Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие административно-правовой нормыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Более точное определение административно-правовой нормы слагается из 6 элементов: это правило поведения, установленное или санкционированное государством, неоднократного применения, распространяющееся на неопределенный круг лиц, применяемое в сфере государственного управления и обеспечиваемое принудительной силой специально созданных для этого государственных органов.
За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное нормотворчество, — пишет Козлов Ю.М. Термины делегированное законодательство и делегирование полномочий у нас не применяется.
Законотворчество — установление правил, а издание распоряжения во исполнение нормы закона называется актом управления, он не является источником права, поэтому и судебное решение, по мнению большинства юристов, не является источником права.
Часть ученых считает, что нормы административного права, содержащиеся в различных источниках права, не равнозначны по своей юридической силе, существует иерархия административно-правовых норм. Я, напротив, считаю, что юридическая сила у любого предписания властного характера одинакова, ибо законное предписание одинаково исходит от государства и одинаково обязательно для исполнения; различие компетенции властного субъекта говорит только о круге общественных отношений, влиять на которые он уполномочен государством, но не о юридической силе его указания. Законные указания различных компетентных органов и должностных лиц обладают равной юридической силой, ибо исходит от государства.
Ю.М. Козлов утверждает, что обычно нормы закона не имеют прямого действия, в то время как другие ученые настаивают на прямом выполнении правил, закрепленных в конституции. Например, тайна телефонных переговоров в конституции закреплена и, по мнению первых ученых, действует после издания акта применения нормы закона, после издания правоприменительного акта органом исполнительной власти, по мнению других — дублирования или разъяснения норм закона подзаконными актами не требуется; закон действует непосредственно.
Общие принципы права можно назвать нормой только для законодателя. Например, ст. 22 Конституции РФ 1993 г. закрепляет личную неприкосновенность, а действующее законодательство регламентирует порядок применения к физическому лицу санкционированного государством насилия. Принципы — это общие идеи, выражающиеся в одной или ряде норм права. Непосредственного правового содержания для управляемых субъектов они не имеют.
Административно-правовые нормы обычно императивны, что выражается:
в односторонности содержащихся в них юридически-обязательных волеизъявлений полномочных субъектов исполнительной власти (государственного управления); согласие управляемых субъектов не требуется,
нарушение такой нормы влечет ответственность перед государством. Форма ответственности также предусматривается в нормах административного права.
Административно-правовые нормы можно разделить на запрещающие, обязывающие и уполномочивающие. Сейчас, как считают некоторые юристы, должны превалировать не нормы прямого властвования, а дозволительные, побудительные, стимулирующие и т.д.
Структура административно-правовой нормы традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза — это условие применения нормы (например, достижение определенного возраста). Диспозиция— это предписания, запреты и дозволения. То есть конкретное поведение, урегулированное правовой нормой. Санкция — это последствие закрепленного в диспозиции действия. Санкция и ответственность, таким образом, не одно и то же. Санкция — это структурный элемент правовой нормы, а ответственность — применение санкции. Например,
Особенностью административно-правовых норм является частая неполнота правовой нормы, отсутствует либо гипотеза, либо санкция. Например, в расписании занятий нет санкции за его неисполнение, однако нельзя сказать, что наказания за нарушение этой правовой нормы не последует, просто санкция содержится в этом случае в другой норме, правилах обучения в учебном заведении.
Виды административно-правовых норм
а) По юридическому содержанию административно—правовые нормы различаются материальные и процессуальные, однако различия между ними не всегда последовательно понимаются. Ю.М. Козлов соотносит их как нормы, закрепляющие статику и динамику государственного управления. Он считает, что назначение процессуальных административно-правовых норм “сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права”. По нашему же мнению, материальные нормы права — это нормы, закрепляющие конкретные права и обязанности субъекта права, а процессуальные регулируют процедуру разрешения споров, вытекающих из административно-правовых отношений.
б) По конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы классифицируют на:
· обязывающие,
· запрещающие,
· уполномочивающие,
· стимулирующие,
· рекомендательные
в) По своему территориальному масштабу нормы подразделяются на:
· общефедеральные,
· устанавливаемые субъектами федерации.
г) По объему регулирования нормы могут быть:
· общими,
· межотраслевыми,
· отраслевыми,
· местными.
Понятие административно-правовых отношений
Право выполняет свою регулирующую функцию через отношения субъектов. Таким образом, правовые отношения в административном праве имеют те же черты, что и отношения в праве вообще, но с коррекцией на управленческие отношения и на некоторые особенности их применения.
Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно—правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Отношения бывают вертикальными и горизонтальными, материальными и процессуальными.
Особенности административно-правовых отношений
В общем виде они сформулированы Ю.М. Козловым и в концентрированном выражении ими являются:
1) Это властеотношение, отношение по поводу реализации государственной власти;
2) Наличие специального субъекта управления, наделенного государственно-властными полномочиями; неравенство субъектов;
3) Эти отношения складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления, то есть в сфере исполнительной власти;
4) Наличие обязательной стороны, без стороны наделенной государственно-властными полномочиями нет и административно-правового отношения. Гражданин не может быть стороной административного правоотношения по отношению к другому гражданину;
5) Это организационные отношения;
6) Возникают по инициативе любой стороны, согласие другой стороны не требуется; в том числе по инициативе гражданина, например, когда он требует от властей исполнения своих прав на пенсию, например.
7) Споры разрешаются преимущественно в порядке подчинения;
8) Ответственность стороны-нарушителя наступает перед государством, а не перед другой стороной, как в гражданских отношениях.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.01 с.) |