Виды субъектов административного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды субъектов административного права



 

Классификация по видам должна нам дать понимание структуры и взаимосвязей субъектов права в административно-правовых отношениях. При этом под субъектами административного права понимаются физические лица или организации, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

 

Классификация органов дает возможность изучить особенности организации и деятельности органов государственного управления, а также помогает установить закономерности во взаимосвязях отдельных органов. Она создает основы для стандартизации и унификации статуса органов исполнительной власти.

 

Д.Н. Бахрах проводит классификацию субъектов административного права по критерию внутренней их структуры на коллективные и индивидуальные субъекты. Раньше ученые находили лиц физических и юридических.

 

Индивидуальными субъектами административного права являются:

 

· граждане Российской Федерации;

 

· иностранные граждане и лица без гражданства;

 

· должностные лица (государственные служащие);

 

Коллективными субъектами являются:

 

· органы исполнительной власти (государственного управления);

 

· государственные предприятия, учреждения и организации;

 

· негосударственные предприятия, учреждения и организации;

 

· органы местного самоуправления;

 

· муниципальные предприятия, учреждения и организации;

 

· фонды;

 

· общественные объединения;

 

· религиозные объединения;

 

· совместные и иностранные предприятия, учреждения и организации.

 

Государственные организации — органы исполнительной власти (государственного управления), государственные предприятия, учреждения и их объединения (концерны, корпорации...), а также структурные подразделения органов исполнительной власти, — наделены собственной компетенцией.

 

Негосударственные организации — это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.д.), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.

 

В последнее время ученые стали рассматривать Российское государство в целом субъектом административного права. Однако государство в качестве субъекта административного права является носителем административной правоспособности, а административная дееспособность приходится на долю представляющих его органов исполнительной власти или управления, в отличие от граждан, сочетающих в себе оба эти юридические качества.

 

Категория юридического лица публичного права пока к административным отношениям не применяется, хотя административная ответственность юридических лиц законодательством Российской Федерации уже установлена, особенно в области налоговых отношений.

 

Должностные лица. В отдельных случаях законодательство наделяет административными полномочиями не орган, а отдельных государственных служащих. Так, в соответствии с КАП РСФСР (ст. 203) применять административные взыскания в органах внутренних дел имеют право только два должностных лица: начальник отделения милиции и заместитель начальника отделения милиции.

 

Общественные объединения как субъекты административного права — этот вопрос был актуальным при представлениях коммунистов об отмирании государства и передаче его функций общественным организациям. Наиболее типичным примером является Добровольная народная дружина, которая, якобы не изменяя своего статуса добровольной общественной организации, наделена была полномочиями применять принуждение к гражданам, не являющимся ее членами. В настоящее время наблюдается непоследовательность государственной политики по отношению к административным полномочиям общественных организаций. Так, в ст. 3, п. 2 Конституции РФ 1993 года записано: “Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления”. Здесь государственные органы и органы местного самоуправления равновопоставлены, хотя в ст. 12 Конституции органы местного самоуправления называются негосударственными образованиями, следовательно, не обладающими государственно-властными полномочиями, о которых речь идет в цитированной статье 3. В Уставе города Москвы есть статьи, прямо закрепляющие статус мэра Москвы и как главы субъекта Российской Федерации, города Москвы, и как главы органа местного самоуправления.

 

Администрация государственных предприятий, учреждений и организаций выделяется учеными (Б.М. Лазарев) как самостоятельный субъект административного права с властными полномочиями, в отличие от предприятия в целом, поскольку предприятие в целом выступает субъектом административного права, лишь когда выполняет указания властных органов и подчиненных субъектов оно не имеет.

 

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией 1993 г. “не входят в систему органов государственной власти” — ст. 12 Конституции, следовательно субъектами административного права они могут быть лишь как подчиненные субъекты административно—правового отношения. Однако я не могу с этой конституционной формулой согласиться, поскольку в материалистическом понимании истории, вся государственная машина создана для организации жизни в обществе, непосредственного воздействия на население. Большая часть потребностей гражданина и общества (в жилье, пенсии и т.д.) решается на самом низком уровне социальной иерархии, государство осуществляет свое предназначение регулировать поведение граждан через свои органы, и разрыв всей иерархии на самом ее нижнем уровне, переименование этого уровня в негосударственный искусственно разрывает всю структуру государства, противоречит историческому месту государства в общественной жизни. На практике для преодоления этой конституционной путаницы понятий происходит юридическая делегация со стороны государственных органов органам местного самоуправления принадлежащих государству полномочий по организации общественной жизни.

 

Под системой органов исполнительной власти и иных субъектов административного права понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Принципы построения системы органов исполнительной власти и влияющие на нее факторы вытекают из Конституции РФ 1993 г. Ими являются:

 

· принцип федерализма;

 

· принцип сочетания централизации и децентрализации;

 

· принцип законности;

 

· административно-территориальное деление;

 

· отраслевой принцип и т.д.

 

Сейчас в структуру органов исполнительной власти входят:

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.007 с.)