Права и обязанности учащихся
Закон Украины «Об образовании» определяет следую- щие права учащихся (воспитанников, студентов и т.д.):
1) право на обучение для получения определенного образовательного и образовательно-квалификационного уровня;
2) право на выбор учреждения образования, формы обу- чения, образовательно-профессиональных и индивидуаль- ных программ, внеклассных занятий;
3) право на дополнительный отпуск по месту работы, сокращенный рабочий день и другие льготы для лиц, со- вмещающих работу с обучением;
4) право пользования учебной, научной, производствен- ной, культурной, спортивной, бытовой, оздоровительной базой учреждения образования;
5) право на доступ к информации во всех областях знания;
6) право на личное или через представителей участие в самоуправлении учреждения образования (например, участие в работе совета школы или гимназии);
7) право на участие в объединениях граждан. Уча- щиеся могут создавать объединения для реализации сво- их образовательных и иных интересов;
8) право на безопасные и безвредные условия обуче- ния и труда;
9) право на трудовую деятельность во внеурочное время. Таким правом могут воспользоваться учащиеся, достигшие 14 лет;
10) право пользоваться услугами учреждений охраны здоровья. В частности, общеобразовательные учебные за- ведения обязаны организовать ежегодный бесплатный ме- дицинский осмотр учащихся, коррекцию состояния их здо- ровья;
11) право на защиту от любых форм эксплуатации, физического и психического насилия, от действий педаго- гических работников, которые нарушают права или уни- жают честь и достоинство.
Государство устанавливает дополнительные виды со- циального и материального обеспечения учащихся. В час- тности, они имеют право на льготный проезд в город- ском транспорте. В сельской местности учащиеся долж-
ны обеспечиваться бесплатным транспортом до места учебы и домой. Учащиеся из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, находятся на пол- ном государственном обеспечении. Обязанности учащихся:
1) соблюдение законодательства Украины и норм морали',
2) систематическое овладение знаниями, практически- ми навыками, профессиональным мастерством, повы- шение общего культурного уровня;
3) соблюдение устава, правил внутреннего распоряд- ка учреждения образования.
Права и обязанности учащихся неразрывно связаны между собой. Их реализация в образовательном процессе означает достижение целей, поставленных перед учрежде- ниями образования.
4.27. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Группа экологических прав представляет собой права на безопасные для жизни и здоровья условия существова- ния человека. Конституция Украины относит к числу эко- логических прав:
1) право на безопасную для жизни и здоровья окру- жающую среду. Безопасная для жизни и здоровья окру- жающая среда включает чистые воздух, воду, почву, соору- жения и многое другое;
2) право на возмещение ущерба, нанесенного наруше- нием экологических прав индивида. Это право реализует- ся в судебном порядке, причем ответчиком по иску мо- жет выступать физическое или юридическое лицо, госу- дарство, орган местного самоуправления;
3) право на информацию о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта. Конституция Украины гарантирует свободный доступ к такой информации, свободу ее распространения. Инфор- мация о состоянии окружающей среды, как уже указыва- лось выше, не может быть засекречена.
ОХРАНА ДЕТСТВА В УКРАИНЕ
В соответствии с Конституцией Украины семья, дет- ство, материнство и отцовство охраняются государством.
Охрана детства — это система государственных и об- щественных мер, направленных на обеспечение полноцен- ной жизни, всестороннего воспитания, развития ребенка и защиты его прав. Охрана детства является стратегиче- ским общенациональным приоритетом. Основы государ- ственной политики в этой сфере определены Законом Ук- раины «Об охране детства» (21 июня 2001 г.).
Все дети на территории Украины имеют равные права и свободы:
1) право на жизнь и охрану здоровья. Государство гарантирует каждому ребенку бесплатную медицинскую помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, содействует созданию условий для здо- рового развития ребенка;
2) право на имя и гражданство;
3) право на достаточный жизненный уровень — ма- териальные и нематериальные блага, необходимые для физического, интеллектуального, морального, культурного, духовного и социального развития ребенка;
4) право на свободное выражение мнения и получе- ние информации. Это право имеет определенную специ- фику: информация, получаемая ребенком, должна соответ- ствовать его возрасту;
5) право на обращение в органы государственной вла- сти и органы местного самоуправления, предприятия, уч- реждения, организации, средства массовой информации;
6) право на защиту от всех форм насилия. Насили- ем в отношении ребенка признаются не только физиче- ское и психическое насилие, но и жестокое обращение, эк- сплуатация, сексуальные злоупотребления; вовлечение в преступную деятельность; привлечение к употреблению алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, попрошайничеству, проституции и др.;
7) право на воспитание в семье. В первую очередь семья обязана создать надлежащие условия для развития ребенка. Государство лишь оказывает семье помощь в вос- питании ребенка. Ребенок, проживающий отдельно от ро- дителей или одного из них, имеет право на общение с ними;
8) право на имущество;
9) право на жилье. Ребенок имеет право пользоваться жильем наравне с другими нанимателями или собствен- никами жилья. Государственные органы осуществляют контроль за соблюдением прав ребенка при продаже и покупке жилья;
10) право на образование. Государство гарантирует доступность и бесплатность образования в государствен- ных и коммунальных учебных заведениях, предоставле- ние стипендий и льгот учащимся и студентам (подробнее см. п.5.23);
11) право на труд. Допускается принятие на работу ребенка, достигшего 16 лет. При этом труд несовершенно- летних особо охраняется законом (подробнее см. п. 16.10);
12) право на занятие предпринимательской деятель- ностью. Этим правом могут воспользоваться дети, дос- тигшие 16 лет;
13) право на объединение в детские и молодежные организации (подробнее см. п.5.16).
Особое внимание уделяется защите детей, находящих- ся в неблагоприятных и экстремальных ситуациях'. дети-сироты, беспризорные дети, дети-инвалиды, дети-бе- женцы и т.д.
Государство обеспечивает содержание и воспитание де- тей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Они передаются под опеку или попечение, на усыновление или воспитание в приемную семью или в государственные детские учреждения. В отношении беспризорных детей (брошенных родителями или ушедших из семьи) прини- мается решение о возвращении их в семью или передачу под опеку и попечительство.
Государство способствует созданию детям-инвалидам и детям с недостатками умственного или физического развития необходимых условий для полноценной жизни, в том числе — для получения образования. Дети, постра- давшие вследствие стихийного бедствия, техногенных ава- рий, катастроф, пораженные ВИЧ-инфекцией, больные дру- гими неизлечимыми и тяжелыми болезнями, имеют перво- очередное право на государственную помощь.
Государство принимает все возможные меры для обес- печения прав детей-беженцев. В частности, государство содействует поиску родителей или иных родственников ребенка-беженца, предоставляет ему материальную и ме-
дицинскую помощь. Государство принимает меры для борь- бы с незаконным перемещением детей через границу, по- хищением, торговлей и контрабандой детьми.
Государство принимает меры для защиты прав детей, находящихся в конфликте с законом. В частности, за- держание и арест несовершеннолетних применяется толь- ко как исключительная мера. Об этом немедленно дол- жны быть оповещены родители ребенка и органы проку- ратуры. Привлечение несовершеннолетних к юридической ответственности., применение к ним принудительных мер воспитательного характера осуществляется лишь судом.
4.29. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ
Конституционные обязанности — это установленные Конституцией Украины виды необходимого поведения лиц, постоянно или временно пребывающих на территории Украины.
Одним из важных правовых принципов является един- ство прав и обязанностей. Поэтому наряду с разнообраз- ными по характеру правами человека и гражданина Кон- ституция Украины фиксирует ряд конституционных обя- занностей. К ним относятся:
1) защита Отечества, независимости и террито- риальной целостности Украины. В соответствии с этим установлена также обязанность нести военную службу. Эта обязанность распространяется только на граждан Украины. Особым видом исполнения данной конститу- ционной обязанности является альтернативная (невоен- ная) служба. Право на нее имеют граждане Украины, при- надлежащие к действующим религиозным организациям, вероучение которых не допускает пользования оружием и службы в вооруженных силах;
2) уважение государственных символов Украины, а именно — Государственных Флага, Герба, Гимна;
3) охрана природы и культурного наследия. Каж- дый (т.е., гражданин Украины, иностранный гражданин или подданный, лицо без гражданства) обязан не нано- сить вред природе, культурному наследию, возмещать при- чиненные им убытки;
4) уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных за- коном. Эта обязанность включает также ежегодное предо- ставление в налоговую инспекцию по месту жительства декларации о своем имущественном положении и дохо- дах за истекший год;
5) соблюдение и исполнение законодательства Ук- раины. Каждый обязан неукоснительно соблюдать Кон- ституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. Не- знание законов не освобождает от юридической ответствен- ности;
6) получение полного среднего общего образования. Эта обязанность адресована каждому человеку;
7) взаимные обязанности родителей и детей. Роди- тели обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих не- трудоспособных родителях.
4.30. ВСЕОБЩАЯ ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
Всеобщая воинская обязанность — это конституцион- но-правовая обязанность защищать независимость, суве- ренитет и территориальную целостность государства. Она является не только правовой, но и почетной моральной обязанностью граждан Украины (см. также ответ на пре- дыдущий вопрос).
Порядок реализации этой обязанности установлен За- коном Украины «О всеобщей воинской обязанности и во- енной службе» (в редакции от 18 июня 1999 г.).
Всеобщая воинская обязанность устанавливается в це- лях комплектования Вооруженных Сил Украины и для подготовки населения к защите Отечества.
Всеобщая воинская обязанность включает:
— подготовку граждан к военной службе;
— приписку к призывным участкам;
- принятие и призыв на военную службу;
— прохождение по призыву или добровольно военной службы;
— исполнение воинской обязанности в запасе;
— соблюдение правил воинского учета.
В военное время всеобщая воинская обязанность вклю- чает также всеобщее обязательное военное обучение граж- дан.
В полном объеме всеобщая воинская обязанность рас- пространяется на граждан Украины мужского пола, год- ных к прохождению военной службы по состоянию здоро- вья и возрасту. От воинской обязанности освобождаются мужчины в возрасте младше 16 и старше 60 лет.
Граждане женского пола, имеющие по специальности медицинскую подготовку или подготовку, родственную со- ответствующей военно-учетной специальности (например, инженер связи) и годные к прохождению военной службы по состоянию здоровья, берутся на воинский учет и явля- ются военнообязанными. В военное время они могут быть призваны на военную службу. Кроме того, в мирное время женщины могут добровольно поступить на военную службу по контракту.
же высших учебных заведений, имеющих кафедры военной подготовки. Срок данной службы — от 3 до 5 лет;
— военная служба по контракту лиц офицерского со- става. Сроки по первому контракту — от 5 до 10 лет;
3) военная служба лиц офицерского состава по при- зыву. В мирное время офицеры запаса в возрасте до 30 лет могут быть призваны для прохождения военной службы на должностях офицерского состава. Срок данной служ- бы — не менее двух лет;
4) кадровая военная служба лиц офицерского состава, зачисленных в ВС Украины до введения военной службы по контракту.
Граждане, призванные или добровольно поступившие на военную службу, приносят Воинскую присягу на вер- ность Украинскому народу.
4.31. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СРОКИ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ
Военная служба — особая разновидность государствен- ной службы, почетная обязанность гражданина Украины, связанная с исполнением всеобщей воинской обязаннос- ти и службой на конкурсно-контрактзаой основе в Воору- женных Силах Украины.
Виды военной службы:
1) срочная военная служба. Для солдат и сержантов ее срок составляет до 18 месяцев. Д-|1я матросов и стар- шин срок службы составляет до 24 месяцев. Для лиц, имеющих высшее образование (квалификационный уро- вень — специалист или магистр) срок службы установлен до 12 месяцев;
2) военная служба по контракту. Она, в свою оче- редь, имеет ряд разновидностей:
— военная служба по контракту солдат и матросов, сер- жантов и старшин. Срок данной службы — не ме- нее 3 лет;
— военная служба по контракту прапорщиков и мич- манов. Срок этого вида службы — не менее 5 лет;
— военная служба (учеба) по контракту курсантов (слу- шателей) высших военных учебных заведений, а так-
ОТСРОЧКИ И ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ ПРИЗЫВА НА СРОЧНУЮ
ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
Закон предусматривает предоставление отсрочки от призыва на срочную военную службу при наличии следу- ющих оснований:
1) по семейным обстоятельствам (нетрудоспособность родителей, наличие иных родственников, для которых при- зывник является единственным кормильцем, уход за ин- валидом);
2) по состоянию здоровья. Предоставляется на один год призывникам, признанным временно непригодными к военной службе;
3) для продолжения обучения. Предоставляется при- зывникам, которые обучаются в общеобразовательных учебных заведениях (но не старше 21 года), студентам дневного обучения (до окончания вуза), аспирантам. От- срочка на этом основании предоставляется один раз. От- численные из вуза за неуспеваемость, нарушение дис- циплины, по собственному желанию теряют право на от- срочку;
4) в связи с депутатской деятельностью. Предос- тавляется на период исполнения депутатских полномо- чий;
5) в связи с работой педагогическим или медицинским работником в сельской местности. Предоставляется на период работы в сельской местности при условии полной нагрузки на занимаемой должности.
Отсрочка также предоставляется:
1) призывникам, переселившимся из районов стихий- ного бедствия (не более чем на два года);
2) призывникам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство (не более чем на три года);
3) призывникам-священнослужителям на период ис- полнения должности священнослужителя.
Призывники, получившие отсрочку, обязаны ежегодно подавать в военные комиссариаты документы, подтверж- дающие их право на отсрочку от призыва на срочную во- енную службу.
От призыва на срочную военную службу в мирное вре- мя освобождаются граждане:
1) признанные по состоянию здоровья непригодными к военной службе в мирное время;
2) достигшие 25-летнего возраста ко дню отправки на срочную военную службу;
3) отец (мать), родной брат или сестра которых во вре- мя прохождения военной службы погибли или умерли либо стали инвалидами. Это основание для освобожде- ния от срочной военной службы призывник может по сво- ему желанию не использовать;
4) прошедшие военную службу в иных государствах;
5) окончившие курс обучения по программе подготовки офицерского состава или прапорщиков в вузах МВД Укра- ины, СБУ и имеющие воинские или специальные звания.
4.33. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ (НЕВОЕННАЯ) СЛУЖБА
Альтернативная служба — государственная служба вне Вооруженных Сил или иных военных формирований, ко- торая установлена вместо прохождения срочной военной службы с целью исполнения обязанностей перед обще- ством. Альтернативная (невоенная) служба является ви- дом исполнения всеобщей воинской обязанности. Ее про- хождение регламентируется Законом Украины «Об аль- тернативной (невоенной) службе» от 12 декабря 1991 г.
Право на альтернативную службу имеют граждане, при- надлежащие к действующим на основании закона рели- гиозным организациям, вероучение которых не допуска- ет использования оружия и службы в вооруженных си- лах. Перечень этих организаций утвержден постановле- нием Кабинета Министров Украины (1992 г.). В него входят адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, еван- гельские христиане-баптисты и др.
Срок альтернативной службы составляет 27 месяцев, а для лиц, имеющих полное высшее образование не ниже образовательно-квалификационного уровня специалиста — 18 месяцев. Граждане проходят ее на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях социально- го обеспечения, здравоохранения и охраны окружающей природной среды, а также в сфере коммунального, сель- ского хозяйства. Их перечень определяется Кабинетом Министров Украины.
Для прохождения альтернативной службы гражданин подает заявление в комиссию по делам альтернативной службы по месту своего проживания. Заявление рассмат- ривается комиссией в присутствии заявителя не позднее чем в двухмесячный срок. При наличии истинных рели- гиозных убеждений у заявителя комиссия принимает по- зитивное решение и определяет место прохождения аль- тернативной службы.
На гражданина, проходящего альтернативную службу, распространяется действие трудового законодательства Украины. В частности, его отношения с собственником предприятия, учреждения, организации определяются тру- довым договором. Гражданин обязан соблюдать трудовую дисциплину.
После увольнения с альтернативной службы гражда- нин обязан стать на учет в военном комиссариате и ко- миссии по делам альтернативной службы.
4.34. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ
Гарантии прав и свобод человека и гражданина — это система условий, средств и способов, обеспечивающих их реализацию и охрану. Различают экономические, полити- ческие, идеологические и юридические гарантии.
Экономические гарантии — это наличие развитой эко- номики, способной удовлетворить основные материальные потребности конкретного человека и общества в целом. В современном демократическом государстве экономика но- сит смешанный характер (имеется государственный и час- тный сектор).
Политические гарантии — народовластие, многопар- тийность, гласность политической жизни, подконтрольность государственных органов гражданам и их объединениям.
Идеологические гарантии — общая, политическая и правовая культура общества, и в особенности должност- ных лиц государства.
К числу юридических гарантий прав и свобод челове- ка и гражданина, закрепленных Конституцией Украины, относятся:
1) право на судебную защиту. Каждый человек имеет право обжаловать в суде решения и действия органов го- сударственной власти, местного самоуправления, их долж- ностных лиц. Если все национальные средства защиты прав использованы, но оказались безрезультатными, ин- дивид имеет право обратиться в международные судебные учреждения и иные международные организации, членом или участником которых является Украина;
2) право на возмещение за счет государства или орга- нов местного самоуправления нанесенного человеку мате- риального и морального ущерба, если таковой причинен незаконными решениями государственных органов, орга- нов местного самоуправления или их должностных лиц. В частности, государство возмещает ущерб, причиненный безосновательным осуждением;
3) право знать свои права и обязанности. Норматив- но-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны в обязательном порядке доводиться до сведения населения. В противном случае невозможно тре- бовать от граждан исполнения закона. Вот почему Кон- ституция Украины содержит положение о том, что нео- публикованный нормативно-правовой акт недействителен;
4) право на правовую помощь. Правовая помощь ока- зывается как государственными органами, так и негосу- дарственными институтами, среди которых первое место принадлежит адвокатуре. В определенных законом слу- чаях оказание такой помощи осуществляется бесплатно;
5) право не исполнять явно преступные распоряже- ния или приказы. Данная норма защищает разумную, во- левую личность, способную объективно оценить получен- ный ею приказ или распоряжение и имеющую мужество отказаться от его выполнения;
6) презумпция невиновности. Лицо считается невинов- ным и не может быть подвергнуто наказанию, пока его вина не будет доказана. Обвиняемый не должен доказы- вать свою невиновность — напротив, бремя доказательства вины лежит на государстве. Все сомнения относительно доказанности вины истолковываются в пользу обвиняемо- го. Гуманизм данного конституционного положения мож- но выразить словами: «Лучше пусть будет оправдан ви- новный, чем осужден невинный»;
7) право не свидетельствовать против себя и своих близких. Данная конституционная норма является свое- образным продолжением презумпции невиновности. Она призвана устранить моральный конфликт между обязан- ностью лица говорить правду и долгом перед членами своей семьи, родными и близкими.
Важное гарантирующее значение имеет положение Кон- ституции Украины о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. Отдельные ограничения допускаются только в случае военного или чрезвычайного положения. Причем такие фундаментальные права, как равенство перед законом, право на жизнь, на уважение человеческого достоинства и другие не могут быть огра- ничены ни в коем случае.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О свободе совести и религиозных организациях: Закон Ук- раины от 23 апреля 1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украь ни. — 1991. — № 25. — Ст.283.
Об объединениях граждан: Закон Украины от 16 июня 1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 34. — Ст.504.
Об информации: Закон Украины от 2 октября 1992 г.// В1до- мост! Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 48. — Ст.651.
О государственной тайне: Закон Украины от 21 января 1994 г.// Вцюмост! Верховно! Ради Украши. — 1994. — № 16. — Ст.93.
О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины: Закон Украины от 21 января 1994 г.// В1домост1 Вер- ховно! Ради Украши. — 1994. — № 18. — Ст.101.
О внесении изменений и дополнений в Закон УССР «Об об- разовании»: Закон Украины от 23 марта 1996 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1996. — № 21. — Ст.84.
Об общем среднем образовании: Закон Украины от 13 мая 1999 г. // Ввдомост! Верховно! Ради Украши. — 1999. — № 28. - Ст.230.
О внесении изменений в Закон Украины «О всеобщей воинс- кой обязанности и военной службе»: Закон Украины от 18 июня 1999 г.// Вадомост! Верховно! Ради Украши. — 1999. — № 33. — Ст.270.
О гражданстве Украины: Закон Украины от 18 января 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 13. — Ст.65.
О политических партиях в Украине: Закон Украины от 6 ап- реля 2001 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 23. — Ст.118.
Об охране детства: Закон Украины от 21 июня 2001 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 36. — Ст.142.
О высшем образовании: Закон Украины от 17 января 2002 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2002. — № 20. — Ст.134.
Глава 5.
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ И
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
В УКРАИНЕ
|