Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной властиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Субъекты контроля в сфере государственного управления отличаются как по своему правовому положению, так и по структуре и формам деятельности. Контроль в сфере государственного управления в той или иной мере осуществляют все органы исполнительной власти. Однако содержание контрольной деятельности, объем, формы, методы и собственное предназначение имеют у разных субъектов значительные отличия. Для одних органов контроль является основной деятельностью, для других — элементом при исполнении основных функций. Поэтому контроль в сфере управления осуществляется как специальными органами контроля, так и органами общей компетенции. Статьей 116 Конституции Украины предусматривается осуществление контроля Кабинетом Министров Украины в соответствии с его полномочиями как высшего органа в системе органов исполнительной власти. Однако сам механизм такого контроля отсутствует. Речь идет о необходимости создания специального органа контроля на уровне центральных органов исполнительной власти. Президентский контроль в Украине осуществляется с помощью специального Контрольного управления в составе Администрации Президента Украины. По поручению Президента Украины Контрольное управление проводит проверки выполнения органами исполнительной власти, их должностными лицами, государственными служащими законов Украины, указов и распоряжений Президента Украины. По итогам таких проверок, результаты которых доводятся до ведома Президента, принимаются соответствующие решения. Следует отметить, что соответствующие контрольные структуры существуют и в других государствах. Так, в России функционирует Контрольное управление президента Российской Федерации. В положении об этом органе отмечается, что Контрольное управление осуществляет свою деятельность в соответствии с планами контрольных проверок, утверждаемыми президентом России, а также руководителем администрации президента России. Конституция Беларуси в статьях 129 и 130 предусматривает создание Комитета государственного контроля. Его задача состоит в осуществлении государственного контроля за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов президента, парламента, правительства и других государственных органов, которые регулируют отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В Украине создается сложная система органов контроля, которые имеют различные организационные формы и правовое положение в системе органов исполнительной власти. Ведущее место среди них принадлежит функциональным центральным органам, для которых контроль является основной функцией по отношению к подчиненных в административном порядке государственных органов и организаций. Они имеют право принимать, в пределах своей компетенции, обязательные для министерств, иных центральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций акты, давать обязательные для исполнения указания. В этой группе субъектов контроля следует отметить Антимонопольный комитет Украины. Это — центральный орган исполнитель ной власти, который обязан обеспечивать в соответствии со своей компетенцией контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защиту интересов предприятий и потребителей от его нарушения. Основными задачами Антимонопольного комитета является осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей, содействие развитию добросовестной конкуренции во всех сферах экономики. В систему антимонопольных органов входят Антимонопольный комитет в составе председателя и десяти государственных уполномоченных и территориальные отделения, создаваемые Антимонопольным комитетом. Деятельность этой важной для формирования рыночных отношений контрольной системы регулируется Законом Украины «Об Антимонопольном комитете» и Положением о территориальных отделениях Антимонопольного комитета Украины. Из властных полномочий, которыми наделен Антимонопольный комитет в пределах своей компетенции для реализации контрольных функций, следует выделить право получать материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов Антимонопольного комитета. Однако, контроль органов Антимонопольного комитета на сводится только к анализу отчетов, статистических и других документальных данных. Они не дают полной картины состояния и связей их с другими явлениями, которые могут повлиять на них. Поэтому необходимо объединять разные формы контроля. Такая возможность объединения выражается в праве беспрепятственного посещения государственными уполномоченными предприятий, учреждений, организаций с целью ознакомления с документами и другими материалами, необходимыми для проверки. Комплексное изучение результатов, полученных в ходе контроля, дает возможность проанализировать причины нарушений антимонопольного законодательства, правил конкуренции, прав и интересов предпринимателей. Правовым последствием по итогам контрольной деятельности Антимонопольного комитета, государственных уполномоченных, административных коллегий и председателей территориальных отделений комитета могут быть распоряжения или постановления, обязательные для исполнения. Соответствующее постановление принимается органами Антимонопольного комитета по вопросам принудительного разделения монопольных образований, а также при наложении штрафов на предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства. В числе государственных комитетов с функциями межотраслевого контроля следует также назвать Государственный комитет статистики. В связи с распространением употребления таких понятий, как «государственный надзор» и «государственный контроль» необходимо остановиться на них более детально. В Декрете Кабинета Министров Украины «О государственном надзоре за соблюдением стандартов и правил и об ответственности за их нарушение» (ст. 1) приведены значения этих терминов. Государственный надзор тут рассматривается как деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти по контролю за соблюдением предпринимателями стандартов, норм и правил при производстве и выпуске качественной продукции. Однако такое значение термина «надзор» мало чем отличается от контроля, который осуществляется другими органами. Можно утверждать, что в современной литературе и законодательстве четкого разграничения в понятиях контроля и надзора почти не существует. Хотя его и можно провести. Оно состоит в ширине сферы, охватываемой контролем и надзором, а также специфике методов и форм влияния. Одной из важных организационных форм осуществления контроля являются государственные инспекции. Это — специальные органы в системе государственного управления, осуществляющие надведомственный контроль, а сфера их деятельности и властные полномочия распространяются на субъекты, независимо от их ведомственной подчиненности. Отметим, что в Украине достаточно интенсивно происходит формирование института государственных инспекций. При этом на практике и в законодательстве термин «государственная инспекция» используется не только относительно контрольных органов с надведомственными полномочиями, но и относительно органов, осуществляющих внутриведомственный контроль, либо вообще не носящих инспекционный характер. Такие органы с надведомственнои функцией контроля и властными полномочиями в некоторых случаях называются службами, управлениями. Создаваемые государственные инспекции по надзору в отдельных отраслях управления отличаются порядком их создания, правовым положением и полномочиями. В Украине действуют государственные инспекции, непосредственно подчиненные Кабинету Министров Украины или являющиеся структурными подразделениями министерства: в ранге управления, отдела, отдельной службы при центральном органе исполнительной власти. При создании контролирующего государственного органа следует руководствоваться потребностями органа, в составе которого или при котором он будет действовать, объемом его контрольных полномочий, подконтрольными субъектами. Специализация создаваемых государственных инспекций разнообразна и определяется потребностью практики в контроле в определенной отрасли управления. В поисках наиболее целесообразной подчиненности каждой государственной инспекции для обеспечения максимальной эффективности ее деятельности следует сопоставлять функции ведомства, в составе которого находится инспекция, с функциями самой инспекции как части целого. Со временем практика сможет дать ответ на вопросы, либо правильно объединить различные функции в одном органе, насколько они совместимы, и могут ли при таком объединении возникать расхождения государственных и ведомственных интересов. Учитывая возможность возникновения таких коллизий, и с целью избежания ведомственного подхода в действиях государственных инспекций, они должны быть выведены из состава министерства или ведомства. Такой подход следует использовать именно теперь, когда происходит интенсивный процесс формирования систем государственных инспекций в разных отраслях управления, в частности, для сведения параллельных функций к необходимому минимуму. Так, например, осуществлять экологическую экспертизу, кроме Министерства окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, имеют право Государственный комитет по земельным ресурсам, Комитет водного хозяйства Украины, Министерство здравоохранения, Комитет Украины по вопросам геологии и использования недр. При реализации такого права речь может идти не только о дублировании, что не всегда плохо, поскольку результаты экспертизы разных ведомств можно проанализировать для воссоздания действительного состояния, но и о столкновении разных интересов как самих ведомств, так и территорий.или предприятий. Независимость государственных инспекций от ведомственного влияния гарантируется их организационной самостоятельностью, назначением руководителя и утверждением положения Кабинетом Министров Украины. Так, например, Главный государственный инспектор ветеринарной медицины Украины назначается на должность Кабинетом Министров Украины. Иное положение с Главной государственной инспекцией по карантину растений Украины. Она является специально уполномоченным государственным органом по карантину растений с центральной научно-исследовательской карантинной лабораторией и центральным фумигационным отрядом Министерства агропромышленного комплекса Украины. Главный государственный инспектор по карантину растений, который является руководителем Главной государственной инспекции по карантину растений Украины, назначается на должность и освобождается от должности Министерством агропромышленного комплекса Украины. Приведенные примеры свидетельствуют о существовании разных подходов в определении правового положения государственных инспекций и их взаимоотношений с другими органами государственного управления. Следует учитывать, что государственная инспекция — специальный орган исполнительной власти с самостоятельными заданиями. Поэтому правовой статус, организация и компетенция госинспекции должны быть закреплены в специальном законодательном акте о контрольных инспекциях, действующих в сфере исполнительной власти. Ориентировочным названием такого акта может быть: «О контрольных инспекциях в органах исполнительной власти» или необходимо выделить раздел в проекте Закона «О государственном контроле в сфере исполнительной власти». При таком порядке определения правового статуса государственной инспекции, получении властных полномочий от наивысшего органа государственного управления значительно повысится роль и авторитет этого контрольного органа. Такой подход будет содействовать и созданию правового обеспечения деятельности государственных инспекций, определению их структуры, взаимоотношений и разграничению компетенции между структурными подразделениями. Вместе с тем четкий правовой регламент государственных инспекций будет содействовать и эффективности их деятельности. При определении полномочий государственных инспекций необходимо установить правило, по которому государственная инспекция наделяется только теми полномочиями, которые характерны для нее как специального органа государственного управления — органа контроля. Поэтому недопустимо возложение на нее ответственности еще и за состояние дел в сфере управления, в которой она осуществляет контроль. В процессе административной реформы в Украине необходимое внимание должно быть уделено системе государственного контроля и системе органов государственного контроля в сфере исполнительной власти. Поэтому создание и деятельность уже существующих органов контроля в сфере управления необходимо рассматривать с учетом новых заданий, стоящих перед государственным управлением, изменений в самой системе управления и функциях органов государственного управления. Прежде чем ликвидировать, а потом создавать заново, необходимо использовать уже существующее, оставить в нем то, что оправдано практикой. А для этого следует четко определиться, какая система контроля необходима на данном этапе развития государства, какие задачи она должна выполнять и какой должна быть структура системы органов государственного контроля. Решение о целесообразности существования органов государственного контроля должно определяться не субъективно, чьим-либо желанием, а путем тщательного обоснования нужд практики. Если орган общей компетенции справляется с выполнением контрольной деятельности, и сама эта деятельность не требует специфической работы, ее объем может быть выполнен органом, наделенным правом контролировать. В этом случае нет необходимости в создании специального органа контроля. Другое дело, когда орган не имеет возможности исполнять функции контроля полной мерой. В таком случае должна создаваться соответствующая структура для ее выполнения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.008 с.) |