Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация правовых актов управления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наиболее распространенная классификация по следующим критериям: 1) по юр. свойствам 2) по органам, их издающим, 3) по времени действия 4) по порядку издания. По юр. свойствам правовые акты управления делятся на нормативные и индивидуальные. 1. НПА я вляются официальными документами установленной формы, издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, издаются с соблюдением предусмотренной процедуры, содержат общеобязательные нормы права, рассчитаны на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение, регулируют определенный вид общ. отношений. 2. Индивидуальные акты не содержат норм права, принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенного адресата. По органам, их издающим:1) Президент издает декреты, указы и распоряжения. 2) Совет Министров РБ - постановления 3) Председатель Совета Министров издает распоряжения 4) Министерства, гос. комитеты - приказы и инструкции 5) Местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения 6) Председатель исполкома издает распоряжения 7) Руководители предприятий, учреждений и организаций - приказы и распоряжения. По времени действия: постоянного и временного действия. По порядку издания: коллегиальные и единоличные. №14.Охарактеризуйте порядок осуществления административных процедур (подача и рассмотрения заявления заинтересованного лица, вынесение административного решения, обжалование и исполнение административного решения и решения по административной жалобе). Заявление заинтересованного лица подается на белорусском или русском языке в письменной форме, за исключением случаев, когда законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь допускается обращение с устным заявлением. В заявлении указываются наименование уполномоченного органа, в который подается заявление; сведения о заинтересованном лице: фамилия, собственное имя, отчество, место жительства; наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо; представляемые вместе с заявлением документы и (или) сведения (при их наличии); сведения о внесении платы, взимаемой при осуществлении административных процедур; подпись гражданина. В перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут включаться лишь документы и (или) сведения, которые необходимы для осуществления административной процедуры и могут быть представлены только заинтересованным лицом. Заявления заинтересованных лиц подлежат регистрации в день обращения с устным заявлением или подачи письменного заявления заинтересованного лица. Уполномоченный орган отказывает в принятии заявления заинтересованного лица: если не представлены документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений в случае истребования таких документов; если не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления. УО может отказать в принятии повторного заявления заинтересованного лица, в котором не содержится новых сведений, если в этом органе имеется административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры по заявлению данного лица. Об отказе в принятии заявления заинтересованного лица уполномоченный орган в трехдневный срок со дня подачи такого заявления принимает административное решение. Заинтересованное лицо вправе отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры, письменно уведомив об отзыве уполномоченный орган, рассматривающий заявление заинтересованного лица. Заявление заинтересованного лица рассматривается единолично работником уполномоченного органа, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению уполномоченного органа – коллегиальным составом уполномоченного органа. Заявление заинтересованного лица рассматривается единолично работником уполномоченного органа, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению уполномоченного органа – коллегиальным составом уполномоченного органа. При рассмотрении заявления заинтересованного лица работниками уполномоченного органа: изучаются представленные заинтересованным лицом документы и (или) сведения; осуществляется поиск и анализ документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, имеющихся в уполномоченном органе; сверяется информация, содержащаяся в представленных заинтересованным лицом документах и (или) сведениях, с информацией, имеющейся в уполномоченном органе; получаются необходимые сведения из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных; направляются запросы в другие государственные органы, иные организации; устанавливается наличие или отсутствие оснований для осуществления административной процедуры; принимаются при необходимости другие меры для рассмотрения заявления заинтересованного лица. При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из следующих административных решений: об отказе в принятии заявления заинтересованного лица; об осуществлении административной процедуры; об отказе в осуществлении административной процедуры. УО отказывает в осуществлении административной процедуры: Если отсутствуют предусмотренные основания для ее осуществления; если заинтересованным лицом представлены документы не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы; в иных случаях, В админ решении, принятом в письменной форме, должны быть указаны: дата и регистрационный номер административного решения; наименование уполномоченного органа, принявшего данное решение; сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество (, место жительства– для граждан; содержание принятого административного решения; правовые основания принятого административного решения, порядок обжалования административного решения – в случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица; правовые основания принятого административного решения, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления заинтересованного лица, порядок обжалования административного решения – в случае отказа в осуществлении административной процедуры; подпись работника уполномоченного органа, к компетенции которого относится подписание такого решения. Админ решение подлежит объявлению заинтересованному лицу. Административное решение вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении. Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящие по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб. Обжалование в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами. Административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня принятия обжалуемого административного решения. Административная жалоба рассматривается единолично работником органа, рассматривающего жалобу, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению органа, рассматривающего жалобу, – коллегиальным составом такого органа. Административная жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее подачи. Законодательством об административных процедурах могут быть предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных жалоб. При рассмотрении административной жалобы органом, рассматривающим жалобу, принимается одно из следующих решений: об оставлении административной жалобы без рассмотрения; об оставлении административного решения без изменения, а административной жалобы без удовлетворения; об отмене административного решения и принятии нового административного решения; о направлении административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению. Решение по административной жалобе выдается заинтересованному лицу либо направляется нарочным (курьером), по почте, в виде электронного документа не позднее пяти дней со дня принятия такого решения. Решение по административной жалобе вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении.
№16.Сформулируйте понятие «орган государственного управления» и раскройте его сущностные признаки. Назовите виды органов государственного управления по различным основаниям. Орган государственного управления (исполнительной власти) представляет собой часть механизма (системы) исполнительной власти, выступает по поручению и от имени государства, обладает собственной компетенцией осуществляет в порядке исполнительно-распорядительной деятельности полномочия, повседневное непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства присущими ему приемами и методами деятельности. Для органа государства характерно то, что он является политической организацией, т.е. наделен государственной властью. Отсюда вытекает наиболее существенный признак государственного органа - наличие в его распоряжении полномочий государственно-властного характера. Содержание государственно-властных полномочий состоит, во-первых, в издании от имени государства юридически обязательных актов, т.е. обязательных для исполнения теми, кому они адресованы; во-вторых, в праве государства на обеспечение реализации принимаемых актов путем применения от имени государства мер воспитания, убеждения и поощрения; в-третьих, в праве органов государства на осуществление от имени государства наблюдения (надзора) за исполнением требований юридических актов. Характерным является то, что при осуществлении государственно-властных полномочий органы государства в целях защиты изданных ими правовых актов от нарушений в необходимых случаях применяют меры принуждения. Таким образом, основные признаки органа государства выражаются в следующем: а) орган государства - это звено, часть государственного аппарата; б) орган государства - организация, ячейка общества, коллектив, определенным образом организованный; в) для органа государства характерно то, что он является организацией политической (наделенной государственной властью); г) осуществляет от имени государства его задачи и функции; д) обладает государственно-властными полномочиями; е) имеет свою организованную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию; ж) образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности; з) несет ответственность перед государством за свою деятельность. Исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется разнообразными органами управления (исполнительной власти), которые можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства, правовых основ образования, организационно-правовых форм, характера компетенции, порядка разрешения подведомственных вопросов. С учетом территориального масштаба деятельности органы управления (исполнительной власти) подразделяются на центральные и местные. Центральными являются те органы, исполнительно-распорядительная деятельность которых распространяется на всю территорию Республики Беларусь (Центр.оргн. управ. РБ является Совет Министров,республиканские органы управ.) Местные органы исполнительной власти действуют в пределах административно-территориальных единиц (областные, городские, районные, местная администрация предприятий, местные органы министерств и ведомств). Определенные критерии для классификации органов исполнительной власти и сведения их в видовые группы предложены наукой административного права. Эти органы можно классифицировать по ряду следующих признаков. По основаниям образования все органы исполнительной власти (государственного управления) подразделяются на органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь: • президентуры - Президент и его Администрация, Совет Министров; •создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров) и органы исполнительной власти - областные, городские, районные, администрация на территории района в городе. По способу образования все органы исполнительной власти разделяют на две группы: • избираемые (Президент); • создаваемые путем принятия или издания распоряжений, указов, декретов Президента, распоряжений уполномоченных органов власти (министерства, комитеты, ведомства, отделы, управления, администрации и др.). Изменения в систему органов государственного управления (исполнительной власти) вносятся указами Президента Республики Беларусь. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», существенно изменена система республиканских органов государственного управления. Многие органы были преобразованы, упразднены или реорганизованы. По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы, администрации в городах с районным делением). Они несут ответственность за положение дел в государстве, области, городе, административно-территориальной единице, руководят многими видами отраслевой и функциональной деятельности. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, например Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства, Министерство связи, Министерство торговли и др. Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, имеющих межотраслевое значение. Среди них своим статусом выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы); органы, выполняющие различные функции (например, Министерство экономики, Министерство по налогам и сборам); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда и социальной защиты, Министерство природных ресурсов и окружающей среды, Министерство статистики и анализа); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Комитет по проблемам катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь и др.). По порядку разрешения подведомственных вопросов можно выделить две группы органов исполнительной власти - коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные органы - это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов их членов, с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученным участком работы. Коллегиальность позволяет наиболее важные и сложные вопросы руководства решать с участием опытных специалистов. Единоначальные органы - это те, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю (министерства, ведомства, управления, отдела, службы, администрации и др.). Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других едино-начальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью, сферой и т.п. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа, который придает юридическую силу такому решению, обеспечивает его исполнение. По источнику финансирования органы управления можно сгруппировать следующим образом: бюджетные, не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и финансируемые из республиканского бюджета и местных бюджетов; осуществляющие хозяйственную, коммерческую и иную деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг, и получающие прибыль. №17.Назовите и охарактеризуйте принципы построения и принципы деятельности органов государственного управления. Раскройте порядок формирования органов государственного управления. Государственное управление основывается на принципах. Под принципами понимаются определенные требования (правила), имеющие обязательный характер. Они используются в целях улучшения управления. Принципы пронизывают всю управленческую деятельность. Принципами построения органов государственного управления в первую очередь являются: 1) отраслевой; 2) линейный; 3) функциональный; 4) территориальный. Принципы построения аппарата государственного управления получили определённое нормативное закрепление в Конституции (стст. 106, 108, 122), Законе «О Совете Министров Республики Беларусь» (стст. 1, 12), Законе «О Местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (стст. 1, 4, 9) и других нормативных правовых актах Республики Беларусь. Отраслевой принцип построения аппарата управления используется там и тогда, где и когда необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты (предприятия, учреждения) управления, занимающиеся хозяйственной, социально-культурной или административно-политической деятельностью. Этот орган осуществляет управление ими, как правило, по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью подведомственных организаций (объектов). При таком построении аппарата существуют нижестоящие и вышестоящие органы. Одинаковые по профилю работы организации, расположенные на соответствующей территории, подчиняются одному вышестоящему органу по всем вопросам. Например: Министерство образования Республики БеларусьÞ Областное управление образованияÞ Районные отделы образованияÞ Школы, дошкольные учреждения). Построение государственного управления по отраслевому принципу подобно (тождественно) линейной системе управления. Последняя предполагает, что у одного начальника несколько подчинённых, но подчинённый имеет только одного начальника. Во внешнем управлении подчинёнными могут быть организации, органы управления. Например, все школы в районе находятся в ведении отдела образования райисполкома (местной администрации – в городах с районным делением). Отделы образования райисполкомов подчинены по вертикали управлению образования облисполкома, а последние – Министерству образования, т. е. имеет место линейная (отраслевая) организация государственного управления. Функциональный принцип предполагает построение аппарата управления таким образом, что образуемому органу управления поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении. Таким образом, имеет место специализация в работе (управлении), выполнение работы определённого вида. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как при отраслевом (линейном) построении, а несколько функциональных органов (руководителей), при этом каждый – только в части реализуемой им функции. В практике образования органов государственного управления используется и территориальный принцип. Суть его состоит в том, что создается такой орган, который осуществляет общее управление в отношении всех объектов, расположенных на определенной территории (территории города, района, района в городе, области, всей республики). Основная задача создаваемого органа – обеспечить всестороннее, сбалансированное развитие всех объектов, находящихся в пределах одной административно-территориальной единицы, обеспечить защиту и реализацию интересов и прав граждан, проживающих на данной территории. По такому принципу построены Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы. Таким образом, в Республике Беларусь система государственного управления построена по функционально-отраслевому и территориальному принципу. Принципы деятельности органов государственного управления: 1. Разделение труда как специализация работ осуществляется в любой организации. Специализация помогает эффективнее использовать управленческий персонал. 2. Принцип полномочий и ответственности предполагает, что у каждого служащего должно быть чётко определены полномочия, необходимые и достаточные для выполнения им своих задач, и за это выполнение он должен нести ответственность. 3. Дисциплина – это строгое подчинение установленному порядку, правилам, а также их выполнение. 4. Единоначалие (единство распорядительства) выражается в том, что работник получает распоряжение от непосредственного начальника, только перед которым и отчитывается. 5. Единство действий (руководства) предусматривает единство управленческой цели, единство плана и единство руководящего начала. 6. Вознаграждение персонала (труда) предполагает получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. 7. Централизация – естественный порядок в организации, имеющей управленческий центр. 8. Скалярная цепь (иерархия) – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). 9. Порядок представляет собой определённое место для каждого лица (служащего), каждое лицо (служащий) находится на своём определённом месте (речь идёт о соответствии субъективных возможностей служащего и потребностей данного участка работы). 10. Справедливость (или равенство общегражданского порядка) означает, что установленные правила и соглашения должны проводиться в жизни справедливо на всех уровнях скалярной цепи. 11. Стабильность (устойчивость) персонала предполагает установку работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность. 12. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Корпоративный дух (единение персонала) – гармония интересов персонала и организации – обеспечивает единство усилий («в единении – сила»). Образование органа государственного управления требует решения ряда вопросов: 1) обоснования потребности, необходимости подобного органа; 2) определения названия (наименования) органа; 3) определения, кем он может быть создан; 4) определения его места в системе механизма государственного управления; 5) установления его компетентности; 6) установления его взаимоотношений с другими органами как по вертикали, так и по горизонтали; 7) определения источников финансирования; 8) определения и утверждения организационной структуры и штатного расписания; 9) определения территориального масштаба деятельности; 10) подбора и зачисления работников – государственных служащих. По действующему законодательству органы государственного управления образуются в распорядительном порядке. Суть его состоит в том, что должностное лицо или орган государственного управления посредством издания соответствующего решения повелевает, выражает своё властное волеизъявление об образовании органа. Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования. Коллегиальные органы формируются, а единоначальные – образуются. Так, в ч. 7 ст. 12 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» записано, что республиканские органы государственного управления образуются, а ст. 19 имеет название «Порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь». Президент Республики Беларусь обладает широкими полномочиями в области образования и формирования органов государственного управления. Он формирует Правительство и Совет Безопасности и образует республиканские и иные органы государственного управления. Большое участие принимает Президент Республики Беларусь в формировании местных исполнительных и распорядительных органов.
№18.Охарактеризуйте административно-правовой статус граждан Республики Беларусь. ПРАВА Личные - принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории РБ, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства. Право на жизнь,Право на свободу и личную неприкосновенность,Право на достоинство личности,Право на неприкосновенность частной жизни,Право на неприкосновенность жилища, Право на национальную и культурную самоидентификацию, Свобода совести и свобода мысли, Свобода передвижения и выбора местожительства, Свобода выбора национальности и языка общения, Право на судебную защиту, Право на юридич помощь,Свобода вероисповедания, Право на частную собственность, Право на защиту международных организаций Политические - принадлежат только гражданам РБ Право на управление делами общества и гос-ва, Право избирать и быть избранным в гос органы, Право на обращение в гос органы, Право на свободу объединений, Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетов, Право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной инфы о деят-ти гос органов, ОО, о политич, культ, междунар жизни, состоянии окр среды, Право на равный доступ к любым должностям в гос органах в соотв-и со своими способностями и проф подготовкой. Экономические, социальные и культурные права - Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне. Право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека+здоровый и безоп труд, Право на справедливую долю вознаграждения в эк результатах труда в соответствии с его количеством, кач, обществ значением, но не ниже ур-ня, который обеспеч ему и его семье достойное существование, Право трудящихся на отжых, Право собственности, Право на жилище, Право на охрану здоровья+бесплатное лечение в гос учреждениях, Право на благоприятную окр среду и на возмещение вреда, причинённого нарушением этого права, Право на образование, Право на соц обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, и т.д., Право на участие в культурной жизни ОБЯЗАННОСТИ · Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции. · Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. · Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. · Охрана природной среды – долг каждого. · Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. · Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Админ.Правов.Статус – установленный законодательными и иными ПА права, обязанности и отв-ть гр-н, обеспечивающих его участие в управлении государством и удовлетворении его частных и публичных интересов благодаря деят-ти госорганов. Админ правоспособность – способность гр-н быть носителем прав и обязанностей в АП сфере. Адм дееспособность – способность гр-на своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законные права, выполнение установленных обязанностей и нести ответственность в АП сфере. Адм деликтоспособность – способность нести юрответственность за совершенные нарушения АПН. Гарантии реализации: · Правовые · Политико-правовые · Организационные · Экономические · Образовательные № 20.Сформулируйте понятие «государственная служба», раскройте ее сущностное назначение и признаки. Охарактеризуйте задачи, правовые основы и принципы государственной службы. Назовите виды государственной службы. Государственная служба – вид трудовой деятельности служащих. Государственные служащие осуществляют свою деятельность в процессе государственной службы. Государственная служба является важным социально-правовым явлением, она может быть исследована с различных сторон: политической, социальной, организационной, психологической, этической, социологической, правовой. Государство не может существовать без государственной службы. Государственная служба – это форма реализации государственной власти, осуществления государственной деятельности в целом. Как социальное явление государственная служба – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции. Это есть особая, специфическая трудовая деятельность людей. Основными признаками государственной служебной деятельности являются: государственно – властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы. При регулировании государственной службы наиболее тесно соприкасаются нормы административного и трудового права. Нормы административного права в полной мере регулируют вопросы осуществления специальных видов государственной службы (воинской и военизированной). Трудовое законодательство применяется к служебным отношениям, возникающим в этой сфере, лишь в отдельных случаях и в пределах, установленных специальным административным законодательством. Трудовое право, в частности, непосредственно применяется в отношении представления льгот и прав беременных женщинам и женщинам – матерям, проходящим воинскую или военизированную службу. Назначение государственной службы состоит в решении поставленных перед ней задач. Можно выделить несколько основных задач: проведение в жизнь государственной политики, подготовка, принятие, исполнение и контроль в пределах своей компетенции решений государственных органов; обеспечение эффективной деятельности государственных органов; обеспечение реализации прав н законных интересов граждан и юридических лиц. К задачам государственной службы можно также отнести следующие: обеспечение конституционного строя, реализация функций государственного управления, обеспечение стабильности в политической и социальных сферах, обеспечение общественного благосостояния, реализация принципов государственной службы, применение установленных законодательством мер государственного принуждения и осуществление административной процедуры, не требующей применения мер государственного принуждения, совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих, создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих. Государственная служба основывается на принципах: · верховенства Конституции Республики Беларусь; · служения народу Республики Беларусь; · законности; · приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; · гуманизма и социальной справедливости; · единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; · гласности; · профессионализма и компетентности государственных служащих; · подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; · добровольности поступления граждан на государственную службу; · равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями, профессиональными знаниями и образованием; · стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; · экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих. Сущность правового института государственной службы раскрывают принципы, лежащие в его основе, и делятся на 3 вида: общие (конституционные), специальные и специфические. Общие принципы свойственны государственной службе, как любому правовому явлению, но получают свое преломление при реализации особого рода правоотношений государственной службы. Это такие принципы, как: законность, что означает верховенство Конституции, обязательность законных решений вышестоящих органов (должностных лиц) и исполнения законных решений государственных органов (должностных лиц) всеми, кому они адресованы, приоритет прав и свобод гражданина, приоритет правовых актов при решении любых вопросов государственной службы; демократизм — означает построение системы государственной службы на основе разделения властей, соответствие деятельности государственных служащих интересам граждан, общества и государства, общедоступность государственной службы и ее гражданственность; принцип гласности предполагает право на получение информации о деятельности государственных служащих, по всем интересующим и связанным с конкретной личностью вопросам, а также право государственных служащих на получение любой необходимой для исполнения своих полномочий информации. Специальные принципы свойственны только правовому институту государственной службы. Основным является принцип профессионализма. Он реализуется в результате систематичного, регулярного, добросовестного осуществления профессионально компетентными государственными служащими своих обязанностей. Принцип профессионализма означает также политический нейтралитет государственных служащих, ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. К этой группе относятся также принципы несменяемости государственных служащих; социальной и правовой защищенности (предполагает регулярную выплату за
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.014 с.) |