Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты и стадии производства по делам об административных проступкахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Всех субъектов производства можно поделить на группы. К первой следует отнести так называемых лидирующих субъектов. К этой группе относятся, прежде всего, органы, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении. Перечень этих органов установлен ст. 213 КоАП, а также ст.ст. 218-2448 (порядка 44 субъектов). Кроме того, это органы, уполномоченные на составление протокола об административном правонарушении ст. 255 КоАП, а также государственные органы и должностные лица, исполняющие постановления о наложении административных взысканий (например, ст. 313 КоАП закрепляет участие в производстве таких субъектов, как государственные исполнители). Вторую группу составляют лица, лично заинтересованные в деле: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший и их законные представители — адвокаты, родители, опекуны и попечители. Наиболее полно в законе представлены права лица, привлекаемого к административной ответственности. Хотелось бы обратить внимание на важный аспект обеспечения защиты интересов лиц, лично заинтересованных в деле. Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставление правовой помощи при разрешении дел в судах и других государственных органах в Украине, в соответствии с Конституцией Украины, действует адвокатура. Адвоката, участвующего в производстве, следует наделить широкими процессуальными правами. Для этого исходной точкой должен явиться перечень прав адвоката, установленный ст. 6 Закона Украины «Об адвокатуре»1. Однако КоАП Украины значительно сужает права адвоката по сравнению с названным Законом. Третью группу составляют лица, содействующие осуществлению производства: свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, понятые. Иногда выделяют еще четвертую категорию субъектов — общественные организации, трудовые коллективы и др, которые могут заявлять ходатайства, либо им могут быть переданы материалы дела для рассмотрения при освобождении лица от административной ответственности. Любая правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс и проходит ряд последовательных стадий. Для производства по делам об административных проступках, как разновидности правоприменительной деятельности, характерна волнообразность, цикличность и стадийность. Остановимся на краткой характеристике стадий производства по делам об административных проступках. Анализ положений КоАП позволяет выделить такие стадии производства по делам об административных правонарушениях: — возбуждение дела; — административное расследование; — рассмотрение дела и принятие по нему решения; — пересмотр постановления по жалобе либо по протесту; — исполнение постановления по делу. Первоначальной является стадия возбуждения дела. Следует различать поводы и основания к возбуждению дела об административном правонарушении. Поводами являются: заявления граждан, материалы, поступающие от правоохранительных органов, сообщения предприятий, учреждений и организаций, средств массовой информации, а также такой специфический повод как непосредственное обнаружение уполномоченным лицом факта совершения административного правонарушения. Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении будет выступать самостоятельной стадией в случае ее процессуального оформления в виде постановления прокурора о возбуждении данного дела. При отсутствии такого постановления прокурора, возбуждение дела является этапом стадии административного расследования. На стадии административного расследования устанавливаются фактические обстоятельства по делу. Установление фактических обстоятельств производится различными способами: опросом лиц, владеющих информацией, имеющей отношение к делу, освидетельствованием, проведением экспертизы, изъятием документов, осмотром, и т. д. Фактические обстоятельства фиксируются в соответствующих процессуальных документах. Данные фактические обстоятельства фиксируются затем в протоколе об административном правонарушении. Протокол является процессуальным документом, завершающим административное расследование. КоАП установлены обязательные требования к содержанию и реквизитам протокола, установлен круг лиц, имеющих право на составление протокола. В случае совершения административного правонарушения группой лиц, протокол составляется на каждое лицо отдельно. Протокол и все материалы расследования направляются органу (должностному лицу), уполномоченному на рассмотрение дела. К сожалению, КоАП Украины не содержит процессуальных сроков составления протокола. В Российской Федерации, к примеру, закреплено положение, в соответствии с которым протокол составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения, в случае же, если требуется дополнительное изучение обстоятельств дела, то в течение суток с момента выявления правонарушения. То же относится и к срокам передачи протокола органу, уполномоченному на рассмотрение дела. Процессуальные сроки в КоАП Украины не установлены (в РФ — сутки с момента составления). Процессуальные сроки установлены лишь в отношении протоколов о совершении коррупционного деяния — протокол должен быть передан в суд в 3-дневный срок с момента его составления. В законодательстве также не содержится норм, в соответствии с которыми орган, уполномоченный на рассмотрение дела, имел бы право возвратить протокол на доработку или переоформление, в случае, если протокол составлен без соблюдения требований, предъявляемых к нему (например, составлен неправомочным лицом). Следующей стадией является рассмотрение дела и вынесение по нему решения. Ст. 213 КоАП содержит перечень органов, уполномоченных на рассмотрение дел об административных проступках, а ст. 217 КоАП устанавливает полномочия должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Статья 276 включает нормы о месте рассмотрения дела об административном проступке. Исходя из принципа оперативности административного процесса, установлены довольно сжатые сроки для рассмотрения дела об административном проступке. По общему правилу, дело рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения уполномоченным органом протокола об административном правонарушении и иных материалов дела. По некоторым категориям дел установлены еще более краткие сроки рассмотрения. Так, дела о заготовке, переработке или сбыте радиоактивно загрязненных сверх допустимых уровней продуктов питания либо иной продукции (ст. 422); о незаконном производстве, приобретении, хранении, перевозке, пересылке наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах (ст. 44); об уклонении от медицинского осмотра или медицинского обследования (ст. 441); о нарушении правил о валютных операциях (ст. 162); о мелком хулиганстве (ст. 173); о распространении ложных слухов (ст. 1731); о распитии спиртных напитков в общественных местах и появлении в общественных местах в пьяном виде (ст. 178); о проявлении неуважения к суду (ст. 1853) и ряд других — рассматриваются в течение одних суток. Дела о торговле с рук в неустановленных местах (ст. 160); о незаконной торговой деятельности (ст. 1602); о нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 1851); о нарушении законодательства о референдуме (ст. 1864) и др. — в трехдневный срок. Дела о мелком хищении государственного или коллективного имущества (ст. 51) и др. — в пятидневный срок, а дела о нарушениях, связанных с использованием газа (ст. 101) и некоторые другие — в семидневный срок. Этап подготовки дела к рассмотрению характеризуется в ст. 278 КоАП, а сам порядок рассмотрения дела — в ст. 279. При рассмотрении дела уполномоченный орган либо должностное лицо должны выяснить ряд обстоятельств, дающих возможность решить вопрос о привлечении лица к административной ответственности: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли лицо административной ответственности, есть ли смягчающие или отягчающие обстоятельства и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При рассмотрении дела коллегиальным органом обязательно ведется протокол, реквизиты которого указаны в ст. 281 КоАП Украины. По результатам рассмотрения дела об административном проступке, орган или должностное лицо выносит одно из постановлений: 1. О наложении административного взыскания. 2. О применении мер воздействия, которые применяются к несовершеннолетним и предусмотрены ст. 241 КоАП Украины. 3. О прекращении дела (причем, прекращение дела имеет место и при передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, а также при передаче материалов дела прокурору, органу предварительного следствия или дознания, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном проступке (ст. 247 КоАП Украины). К постановлению законом предъявляются определенные требования (ст. 283). Постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), который вынес постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, относительно которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание нормативного акта, который предусматривает ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение. Если при разрешении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение органами одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, который подлежит взысканию, порядок и срок его возмещения. Постановление по делу должно содержать разрешение вопроса об изъятых вещах и документах, а также указание о порядке и сроке его обжалования. Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, которые присутствуют на заседании. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, которое рассмотрело дело, а постановление коллегиального органа — председательствующим на заседании и секретарем этого органа. Далее постановление доводится до сведения лиц, лично заинтересованных в исходе дела, а также до сведения предприятий, учреждений и организаций, которым оно адресовано. Следующей является стадия пересмотра постановления по жалобе или протесту. Данная стадия производства по делам об административных проступках является факультативной. Защита прав и свобод граждан во время осуществления производства по делам об административных проступках предусматривает осуществление компетентными органами и их должностными лицами, а также гражданами соответствующих процессуальных действий по восстановлению нарушенных прав и принудительному исполнению неисполненных либо исполненных ненадлежащим образом обязанностей путем применения правовых средств и способов. Таким образом, лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном проступке, а также потерпевший имеют право обжаловать вынесенное постановление. Представляется, что право на подачу жалобы принадлежит также и законным представителям указанных лиц. В ст. 288 КоАП Украины устанавливается перечень кассационных инстанций, в которые может быть подана жалоба на постановление по делу об административном проступке. Лицо, в отношении которого вынесено постановление, или потерпевший имеют ряд альтернативных возможностей для подачи жалобы. Так, постановление административной комиссии может быть обжаловано в исполнительный комитет того совета, который ее создал или в районный (городской) суд; решение исполнительного комитета поселкового, сельского совета — в исполнительный комитет районного, городского, районного в городе совета или в районный (городской) суд; постановления других органов (должностных лиц) о наложении административного взыскания в виде штрафа — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд; постановления о наложении других административных взысканий — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд. Во всех указанных случаях решение суда по жалобе является окончательным и не подлежит кассационному обжалованию в порядке административного производства. Следует отметить также, что постановление районного (городского) суда (судьи) о наложении административного взыскания при первоначальном рассмотрении ряда дел, которые могут рассматриваться только судом (о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного или общественного имущества и др.) является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит. Данное положение некоторыми учеными расценивается в качестве юридического нонсенса в свете современных требований по защите прав человека, и с этим стоит согласиться1. Постановление об одновременном наложении основного и дополнительного административных взысканий может быть обжаловано по выбору лица, относительно которого оно вынесено, или потерпевшим в порядке, установленном для обжалования основного или дополнительного взыскания. Постановление органа внутренних дел (должностного лица), Государственной инспекции по маломерным судам Украины о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола не может быть обжаловано в судебном порядке, а лишь в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). То же правило установлено и относительно обжалования постановления должностного лица военной автомобильной инспекции по делу о нарушении правил дорожного движения, совершенного водителем транспортного средства Вооруженных сил Украины. Жалоба направляется в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу об административном правонарушении, если другое не установлено законодательством Украины. Поступившая жалоба в течение трех суток посылается вместе с делом органу (должностному лицу), правомочному в соответствии с этой статьей ее рассматривать. В соответствии с положениями ст. 289 КоАП Украины, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Однако Законом Украины «Об обращениях граждан» предусмотрено следующее: жалоба на обжалуемое решение может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются. В Законе подразумевается жалоба на действия любых должностных лиц или органов государственной власти. Таким образом, между данными нормами существует коллизия, которая пока не разрешена. Статья 290 КоАП Украины предусматривает возможность опротестования прокурором постановления по делу об административном правонарушении. Кассационная инстанция вправе оставить постановление без ■изменения, а жалобу или протест без удовлетворения; отменить постановление по делу об административном проступке и направить его на новое рассмотрение; отменить постановление и закрыть дело. В кассационном порядке может быть принято решение об изменении взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом. Однако такое взыскание не может быть более суровым. Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать это дело, то такое постановление отменяется и дело посылается на рассмотрение компетентного органа (должностного лица). Статья 294 КоАП Украины устанавливает полномочия судьи, начальника органа внутренних дел, председателя вышестоящего суда и начальника вышестоящего органа внутренних дел относительно пересмотра некоторых дел. Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней посылается лицу, относительно которого оно вынесено. В тот же срок копия постановления посылается потерпевшему по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Протест на решение по жалобе вносится в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) относительно органа (должностного лица), который принял решение по жалобе. В отношении полномочий, осуществляемых прокурором в производстве по делам об административном правонарушении, следует сделать некоторую оговорку. Прокурор на основании переходных положений Конституции Украины (раздел 15) осуществляет на современном этапе полномочия по общему надзору за законностью, и, следовательно, имеет право внесения протеста на постановление по делу об административном проступке. Завершающей стадией производства по делам об административных проступках является исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Выделение стадии исполнения постановления в обособленный раздел КоАП Украины обусловлено тем, что в этой стадии принимают участие новые субъекты, с особыми полномочиями и особым характером работы1. Нормативное регулирование исполнения постановлений о наложении административных взысканий осуществлено в разделе V КоАП Украины. Помимо основных положений, имеющих отношение к наложению административных взысканий различных видов, в данном разделе содержатся специальные нормы, регламентирующие порядок наложения отдельных видов административных взысканий. Это: производство по исполнению постановления о вынесении предупреждения; производство по исполнению постановления о наложении штрафа; производство по исполнению постановления о возмездном изъятии предмета; производство по исполнению постановления о конфискации предмета, денег; производство по исполнению постановления о лишении специального права; о применении исправительных работ; о применении административного ареста, а также производство по исполнению постановления в части возмещения имущественного ущерба. Глава 21. ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
Необходимо сразу указать, что в административный процесс включаются лишь такие дисциплинарные производства, которые урегулированы материальными и процессуальными нормами административного права. Таким образом, к административному процессу не могут быть отнесены производства по делам о дисциплинарных проступках относительно рабочих и служащих, которые регламентируются нормами трудового права. Круг дисциплинарных производств, регулируемых преимущественно нормами административного права, ограничивается дисциплинарными производствами относительно государственных служащих, учащихся, лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также лиц, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине. Взяв за основу определение дисциплинарного производства, предлагаемое Д. Н. Бахрахом1, можно дать следующее понятие дисциплинарного производства по административному праву: это урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности. Большинство ученых-административистов рассматривают дисциплинарное производство как одну из составляющих админист-ративно-юрисдикционного процесса, то есть как одно из его производств2. При этом Д. Н. Бахрах уточняет, что одним из производств административно-юрисдикционного процесса является дисциплинарное производство на основе норм административного права3. Следовательно, представляется, что к дисциплинарному производству по административному праву могут применяться все основополагающие категории административно-юрисдикционного процесса. Дисциплинарное производство по административному праву базируется на определенных принципах, которые являются исходными позициями, лежащими в основе проведения процессуальной деятельности по делам о дисциплинарных проступках. Данные принципы выступают в качестве руководящих положений при осуществлении рассмотрения дел о дисциплинарных проступках государственных служащих, учащихся и других субъектов и пронизывают все стадии дисциплинарного производства. Учитывая процессуальный характер дисциплинарного производства, очевидно, что ему присущи общепроцессуальные принципы, то есть характерные для любого вида юрисдикционной деятельности. Это принципы: законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др. Наравне с общими принципами, дисциплинарному производству присущи и некоторые специфические. Их наличие обусловлено индивидуальными особенностями дисциплинарного производства, такими как внесудебный порядок и наличие особых субъектов. Это — принципы экономичности, оперативности, целесообразности. Подчеркнем, что принципы дисциплинарного производства должны быть закреплены в правовых нормах, только в этом случае они приобретают реальную общую обязательность и юридическую силу. Дисциплинарные производства по административному праву можно различать в зависимости от категорий лиц, относительно которых они проводятся. Так, можно выделить: — дисциплинарное производство в отношении государственных служащих; — дисциплинарное производство в отношении учащихся; — дисциплинарное производство в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы; — дисциплинарное производство в отношении лиц, к которым применяются нормы уставов или положений о дисциплине. Кроме того, указанные виды также могут быть разделены на подвиды. Подвиды дисциплинарных производств можно различать в зависимости от того, относительно какого вида государственных служащих осуществляется дисциплинарное производство и какими нормативными актами оно регулируется. Так, можно выделить: а) дисциплинарные производства относительно военнослужащих и работников органов внутренних дел, которые регулируются Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Украины и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Украины; б) дисциплинарные производства относительно прокурорско-следственных работников регулируются Дисциплинарным уставом прокуратуры Украины; в) дисциплинарные производства относительно служащих таможенных органов, которые регулируются Положением о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины; г) дисциплинарные производства относительно судей регулируются Законами Украины «О статусе судей», «О судоустройстве Украины» и др. Дисциплинарные производства относительно учащихся могут быть также классифицированы в зависимости от вида на: 1) дисциплинарные производства относительно учеников школ; 2) дисциплинарные производства относительно учащихся профессионально-технических учреждений; 3) дисциплинарные производства относительно студентов высших учебных заведений и др. В зависимости от сложности и объема процессуальной деятельности, которая выражается в наименовании, количестве и содержании стадий дисциплинарного производства, можно выделить упрощенное и обычное дисциплинарные производства. Несмотря на многочисленные отличия в порядке проведения дисциплинарного производства для разных категорий лиц, можно выделить ряд общих положений, характерных для всех указанных выше видов производств: — за один и тот же дисциплинарный проступок может быть • наложено только одно дисциплинарное взыскание; — при осуществлении дисциплинарного проступка совместно несколькими лицами, дисциплинарное взыскание накладывается на каждого виновного в отдельности; — при избрании вида взыскания, уполномоченными лицами учитываются характер проступка, его последствия, обстоятельства при которых он был совершен, предшествующее поведение правонарушителя, его отношение к службе, квалификация, стаж службы и прочие обстоятельства; — перед применением дисциплинарного взыскания от обвиняемого в совершении дисциплинарного проступка истре-буется объяснение (в письменном или устном виде); — продолжительность осуществления дисциплинарного производства связана определенными временными рамками (сроками); — лицо, на которое наложено наказание, имеет право его обжаловать. Учитывая важность и специфику дисциплинарного производства относительно государственных служащих, хотелось бы более детально остановиться на его характеристике. Для начала нужно выяснить, что такое дисциплинарная ответственность государственных служащих, так как именно для ее реализации и осуществляется дисциплинарное производство. К государственным служащим применяются разные виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, материальная, однако чаще всего к государственным служащим применяются меры дисциплинарной ответственности. Это выражается в наложении компетентным должностным лицом или органом подчиненного по службе служащего, который совершил дисциплинарный проступок, указанного в законе дисциплинарного взыскания. Дисциплинарная ответственность государственных служащих представляет собой претерпевание государственным служащим лишений и ограничений личного или имущественного характера за осуществление дисциплинарного проступка или другого нарушения, за которое законом предполагается применение мероприятий дисциплинарной ответственности уполномоченными на то субъектами. Дисциплинарная ответственность государственных служащих имеет двоякий характер. Она устанавливается, во-первых, на общих основах с другими гражданами (например, равенство всех перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушении и т. д.); а во-вторых, с учетом специфики профессиональной деятельности государственных служащих1. В современный период целесообразно различать дисциплинарную ответственность по трудовому праву, дисциплинарную ответственность, урегулированную нормами административного и трудового права, и дисциплинарную ответственность по административному праву. Раньше в литературе указывалось, что дисциплинарная ответственность, в основном, регулируется нормами трудового права. Однако с закреплением в законодательстве особой категории работников — государственных служащих, данное положение подлежит пересмотру и конкретизации. Дисциплинарная ответственность государственных служащих, вследствие специфики осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности подлежит регулированию нормами административного права. Выделяют общую и специальную дисциплинарную ответственность государственных служащих. Общей дисциплинарной ответственности государственные служащие сейчас подлежат по нормам административного и трудового права, а специальная дисциплинарная ответственность регламентируется исключительно нормами административного права, а именно уставами и положениями о дисциплине, а также специальными нормативными актами. Другими словами, все те государственные служащие, которые не несут ответственность по уставам и положениям о дисциплине, подлежат общей дисциплинарной ответственности государственных служащих. Специальную дисциплинарную ответственность несут военнослужащие, работники органов внутренних дел, работники прокуратуры, судьи, а также другие государственные служащие, на которых распространяется действие уставов и положений о дисциплине. И общая, и специальная дисциплинарная ответственность государственных служащих имеют ряд признаков, которые позволяют отмежевать их от других видов юридической ответственности. 1. Основанием для дисциплинарной ответственности государственных служащих является дисциплинарный проступок. Однако, в специально установленных в законодательстве случаях, основанием дисциплинарной ответственности могут выступать нарушение морального характера, а также совершение административного проступка. 2. Дисциплинарная ответственность выражается в применении к государственным служащим дисциплинарных взысканий. В соответствии сп. 22 статьи 92 Конституции Украины за действия, являющиеся дисциплинарными правонарушениями, и ответственность определяется исключительно законами Украины. Соответственно, дисциплинарные взыскания должны закрепляться законами Украины, то есть актами, которые имеют высшую юридическую силу. Можно выделить четыре группы дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным служащим. Первую группу составляют взыскания морально-правового характера: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии, лишение особого нагрудного знака. Ко второй группе относятся взыскания, которые временно ограничивают свободу передвижения, или приводят к лишению определенных благ, таких как лишение очередного увольнения, назначение вне очереди в наряд на роботу или в наряд по службе; арест с надзором на гауптвахте до 10 (7) суток. В третью группу входят взыскания, касающиеся должности или звания лица, совершившего дисциплинарный проступок: задержка в присвоении очередного ранга (звания) или в назначении на более высокую должность; понижение квалификационного класса; понижение классного чина; понижение в должности; понижение в звании; лишение звания. Последнюю группу составляют наиболее суровые меры дисциплинарной ответственности — взыскания, которые прекращают пребывание лица на государственной службе, а именно: увольнение со службы (с лишением классного чина); освобождение от должности. Нужно указать, что в странах с устоявшимися системами государственной службы к государственным служащим применяются аналогичные с установленными в Украине, или похожие мероприятия дисциплинарной ответственности. Так, во Франции, где дисциплинарная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности, применяемой к государственным служащим, законом также предусмотрены предупреждения и выговор. Более суровые виды связаны с продвижением по службе: прекращение повышения в разряде; временное увольнение сроком до 15 дней; перевод на другое место работы; понижение в разряде; временное увольнение на срок от 6 месяцев до 2 лет1. В США, в дисциплинарной практике разных ведомств используются предупреждение, выговор, понижение в должности, временное отстранение от работы без выплаты зарплаты, увольнение со службы. В полиции применяется наложение денежного штрафа как мера дисциплинарного взыскания2. В Японии широко применяются дисциплинарные санкции материального характера: временное устранение от должности сроком от одного дня до одного года (за это время государственный служащий, как правило, не получает заработную плату); удержание из должностного оклада (может быть удержано до трети жалованья за период от одного дня до одного года). Применяются также освобождение от должности и письменный выговор (замечание)3. В Египте среди видов взысканий, которые накладываются на государственных служащих, значительное место занимают дисциплинарные взыскания, приводящие к материальным лишениям государственных служащих: отсрочка не более чем на три месяца назначения надбавки к должностному окладу; удержания из заработной платы не более двух месяцев на протяжении года в размере до 25%; снятие половины надбавки к должностному окладу, который полагается за выслугу лет; отстранение от работы на срок до шести месяцев на протяжении года с соответствующим удержанием из заработной платы; снятие надбавки к должностному окладу. На служащих могут накладываться также предупреждение, отсрочка повышения по службе на срок до двух лет, понижение в должности, переведение на пенсию; увольнение4. Таким образом, при сравнении перечней дисциплинарных взысканий, которые применяются к государственным служащим в Украине и в других государствах, можно отметить следующее. В зарубежных государствах большой удельный вес составляют дисциплинарные взыскания материального характера, которые, несомненно, являются для основной массы служащих более действенными, чем, например, моральные дисциплинарные взыскания. Эффективность таких мероприятий дисциплинарной ответственности не оспаривается и, возможно, в ближайшем будущем наступит такой период развития нашего общества, когда введение вышеназванных дисциплинарных взысканий будет благоприятным. При применении дисциплинарной ответственности положение усложняется тем, что установленные законодательством дисциплинарные взыскания не имеют «привязки» к видам служебных проступков. Таким образом, в законодательстве, за редким исключением (например, Закон Украины «О борьбе с коррупцией») не дается соотношение между видом дисциплинарного проступка, числом случаев его осуществления, мерой вины служащего, последствиями и мерой дисциплинарного взыскания. Таким образом, поскольку применение дисциплинарных взысканий базируется на усмотрении субъектов, наделенных дисциплинарной властью, определенная регламентация здесь будет выступать гарантией от нарушений прав государственных служащих и в то же время будет оказывать содействие неотвратимости наступления ответственности за правонарушения. 3. Следующим признаком дисциплинарной ответственности, которая отображает присущие только ей особенности является то, что право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти. Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках устойчивых коллективов работников, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива. 4. Еще один признак — это наличие специального субъекта такой ответственности, а именно государственного служащего. 5. Характерной особенностью дисциплинарной ответственности государственных служащих является также то, что она устанавливается многочисленными разрозненными законами и подзаконными актами. Основные нормативные акты, которые содержат положения о дисциплинарной ответственности государственных служащих: Закон Украины «О государственной службе», Закон Украины «О борьбе с коррупцией», Закон Украины «О статусе судей», Закон Украины «О прокуратуре» и Дисциплинарный устав прокуратуры Украины, Закон Украины «О милиции» и Дисциплинарный устав органов внутренних дел Украины, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Украины, Положение о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах Украины, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 февраля 1993 г, Инструкция «Об аттестации должностных лиц таможенных органов Украины» и др. Кроме того, 13 июня 1995 г. Постановлением Кабинета Министров Украины был утвержден Порядок проведения служебного расследования, регулирующий проведение служебного расследования относительно государственных служащих. Базовым и наиболее распространенным основанием дисциплинарной ответственности, как уже было сказано, является совершение дисциплинарного проступка. Однако, дисциплинарное законодательство, в отличие от уголовного и административного, не дает определения основания дисциплинарной ответственности. Дисциплинарный проступок государственного служащего, это — общественно-вредное противоправное виновное деяние (д
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.012 с.) |