном виде, они имеют чет-
кую логическую структуру. Право устанавливает опреде-
ленные рамки поведения человека, однозначно формули-
руя его права и обязанности;

4) системность. Право представляет собой целостную
систему взаимосвязанных норм, в которой у каждой нор-
мы есть свое, строго определенное место и взаимосвязи с
другими нормами;

5) связь с государством: Право связано с государством
прежде всего тем, что правовые нормы устанавливаются
или санкционируются государством. Право охраняется
государственным принуждением;

6) регулятивность. Право выступает в качестве регу-
лятора общественных отношений и в этом состоит его
главная социальная ценность;

7) выражение меры свободы и справедливости. Пра-
во нередко называют математикой свободы. Действитель-
но, право воплощает основные права и свободы человека,
предоставляет человеку легальную возможность реализо-
вать свои интересы, не нарушая прав и свобод других лю-
дей. Кроме того, оно устанавливает баланс между поведе-
нием человека и его социальным положением (справед-
ливость). В этом состоит личностная ценность права.

Исходя из приведенных выше признаков, можно дать
следующее определение права: право — это система об-
щеобязательных, формально-определенных, установленных
и охраняемых государством правил поведения, регулиру-
ющих общественные отношения и выражающих меру сво-
боды и справедливости.


ПРАВО — ОСОБЫЙ ВИД

СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Будучи разновидностью социальных норм, нормы пра-
ва обладают всеми признаками этих норм (регулятив-
ность, нормативность, обеспеченность) и в то же время
отличаются от них специфическими свойствами.

1) формирование и действие права тесно связано с го-
сударственной деятельностью.
Государство придает
праву общеобязательный характер и сообщает ему прину-
дительную силу. Государственное принудительное воздей-
ствие обеспечивает воплощение правовых норм в жизнь в
тех случаях, когда люди добровольно не исполняют или
не соблюдают их;

2) нарушение нормы права влечет негативную реакцию
государства в виде юридической ответственности. Она
выступает как наиболее серьезный по своим последстви-
ям для человека вид социальной ответственности. На-
пример, мерой юридической ответственности может быть
лишение свободы, крупное имущественное взыскание, ли-
шение права заниматься определенным видом деятель-
ности. Нарушение же норм морали влечет лишь обще-
ственное осуждение, а нарушение религиозной нормы —
санкции со стороны церкви;

3) действие норм права распространяется на всех лю-
дей.
Распространение действия права не зависит от воли
и желания человека; даже незнание правовой нормы не
освобождает от необходимости ей следовать и не осво-
бождает от ответственности в случае ее нарушения. На-
против, действие религиозных или корпоративных норм
распространяется на человека только при его доброволь-
ном согласии. Например, нормы православной церкви дей-
ствуют только в отношении ее прихожан; устав полити-
ческой партии обязателен для исполнения только для ее
членов.

2.5. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ
ПРАВА И МОРАЛИ

Мораль и право являются главными регуляторами по-
ведения людей. Соотношение между ними сложное, оно
представляет собой взаимосвязь единства и различия.


 


Единство права и морали состоит в следующем:

1) право и мораль являются системами социальных
норм;

2) право и мораль преследуют одни и те же цели -
упорядочение общественных отношений, утверждение сво-
боды, равенства, гуманизма и справедливости;

3) предписания права и морали во многом совпада-
ют.
Одни и те же акты поведения право и мораль запре-
щают или поощряют;

4) право и мораль адресуются к одному и тому же
кругу лиц;

5) право и мораль выступают в качестве фундамен-
тальных общечеловеческих ценностей, показателей соци-
ального и культурного прогресса общества.

Право и мораль различают:

1) способы установления. Правовые нормы создаются
либо санкционируются государством, а нормы морали не
являются продуктом целенаправленной деятельности, они
возникают и развиваются в обществе стихийно. В отли-
чие от права мораль носит неофициальный (негосударствен-
ный) характер;

2) методы обеспечения. Право обеспечивается и охра-
няется государством, которое следит за соблюдением пра-
вовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, а мораль
опирается на силу общественного мнения;

3) форма выражения. Правовые нормы закрепля-
ются в специальных юридических актах государства, а
нравственные нормы возникают и существуют к созна-
нии людей;

4) оценочные понятия. В оценке поведения людей право
оперирует понятиями правомерного и неправомерного, за-
конного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого,, а
мораль оценивает человеческие поступки с позиций добра
и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести,
долга;

5) различный характер ответственности за нару-
шение нормы и различный порядок реализации ответ-
ственности.
Нарушение нормы права влечет за собой
негативную реакцию государства — юридическую ответ-
ственность. Формы юридической ответственности и поря-
док ее реализации строго регламентированы законом. Иной
характер носит ответственность за нарушение норм мора-
ли. Здесь нет ни установленных форм, ни четкой процеду-

 


ры. К нарушителю применяются различные стихийно скла-
дывающиеся формы морального воздействия (бойкот, выс-
меивание, презрение, публичное осуждение).

6) сферы действия. Мораль регулирует, как правило,
межличностные отношения, а право, кроме этого — отно-
шения собственности, властеотношения, труд, управление,
правосудие.

Мораль и право взаимно дополняют друг друга. Нормы
права служат и должны служить проводниками морали,
закреплять и защищать нравственные устои общества.
Сила законов во сто крат увеличивается, если они опира-
ются не только на власть, но и на общественную мораль.

2.6. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ
ПРАВО

С давних времен юристы употребляют понятие «пра-
во» в двух основных значениях — объективном и субъек-
тивном.

Объективное право — это система всех действующих
норм права, отраженных в различных источниках права
и не зависящих от индивида. В этом смысле мы можем
говорить о праве Ирландии, России, Украины. Право Ук-
раины (или любой другой страны) сформировалось и су-
ществует независимо от нашего желания или признания,
независимо от нашего отношения к нему. В объективном
праве традиционно выделяют определенные структурные
подразделения. Например, в праве Украины существуют
отрасли и институты права.

Субъективное право — это определенная объективным
правом мера возможного поведения индивида. Использо-
вание субъективного права зависит от личного желания и
усмотрения индивида. В структуре субъективного права
обычно выделяют три элемента:

1) право действия предполагает, что индивид вправе
самостоятельно определить положительную линию своего
поведения. Например, гражданин Украины имеет право
приобрести в собственность участок земли;

2) права требования означает, что индивид может тре-
бовать определенного положительного поведения от ино-
го лица. Например, собственник земельного участка впра-
ве потребовать у арендатора арендную плату;


3) право притязания означает, что индивид вправе
обратиться за помощью к государству, если нарушено его
субъективное право либо он не может реализовать его без
государственного вмешательства. Например, в случае зе-
мельного спора индивид вправе обратиться в суд.

Объективное и субъективное право тесно взаимосвяза-
ны. На основе объективного права приобретаются субъек-
тивные права (если они не носят естественный, прирож-
денный характер), возникают правоотношения.

2.7. ФУНКЦИИ ПРАВА

Функции права — это основные направления воздей-
ствия права на сознание и поведение людей, характеризую-
щие его роль и значение в жизни общества. Различают об-
щесоциальные и специально-юридические функции права.

К общесоциальным функциям права относят культур-
но-историческую, стабилизационную, воспитательную и
информационно-ориентирующую функции, а также функ-
цию социального контроля.

Культурно-историческая функция состоит в том, что
право в нормативной форме закрепляет высшие достиже-
ния человеческой цивилизации: свободу, равенство, спра-
ведливость.

Стабилизационная функция состоит в способности
права обеспечивать устойчивость и постоянство в жизни
общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность
их существования, право сдерживает антисоциальные раз-
рушительные процессы.

Воспитательная функция состоит в том, что право
при помощи своих предписаний способствует становле-
нию человека как правопослушного члена гражданского

общества.

Информационно-ориентирующая функция заключа-
ется в том, что право информирует человека о его правах
и обязанностях, о возможном и должном поведении.

Функция социального контроля состоит в том, что
право стимулирует социально-полезное поведение челове-
ка и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) пове-
дение, опасное или вредное для общества.

Специально-юридические функции права осуществля-
ются при помощи специфических юридических средств


(издание нормативных и индивидуальных правовых ак-
тов). Обычно выделяют две основные специально-юриди-
ческие функции права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция права проявляется в том, что
предписания правовых норм вносят упорядоченность в
общественные отношения. Выполняя функцию регулято-
ра общественных отношений, правовая норма указывает
человеку на линию его поведения в том или ином случае.
Например, нормы Гражданского кодекса Украины опреде-
ляют, какие действия нужно совершить при заключении
договора купли-продажи жилого дома.

Различают разновидности регулятивной функции: ре-
гулятивную статическую и регулятивную динамическую.
Регулятивная статическая функция права проявляется в
закреплении тех или иных стабильных состояний (стату-
сов). Например, ст.2 Конституции Украины закрепляет
унитарное устройство нашего государства.

Регулятивная динамическая функция права «обслужи-
вает» социальные процессы: торговлю, производство но-
вых ценностей, переход имущества и иных благ от одних
лиц к другим. Например, нормы Гражданского кодекса
Украины определяют порядок перевода долга должником
на другое лицо.

Охранительная функция заключается в том, что пра-
во защищает социальные ценности, блага, общественные
отношения путем установления запретов, ограничений и
наказаний за нарушение запретов. Например, ст.186 Уго-
ловного кодекса Украины устанавливает наказуемость
грабежа. Тем самым право защищает личность и соб-
ственность от преступного посягательства.

Регулятивная и охранительная функции права тесно
связаны между собой. Охранительная функция права при-
звана обеспечить нормальное действие регулятивной фун-
кции.

2.8. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА:
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Великий историк древности Тит Ливии назвал Законы
XII таблиц источником всего римского права. С тех пор
источником права называют то, что содержит правовые
нормы, то» откуда мы черпаем правовые нормы.


Источник права — это исходящий от государства спо-
соб выражения и закрепления норм права.

Исторически известны и ныне существуют четыре вида
источников права:

1) правовой обычай — стихийно сложившееся устой-
чивое правило поведения, санкционированное государством.
Б древности правовой обычай был основной и зачастую
единственной формой права. Он исторически и фактиче-
ски предшествовал закону. В современном мире правовой
обычай используется редко: в гражданском праве (непи-
саные обычаи делового оборота), в международном праве
(дипломатические обычаи);

2) юридический (судебный или административный)
прецедент — решение по конкретному делу, которому
придана нормативная сила и которое служит образцом
для решения аналогичных дел. Юридический прецедент
распространен в системе общего права Австралии, Вели-
кобритании, Канады и США, используется международной
юстицией. Однако его элементы имеют место и в украин-
ской правовой системе в деятельности Конституционного
Суда Украины, акты которого кладутся в основу решений
конкретных юридических споров всеми судебными орга-
нами;

3) нормативно-правовой акт — письменный доку-
мент, принятый в установленном порядке компетент-
ным органом государства и содержащий правовые нор-
мы общего характера. Общий характер предписаний
отличает нормативно-правовой акт от юридического пре-
цедента. Нормативно-правовые акты являются основ-
ной и наиболее совершенной формой современного пра-
ва. В системе права Украины и большинства других
стран нормативно-правовой акт является основным ис-
точником права;

4) нормативный договор — это соглашение между
двумя и более субъектами права, содержащее обязатель-
ные для них предписания. Нормативные договоры полу-
чают все более широкое распространение в конституцион-
ном, трудовом, гражданском, международном и других от-
раслях права. Они бывают внутригосударственными и
международными, учредительными и обычными, типовы-
ми и текущими. Нормативный договор не является персо-
нифицированным актом, его содержание составляют пра-
вила поведения общего характера. Наиболее распростра-


ненным примером нормативного договора является кол-
лективный договор в трудовом праве.

В различных правовых системах соотношение и взаи-
модействие между источниками права имеет свои особен-
ности. Например, в Украине нечасто используются юриди-
ческий прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде
государств Африки и Латинской Америки правовые обы-
чаи сохраняют свое значение и являются основой право-
вой системы. В Великобритании же основной правовой
формой остается юридический прецедент.

ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

По юридической силе все нормативно-правовые акты
разделяются на две большие группы: законы и подзакон-
ные акты.

Закон — нормативный акт, принятый органом законо-
дательной власти или всенародным референдумом, обла-
дающий высшей юридической силой и содержащий пер-
вичные правовые нормы.

Определение закона фиксирует наиболее важные его
отличительные признаки:

1) закон принимается только носителями государ-
ственного суверенитета
(народом или его высшим пред-
ставительным органом);

2) закон обладает самым высоким юридическим «ран-
гом»
-- все остальные акты находятся «под» законом,
должны соответствовать ему;

3) законами регулируются наиболее важные обще-
ственные отношения.

Законы в современном демократическом правовом го-
сударстве занимают первое место среди всех источников
права и являются основой законности и правопорядка.

Различают конституционные и обычные (текущие)
законы. Конституционные законы закрепляют основы об-
щественного и государственного строя страны и служат
базой для текущего законодательства. К ним относятся
Конституция и законы, вносящие в нее изменения и до-
полнения. Эти законы, как правило, принимаются и изме-
няются в особом порядке. Все иные законы относятся к
группе текущих (обычных) законов.


Подзаконные акты — это нормативные акты, издан-
ные на основе, во исполнение и в целях конкретизации
законов.

Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для
исполнения и обладают необходимой юридической силой.
Но их действие ограничено законом: они не могут выхо-
дить за пределы законодательного регулирования, их нор-
мы носят вторичный по сравнению с законом характер.
Подзаконные акты не могут изменять или отменять нор-
мы законов.

Подзаконные акты многообразны по форме и источни-
кам происхождения. В нашей стране существуют следую-
щие виды подзаконных актов:

1) указы Президента Украины;

2) постановления и распоряжения Кабинета Министров
Украины;

3) инструкции и нормативные приказы министерств и
ведомств;

4) решения органов местного самоуправления и их ис-
полнительных органов;

5) распоряжения глав местных государственных адми-
нистраций;

6) нормативные приказы администраций предприятий,
учреждений и организаций.

Законы и подзаконные акты являются основными
элементами системы законодательства.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ

АКТОВ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Как указывалось выше, право выступает в качестве ре-
гулятора общественных отношений. В одном случае не-
обходимо установить нормативно-правовые предписания,
в другом -- зафиксировать жизненные обстоятельства,
имеющие юридическое значение (юридические факты), в
третьем — закрепить решение по конкретному делу госу-
дарственного органа или соглашение субъектов права. Во
всех этих случаях используют акты, имеющие выражен-
ный юридический характер.

Правовые акты — это принятые в официально при-
знанной (чаще всего - - документальной) форме акты


субъектов права, имеющие юридическое значение. При-
знаки правовых актов:

1) представляют собой акты правомерного поведения,
т.е. соответствуют предписаниям правовых норм;

2) носят волевой, сознательный характер;

3) имеют определенную объективно выраженную фор-
му (заявление, договор, распоряжение). Зачастую право-
вые акты имеют документальное оформление. Во многих
случаях документальная форма правового акта является
единственно возможной (например, приказ о приеме на
работу).

Различают нормативно-правовые и индивидуально-
правовые
акты. Нормативно-правовые акты содержат
нормы права. Тем самым они распространяются на мно-
жество субъектов права и повторяющиеся жизненные си-
туации. Например, Закон Украины «О политических парти-
ях в Украине» устанавливает порядок регистрации поли-
тических партий в Министерстве юстиции Украины. Этот
порядок обязаны соблюдать все вновь возникающие партии
в Украине. Он рассчитан на неопределенное количество
применений.

Индивидуально-правовые акты обязательны для опре-
делённого в них же самих круга конкретных субъектов и
действуют «разово», на каждый конкретный жизненный
случай. В этом смысле слова индивидуально-правовые
акты уникальны, хотя большая их часть достаточна ти-
пична. Например, приговор местного суда по конкретному
головному делу касается совершенно конкретного подсу-
димого и в этом смысле неповторим. В то же время он
похож на приговоры по другим аналогичным делам.

Каждый из указанных видов правовых актов выпол-
няет свою функцию в механизме правового регулирова-
ния общественных отношений.

2.11. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Система законодательства — это совокупность норма-
тивно-правовых актов, расположенных в определенном
порядке.

Различают вертикальную (иерархическую) и горизон-
тальную
(отраслевую) структуру законодательства.


Иерархия в широком смысле слова означает порядок под-
чинения низших форм высшим. При вертикальной струк-
туре законодательства нормативно-правовые акты распо-
ложены в определенном иерархическом порядке в зави-
симости от юридической силы (значимости). На вершине
законодательной пирамиды находится конституция и/или
конституционные законы, которым должны соответство-
вать все нормативно-правовые акты государства. Ступе-
нью ниже в иерархии законов находятся обычные (теку-
щие) законы. В систему законодательства государства
включаются также международные договоры, ратифици-
рованные парламентом.

Система законодательства Украины включает:

1) Конституцию Украины;

2) обычные (текущие) законы;

3) подзаконные акты.

Международные договоры, ратифицированные Верхов-
ной Радой Украины, могут иметь как конституционный,
так и обычный характер. Например, Европейская конвен-
ция по защите прав человека и свобод, несомненно, имеет
конституционный «ранг», а Договор Украины и Литов-
ской Республики о социальном обеспечении — статус обыч-
ного закона.

Законы и подзаконные акты имеют свою внутреннюю
структуру: закон — преамбулу (введение), разделы (гла-
вы), статьи; подзаконный акт — разделы и пункты.

Кроме такого — иерархического, вертикального строе-
ния, система законодательства делится также по отрасле-
вому признаку (по горизонтали): конституционное, адми-
нистративное, гражданское, гражданско-процессуальное,
семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и
другое законодательство.

Система законодательства и система права представля-
ют две стороны, два аспекта одной и той же сущности —
права. Система права включает, помимо нормативно-пра-
вовых актов, иные источники права (правовые обычаи, юри-
дические прецеденты, нормативные договоры).


 






Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.61 (0.014 с.)