Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Контроль является важным признаком содержания государственного управления. Контроль явление многогранное и многоплановое. В зависимости от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль может быть охарактеризован как форма или вид деятельности, как принцип, как функция. Исходя из понимания сути контроля в сфере управления как наблюдения за соответствием деятельности руководимого объекта предписаниям, полученным от руководящего субъекта, и исполнением принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы. Функция контроля в государственном управлении состоит в анализе и сопоставлении фактического состояния той или иной отрасли с требованиями, стоящими перед ней, отклонений в исполнении поставленных заданий и причин таких отклонений, а также в оценке деятельности и целесообразности именно такого пути. Такая специфичность предназначения контроля, как отмечают в своих трудах исследователи этой проблемы, и дает возможность выделить его среди других функций управления, создать специальные органы, которые не исполняют или почти не исполняют иных, кроме контроля, государственных функций, определить компетенцию таких органов. В литературе встречается мнение, что контроль, по сравнению с другими функциями управления, носит вторичный характер. Представляется, что и при перечислении функций управления (где контроль обычно ставится в конце этого перечня), и при их рассмотрении речь идет не о его второстепенности как вида деятельности, а о последовательности действий в процессе управленческой деятельности. Контроль не существует в изолированном виде, — не должно быть контроля ради контроля. Контроль осуществляется в определенной отрасли управления с ее особенностями и конкретным содержанием, а значит в определенном объеме и в определенной форме. Он направлен на конкретный результат и пути достижения этого результата, а также устранение субъективных и учет объективных препятствий при осуществлении управленческой деятельности. В государственном управлении контроль находится в тесной связи с другими функциями управления и вместе с тем предназначен для оценки соответствия осуществления этих функций заданиям, поставленным перед управлением. Контроль обеспечивает конкретность управления и осуществление его в соответствии с принятыми решениями. С помощью контроля, который в кибернетике носит название «обратной связи», субъект управления получает информацию о результатах деятельности, а также о тех ошибках и изменениях ситуации, которые могут привести к неисполнению поставленных задач или получению совершенно других результатов. Имея информацию о правомерности или неправомерности деятельности органа или должностного лица, ее целесообразности, можно оперативно вмешаться, привести рычаги управления в соответствие со сложившимися условиями, и предотвратить нежелательные последствия. Контроль дает возможность не только корректировать управленческую деятельность, но и помогает предвидеть перспективы дальнейшего развития и достижения конкретного результата. Современное построение Украинского государства ориентировано на новые принципы деятельности органов исполнительной власти, а, соответственно, и на новые подходы к заданиям, функциям государственных органов, их структуры. В связи с этим возник вопрос о предназначении контроля как функции управления, изменении компетенции государственных органов контроля. Новые условия развития государства и его влияние на общество требуют адекватных подходов к системе государственного контроля и ее законодательного обеспечения. Необходимость существования такой системы объясняется тем, что с переходом к новым политическим и экономическим основам нашего общества не стало меньше недостатков в сфере государственного управления, а управленческие решения, даже принятые высшими органами исполнительной власти, не совершенны. Украина строит рыночные отношения, характерным признаком которых является существование разных форм собственности. В этих условиях роль государственного управления и контроля как его важной функции значительно возрастает. Изменяются их назначение, формы работы, а в некоторых отраслях и объем, однако значение в общем не уменьшается. Функцию контроля в сфере управления осуществляет в разных объемах и формах большинство государственных органов. Процесс демократизации внес изменения в соотношение централизации и децентрализации управления, предназначение контроля, формы и методы его осуществления. Из способа наказания контроль приобрел информационно-аналитический характер, стал неотъемлемым фактором дальнейшего развития управления. На уровне органов исполнительной власти контроль трансформируется в функцию, которая может быть основной деятельностью или выступать только элементом более широкой деятельности. Понятие системы контроля в сфере государственного управления не исчерпывается и не сводится к системе органов. Оно намного шире, поскольку содержит и органы, и лица, для которых контроль не является основной деятельностью, а таких органов большинство. Таким образом, система государственного контроля состоит из государственных органов и должностных лиц, которые наделены какими-либо контрольными полномочиями относительно органов государственного управления. Вместе они рассматриваются как единая система, исполняющая функцию контроля. В отличие от системы государственного контроля, система органов государственного контроля является более узким понятием. Его составляют только государственные органы, для которых контроль — основная деятельность относительно конкретных вопросов, которая осуществляется более глубоко и профессионально. Однако независимо от того, какие органы осуществляют контрольную функцию и в каком объеме, контрольная деятельность базируется на единых принципах, и в ее основу положены задания повышения эффективности управления и его дальнейшее совершенствование. Построение контрольных систем и их деятельность осуществляется на основании определенных принципов. Существуют различные точки зрения относительно принципов контроля и критериев систематизации этих принципов. Рассматривая контроль как важную функцию государственного управления, при построении системы контроля и его осуществлении следует исходить из общих принципов государственного управления. Вместе с тем, как самостоятельная функция органов контроля, специфика которой дает возможность выделить ее из числа других функций управления, она руководствуется присущими ей принципами, дополняющими, конкретизирующими общие принципы управления. Исходя из сегодняшних реалий и тех заданий, которые стоят перед контролем, представляется возможным выделить такие основные принципы контроля, как: объективность, действенность, гласность, систематичность, регулярность. Принцип объективности контроля предусматривает анализ реальных фактов и всесторонность их рассмотрения. И хотя любое управленческое решение несет в себе элемент субъективности, однако оно должно базироваться на объективных, реальных фактах. Так и контрольная деятельность должна основываться на действительности, реальности, конкретности фактов. Объективность контроля вытекает из точного изучения фактов и документов, заслушивания пояснений, которые проверяются заинтересованными лицами, проведения необходимых подсчетов, анализов, измерений, сопоставлений, выявления причин нарушений, недостатков или ошибок. И лишь обобщение всех полученных таким образом данных и приводит к правильным, обоснованным выводам, вырабатывает умение докопаться до сути ради установления истины. Все это дает возможность найти правильное решение при устранении нарушений или предупредить нежелательные последствия. Действенность контроля состоит в реальных последствиях выявления нарушений действующего законодательства, принятых норм и правил. На него возложена обязанность не только выявить допущенные нарушения, но и глубоко их проанализировать, сделать выводы о возможных последствиях, пустить в ход государственный механизм защиты. Предназначение контроля состоит в создании предпосылок и осуществлении управленческой деятельности исходя из интересов человека и общества, предупреждении неправомерной деятельности органов управления и должностных лиц. Принцип действенности контроля положен в основу реагирования органов контроля, всей системы контроля путем применения соответствующих мер самостоятельно или передачи результатов и выводов уполномоченным органам для принятия решений. По своему влиянию и результативности принцип гласности в деятельности органов контроля занимает важное место. Освещение направлений деятельности органов государственного управления по выведению страны из кризиса, соответствие существующей правовой базы отношениям, складывающимся в сфере управления, создание государственных программ и их исполнение, действия органов управления разных уровней и должностных лиц направлены на эффективность управления. Контроль за положением дел в различных отраслях управления и правдивая информация о таком положении, выявление нарушений, некомпетентности, вынуждают правительство, органы исполнительной власти искать пути выхода и применять радикальные меры. Такой контроль, основанный на гласности о случаях бесхозяйственности, нарушении интересов человека, злоупотреблении служебным положением, бездеятельности органов управления, будет содействовать оперативному устранению имеющихся недостатков. Принцип гласности контроля предусматривает не только выявление недостатков и обязательное наказание, но и постановку актуальных проблем, обсуждение проектов управленческих решений, подготовку общественного мнения. При осуществлении контроля необходимо соблюдение принципа систематичности, регулярности. Это вносит определенный порядок и дисциплину в работу как того, кого контролируют, так и того, кто осуществляет этот контроль. Кроме того, систематический контроль дает возможность лучше ориентироваться в конкретной отрасли управления и постоянно анализировать состояние дел, а также выявить недостатки в управленческой деятельности, отыскать резервы или предупредить непредвиденные последствия. Принцип регулярности контроля стимулирует саму контрольную деятельность к повышению эффективности и позитивного влияния на достижение результата. Создавая сильное дееспособное государство, не следует забывать о его основном предназначении — надежно защищать интересы и права человека. Для этого необходимо сформировать соответствующий механизм, который бы создавал условия реализации, способы защиты этих прав и содействовал бы дальнейшему их осуществлению. Одной из гарантий такого служения интересам человека в сфере управления может быть контроль. В Украине продолжается процесс поиска и становления эффективной системы государственного управления, построения организационной структуры системы органов и их деятельности. В соответствии с этим процессом создается и система контроля в сфере исполнительной власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.206.141 (0.008 с.) |