Источники административно-правовых норм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники административно-правовых норм



Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм».

К их числу относятся:

1) Конституция РБ;

2) законы РБ;

3) нормативные акты Президента РБ и Администрации Президента Республики Беларусь; нормативные постановления СовМина РБ;

4) нормативные акты местных исполнительных и распоряди­тельных органов;

5) нормативные акты республиканских органов;

6) межгосударственные соглашения;

7) нормативные акты руководителей государственных объ­единений, предприятий, учреждений.

Конституция РБ является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-право­вую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления; нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере государственного управления. Названные же выше нормы — в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы административного права.

Законы -также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы административного права, довольно много. В качестве примеров можно назвать законы Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах». Среди них немаловажное место занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь и др. Некоторые из них являются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права.

К нормативным актам Президента в первую очередь относятся декреты. Они всегда нормативны и могут содержать нормы административного права

Могут быть нормативными и содержать нормы административного права и указы Президента Республики Беларусь

Из постановлений Правительства Республики Беларусь к источникам административного права относятся те, которые содер­жат такие.

Источниками административного права могут быть акты республиканских органов государственного управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и др.

№3. Сформулируйте понятие «административно-правовая норма». Перечислите виды административно-правовых норм по различным основаниям. Раскройте особенности административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – это установленная государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охраняемое принудительной силой государства.

Административно-правовая норма — это установленное компетентными государственными органами правило поведения субъектов в сфере государственного управления.

Нормы административного права различны как по своей направленности, так и по содержанию. Поэтому их возможно классифицировать по нескольким критериям:

По целевому назначению нормы административного права можно разделить на нормы положительного регулирования и правоохранительные.

Нормами положительного регулирования являются те, которые определяют статус органов государственного управления, го­сударственных служащих и т.п. Они направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления, т.е. устанавливают определенные права и обязанности и не содержат санкций. Санкция наличествует у правоохранительных норм.

По методу воздействия различают нормы:

1) обязывающие;

2) запрещающие;

3) уполномачивающие;

4) рекомендательные;

5) дефинитивные.

По юридической силе нормы делятся на:

1) конституционные;

2) нормы президентских правовых актов;

3) нормы законов;

4) нормы органов государственного управления.

По адресатам нормы классифицируют следующим образом:

1) регулирующие правовой статус государственных организаций;

2) регулирующие правовой статус работников государственных организаций;

3) определяющие правовой статус органов местного управления;

4) определяющие правовой статус граждан в сфере управления.

По содержанию нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы закрепляют права и обязанности, ответственность конкретных участников управленческих общественных отношений. Материальные нормы указывают, что следует делать субъектам управленческих отношений для реального осуществления своих прав и обязанностей.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют порядок (процедуру) реализации норм материального права. Процессуальные нормы указывают, каким образом, в каком порядке реализуются названные права, обязанности и ответственность.

По действию в пространстве различают нормы:

1) общего действия (республиканского);

2) местного действия;

3) межтерриториального (территориального) масштаба действия.

Нормы общего действия распространяются на всю территорию республики. Это нормы, содержащиеся в законодательных актах, актах Президента Республики Беларусь, Совета Министров, республиканских органов государственного управления и иных органов республиканского значения (например, государственных организаций, подчиненных Совету Министров). Они могут быть общего, надведомственного и ведомственного харак­тера.

Нормы местного действия распространяют свою силу на определенную административно-территориальную единицу или действуют в пределах одного учреждения, организации. Например, нормы, находящиеся в актах местных Советов депутатов, местных исполнительных комитетов действуют в пределах соответствующей территории.

Нормы межтерриториального (территориального) масштаба действия — это такие правила, которые распространяют свое вли­яние на соответствующую территорию независимо от административно-территориальных единиц или на две или более области, города, района, поселка, сельсовета. Например, установление карантина, определенных запретов, ограничений (иных правил) в связи со стихийными бедствиями или при иных чрезвычайных ситуациях.

По действию во времени нормы делятся на нормы постоянного и нормы временного действия. Административно-правовые нормы постоянного действия — это правила, не ограниченные какими-либо сроками проявления. Они действуют до их офици­ального изменения либо отмены. По общему правилу нормы не ограничены определенными сроками действия.

Нормы временного действия непродолжительны, не постоянного действия. Например, нормы временных декретов Президента Республики Беларусь действуют до рассмотрения Национальным собранием. Если они не отменены большинством (не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат), то сохраняют свою силу и обретают постоянный характер.

Особенности административно-правовых норм:

- большая часть норм носит императивный (повелительный) характер. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность, в том числе нередко на основе норм административного права;

- в нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права;

- существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством непосредственно субъектам исполнительной власти.

№6. Сформулируйте понятие «государственное управление», определите его сущность и охарактеризуйте основные признаки государственного управления. Назовите разновидности государственного управления. Перечислите и охарактеризуйте основные принципы государственного управления.

Понятие «государственное управление» существует в широком и узком смысле слова.

В широком: управление делами государства, которое в той или иной степени осуществляется всеми органами государства.

В узком: это подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями.

Признаки:

1. Деятельность по осуществлению единой государственной власти

2. По своему подчинению и характеру – это исполнительно-распорядительная деятельность

3. Непосредственная (оперативная) организующая деятельность

4. Имеет общегосударственный характер (т.е. охватывает все важные для государства стороны жизни общества)

5. Носит государственно-властный характер (субъекты государственного управления наделены государственно - властными полномочиями и выступают от имени государства)

6. Под законность (государственное управление – активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства)

7. Наличие специальных субъектов гос. управления – органов гос. управления

8. Направлено на руководство подчинёнными объектами.

9. Повседневность и непрерывность деятельности

10. Разнообразие организационных форм функционирования государственного управления.

Разновидности государственного управления:

- собственно-государственное управление (направлено на решение общегосударственных задач, наиболее важных вопросов РБ)

- функциональное (надведомственное) управление (органы ж/д транспорта)

- внутриорганизационное (юстиции, прокуратуры, суды)

- местное управление (осуществляется областными, районными, городскими, сельскими исполкомами)

-государственное хозяйственное управление

Существует два вида принципов, связанных с государственным управлением: основные и специальные.

Основные: социальная направленность, приоритетность человека, его прав и свобод, законность, гласность, народность, интернациональность, сочетание централизации и децентрализации, ответственность, профессионализм, научность

Специальные: разделение труда и его нормирование, авторитет и власть, дисциплина, единство руководства, единство распорядительства, подчинение личного интереса общему, вознаграждение труда, сочетание стабильности персонала с выдвижением наиболее достойных на высшие ступени, единение персонала, порядок (определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём определённом месте – речь идёт о гармонии субъективных возможностей служащего и потребностей данного участка работы), иерархия.

№8.Сформулируйте понятие «функции государственного управления». Перечислите и охарактеризуйте общие функции государственного управления. Перечислите и охарактеризуйте специальные функции государственного управления.

Функции государственного управления: общие и специальные.

Функция – основные направления деятельности органов государственного управления

Общие

1) Прогнозирование (создание прогноза как помощь в дальнейшем выборе действий)

2) Планирование (создание и направление вектора дальнейших действий)

3) Организация (формирование системы управления)

4) Распорядительство (установление режима деятельности)

5) Координация и взаимодействие (совмещение и регулирование деятельности органов государственного управления)

6) Контроль (контроль и надзор за деятельностью государственных органов)

7) Учет – это фиксация путем подсчета наличия в количественной форме промежуточных и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов, о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов

Специальные функции (как наиболее многочисленные) разделяются на виды в зависимости от сфер управления. В каждой сфере свои функции.

№10.Сформулируйте понятие «метод государственного управления». Назовите и охарактеризуйте методы государственного управления.

Метод государственного управления – это способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе, закреплённой за ними компетенции и в соответствующей форме.

Различают экономические, административные и социально-психологические методы.

· Экономические методы это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления. Отдельными их видами являются: прибыль, цена, кредит, налога, материальное стимулирование. Экономические методы косвенно воздействуют на поведение объектов управления. Они воздействуют на объекты управления, достигая желаемого поведения через их интересы, потребности, материальную заинтересованность.

· Административные методы представляют собой способы прямого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных предписаний и индивидуальных повелениях. Рассматриваемый вид методов связан с властными полномочиями органа (субъекта) государственного управления.

· Социально-психологические методы (методы морального воздействия) — это способы психологического (морального) воздействия управляющих на управляемых для достижения поставленных целей. (от пропаганды, разъяснения позиции государства, его политики, правовых актов с использованием средств массовой информации, личных встреч руководителей государства с трудовыми коллективами до различных видов индивидуальных поощрений, продвижения по службе и т.п.)

№11.Сформулируйте понятие «правовой акт управления» и охарактеризуйте его сущностные признаки. Назовите основные отличия правового акта управления от других действий администрации, от иных актов, а также от юридических документов. Назовите виды (классификацию) актов государственного управления по различным основаниям.

Правовые акты управления – это юридические акты, исполнительные решения, авторитарные решения, подзаконные официальные решения, односторонние веления, умышленные волевые действия администрации, форма управленческой деятельности, важная форма выражения компетенции гос. органа, организующие решения.

Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов, направленные на установление, изменение или отмену правовых норм.

Таким образом, правовые акты управления — это.

1)юридические акты;

2) исполнительные решения;

3) авторитарные решения;

4) подзаконные официальные решения;

5) односторонние веления;

6) умышленные волевые действия администрации;

7) форма управленческой деятельности;

8) важная форма выражения, проявления компетенции госу­дарственного органа;

9) видоизменяющие, устанавливающие, прекращающие обще­ственные отношения;

10) организующие решения.

Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов (должностных лиц), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений а процессе осуществления государственного управления.

Отличие: законы обладают большей юр. силой. От актов правосудия и прокурорского надзора отличаются содержанием, юр. свойством, порядком принятия, отмены, обжалования, исполнения. От гражданско-правовых актов как по своей юр. природе, так и по основаниям издания. Отличаются от документов, имеющих юридическое значение, т.к. такие документы не порождают и не изменяют правоотношений и не влекут юр. последствий.

Все виды гос. власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Правовые акты управления тесно связаны с гос. управлением. Ими регулируются общ. отношения, определяются права и обязанности их участников. Правовые акты управления определяются как официальные решения. средство, основная форма реализации исполнительной власти, волевые действия, документы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.032 с.)