Государственные служащие. Должностные лица 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные служащие. Должностные лица



 

Их статус регулируется законом РФ от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации. В трактовке этого Закона под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом законе. То есть не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. Под этим углом зрения должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные должности.

 

Государственные должности делятся на три категории: “А”, “Б”, “В”.

 

К категории “А” относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент и Председатель Правительства, министры и др.).

 

К категории “Б” относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством РФ для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

 

К категории “В” относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

 

Должности категорий “Б” и “В” образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории “А” не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

 

Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной службы приводится соответственно в Реестре государственных должностей Российской Федерации и, являющемся его частью, Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации. К последнему прилагаются перечень специализации государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим.

 

В соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Однако были случаи назначения Президентом РФ Б.Н. Ельциным на государственную службу России иностранных граждан. Платная работа иностранца в государственном аппарате всегда является поводом к обвинению такого гражданина в работе на иностранную разведку. Ни одна страна такого положения не допускает. Именно поэтому существует понятие “почетного консула”.

 

Также специальным правилом для государственного служащего является его возможность состоять в различных объединениях, членство в которых налагает на члена обязанности, отражающиеся на его государственной службе. Так, А. Собчак состоял членом в Мальтийском ордене, благодаря чему по телевидению Санкт-Петербурга велись передачи о процедурах и совершении таинств посвящения в этом ордене.

 

Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп:

 

а) высшие государственные должности государственной службы — пятая;

 

б) главные государственные должности государственной службы — четвертая;

 

в) ведущие государственные должности государственной службы — третья;

 

г) старшие государственные должности государственной службы — вторая;

 

д) младшие государственные должности государственной службы — первая.

 

Применительно к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего:

 

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим высших государственных должностей;

 

  • государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим главных должностей;

 

  • советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим старших должностей;

 

  • советник государственной службы 1, 2 и 3 класса;

 

  • референт государственной службы 1, 2 и 3 класса — государственным служащим младших должностей.

 

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на должностных лиц и оперативный состав.

 

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы...).

 

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

 

Оперативный состав (функциональные работники) — это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу — младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т.д.

 

Назначение на должность открывает прохождение государственной службы, которое включает аттестации, регулярное повышение квалификации и переподготовку.

 

Государственные служащие не в праве:

 

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

 

б) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, аналогичных органов ее субъектов и органов местного самоуправления, то есть установлен принцип несовместимости мандата депутата с государственной службой;

 

в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

 

г) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему в установленном порядке не поручено участвовать в управлении этой организацией;

 

д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе;

 

е) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

 

ж) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

 

з) получать от физических или юридических лиц вознаграждения, связанные с использованием должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, ссуды, услуги и др.).

 

и) принимать участие в забастовках;

 

к) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных объединений, для пропаганды отношения к ним.

 

Служащие имеют классные чины, ранги, иногда форменную одежду.

 

Предельный возраст нахождения на государственной службе установлен в 60 лет. Затем возможно продление уполномоченным органом или должностным лицом срока нахождения на государственной службе, но каждый раз не более чем на один год. Продление после достижения 65 лет не допускается.

 

Среди основных правовых приемов ограничения коррумпированности государственного аппарата называются правила о несовместимости мандата и декларация о доходах государственного служащего. В п. 2 ст. 11 Федерального закона от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” содержится запрет государственному служащему быть депутатом законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Мероприятия по введению декларирования доходов государственного служащего и членов его семьи впервые введены в 1997 году в соответствии с указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 “О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе”.

 

Органы. На федеральном уровне кадровую политику формируют Президент и Правительство Российской Федерации, имеющие в своем подчинении специализированные органы. Так, при Президенте Российской Федерации действует Совет по вопросам государственной службы, состоящий из равного числа представителей Президента, палат Федерального собрания, Правительства, высших органов судебной власти Российской Федерации. При Президенте действует Совет по кадровой политике. В составе Администрации Президента РФ в качестве самостоятельного подразделения действует Главное управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.

 

Муниципальная служба — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления. Она осуществляется муниципальными служащими, которыми являются лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления. Законом об общих принципах организации местного управления предусматривается, в частности, что до принятия соответствующего федерального закона на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих.

 

8. Административно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации определяется тем, что право граждан Российской Федерации на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции РФ, устанавливающей также, что свобода деятельности объединений гарантируется. Приняты закон РФ “Об общественных объединениях”, Закон РФ от 8 декабря 1995 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, закон от 17 августа 1995 г. “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” и т.д.

 

Общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Различаются: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, союзы (ассоциации). Они делятся на членские и не имеющие членства.

 

Органы юстиции осуществляют государственную регистрацию общественных объединений.

 

Их правовой статус проявляется в троякого вида административных правоотношениях:

 

1) когда они выполняют установленные государство правила взаимоотношений с администрацией, например, при выполнении обязанности отчетности;

 

2) когда они имеют право требовать от администрации обеспечения их прав, например, права на регистрацию, на демонстрацию и т.д;

 

3) когда государство делегирует общественным объединениям властные полномочия, например, при передаче ДНД права власти при обеспечении общественного порядка в определенных пределах.

 

Специальным актом, определяющим параметры правового положения религиозных объединений является Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповедания”. В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. На территории Российской Федерации не могут учреждаться органы исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповеданий. При Президенте Российской Федерации создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. Он является консультативным органом. Правила регистрации Уставов (положений) религиозных объединений утверждены приказом Министерства юстиции РФ от 30 ноября 1994 г. № 19-01-159-94

 

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и в других предусмотренных законом случаях.

 

9. Администрация государственных и негосударственных предприятий и учреждений. Одни (О. Лейст) ученые говорят, что их действия имеют государственно-властный характер, другие (Ю.Н. Старилов) — что не имеют государственного, властного характера. Трудовой коллектив предприятия, организации, учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации наделен некоторыми правами в области приватизации.

 

Тема 6

 

Правовые акты управления

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.031 с.)