Понятие, основание, признаки,
ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Юридическая ответственность является следствием* правонарушения.
Юридическая ответственность — это применение виновному лицу мер государственного принуждения I совершенное правонарушение.
Меры государственного принуждения могут носить ха| рактер личных ограничений (например, лишение свободъ~ лишение права заниматься определенным видом деятель-! ности), имущественных взысканий (конфискация иму- щества, обязанность возместить причиненный ущерб).
Юридическая ответственность — это правовое отно- шение между государством и правонарушителем, в силу которого государство имеет право предпринять по отно- шению к правонарушителю определенные меры воздей- ствия, а правонарушитель обязан претерпеть установлен-
ные государством лишения личного и имущественного характера.
Единственным основанием юридической ответствен- ности является совершение правонарушения, т. е. нали- чие в деянии правонарушителя состава правонарушения. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы, выступает в качестве ее реализации. Со- став правонарушения — фактическое основание для юри- дической ответственности (юридический факт), а норма права — правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима.
Юридическая ответственность характеризуется следу- ющими признаками:
— ее основанием является только правонарушение;
— она всегда связана с государственным принуждени- ем;
— юридическая ответственность характеризуется лише- ниями для лица, совершившего правонарушение.
Цель юридической ответственности — формирование правомерного поведения не только лиц, совершивших пра- вонарушение, но и всех иных членов общества.
Функции юридической ответственности:
1) охранительная — заключается в защите правопо- рядка. Юридичесв;ая ответственность представляет собой меру защиты личв:ости, общества, государства от неправо- мерных социально опасных деяний. Правонарушитель обязан претерпеть определенные ограничения своих прав в качестве кары, наказания. В этом проявляется справед- ливость юридической ответственности;
2) правовосстановительная — заключается в восста- новлении нарушенного права. Эта цель особенно харак- терна для гражданско-правовой ответственности. Она со- стоит в необходимости возместить убытки, возместить мо- ральный вред, нанесенный пострадавшему лицу;
3) профилактическая — заключается в предупрежде- нии совершения новых правонарушений (превенция). Юридическая ответственность призвана, с одной стороны, ограничить возможности правонарушителя совершить новое правонарушение, с другой — удержать от правонарушений других лиц;
4) воспитательная — формирует уважение к праву. Применение мер юридической ответственности должно спо- собствовать исправлению и перевоспитанию правонаруши-
теля. В его сознании и поведении должны сформироваться и закрепиться уважительное отношение к праву и закону, правам, свободам и законным интересам других лиц. Виды юридической ответственности:
1) уголовная - - применяется только за совершение преступления. Это наиболее суровый вид ответственности, предполагающий самые жесткие ограничения личного и имущественного характера;
2) административная — применяется за совершение административного проступка. Налагаемые в данном слу- чае взыскания личного и имущественного характера но- сят гораздо более мягкий характер;
3) гражданско-правовая — наступает за неисполне- ние договора, причинение имущественного вреда. Носит исключительно имущественный характер;
4) дисциплинарная — наступает за нарушение трудо- вой, служебной, учебной дисциплины и носит, как правило, личный характер (например, выговор). Если в результате дисциплинарного проступка нанесен имущественный ущерб, то применяется также материальная ответственность, которая состоит в обязанности возместить нанесенный
ущерб.
Сравнительно новым видом юридической ответствен- ности является конституционная, примерами которой являются импичмент президента, отставка правительства.
В системе международного права существуют различ- ные виды международной юридической ответственности. Таковы, например, экономические санкции (запрет на тор- говлю, совместную экономическую деятельность) против государства — нарушителя норм международного права.
2.27. ПОНЯТИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА, ИХ ГАРАНТИИ
Законность является необходимом условием гармо- нического функционирования гражданского общества.
Законность — это строгое и полное 'осуществление пред- писаний правовых законов всеми субъектами права. Дру- гими словами законность можно определить как правовой режим, при котором деятельность всех государственных органов, юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
Основными принципами (требованиями) законнос- ти являются:
1) верховенство правового закона. Все законы стра- ны должны соответствовать Конституции, а подзакон- ные акты — законам. Решения, принимаемые государ- ственными органами и должностными лицами по конк- ретным делам, должны строго соответствовать законам и подзаконным актам;
2) всеобщность законности. Законы должны быть едиными для всего государства и доступными для всех граждан и должностных лиц. Все субъекты права подпа- дают под действие закона. Исключение кого-либо из-под действия закона недопустимо, какой бы благой целью это не оправдывалось;
3) равенство всех субъектов права перед законом. Требования закона и меры ответственности за его нару- шение одинаковы для всех граждан и должностных лиц. Льготы и привилегии, предоставляемые отдельным кате- гориям граждан, должны носить законный характер;
4) единство законности и целесообразности. Недо- пустимо нарушение закона под предлогом целесообразно- сти (житейской, местной, корпоративной). Предполагает- ся, что закон воплощает в себе высшую общественную целесообразность, то есть отвечает целям и задачам об- щества. В рамках закона следует избирать наиболее оп- тимальное (не наносящее вреда другим) решение;
5) неотвратимость ответственности за правона- рушения. С одной стороны, осознание неизбежности нака- зания являются главным сдерживающим фактором для потенциальных правонарушителей. С другой, неуклонное привлечение к ответственности правонарушителей повы- шает роль закона в глазах общества, играет огромную вос- питательную роль.
С законностью неразрывно связано понятие правопо- рядка. Если законность представляет собой процесс осу- ществления законов, то правопорядок — результат осу- ществления законности.
Правопорядок — это состояние упорядоченности об- щественных отношений, которое складывается в услови- ях законности.
Важное значение в осуществлении законности и фор- мировании правопорядка имеют их гарантии.
Гарантии законности и правопорядка — это средства, при помощи которых обеспечивается законность и право- порядок в обществе.
Гарантии делятся на общие и специальные. К общим относятся:
1) экономические гарантии — это, прежде всего, такое состояние экономики, которое позволяет большинству граж- дан удовлетворять свои потребности, не выходя за рамки
закона;
2) политические гарантии законности включают реаль- ность прав и свобод граждан, возможность участия в поли- тической жизни и управлении общественными делами;
3) социальные гарантии означают наличие достаточно многочисленного среднего класса, эффективную борьбу с бедностью и безработицей, обеспечение социальной защи- ты населения;
4) духовные гарантии включают правовую информи- рованность населения, высокий уровень правовой культу- ры общества.
Специальные — это юридические гарантии. Они вклю- чают:
1) систему действующего законодательства. Для того, чтобы потребовать от граждан исполнения законов, государство обязано обеспечить качество законодательства. Законы должны быть ясными, непротиворечивыми, соот- ветствовать общепринятым международным стандартам в области прав человека и действующей Конституции;
2) деятельность конституционной юстиции, кото- рая обеспечивает неукоснительное соблюдение Консти- туции при принятии законов, издании нормативно-пра- вовых актов;
3) деятельность судебных органов. Суды обязаны оп- ределить справедливую меру наказания правонарушите- лю, обеспечить эффективное восстановление нарушенных прав, возмещение убытков, возникших в результате граж- данско-правовых проступков;
4) деятельность правоохранительных и контрольно- надзорных органов. Прокуратура, милиция и другие пра- воохранительные органы должны обеспечить профилак- тику, пресечение и раскрытие правонарушений. Государ- ственные инспекции обязаны предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законности в различных сферах об- щественной жизни.
[[РАЗДЕЛ II.
ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УКРАИНЫ
Глава 3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ УКРАИНЫ
|