Понятие административно-правовой нормы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие административно-правовой нормы



 

Административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

 

Более точное определение административно-правовой нормы слагается из 6 элементов: это правило поведения, установленное или санкционированное государством, неоднократного применения, распространяющееся на неопределенный круг лиц, применяемое в сфере государственного управления и обеспечиваемое принудительной силой специально созданных для этого государственных органов.

 

За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное нормотворчество, — пишет Козлов Ю.М. Термины делегированное законодательство и делегирование полномочий у нас не применяется.

 

Законотворчество — установление правил, а издание распоряжения во исполнение нормы закона называется актом управления, он не является источником права, поэтому и судебное решение, по мнению большинства юристов, не является источником права.

 

Часть ученых считает, что нормы административного права, содержащиеся в различных источниках права, не равнозначны по своей юридической силе, существует иерархия административно-правовых норм. Я, напротив, считаю, что юридическая сила у любого предписания властного характера одинакова, ибо законное предписание одинаково исходит от государства и одинаково обязательно для исполнения; различие компетенции властного субъекта говорит только о круге общественных отношений, влиять на которые он уполномочен государством, но не о юридической силе его указания. Законные указания различных компетентных органов и должностных лиц обладают равной юридической силой, ибо исходит от государства.

 

Ю.М. Козлов утверждает, что обычно нормы закона не имеют прямого действия, в то время как другие ученые настаивают на прямом выполнении правил, закрепленных в конституции. Например, тайна телефонных переговоров в конституции закреплена и, по мнению первых ученых, действует после издания акта применения нормы закона, после издания правоприменительного акта органом исполнительной власти, по мнению других — дублирования или разъяснения норм закона подзаконными актами не требуется; закон действует непосредственно.

 

Общие принципы права можно назвать нормой только для законодателя. Например, ст. 22 Конституции РФ 1993 г. закрепляет личную неприкосновенность, а действующее законодательство регламентирует порядок применения к физическому лицу санкционированного государством насилия. Принципы — это общие идеи, выражающиеся в одной или ряде норм права. Непосредственного правового содержания для управляемых субъектов они не имеют.

 

Административно-правовые нормы обычно императивны, что выражается:

 

 

в односторонности содержащихся в них юридически-обязательных волеизъявлений полномочных субъектов исполнительной власти (государственного управления); согласие управляемых субъектов не требуется,

 

нарушение такой нормы влечет ответственность перед государством. Форма ответственности также предусматривается в нормах административного права.

 

Административно-правовые нормы можно разделить на запрещающие, обязывающие и уполномочивающие. Сейчас, как считают некоторые юристы, должны превалировать не нормы прямого властвования, а дозволительные, побудительные, стимулирующие и т.д.

 

Структура административно-правовой нормы традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза — это условие применения нормы (например, достижение определенного возраста). Диспозиция— это предписания, запреты и дозволения. То есть конкретное поведение, урегулированное правовой нормой. Санкция — это последствие закрепленного в диспозиции действия. Санкция и ответственность, таким образом, не одно и то же. Санкция — это структурный элемент правовой нормы, а ответственность — применение санкции. Например,

 

ПДД — гарантия безопасности... Переход улицы на запрещающий сигнал Влечет применение штрафа...
гипотеза диспозиция санкция

 

Особенностью административно-правовых норм является частая неполнота правовой нормы, отсутствует либо гипотеза, либо санкция. Например, в расписании занятий нет санкции за его неисполнение, однако нельзя сказать, что наказания за нарушение этой правовой нормы не последует, просто санкция содержится в этом случае в другой норме, правилах обучения в учебном заведении.

 

Виды административно-правовых норм

 

а) По юридическому содержанию административно—правовые нормы различаются материальные и процессуальные, однако различия между ними не всегда последовательно понимаются. Ю.М. Козлов соотносит их как нормы, закрепляющие статику и динамику государственного управления. Он считает, что назначение процессуальных административно-правовых норм “сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права”. По нашему же мнению, материальные нормы права — это нормы, закрепляющие конкретные права и обязанности субъекта права, а процессуальные регулируют процедуру разрешения споров, вытекающих из административно-правовых отношений.

 

б) По конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы классифицируют на:

 

· обязывающие,

 

· запрещающие,

 

· уполномочивающие,

 

· стимулирующие,

 

· рекомендательные

 

в) По своему территориальному масштабу нормы подразделяются на:

 

· общефедеральные,

 

· устанавливаемые субъектами федерации.

 

г) По объему регулирования нормы могут быть:

 

· общими,

 

· межотраслевыми,

 

· отраслевыми,

 

· местными.

 

Понятие административно-правовых отношений

 

Право выполняет свою регулирующую функцию через отношения субъектов. Таким образом, правовые отношения в административном праве имеют те же черты, что и отношения в праве вообще, но с коррекцией на управленческие отношения и на некоторые особенности их применения.

 

Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно—правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

 

Отношения бывают вертикальными и горизонтальными, материальными и процессуальными.

 

Особенности административно-правовых отношений

 

В общем виде они сформулированы Ю.М. Козловым и в концентрированном выражении ими являются:

 

1) Это властеотношение, отношение по поводу реализации государственной власти;

 

2) Наличие специального субъекта управления, наделенного государственно-властными полномочиями; неравенство субъектов;

 

3) Эти отношения складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления, то есть в сфере исполнительной власти;

 

4) Наличие обязательной стороны, без стороны наделенной государственно-властными полномочиями нет и административно-правового отношения. Гражданин не может быть стороной административного правоотношения по отношению к другому гражданину;

 

5) Это организационные отношения;

 

6) Возникают по инициативе любой стороны, согласие другой стороны не требуется; в том числе по инициативе гражданина, например, когда он требует от властей исполнения своих прав на пенсию, например.

 

7) Споры разрешаются преимущественно в порядке подчинения;

 

8) Ответственность стороны-нарушителя наступает перед государством, а не перед другой стороной, как в гражданских отношениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.009 с.)