Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в Государственном управленииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из важных конституционных прав человека и гражданина является право на обращения в государственные органы. Оно закреплено в статье 40 Конституции Украины, которая предусматривает, что все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным и служебным лицам этих органов. Данное право не только провозглашается, но и гарантируется Конституцией Украины, поскольку государственные органы и органы местного самоуправления, служебные и должностные лица обязаны рассмотреть и дать обоснованный ответ гражданам в установленный законом срок. Право на обращение нашло свое дальнейшее нормативное регулирование в Законе «Об обращениях» от 2 октября 1996 г.1, Указе Президента Украины «О мерах по обеспечению конституционных прав граждан на обращения» от 19 марта 1997 г.2 и Инструкции по делопроизводству по обращениям граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, в средствах массовой информации, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины 14 апреля 1997 г.3 Кроме вышеназванных нормативно-правовых актов, регулирующих общий порядок реализации права граждан на обращения, действуют ряд ведомственных нормативно-правовых актов, которые регламентируют особенности порядка рассмотрения обращений граждан в конкретных государственных органах, в частности: Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации личного приема граждан в органах внутренних дел, внутренних войск, высших учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях системы МВД Украины, утвержденная приказом МВД Украины от 10 июня 1998 г.; Правила рассмотрения обращений граждан в Государственные комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и его территориальных органов, утвержденные приказом Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 21 июля 1997 г.; Положение о порядке рассмотрения письменных обращений граждан и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, утвержденное приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 25 февраля 2000 г.4 и др. В соответствии со статьей 3 Закона Украины «Об обращениях граждан» под обращениями следует понимать: — предложение (замечание) — обращение граждан, в котором высказывается совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказывается мнение по урегулированию общественных отношений и условий жизни граждан, усовершенствованию правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества; — заявление (ходатайство) — обращение с просьбой содействовать реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством Украины прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства, а также недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов; — жалобу — обращение с требованием о возобновлении прав и защиту законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц. Действующее законодательство предусматривает определенные требования к обращениям, среди которых можно выделить такие: а) обращения адресуются тем государственным органам и органам местного самоуправления, другим юридическим или должностным лицам, к полномочиям которых относится разрешение вопросов, затронутых в обращении; б) обращение обуславливает наличие необходимых реквизитов, а именно: фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложение сути вопроса. В то же время, законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда обращения не подлежат рассмотрению и разрешению: а) анонимное обращение, то есть обращение без указания места жительства, не подписанное автором, а также по которому невозможно установить авторство; б) повторные обращения в один и тот же орган одним и тем же лицом по одному и тому же вопросу, если первое было разрешено по сути; в) обращения, поданные с нарушением сроков, установленных статьей 17 Закона «Об обращениях граждан»; г) обращения лиц, признанных судом недееспособными. Обращения граждан рассматриваются в такие сроки со дня их получения: — не позднее 15 дней, если нет необходимости в дополнительном изучении; — не более одного месяца; — не более 45 дней, если на протяжении месяца разрешить затронутые в обращении вопросы невозможно, о чем сообщается лицу, которое его подало. Действующее законодательство предусматривает права и обязанности участников производства по рассмотрению обращений граждан. В частности, лицо, подавшее обращение, в процессе его рассмотрения, имеет право: — лично изложить аргументы лицу, рассматривающему обращение, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления; — ознакамливаться с материалами проверки; — представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу; — присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы; — пользоваться услугами защитника; — получать письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы; — высказывать устно или письменно требования о соблюдении тайны рассмотрения заявления или жалобы; — требовать возмещения ущерба, если он является следствием нарушения установленного порядка рассмотрения обращения. Реализация лицом, обратившимся с обращением, вышеназванных прав возможна только при наличии определенных обязанностей, которые возлагаются на орган или должностное лицо, рассматривающее обращение. Действующее законодательство предусматривает перечень таких обязанностей, а именно: — объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение заявления или жалобы; — по просьбе гражданина приглашать его на заседания соответствующего органа, рассматривающего жалобу; — отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или другим нормативным актам, немедленно применять меры по пресечению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, содействующие нарушению; — обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное исполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений; — письменно уведомлять гражданина о результатах проверки заявления или жалобы о сути принятого решения; — применять меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, виновных в допущенном нарушении, а также по просьбе гражданина в месячный срок довести принятое решение до ведома органа или другого юридического лица; — в случае признания заявления или жалобы необоснованной, разъяснить порядок обжалования принятого по ней решения; — не допускать необоснованной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам; — лично организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, применять меры по устранению причин, которые их порождают, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы. Важной гарантией реализации права гражданина на обращение является предусмотренная действующим законодательством ответственность как гражданина, так и органа или должностного лица за нарушение требований Закона «Об обращениях граждан». Так, гражданин, подающий обращение, несет ответственность в случае, если обращение содержит клевету или оскорбление, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, других физических или юридических лиц, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и другим противоправным действиям. В то же время, если жалоба гражданина удовлетворена, орган или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы, и утраченный за это время заработок. Несмотря на это, гражданину по его требованию может быть возмещен и моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями должностного лица при рассмотрении жалобы, размер которого определяется судом.
Особенная часть
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.155 (0.008 с.) |