ПО ДИСЦИПЛИНАРНЫМ УСТАВАМ)
Специальная дисциплинарная ответственность — это
ответственность конкретно определенных категорий ра-
ботников на основе уставов и положений о дисциплине.
К числу специальных нормативно-правовых актов о дис-
циплине относятся: Устав о дисциплине работников связи,
Дисциплинарный устав прокуратуры Украины, Дисцип-
линарный устав органов внутренних дел, Закон «О ква-
лификационных комиссиях, квалификационную аттеста-
цию и дисциплинарную ответственность судей» и ряд
других актов.
Специальной дисциплинарной ответственности подле-
жат работники ряда отраслей народного хозяйства: свя-
зи, железнодорожного транспорта, горнодобывающей про-
мышленности и т.д. Специальную дисциплинарную от-
ветственность несут также все категории государственных
служащих, в частности, военнослужащие, работники ми-
лиции, работники прокуратуры, судьи.
По отношению к определенным категориям работни-
ков применяются более строгие, нежели обычные, требова-
ния. Например, безупречный моральный облик является
условием деятельности судьи, прокурора, работника пра-
воохранительных органов государства. В силу этого со-
держание дисциплинарного проступка данных категорий
работников гораздо шире. Несоблюдение ими норм мора-
ли имеет юридическое значение и является основанием
для специальной дисциплинарной ответственности.
Специальная дисциплинарная ответственность отлича-
ется от общей дисциплинарной ответственности более
широким набором и суровостью санкций. Например, Дис-
циплинарный устав прокуратуры Украины предусматри-
вает следующие виды взысканий: выговор, понижение в
классном чине, понижение в должности, лишение нагруд-
ного знака «Почетный работник прокуратуры Украины»,
увольнение, увольнение с лишением классного чина.
Как правило, дисциплинарные уставы и положения
предусматривают несколько иной порядок наложения и
снятия дисциплинарных взысканий. В частности, взыска-
ние может применяться по отношению к работнику не
только непосредственным работодателем, но и вышестоя-
щим органом. Иными являются также сроки наложения
взыскания. Например, Дисциплинарный устав прокурату-
ры устанавливает, что дисциплинарное взыскание приме-
няется на протяжении одного месяца со дня выявления
проступка, не считая времени служебной проверки, вре-
менной нетрудоспособности работника и пребывания его
в отпуске, но не позднее одного года с момента соверше-
ния проступка.
13.17. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
РАБОТНИКОВ
Материальная ответственность работников — это вид
юридической ответственности, состоящий в обязанности
работника возместить ущерб, причиненный предприятию,
учреждению, организации в результате виновного неиспол-
нения трудовых обязанностей.
Применение материальной ответственности возможно
только при наличии совокупности таких условий (соста-
ва дисциплинарного проступка):
1) наличие имущественного ущерба. Под ущербом
понимается только реальное уменьшение имущества пред-
приятия, учреждения, организации или снижение его цен-
ности. Работник не несет ответственности за упущенную
выгоду (недополучение ожидаемого дохода);
2) противоправное поведение работника;
3) причинно-следственная связь между противоправ-
ным деянием и причиненным ущербом;
4) вина работника в форме умысла или неосторожнос-
ти. Ответственность исключается, если ущерб возник в
результате факторов, ке зависящих от работника.
Существует два вида материальной ответственности
работников.!:
1) ограниченная материальная ответственность.
Объем ответственности в данном случае равен действи-
тельному ущербу, но не более среднемесячного заработка
работника. Например, по небрежности секретаря-референ-
та вышел из строя компьютер. Стоимость ремонта соста-
вила 150 гривень. Если заработок секретаря выше этой
суммы, то ущерб будет взыскан полностью, если ниже, то
ущерб взыскивается частично;
2) полная материальная ответственность. В этом
случае работник возмещает работодателю весь нанесен-
ный им ущерб независимо от размера получаемой им за-
работной платы. Полная материальная ответственность
применяется лишь в случаях, прямо указанных законом,
когда:
— между работником и работодателем заключен пись-
менный договор о принятии на себя работником
полной материальной ответственности за необеспе-
чение сохранности переданного ему имущества;
— имущество было получено работником под отчет по
разовому документу (например, расходы на служеб-
ную командировку);
— ущерб причинен преступным (уголовно-наказуемым)
деянием работника;
— ущерб причинен работником, находившимся в нетрез-
вом состоянии;
— ущерб причинен недостачей, умышленным уничтоже-
нием или порчей имущества, выданного работнику;
— по закону на работника возложена полная матери-
альная ответственность за ущерб при исполнении тру-
довых обязанностей;
— ущерб причинен не при исполнении трудовых обя-
занностей;
— должностное лицо виновно в незаконном увольне-
нии или переводе работника на другую работу.
Существует два варианта применения материальной
ответственности: по распоряжению собственника предпри-
ятия, учреждения, организации и в судебном порядке.
13.18. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ
СПОРЫ
Индивидуальный трудовой спор — это разногласия
между работником и работодателем по вопросам приме-
нения норм трудового законодательства, о которых за-
явлено в орган, компетентный рассматривать трудовые
споры.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых спо-
ров урегулирован главой XV Кодекса законов о труде Ук-
раины и Гражданско-процессуальным кодексом Украины.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются ко-
миссиями по трудовым спорам и местными судами. Ко-
миссия по трудовым спорам (КТО) избирается трудо-
вым коллективом с численностью работающих не менее
15 человек.
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок
со дня, когда он узнал или должен был узнать о наруше-
нии своих прав. Заявление работника регистрируется КТС
и подлежит рассмотрению в десятидневный срок. Трудо-
вой спор рассматривается в присутствии работника, пред-
ставителя профсоюзного органа или адвоката (по жела-
нию работника) и работодателя или его представителя.
Решение КТС принимается большинством голосов ее чле-
нов, присутствующих на заседании. Копии решения вру-
чаются работнику и работодателю. Решение КТС может
быть обжаловано сторонами в суде.
Работник вправе обратиться в суд, минуя КТС в следу-
ющих случаях:
1) если КТС не избрана на предприятии, в учреждении,
организации, где он трудится;
2) по вопросу о восстановлении на работе;
3) по вопросу об изменении даты и формулировки при-
чины увольнения;
4) по вопросу об оплате за время вынужденного прогу-
ла;
5) по вопросу об отказе в приеме на работу.
Работник может обратиться в суд с заявлением о раз-
решении трудового спора в течение трех месяцев со дня,
когда он узнал или должен был узнать о нарушении сво-
его права, по делам об увольнении — в месячный срок со
дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня
выдачи трудовой книжки, а по вопросам выплаты зара-
ботной платы — бессрочно.
Решение суда по рассмотрению трудового спора подле-
жит немедленному исполнению..
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Коллективный трудовой спор возникает тогда, когда
появляются разногласия между сторонами социально-тру-
довых отношений.
В соответствии с Законом Украины «О порядке разре-
шения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (3
марта 1998 г.) коллективный спор может возникнуть от-
носительно:
а) установления новых или изменения существующих
условий труда;
б) заключения или изменения коллективного договора,
соглашения;
в) исполнения коллективного договора, соглашения или
отдельных их положений;
г) невыполнения требований законодательства о труде.
При возникновении трудового спора требования трудо-
вого коллектива утверждаются на общем собрании (кон-
ференции). Администрация должна рассмотреть эти тре-
бования в пятидневный срок. Если стороны коллективно-
го спора не пришли к соглашению, то спор рассматривается
в специально образованных органах: в примирительной
комиссии или трудовом арбитраже.
Примирительная комиссия рассматривает трудовые спо-
ры по п.п. «а» и «б», а трудовой арбитраж по п.п. «в» и
«г» и в случае непринятия решения примирительной ко-
миссией по п.п. «а» и «б».
Примирительная комиссия — орган, предназначен-
ный для выработки решения, которое может удовлетво-
рить стороны коллективного трудового спора и состоит
из представителей сторон. Решение примирительной ко-
миссии принимается по достижению соглашения между
ее членами и имеет обязательную силу для каждой из
сторон.
Трудовой арбитраж — орган, который состоит из при-
влеченных сторонами специалистов, экспертов и принима-
ет решение по сути трудового спора (конфликта). Количе-
ственный и персональный состав трудового арбитража
определяют стороны. В его состав могут входить народ-
ные депутаты, представители органов местного самоуправ-
ления, иные лица. Представители трудового коллектива и
администрации в состав трудового арбитража входить не
могут. Решение трудового арбитража является обязатель-
ным, если стороны предварительно об этом договорились.
Крайним способом разрешения коллективного спора
является забастовка.
Забастовка — это временное коллективное доброволь-
ное прекращение работы работниками (невыход на рабо-
ту, неисполнение своих трудовых обязанностей) предпри-
ятия, учреждения, организации (структурного подразделе-
ния) с целью разрешения коллективного трудового спора
(конфликта).
Забастовка применяется как крайнее средство (когда
все другие возможности исчерпаны) разрешения коллек-
тивного трудового спора в связи с отказом собственника
или уполномоченного им органа (представителя) удовлет-
ворить требования работников или уполномоченного ими
органа.
Решение об объявлении забастовки утверждается об-
щим собранием (конференцией) работников путем голо-
сования и считается принятым, если за него проголосова-
ло большинство работников или две трети делегатов
конференции.
Закон запрещает проведение забастовки работниками
органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины,
органов государственной власти, безопасности и правопо-
рядка. Забастовка считается незаконной и тогда, когда
спор предварительно не рассматривался в примирительной
комиссии и трудовом арбитраже. Решение о признании
забастовки незаконной может принять только суд, после
чего бастующие должны приступить к работе.
Нормативные источники
Кодекс законов о труде Украины (по состоянию на 19 октяб-
ря 2000 г.) // Право и практика: Ежемесячный бюллетень. —
2001. — № 1.
Об охране труда: Закон Украины от 14 октября 1992 г.//
В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 49. — Ст.668.
Об оплате труда: Закон Украины от 24 марта 1995 г.// В1до-
мост! Верховно! Ради Украши. — 1995. — № 17. — Ст.121.
Об отпусках: Закон Украины от 15 ноября 1996 г.// В1до-
мост! Верховно! Ради Украши. — 1997. — № 2.- Ст.4.
Глава 14.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЕ И ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
14.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Конституция Украины закрепляет право граждан на
социальную защиту, включающее право на обеспечение
их в случае полной, частичной или временной потери тру-
доспособности, потери кормильца, безработицы по незави-
сящим от них обстоятельствам, а также в старости и в
иных случаях, предусмотренных законом. Одним из эле-
ментов социальной защиты граждан является социальное
обеспечение.
Социальное обеспечение — это предусмотренная зако-
нодательством система материального обеспечения и об-
служивания нетрудоспособных граждан.
Виды социального обеспечения:
1) пенсии;
2) социальные пособия и помощь. К их числу относит-
ся, например, государственная помощь семьям с детьми;
3) льготы. Например, предоставление права бесплат-
ного проезда в общественном транспорте отдельным ка-
тегориям граждан;
4) содержание нетрудоспособных граждан в домах
для престарелых и инвалидов.
Социальное обеспечение осуществляется за счет специ-
альных фондов или государственного бюджета.
Социальное страхование — одна из основных гаран-
тий социального обеспечения. Суть социального страхо-
вания состоит в том, что граждане и иные юридические
лица всех форм собственности в обязательном порядке
вносят платежи в специальные фонды, за счет которых
осуществляется социальное обеспечение.
14.2. ВИДЫ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ
С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ УКРАИНЫ
Пенсия является основным видом социального обес-
печения нетрудоспособных граждан. Пенсия — ежемесяч-
нал денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным
гражданам. Порядок назначения и выплаты пенсий регу-
лируется Законом Украины «О пенсионном обеспечении»
(5 ноября 1991 г.) и рядом других законов.
Виды пенсий:
1) трудовые пенсии. Основаниями для назначения
трудовой пенсии являются достижение определенного воз-
раста (его называют пенсионным) и наличие определенно-
го стажа работы. Разновидности трудовых пенсий:
— пенсия по возрасту. По общему правилу, право на
пенсию по возрасту имеют мужчины, достигшие 60
лет, и женщины, достигшие 55 лет. Второе условие
для назначения пенсии по возрасту — наличие об-
щего трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет
— для женщин. Ряд категорий работников имеет
право на пенсию по возрасту на льготных условиях:
в таких случаях пенсионный возраст и трудовой стаж
снижаются;
— пенсия за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет на-
значается, как правило, независимо от достижения оп-
ределенного возраста. Главное условие — наличие
специального трудового стажа. Право на пенсию
по выслуге лет имеют военнослужащие и работники
органов внутренних дел, государственные служащие,
некоторые другие категории работников;
— пенсия по инвалидности. Основное условие для на-
значения данного вида пенсии — стойкое нарушение
функций организма, которое вынуждает больного пре-
кратить профессиональный труд или существенно
изменить его условия. Существует две разновиднос-
ти пенсий по инвалидности. Пенсия по инвалиднос-
ти вследствие трудового увечья или профессиональ-
ного заболевания назначается независимо от стажа
работы. Пенсия по инвалидности вследствие обще-
го заболевания зависит от наличия стажа работы,
однако он существенно ниже, чем стаж, необходимый
для назначения пенсии по возрасту;
— пенсия по случаю потери кормильца. Право на этот
вид пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи
умершего кормильца, находившиеся на его содержа-
нии (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные
супруг, родители, иные члены семьи);
2) социальные пенсии. Социальная пенсия назначает-
ся гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию.
Например, социальная пенсия назначается гражданам, до-
стигшим пенсионного возраста, но не имеющим необхо-
димого стажа работы или никогда не работавшим.
14.3. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ
Правовое регулирование данного вида социального обес-
печения осуществляется на основании Закона Украины
«О государственной помощи семьям с детьми» (новая ре-
дакция от 22 марта 2001 г.). Закон определяет виды го-
сударственной помощи семьям с детьми и круг лиц, кото-
рые вправе претендовать на получение этой помощи.
Виды государственной помощи семьям с детьми:
1) пособие в связи с беременностью и родами. Этот
вид пособия выплачивается женщинам за весь период
отпуска по беременности и родам в размере 100 % сред-
немесячного дохода (стипендии, денежного обеспечения, по-
собия по безработице), но не менее 25 % прожиточного
минимума для трудоспособного лица на месяц;
2) единовременное пособие по случаю рождения ре-
бенка назначается в размере прожиточного минимума для
детей в возрасте до 6 лет и выплачивается одному из
родителей (усыновителю или опекуну);
3) пособие по уходу за ребенком до достижения им
трехлетнего возраста назначается в размере прожиточно-
го минимума для детей в возрасте до 6 лет и ежемесячно
выплачивается лицу, которое фактически осуществляет
уход за ребенком (один из родителей, усыновитель, опе-
кун, бабка, дед или иной родственник);
4) пособие на детей, которые находятся под опекой
или попечительством. Этот вид пособия назначается
опекуну или попечителю ребенка. Размер пособия равня-
ется разнице между прожиточным минимумом для ре-
бенка соответствующего возраста и среднемесячным раз-
мером получаемых на ребенка алиментов и пенсий за пре-
дыдущие шесть месяцев;
5) пособие малообеспеченным семьям с детьми. По-
собие назначается семье с детьми в возрасте до 16 лет
(учащихся — до 18 лет), если среднемесячный совокуп-
ный доход семьи ниже прожиточного минимума для се-
мьи. Размер пособия определяется как разница между
прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесяч-
ным совокупным доходом за предыдущие шесть меся-
цев.
Все виды государственной помощи семьям с детьми,
кроме пособия по беременности и родам, назначают и вып-
лачивают органы социальной защиты населения по месту
проживания родителей (усыновителей, опекуна, попечите-
ля). Пособие по беременности и родам выплачивается по
месту работы (службы).
14.4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРАВА
НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
Конституция Украины гарантирует каждому человеку
право на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицин-
ское страхование.
Охрана здоровья — это система мероприятий, направ-
ленных на сохранение и развитие физиологических и пси-
хических функций, оптимальной трудоспособности и со-
циальной активности человека.
«Основы законодательства Украины об охране здоро-
вья» (19 ноября 1992 г.) включают в понятие «охрана
здоровья» несколько компонентов, поскольку здоровье че-
ловека зависит от многих факторов:
— жизненный уровень, необходимый для поддержания
здоровья человека;
— безопасную для жизни и здоровья окружающую при-
родную среду;
— санитарно-эпидемиологическое благополучие терри-
тории проживания;
— безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта
и отдыха;
— квалифицированную медико-санитарную помощь;
— достоверную и своевременную информацию о состо-
янии своего здоровья и здоровья населения;
— участие в формировании государственной политики
в области здравоохранения и управлении здравоох-
ранением;
— возмещение причиненного здоровью вреда и некото-
рые другие положения.
Конституция Украины содержит ряд важных юриди-
ческих гарантий охраны здоровья населения:
1) государственное финансирование программ, связан-
ных с охраной здоровья;
2) бесплатная медицинская помощь в государствен-
ных и коммунальных учреждениях здравоохранения;
3) недопустимость сокращения существующей сети
государственных и коммунальных медицинских учрежде-
ний;
4) содействие со стороны государства развитию лечеб-
ных учреждений всех форм собственности;
5) развитие физической культуры и спорта;
6) обеспечение санитарно-эпидемиологического бла-
гополучия.
Нормативные источники
Основы законодательства Украины об охране здоровья: За-
кон Украины от 19 ноября 1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради
Украши. — 1993. — № 4. — Ст.19.
О пенсионном обеспечении: Закон Украины от 5 ноября
1991 г.// Вздомост! Верховно!' Ради Украши. — 1992. — № 3. —
Ст.10.
О внесении изменений в Закон Украины «О государственной
помощи семьям с детьми»: Закон Украины от 22 марта 2001 г.
// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 20. —
Ст.102.
Глава 15.
ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
15.1. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО И ФИНАНСОВАЯ
СИСТЕМА УКРАИНЫ
Финансовое право — это отрасль права, регулирующая
общественные отношения в области мобилизации, распре-
деления и использования государственных финансовых
средств.
Финансовое право регулирует исключительно отноше-
ния, возникающие в финансовой деятельности государ-
ства: составление, утверждение, исполнение бюджета, сбор
платежей и налогов, государственное финансирование и
кредитование, регулирование денежной и валютной сис-
тем и др. Денежные отношения между физическими и
юридическими лицами, например, отношения в сфере бан-
ковской деятельности, регулируются другими отраслями
права.
Финансовое законодательство Украины — это совокуп-
ность нормативно-правовых актов, содержащих нормы
финансового права. К их числу относятся Бюджетный
кодекс Украины (22 июня 2001 г.), Закон Украины «О
системе налогообложения» (18 февраля 1997 г.), Декрет
Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с
граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменени-
ями). Декрет Кабинета Министров Украины «Об акциз-
ном сборе» (1993 г.) и другие нормативно-правовые акты.
Финансовая система Украины включает:
1) общегосударственный централизованный фонд (го-
сударственный бюджет Украины);
2) централизованные фонды для отдельных терри-
торий (местные бюджеты);
3) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд со-
циального страхования, Фонд для осуществления мер по
ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и
социальной защите населения и другие фонды);
4) децентрализованные фонды (финансы отраслей на-
родного хозяйства, предприятий разных форм собственно-
сти, учреждений и организаций);
5) разные формы кредита (банковского и государствен-
ного). Государственный внутренний кредит представляет
собой привлечение государством свободных средств насе-
ления (путем выпуска облигаций и других ценных бумаг)
с последующим возвратом этих средств. Государственный
внешний кредит представляет собой заимствование средств
других государств и международных организаций. Обслу-
живание внешнего кредита осуществляется в первую оче-
редь. Банковский кредит предоставляется из свободных
средств Национальным банком Украины коммерческим
банкам;
6) страхование (например, государственное социаль-
ное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, которые повлекли утрату
трудоспособности).
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ
Важной составной частью финансовой системы Украи-
ны является бюджетная система. Бюджет — это роспись
доходов и расходов государства или иного собственника
бюджета на определенный период (по общему правилу —
на 1 календарный год). Бюджетная система Украины со-
стоит из государственного бюджета и местных бюдже-
тов, к которым относятся:
1) бюджет Автономной Республики Крым;
2) областные, районные бюджеты, бюджеты районов в
городах;
3) бюджеты местного самоуправления (бюджеты тер-
риториальных громад сел, поселков, городов и их объеди-
нений).
Государственный и местный бюджет могут состоять из
общего и специального фондов.
Общий фонд бюджета включает:
1) все доходы бюджета, кроме предназначенных для
зачисления в специальный фонд. К доходам бюджета от-
носят налоговые поступления, доходы от собственности и
предпринимательской деятельности, административные
сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых
санкций и др.;
2) все расходы бюджета за счет поступлений в общий
фонд бюджета. Бюджетные средства расходуются на вы-
полнение функций государства, задач местного самоуправ-
ления;
3) финансирование общего фонда бюджета. Данный
раздел общего фонда бюджета определяет источники по-
крытия дефицита бюджета, а также расходование финан-
сов, образовавшихся в результате превышения доходов
бюджета над его расходами.
Специальный фонд бюджета включает:
1) бюджетные назначения на расходы за счет конкрет-
но определенных источников поступлений;
2) гранты или подарки, полученные распорядителями
бюджетных средств для конкретной цели;
3) разницу между доходами и расходами специального
фонда бюджета.
Передача средств между общим и специальным фон-
дами бюджета разрешается только путем изменения в за-
кон о Государственном бюджете Украины или путем при-
нятия решения соответствующего совета.