Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-правовые нормы.

Поиск

Тема: Предмет, метод и система административного права.

Предмет и метод адм.права.

А дминистративное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации государственного управления.

Предмет административного права – это осо­бая группа общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере госу­дарственного управления, т.е. в первую очередь, в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государ­ственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно назы­ваются управленческими. Поскольку управление может осуществлять­ся не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет о управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичный интерес).

Предмет административного права можно разделить на две части:

1. Внутриаппаратные отношения.

Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах.

2. Взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.

Метод правового регулирования – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Методы правового регулирования можно разделить на:

- императивные;

- диспозитивные.

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.

Правовые средства регулирования общественных отношений:

п редписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

запреты — фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Субъект административного права - обладатель прав и обязаннос­тей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъект административного права обладает административной правосубъектностью, т.е. административной правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные субъекты:

1) субъекты общих административно-правовых статусов.

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства.

2) субъекты специальных административно-правовых статусов.

- субъекты административной опеки (лица пострадавшие в результате чернобыльской аварии, беженцы, вынужденные переселенцы, сироты взятые под опеку);

- члены административных коллективов;

- субъекты разрешительной системы.

Коллективные субъекты:

1) государственные организации:

• органы исполнительной власти (государственного управления);

• государственные предприятия, учреждения и их объединения;

• структурные подразделения органов исполнительной власти, наделен­ные собственной компетенцией,

2) негосударственные организации;

• общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

• трудовые коллективы;

• различные коммерческие структуры;

•. органы местного самоуправления.

Система административное право — целостная система правовых норм и правовых институтов, состоящих из норм регулирующих общественные отношения возникающие в сфере государстве5нного управления. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Как отрасль права система адм.права делиться на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (пр. образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов (подотрасли).

Общая часть вкл. институты регулирующие:

1. административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2. основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3. административно-правовые статусы коллективных субъектов административного права;

4. обеспечение законности управления.

Особенная часть вкл. институты регулирующие:

1. обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2. организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3. социально-культурную деятельность госу­дарственной администрации;

4. деятельность государственной администрации по организации и осуществлению внешних связей (политических, экологических и иных связей с другими странами).

Тема. Органы исполнительной власти как субъекты административного права.

Тема: Административно-правовые формы.

Тема: Государственная служба РФ.

Понятие и виды государственной службы РФ.

ФP "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ;

2. Государственная гражданская служба РФ.

ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Тема: Предмет, метод и система административного права.

Предмет и метод адм.права.

А дминистративное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации государственного управления.

Предмет административного права – это осо­бая группа общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере госу­дарственного управления, т.е. в первую очередь, в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государ­ственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно назы­ваются управленческими. Поскольку управление может осуществлять­ся не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет о управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичный интерес).

Предмет административного права можно разделить на две части:

1. Внутриаппаратные отношения.

Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах.

2. Взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.

Метод правового регулирования – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Методы правового регулирования можно разделить на:

- императивные;

- диспозитивные.

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.

Правовые средства регулирования общественных отношений:

п редписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

запреты — фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Субъект административного права - обладатель прав и обязаннос­тей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъект административного права обладает административной правосубъектностью, т.е. административной правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные субъекты:

1) субъекты общих административно-правовых статусов.

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства.

2) субъекты специальных административно-правовых статусов.

- субъекты административной опеки (лица пострадавшие в результате чернобыльской аварии, беженцы, вынужденные переселенцы, сироты взятые под опеку);

- члены административных коллективов;

- субъекты разрешительной системы.

Коллективные субъекты:

1) государственные организации:

• органы исполнительной власти (государственного управления);

• государственные предприятия, учреждения и их объединения;

• структурные подразделения органов исполнительной власти, наделен­ные собственной компетенцией,

2) негосударственные организации;

• общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

• трудовые коллективы;

• различные коммерческие структуры;

•. органы местного самоуправления.

Система административное право — целостная система правовых норм и правовых институтов, состоящих из норм регулирующих общественные отношения возникающие в сфере государстве5нного управления. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Как отрасль права система адм.права делиться на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (пр. образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов (подотрасли).

Общая часть вкл. институты регулирующие:

1. административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2. основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3. административно-правовые статусы коллективных субъектов административного права;

4. обеспечение законности управления.

Особенная часть вкл. институты регулирующие:

1. обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2. организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3. социально-культурную деятельность госу­дарственной администрации;

4. деятельность государственной администрации по организации и осуществлению внешних связей (политических, экологических и иных связей с другими странами).

Административно-правовые нормы.

Система административного права состоит из административно-правовых норм.

Административно-правовая норма это – правило поведения, устанавливаемое государством, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма государственного управления.

Виды административно-правовых норм.

1. По целевому назначению административно-правовые нормы де­лятся на:

- регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;

- охранительные, призванные обеспе­чить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

2. По содержанию различаются нормы:

- материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений);

- процессуальные (закрепляют порядок, процедуры реализации прав и осуществле­ния обязанностей).

3. По методу воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы:

- обязывающие;

- запрещающие;

- уполномочивающие;

- поощрительные.

4 По юридической силе различаются нормы:

- законодательные;

- подзаконные.

5. По уровню обобщенности правила (диспозиции) различают нормы;

- общими;

- специальными.

6. По времени различают:

- срочные нормы. Если срок действия нормы заранее установлен, это значит, что она временная, срочная, она действует в течении опред. срока, т.е., если ее досрочно не отменят, прекращает действие автома­тически, когда наступает заранее названная дата;

- постоянные нормы. Они действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они действуют до тех пор, пока не будут отменены.

Реализация норм административного права.

Реализация норм административного права представляет собой логический процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается, в поведении субъекта в соответствии с требованиями нормы. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм: исполнение, соблюдение, использова­ние, применение.

Исполнение заключается в активных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в норме.

Суть соблюдения — в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. Оно отличается от исполнения пассивным введением субъекта.

При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (Пр.правом на обжалование).

Применение, состоит в принятии компетентным государственным органом (уполномоченным должностным лицом) индивидуального юридически-властного решения (акта) на основе действующей нормы. Применение административно-правовых норм является основной правовой формой исполнительной и распорядительной деятельности государства и осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение административного взыскания, зачисление в вуз).

Источники административного права.

Источники административного права (в формально-юридическом смысле) — это внешние формы выра­жения административно-правовых норм.

В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных орга­нов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

К числу источников административного права относятся:

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Многие из со­держащихся в ней общих норм имеют прямую административно-право­вую направленность. Это, например, конституционные нормы, опреде­ляющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110—117), разграничение предметов ведения и полно­мочий между федеральными органами и органами субъектов федерации (ст. 71—73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35) и т.д. Ряд такого рода норм вытекает непосредственно из содержания Феде­ративного договора.

2. Административно-правовые нормы содержатся также в законо­дательных актах.

ФКЗ и ФЗ. Вступают с силу через 10 дней после официального опубликования.

3. Источником административного права являются нормативные Указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации), а также утверждаемые его указами поло­жения (например, Положение о федеральной государственной службе, утвержденное 22 декабря 1993 года). Вступают с силу через 7 дней после официального опубликования.

4. К числу источников административного права относятся также П остановления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции Российской Федерации). Вступают с силу через 7 дней после официального опубликования.

7. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ. Их юридическая иерархия зависит от организационно-правовой формы субъекта РФ.

9. Источниками административного права являются также нор­мативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необ­ходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции Российской Федерации).

10. Наконец, источниками административного права внутри-организационного характера можно назвать нормативные акты руко­водителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Источниками административного права служат также общепризнанные принципы и нормы международного права ( 15ст. Конституции РФ), однако, их юридическая сила определяется тем каким образом они введены в правовое поле РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.156 (0.011 с.)