Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административно-правовой статус объединений гражданСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Специфика объединений граждан как субъекта административного права обнаруживается во взаимоотношениях объединения с государственными органами, прежде всего с органами исполнительной власти. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов легализованных в установленном законодательством порядке объединений граждан. В отношении отдельных их видов Верховной Радой Украины устанавливаются льготы по налогообложению доходов, предоставляется материальная помощь. Так, государственная поддержка молодежных и детских общественных организаций осуществляется в таких формах: — предоставление молодежным и детским организациям информации о государственной политике относительно детей и молодежи; — предоставление методической и организационной помощи по вопросам социального становления и развития молодежи и детей; — содействие созданию предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют услуги молодежи и детям или оказывают содействие занятости молодежи; — молодежные и общественные организации освобождаются от уплаты за государственную регистрацию и сбора за регистрацию их символики. Кроме этого, осуществляется и финансовая поддержка деятельности указанных организаций, для чего при утверждении Государственного бюджета в нем отдельно предусматриваются расходы для такой поддержки. Согласно ст. 20 Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях», те из них, которые существуют лишь на членские взносы и благотворительные пожертвования, освобождаются от уплаты налогов и других платежей в бюджет и специальные фонды. Административно-правовые отношения в деятельности объединения граждан отличаются в зависимости от вида и статуса объединения. В соответствии со ст. 9 Закона «Об объединениях граждан», они создаются и действуют со всеукраинским, местным и международным статусом. Ко всеукраинским объединениям граждан принадлежат такие объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей Украины, у которых есть местные ячейки в большинстве ее областей. К местным объединениям относятся объединения, деятельность которых распространяется на территорию соответствующей административно-территориальной единицы или региона. Территория деятельности самостоятельно определяется объединением граждан. Общественная организация является международной, если ее деятельность распространяется на территорию Украины и хотя бы одного иностранного государства. Таким образом, правовая предпосылка для предоставления статуса международного общественного объединения состоит в наличии на территории одного или более иностранных государств структурных подразделений объединения. Законом не определена территориальная сфера деятельности объединения. Например, оно может действовать на территории административно-территориальной единицы, но при наличии иностранных организаций, отделений, филиалов или представительств, основатели должны зарегистрировать объединение со статусом международного. Политические партии в Украине создаются и действуют лишь со всеукраинским статусом. Запрещается создание и деятельность политических партий, руководящие органы или структурные подразделения которых находятся за пределами Украины. Специальными законами установлены особенности статуса отдельных видов общественных организаций. Так, Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что профессиональные союзы могут иметь статус местных, областных, региональных, республиканских, всеукраинских. Статус местных имеют профессиональные союзы, в состав которых входит не менее трех первичных организаций, которые действуют на предприятиях, в учреждениях, организациях одной административно-территориальной единицы, объединяющих не менее 9 членов профсоюза, которые работают на разных предприятиях, в учреждениях или организациях. Статус областных имеют профсоюзы, организационные звенья которых есть в большинстве административно-территориальных единиц одной области, городов Киева и Севастополя, где расположены предприятия, учреждения или организации определенной области; объединяют в профсоюзе большинство членов профсоюза, работающих по данной профессии или специальности в области, городах Киеве и Севастополе. Статус региональных имеют профсоюзы, организационные звенья которых есть в большинстве административно-территориальных единиц двух или более областей. Статус всеукраинских профсоюзов определяется по одному из таких признаков: 1. Наличие организационных звеньев профсоюза в большинстве административно-территориальных единиц Украины. 2. Наличие организационных звеньев профсоюза в большинстве тех административно-территориальных единиц Украины, где расположены предприятия, учреждения или организации определенной сферы, и которые объединяют не меньше трети членов профсоюзов этой отрасли или членов профсоюза определенной специальности, профессии. 3. Объединение в профсоюзе большинства членов профсоюза, которые работают по данной профессии или специальности в Украине. Согласно ст. 7 Закона «О благотворительности и благотворительных организациях» благотворительные организации могут иметь статус всеукраинских, местных и международных, который определяется по тем же принципам, что и в Законе «Об объединениях граждан». Статус молодежных и детских организаций определяется согласно Закону Украины «Об объединениях граждан» за одним исключением. Молодежное движение в Украине координируется Украинским национальным комитетом молодежных организаций, который является независимой неправительственной организацией и имеет статус всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций. Этот статус не изменяется от вступления указанной организации в международные молодежные организации. В процессе создания и деятельности между объединениями граждан и органами государственной власти возникают разнообразные правоотношения. Условием возникновения административно-правового статуса является его соответствующая легализация. Содержание регистрационных отношений объединений граждан Регистрационные отношения возникают в процессе организационного оформления статуса объединения и наделения его правами и обязанностями юридического лица. Субъектами административно-правовых отношений в этом случае, с одной стороны, выступает Министерство юстиции или его территориальные органы, местные органы исполнительной власти, исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов народных депутатов, а с другой — учредители общественного объединения: физические лица (юридические лица — в случае, если создается объединение (союз, ассоциация и т. п.) объединений граждан), которые ходатайствуют о предоставлении объединению статуса юридического лица. Легализация входит в функции органов исполнительной власти и осуществляется органами, четко определенными в действующем законодательстве. К таким органам относятся: — Министерство юстиции Украины; — местные органы исполнительной власти; — исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов. Деятельность объединения в соответствии со ст. 14 Закона «Об объединении граждан» может быть легализована путем регистрации или уведомления. Регистрационные отношения носят обязательный характер для политических партий и международных общественных организаций. Такая регистрация происходит в Министерстве юстиции Украины. Кроме этого, обязательной регистрации подлежат местные ячейки зарегистрированных всеукраинских и международных объединений граждан, если такая регистрация предусмотрена их учредительными документами, а также благотворительные организации (ст. 8 Закона «О благотворительности и благотворительных организациях») и профессиональные союзы (ст. 16 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Следует отметить, что объединения граждан отвечают за противоправные действия независимо от того, зарегистрированы они или нет (ст. 27 ч. 3 Закона «Об объединениях граждан»). Общественные организации и их союзы имеют право легализовать свое создание путем письменного уведомления соответствующих органов власти. Основное значение в статусе объединений граждан как субъектов административно-правовых отношений имеют их взаимоотношения с государством, его органами и должностными лицами. Закон об объединениях граждан вносит свои особенности в решение этой проблемы. Конституционное видение взаимоотношений объединений и государства сводится к свободе деятельности объединений и добровольности членства в них. Регистрационные отношения возникают также и в случае, если легализованная общественная организация выступает учредителем или является постоянным членом международной организации, или другим путем распространила свою деятельность на территорию иностранного государства. В таком случае она должна в месячный срок подать необходимые документы для перерегистрации в Министерство юстиции в качестве международной. В других случаях, при внесении изменений в уставные документы, объединение граждан в пятидневный срок извещает регистрирующий орган о прошедших изменениях. Государственной регистрации, порядок которой определяется Кабинетом Министров Украины, подлежит также символика объединений граждан. Регистрация отдельных разновидностей объединений граждан, в частности политических партий, имеет свои особенности. Важнейшими признаками политических партий являются влияние на формирование политической воли граждан, их участие в выборах в органы государственной власти и муниципальные органы: эти полномочия политических объединений должны быть непременно отображены в их уставах. Уведомительный режим легализационных отношений, предусмотренный Законом «Об объединениях граждан», не распространяется на политические партии: последние должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции. Таким образом, статус политических партий и других объединений граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти предусматривает разнообразные методы государственного принуждения: политические объединения, в отличие от неполитических, больше подлежат императивному влиянию государственных органов. Объединению граждан может быть отказано в регистрации лишь в случае, если его уставные или другие документы, представленные для регистрации, противоречат действующему законодательству. Решение об отказе в регистрации должно быть в письменной форме и содержать мотивированные основания такого отказа. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Составляющие административно-правового статуса объединений граждан Объединения граждан, в силу своей природы, не имеют властных полномочий, но они наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, поэтому являются участниками разнообразных административно-правовых отношений. Для осуществления целей и задач, определенных в уставных документах, зарегистрированные объединения граждан обладают такими правами: — представлять и защищать свои законные интересы и законные интересы своих членов в государственных и общественных органах; — принимать участие в политической деятельности, проводить массовые мероприятия (собрания, митинги, демонстрации и т. п.); — идейно, организационно и материально поддерживать другие объединения граждан, предоставлять помощь в их создании; — создавать учреждения и организации; — получать от органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления информацию, необходимую для реализации своих целей и задач; — вносить предложения в органы власти и управления; — распространять информацию и пропагандировать свои идеи и цели; — учреждать средства массовой информации. Кроме этого, объединения граждан имеют право учреждать предприятия, необходимые для выполнения уставных целей, осуществлять хозяйственную и другую коммерческую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством. Указанные права являются общими для всех объединений граждан, за некоторыми исключениями. Так, политические партии, создаваемые ими учреждения и организации не имеют права учреждать предприятия, кроме средств массовой информации, и заниматься хозяйственной и другой коммерческой деятельностью, за исключением продажи общественно-политической литературы, других пропагандистско-агитационных материалов, изделий с собственной символикой, проведения фестивалей, праздников, выставок, лекций, других общественно-политических мероприятий. Вместе с тем, политические партии наделены законодательством дополнительными правами, которые связаны со спецификой их целей и задач. К таким правам относятся: — право свободно проводить свою деятельность в пределах, предусмотренных законодательством; — право принимать участие в формировании органов власти, иметь представительство в их составе; — право доступа во время избирательной кампании к государственным средствам массовой информации; — право поддерживать международные связи с политическими партиями, общественными организациями других государств, международными и межправительственными организациями, основывать международные союзы (но лишь такие, уставами которых предусмотрено создание только консультативных или координационных центральных органов); — идейно, организационно и материально поддерживать молодежные, женские и прочие объединения граждан, предоставлять помощь в их создании. Политическим партиям гарантируется свобода оппозиционной деятельности, в том числе: — возможность излагать публично и отстаивать свою позицию по вопросам государственной и общественной жизни; — принимать участие в обсуждении, делать достоянием гласности и обосновывать критическую оценку действий и решений органов власти, используя для этого государственные и негосударственные средства массовой информации в порядке, установленном законом; — вносить в органы государственной власти Украины и органы местного самоуправления предложения, которые обязательны для рассмотрения соответствующими органами в установленном порядке. Все эти права политические партии имеют право осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством. Молодежные общественные организации наделены правом вступать в избирательные коалиции, но ни молодежные, ни тем более, детские организации и их союзы не могут образовывать и вступать в избирательные блоки (ст. 7 Закона Украины «О молодежных и детских общественных организациях»). Перечень этих прав не является исчерпывающим. Объединения граждан пользуются и другими правами, предусмотренными законами Украины. Довольно широкий круг прав установлен для профессиональных союзов и их объединений. Законодатель разделил права профсоюзов на группы, среди которых выделил: право профсоюзов, их объединений представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов; права в обеспечении занятости населения; право защиты прав граждан на труд и на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде; права в сфере социального страхования и социального обеспечения; право в управлении предприятиями и при изменении форм собственности; право привлечения к ответственности должностных лиц и т.п. Все эти права реализуются профсоюзами в разных сферах права, в частности, в административном. Права благотворительных организаций также дополнительно очерчены соответствующим законом, и также их перечень не является исчерпывающим. В отношении определения обязанностей объединений граждан, Законом Украины «Об объединениях граждан» они определяются не в одной статье (такой статьи в законе нет), а в нескольких. Так, статьей 6 «Принципы создания и деятельности объединений граждан» установлена обязанность объединений граждан регулярно обнародовать свои основные документы, состав руководства, данные об источниках финансирования и затратах. В статье 22 «Ограничение получения средств и другого имущества политическими партиями, их учреждениями и организациями» указана обязанность политических партий каждый год публиковать свои бюджеты для ознакомления, а статья 24 «Хозяйственная и другая коммерческая деятельность» вменяет в обязанность объединениям граждан вести бухгалтерский учет, статистическую отчетность, регистрироваться в органах государственной налоговой инспекции и вносить в бюджет платежи в порядке и размерах, предусмотренных законодательством. Кроме этого, легализованная общественная организация, которая выступила учредителем, постоянным членом международной организации или другим путем распространила свою деятельность на территорию иностранного государства, обязана в месячный срок подать необходимые документы для перерегистрации в Министерство юстиции в качестве международной. В статье 15 Закона «О политических партиях в Украине» закреплено ограничение в финансировании политических партий. Так, не допускается финансирование политических партий органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями, в имуществе которых есть части, являющиеся государственной или коммунальной собственностью, или принадлежат нерезидентам; иностранным государствам и их гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям; благотворительным и религиозным организациям и объединениям; анонимным лицам или лицам под псевдонимом; политическим партиям, которые не входят в избирательный блок политических партий. Специальным законодательством установлены обязанности благотворительных организаций, к которым отнесены: обеспечение выполнения уставных задач, свободный доступ к отчетам, документам о хозяйственной и финансовой деятельности таких организаций. Контрольные полномочия органов исполнительной власти, правовые последствия контроля Административно-правовые отношения возникают также в процессе осуществления контрольных полномочий органами исполнительной власти, которые производят легализацию объединений граждан, по соответствию деятельности объединений их уставным целям. В этом случае предусмотрено не только право органов, осуществляющих контроль, требовать необходимые документы объединений, получать объяснения, но и обязанность последних предоставлять их, а также ответственность объединений в случаях нарушений законодательства. Закон предусматривает и другой метод реализации органами власти своих контрольных полномочий. Такие органы «имеют право присутствовать на мероприятиях, которые проводятся объединениями граждан» (ст. 25 Закона Украины «Об объединениях граждан»). И в данном случае Закон не уточнил, какие именно мероприятия имеются в виду. Очевидно, что государственные органы могут осуществлять контроль далеко не во всех сферах деятельности объединений. Органы государственной власти вправе и обязаны контролировать лишь мероприятия, которые осуществляются руководящими и контрольно-ревизионными органами объединений, поскольку именно здесь решаются все проблемы деятельности объединений как субъектов публично-правовых отношений. Должностные лица государственных органов вправе принимать участие в заседании руководящего органа, запрашивать необходимую информацию о принятых им решениях и т. п. Надзор за выполнением и соблюдением законности объединениями граждан осуществляют органы прокуратуры. Контроль за источниками и размерами поступлений, уплатой налогов объединениями граждан осуществляют соответственно финансовые органы и органы государственной налоговой инспекции. Объединения граждан в установленном порядке должны подавать финансовым органам декларации о своих доходах и затратах. Ежегодно на основании финансовых деклараций в газете «Голос Украины» публикуются списки лиц, пожертвования которых в пользу политических партий превышают размер, установленный Верховной Радой Украины. Специальная комиссия Верховной Рады Украины, в состав которой входят депутаты — представители всех представленных в парламенте политических партий, рассматривает их финансовую деятельность за год и докладывает свои выводы на пленарном заседании Верховной Рады. В случае нарушения финансовой дисциплины политическая партия несет ответственность в соответствии с законодательством. Государственный контроль за деятельностью политических партий осуществляют Министерство юстиции — относительно соблюдения политической партией требований Конституции и законов Украины, а также устава политической партии, и Центральная избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии — относительно соблюдения политической партией порядка участия в избирательном процессе. Должностные лица легализующих органов и граждане за нарушение законодательства об объединениях несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Административная ответственность состоит в применении к объединениям граждан таких взысканий, как предупреждение, штраф, временный запрет (остановка) отдельных видов деятельности, временный запрет (остановка) деятельности, принудительный роспуск (ликвидация). Предупреждение применяется соответствующим легализующим органом в письменном виде при совершении объединением граждан правонарушения, не влекущего за собой обязательного применения другого вида взыскания. В случае грубого или систематического совершения правонарушений, по представлению легализующего органа или прокурора на объединение граждан накладывается штраф в судебном порядке. Законом предусмотрены два случая применения санкций к объединениям граждан, которые совершили противоправные действия: 1) выявление нарушения законодательства; 2) совершение действий, противоречащих их уставным целям. Приостановление деятельности объединения граждан и его ликвидация представляют собой два взаимозависимых процессуальных действия, которые отличаются по смыслу возникающих правоотношений. Полномочия по приостановлению деятельности объединений имеют легализующие органы и прокуратура, которые обращаются с соответствующим представлением в суд. В первом случае, при временном запрете отдельных видов или всей деятельности объединения граждан, после устранения причин, ставших основанием для временного запрета, по ходатайству объединения граждан его деятельность может быть восстановлена судом в полном объеме. При ликвидации (принудительном роспуске) суд одновременно решает вопрос о прекращении выпуска печатного средства массовой информации того объединения, которое ликвидируется. Решение о принудительном роспуске всеукраинских и международных объединений граждан на территории Украины принимается Конституционным судом. В случае приостановления деятельности, объединение граждан сохраняет некоторые полномочия юридического лица, в частности, оно вправе использовать денежные взносы в банках, предназначенные для финансирования хозяйственной деятельности и исполнения обязательств по трудовым договорам. Таким образом, приостановление деятельности объединения не влечет за собой запрета предпринимательской или производственно-творческой деятельности, тогда как факт ликвидации означает потерю всех полномочий юридического лица. К политическим партиям может быть применена такая мера, как предупреждение о недопущении незаконной деятельности и запрет политической партии. Прекращают свою деятельность политические партии путем реорганизации или ликвидации (самороспуска), а также в случае запрета деятельности или аннулирования регистрационного свидетельства. Последнее применяется в следующих случаях. Во-первых, если политической партией затронуто требование о представлении сведений о банковском учреждении, в котором она открыла счет. Во-вторых, при выявлении на протяжении трех лет со дня регистрации недостоверных сведений в представленных на регистрацию документах. В-третьих, невыдвижение политической партией своих кандидатов на выборах Президента Украины и выборах народных депутатов Украины на протяжении десяти лет. Другие основания для аннулирования регистрационного свидетельства не допускаются. Осуществление контрольных функций соответствующими органами призваны подтвердить соответствие деятельности объединений граждан их уставным целям. В процессе осуществления контроля финансовые органы и органы налоговой инспекции проверяют соответствие положений устава действующему законодательству об объединениях граждан.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.012 с.) |