Управление в области социальной защиты граждан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление в области социальной защиты граждан



Социальное обеспечение и защита граждан Республики Беларусь — одно из основных направлений деятельности государства. Государство берет на себя обязанность материально поддерживать своих граждан, создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки кадров в зависимости от общественных потребностей. Использование принудительного труда запрещается. Гражданам гарантируются защита от незаконного увольнения с работы, право на своевременное получение вознаграждения.

 

№42.Охарактеризуйте социально-культурную сферу и определите виды республиканских органов государственного управления, входящих в нее. Раскройте основные задачи, функции иполномочия отдельных республиканских органов государственного управления в социально-культурной сфере

Министерство образования Министерство здравоохранения Министерство культуры Министерство труда и соцзащиты Министерство спорта и туризма ГК по науке и технологиям

На примере МинОбразования:

Задачи:

· Разработка и обеспечение, реализация гос политики

· Проведение государственной молодежной политики

· Обеспечение деятельности по профилактике правонарушений немовершеннолетними

· Обеспечение функционирования и развития национальной системы образования

Социально-культурная сфера, в кот.осущ-ся управление, представляет собой отдельную область деятельности органов гос.упр, характеризующуюся специфическими чертами. Во-первых, это преимущетсвенно духовная, не материальная по характеру область; во-вторых, в нее входят особые субъекты управления, особый профиль учреждений; в-третьих, осуществляемая в ней деятельность выражается в создании (распространении) и охране духовных ценностей; в-четвертых, такая деятельность напрвлена на воспитание человека, формирование гармонически развитой личности, наиболее полное удовлетворение культурных потребностей населения, охрану его здоровья и соц.защиту.

Рассматриваемая сфера объединяет образование, науку, культуру, здравоохранение, спорт и туризм, соц.защиту, госконтроль за соблюдение законодательства в обл.труда, занятости и миграции населения.

Гос. управлению подвергается не сама соиально-культурная сфера как таковая, а ее составляющие структурные элементы: образование, культура и т.д.

Духовная область прежде всего связана с формированием личности, с умственной деятельностью, направленной на творческое познание мира и овладение его силами, воплощение человеческого разума, проявления взглядов и определенных позиций, исторически обусловленных, порожденных самой жизнью. Поэтому она объединяет и образование, и науку, и культуру.

Социально-культурная сфера относится к непоизводственной области, хотя отдельные в ней участки деятельности содержат признаки производственной деятельности. Составляющие соц.-культурную сферу активно влияют на все сферы соц.жизни, в том числе и на развитие экономики.

Соц-культурная сфера в большей своей части имеет государственный характер. Преимущетсвенно в ведении органов гос.упр. находятся соц-культ.учреждения и организации – это дошкольные учреждения, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ, клубы, театры, библиотеки, больницы, спортивные организации и т.п. Организация их деятельности оьеспечивается соответсовующими ОГУ. Подобные органы имеются как в центре, так и на местном уровне.

Многие из названных министреств имеют свои органы управления при обл., Минском городском и районных исполкомах: отделы, управления, комитеты.

Таким образом, социально-культурная сфера предстваляет собой пределы, в рамках которых осуществляется гос.управление образованием, культурой, здравоохранением, наукой, туризмом и т.д.

 

№43.Охарактеризуйте сферу безопасности и правопорядка и определите виды республиканских органов государственного управления, входящих в нее. Раскройте основные задачи, функции и полномочии органов внутренних дел и органов юстиции.

Состав: МО, КГБ, ГПК, МВД, МинЮст, МИД, МЧС, ГТК

Сферу безопасности и правоохраны включены те органы, которые осуществляют управление в области обороны страны, государственной безопасности, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, иностранных дел и юстиции.

Безопасность предполагает наличии такого состояния, при котором отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо а присутствует защищенность интересов, общества, государства. Отдельным видом безопасности является национальная безопасность. Нац. Без. РБ слагается из опасности РБ в различных сферах: Политической; экономической; военной; экологической; информационной; гуманитарной. Такая разновидность нац. Без. Предполагает функционирование большого числа органов и организаций, ее обеспечивающих. К ним относятся: ГО, организации, общ. Оъед., а также граждане. Общее руководство системой обеспечения нац.без. осуществляет Президент РБ, который реализует свои полномочия в данной сфере через Совет Безопасности РБ и Совет Министров РБ. Правовой статус Сов. Без. Определяется положением о Совете Без. РБ от 28 ноября 200 г. № 633. Формирует сов. Без и возглавляет его Президент РБ. В состав входят: госуд. Секретарь Сов. Без., Глава Администрации Презид., Премьер-Министр, Председатель Палаты представителей РБ и Председатель Совета Республики Национального собрания РБ, министр обороны, Председатель комитета гос. Без., министр внутренних дел,министр иностранных дел, Председатель Гос. Комитета пограничных войск, министр финансов, Председатель Комитет гос. Контроля, Генеральный прокурор, Председатель правления нац. Банка.

Сов. Без. – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам защищенности личности, гос.,и т.д. Решения оформляются указам президента Рб. Сов. Без. Орган для реализации Президентом его конституц. Полномочий по защите прав и свобод чел. И гражданина, охране суверенитета РБ, независимости и гос. Целостности.

Задачи Сов. Без.:

Рассмотреть законопроекты по важным вопросам безопасности, контроль за реализацией.

Разновидностями нац.без. явл. Госуд. и общ. Безоп.

Мин. Обороны осуществляет управление в области обороны. Оно возглавляет вооруженные силы,.

Вопр. Гос.без. прямо занимаются органы гос.без. Задачи: защита независимости и тер. Цел. Рб, конст. Строя, экон, соц. Интересов, борьба с преступностью и т.д.

Гос. Комитет пограничных войск.- охрана гос. Границ РБ.

Органы внутр. Дел созданы для боьбы с преступностью, охраны правопорядка и обеспечение общ. Безопасности.

Орг. По чрезвычайным ситуациям во главе с Мин. По чрезвычайным ситуациям РБ занимаются реализацией гос. Политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвыч. Ситуаций.

Деятельность Мин. Иностр. Дел направлена на изучение внутр. И внешней политики государств.

Органы юстиции прямо не связаны с организацией безопасности, но имея отношение к правоохране, способствуют и безопасности. (гос. Регистрации полит. Партий, экспертиза правовых актов и т.д)

 

№44.Охарактеризуйте межотраслевую сферу и определите виды республиканских органов государственного управления, входящих в нее. Раскройте основные задачи, функции и полномочия отдельных республиканских органов государственного управления в межотраслевой сфере.

Состав:

Минфин, МНС, Нац. стат. комитет, ГТК, Минэкономики, ГК по имуществу, ГК по стандартизации.

Межотраслевое управление призвано обеспечить общегосударственное единство в решении вопросов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. Главным содержанием межотраслевых функций является: обеспечение организационного единства отраслевых систем; решение в соответствии с общегосударственными интересами вопросов, выходящих за рамки отдельной отрасли госуправления, но имеющих к ней прямое отношение: решение вопросов, возникающих на стыке нескольких отраслевых систем и имеющих значение для всей системы госуправления: общее направление работы отраслевых систем управления, её объединение и согласование, определение основных направлений их развития. Суть межотраслевого управления заключается в координации деятельности отраслевых систем по вопросам межотраслевого хозяйства. Органы межотраслевого управления имеют надведомственные полномочия. Они устанавливают для координированных органов обязательные правила или задания, утверждают представляемые ему на рассмотрение документы; дают согласие на совершение координируемых органом определённых действий: осуществляет контрольно-надзорные полномочия в отношении координируемых объектов; направляют им указания или рекомендации методического характера. Не вмешиваясь в оперативную деятельность больше отраслевого управления и администрации предприятий, учреждений, организаций, органы межотраслевого управления выполняют весьма важную организационную роль в обеспечении эффективного функционирования всей системы органов госуправления. К межотраслевым сферам управления относятся прогназирование, учёт и статистика; финансирование, кредитование и ценообразование; материально-техническое обеспечение и социальные вопросы; изобретения и открытия; стандартизация и т. д. Полномочия Совета Министров в этой сфере являются: обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики; осуществление мер по организации единой системы учёта и статистики; обеспечение, создание и функционирование системы стандартизации, метрологии и сертификации, разработка проекта республиканского бюджета и отчёта о его исполнении, разработка и осуществление мер по проведению единой государственное политики цен и тарифа совершенствование их системы; определение мер по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшение финансового состояния отраслей экономики и использования кредитных расходов, а так же совместно с НБ регулирование обмена курса белорусского рубля: обеспечение привлечения, распределения и использования кредитов, формирующих внешнюю задолженность республики, осуществление государственной миграционной политики; осуществление проведения единой госполитики в области охраны труда.

 

№45.Раскройте понятие, назначение и виды органов местного управления. Установите и охарактеризуйте порядок образования, состав и структуру исполнительных комитетов (местных администраций).

Местное управлениеформа организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление осуществляется гражданами через:

· местные Советы депутатов;

· исполнительные и распорядительные органы;

· органы территориального общественного самоуправления;

· местные референдумы;

· собрания;

· другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

· утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

· установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

· определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

· назначение местных референдумов.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов:

1. первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2. базовый (городские областного подчинения, районные);

3. областной(областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.).

К областному территориальному уровню относятся Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком).

Исполкомы подразделяются на три уровня:

· первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

· базовый (городские (городов областного подчинения), районные);

· областной.

В состав исполкома входят:

· председатель;

· заместители (заместитель) председателя;

· управляющий делами (секретарь);

· члены исполкома.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

В компетенцию исполнительного комитета входит:

· разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, а также предложений по организации охраны общественного порядка;

· разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, представление Совету отчетов об их выполнении;

· обеспечение на соответствующей территории соблюдения:

o Конституции Республики Беларусь;

o законов Республики Беларусь;

o актов Президента Республики Беларусь;

o решений Совета и вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;

· организация получения доходов местным бюджетом и их использования по целевому назначению;

· принятие решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;

· распоряжение коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

· принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;

· согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

· осуществление в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроля на подведомственной территории за использованием коммунальной собственности;

· решение в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросов землеустройства и землепользования.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющиеобязательную силу на соответствующей территории.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который вправе также принять данное решение и в иных случаях, предусмотренных законом.

Решенияместных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются:

· соответствующими Советами депутатов;

· вышестоящими исполнительными и распорядительными органами;

· Президентом Республики Беларусь.

Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях, могут быть обжалованы в судебном порядке (статья 122 Конституции Республики Беларусь).

 

№46.Определите подотчетность и подчиненность исполнительных комитетов (местных администраций) и охарактеризуйте основные функции и компетенцию исполнительных комитетов (местных администраций). Раскройте формы работы исполнительных комитетов (местных администраций).

Местные исполнит комитеты подотчётны и подконтрольны, т.е. они обязаны отчитываться перед соответствующим органом представлять необходимые сведения. Областные исполнит комитеты подотчётны и подконтрольны Президенту Совмину по вопросам входящим в их компетенцию. Исполнит комитеты первичного и базового уровней подотчётны и подконтрольны Президенту и вышестоящим исполнит комитетам. Исполнит комитеты не реже одного раза в год должны докладывать о своей деятельности Совету.

Местная администрация подотчётна и подконтрольна городскому исполнит комитету.

К исполкомам и местным администрациям применяются различные формы контроля как по вертикали так и по горизонтали. По вертикали - вышестоящие органы, по горизонтали- местными Советами депутатов и гражданами.

По вертикали контроль осущ. в форме представления отчётов, т.е. проявлением инициативы подконтрольного органа.

По горизонтали в форме заслушивания отчётов исполнительного комитета.

Исполнительный комитет ответственен перед Советом по вопросам, отнесённым к компетенции Совета. Основными из них являются:

1) программы эконом и социального развития;

2) исполнение бюджетов;

3) местные налоги и сборы;

4) организация управления и распоряжения коммунальной собственностью;

5) утверждение в должности председателя исполнительного комитета;

6) отмена распоряжений председателя исполнительного комитета

7) определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

8) организация охраны общественного порядка и защиты прав граждан.

Форма контроля по горизонтали выражается в предоставлении исполкомом информации гражданам о своей деятельности не реже одного раза в год.

Контроль за деятельностью исполнительных комитетов по горизонтали не только желателен, но и необходим. Однако более эффективным является контроль по вертикали.

Компетенция исполнительных комитетов (местных администраций): Во-первых, она предназначена для осуществления местного управления; во-вторых, масштаб ее распространения ограничивается соответствующей административно-территориальной единицей; в-третьих, она носит общий характер; в-четвертых, полномочия исполнительных комитетов (местных администраций) реализуются в коллегиальном порядке; в-пятых, наличие у нее некоторой связи с полномочиями Советов; в-шестых, она направлена на обеспечение соблюдения (выполнения) не только Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, но и на выполнение решений Совета депутатов, актов вышестоящих государственных органов (исполнительных комитетов); в-седьмых, компетенция связана также с землеустройством и землепользованием; в-восьмых, она направлена на применение мер по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства.

Исполнительный комитет обладает определенными полномочиями по реализации функции прогнозирования и планирования. Он наделен правом и обязанностью разрабатывать и вносить для утверждения в Совет депутатов проекты программ экономи­ческого и социального развития, местного бюджета. При этом решающее слово принадлежит Совету. Инициирует указанную программу и проявляет свою компетентность в ее разработке исполнительный комитет.

Исполнительному комитету принадлежат некоторые полномочия по реализации организационной функции. Исполнительный комитет обладает исключительными полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности. Он утверждает режим их работы, согласовывает режим работы других подобных организаций независимо от форм собственности, которые расположены на подведомственной ему территории.

В рассматриваемом Законе термин «руководит» употребляется лишь в отношении образуемых исполкомом комиссий, как и «контроль» — только в отношении использования коммунальной собственности на подведомственной территории. Фактически сфера осуществления контроля значительно шире. Ведь без знания фактического положения дел невозможно вообще осуществлять полномочия по реализации даже одной функции.

Полномочия можно отнести к руководству: Председатель исполнительного комитета уполномочен назначать на должность и освобождать от должности иных работников аппарата исполнительного комитета, заключать от имени нанимателя трудовые договоры (контракты) с работниками исполнительного комитета, применять к этим работникам меры поощре­ния, налагать на них дисциплинарные взыскания. Подобные полномочия распространяются и на председателей нижестоящих исполнительных комитетов (глав администраций) и их заместителей. Он также имеет право назначать по согласованию с исполнительным комитетом на должность и освобождать от должности руководителей предприятий, организаций, учреждений и объединений, основанных на коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы.

Полномочия председателя по руководству прежде всего распространяются на весь аппарат исполнительного комитета, включая его отделы, управления и иные подразделения.

Формы работы исполнительных комитетов (местных администраций) делятся на два вида: организационно - правовые и управленческие.

Местные исполнительные комитеты и местные администрации являются коллегиальными органами. Их основной организационно-правовой формой работы признается коллегиальность. Коллегиальность реализуется в проведении заседаний исполнительных комитетов и местных администраций. Именно на заседании исполком (местная администрация) представлен как коллегиальный орган местного управления. Только здесь коллективно решаются многие наиболее важные вопросы, отнесенные к ведению исполнительного комитета (местной администрации). Коллегиальное обсуждение вопросов помогает найти наиболее правильные и целесообразные пути их решения, избежать ошибок, полнее учесть потребности людей. Однако коллегиальность ни в коей мере не снимает персональной ответственности с исполнителя за порученное дело. Наоборот, коллегиальность предполагает повышенную ответственность членов коллегии, которые, приняв решение, обязаны его сами реализовать.

На заседания вносятся вопросы, относящиеся к компетенции исполнительного комитета, местной администрации, а также вопросы, которые возникают в повседневной жизни и не могут быть решены единолично председателем (главой администрации), заместителями председателя (заместителями главы администрации) или структурными подразделениями исполкомов (местных администраций).

Управленческая деятельность выражается в правовой и неправовой формах. Конкретное проявление правовая форма находит в актах управления, издаваемых как коллегиально, так и единоначально.

По Закону исполнительные комитеты (местные администрации) принимают решения, а председатели исполнительных комитетов (главы администраций) издают распоряжения. Однако термин «решение» не совсем подходит для названия правового акта.

Решения принимаются любым органом государственного управления до их облечения в форму правового акта. Решение — это содержание правового акта.

Решения исполнительных комитетов, местных администраций — акты коллегиальные. Они могут приниматься только на заседаниях коллегиального органа, т.е. исполнительного комитета (местной администрации). Решения исполнительных комитетов (местных администраций) по форме, по существу, ничем не отличаются от правовых актов иных органов государственного управления.

№48.Определите способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Сформулируйте понятие и назначение контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Назовите принципы, функции, методы и виды контроля.

Основные способы надзор и контроль.

Контроль: 1) общественный; 2) государственный.

Надзор – это разновидность контроля (Виды надзора: Проверки: плановые, неплановые, тематические и др.).

Надзор отличается от контроля тем что осуществляет деятельность по выявлению соответствия или не соответствия закона.

Законность – исполнение, реализация законов; Дисциплина- по своему объему и содержанию шире чем законность, неукоснительное выполнение законов и др. НПА, но и неписанные правила, правила морали, правила коллективов.

Обеспечить законность - это значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения закона.

Под способами обеспечения законности и дисциплины следует понимать совокупность средств, приемов, методов, а также соответствующих норм, которые обеспечивают исполнение и практическую реализацию закона, иного нормативно-правового акта в соответствии с требованиями и нормами Конституции Республики Беларусь, а также требований и правил дисциплины, оформленных в правовом порядке или имеющих общепризнанный характер правовых и организационных обычаев.

Верховенство закона, режим законности - необходимый аспект правового государства. Без этого невозможен элементарный порядок в обществе.

Верховенство закона над всеми другими юридическими актами является одним из условий, обеспечивающих неуклонное обеспечение законности. Все важнейшие вопросы должны регулироваться законами, т.е. актами представительных органов власти. Акты всех иных органов и организаций должны быть строго подзаконны, т.е. издаваться на основе и в точном соответствии с законом, в пределах установленной законом компетенции данного органа или организации. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.

 

№49.Назовите субъектов и охарактеризуйте порядок осуществления государственного контроля.

Сущность государственного контроля заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы и их должностные лица с помощью определенных способов и средств выявляют отклонения от предусмотренной законодательством деятельности и должностного поведения подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц. В случаях обнаружения нарушений законности и дисциплины, контролирующие органы своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры к предотвращению нарушений законности и дисциплины.

По характеру деятельности контроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом не входящим в систему проверяемого органа и внутренним, когда контроль проводится в пределах какой либо организации, структурного начальником по отношению непосредственно подчиненных в пределах предприятий, учреждений.

В зависимости от субъекта осуществляющих контроль и характера их полномочий можно выделить:

1)контроль Президента Республики Беларусь;

2)контроль органов законодательной (представительной) власти;

3)контроль органов исполнительной власти;

4)контроль органов судебной власти.

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами. Основные направления контрольной деятельности Президента Республики Беларусь:

1)контроль в процессе формирования органов управления;

2)контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами за качеством руководства;

3)контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

4)контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

5)контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Контроль органов законодательной власти. Контрольные полномочия органа законодательной власти – Национального собрания Республики Беларусь, определены статьями 97 и 98 Конституции Республики Беларусь.

В системе органов исполнительной власти осуществляется общий, ведомственный и надведомственный контроль.

Общий контроль осуществляется в связи с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенцией.

Ведомственный контроль осуществляется органами единой системы в пределах подведомственности.

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции (Например: Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и т.д.)

 

№50.Сформулируйте понятие государственного надзора и определите его виды. Раскройте сущность административного надзора. Охарактеризуйте прокурорский надзор за субъектами управленческого (административного) права.

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов ее осуществляющих подразделяется на два вида:

1)прокурорский надзор;

2)административный надзор.

Административный надзор – его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за соблюдением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил закрепленных в законах и подзаконных актах.

Методами деятельности органов осуществляющих административный надзор является: постоянное наблюдение, периодические проверки, обследования, изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности, истребование документов и отчетных данных.

Административный надзор имеет свои особенности: надведомственный характер; осуществляется специально уполномоченными органами государственного управления.

Надведомственность административного надзора означает, что он осуществляется к неподчиненным объектам контроля. Эти объекты могут находиться в системе исполнительной власти, а также быть за ее пределами (коммерческие и некоммерческие организации и граждане).

Органами, специально уполномоченными для осуществления административного надзора, в первую очередь являются государственные инспекции и приравненные к ним органы. Они существуют практически в каждом республиканском органе государственного управления: одни на правах юридических лиц, другие – на правах внутренних структурных подразделений.

Должностные лица, осуществляющие административный надзор, как правило, наделены полномочиями по беспрепятственному вхождению на территорию, в помещения, на склады поднадзорных; истребованию, изучению, изъятию документов; осуществлению технических проверок, замеров, вскрытий элементов; уничтожению вредных для здоровья продуктов, предметов; получению объяснений; требованию устранения выявленных в ходе проверок нарушений; внесению в органы, выдавшие лицензии, представлений о лишении или приостановлении их действия; приостановлению деятельности организаций, эксплуатации механизмов, транспортных средств.

Прокурорский надзор – это деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением Министерствами и государственными комитетами, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля их должностными лицами, Конституции Республики Беларусь и Законов, а так же за соответствием законов издаваемых ими правовых актов.

Прокуратура Республики Беларусь осуществляет общий надзор за субъектами административного права. Общий потому, что он ведется за всеми субъектами административного права, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советы депутатов.

Прокурорский надзор как вид государственного контроля проявляется в точном и единообразном исполнении законов всеми юридическими и физическими лицами. Прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций. В статье 2 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь»1 дан точный перечень субъектов. Ими являются республиканские, местные органы государственного и хозяйственного управления и контроля, местные Советы депутатов и иные органы местного самоуправления, воинские формирования и учреждения, органы государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъекты хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждения и организации, политические партии, иные общественные и религиозные объединения, должностные лица и граждане.

Прокуроры обладают широкими полномочиями в сфере осуществления надзора. Они, предъявив удостоверение, вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности, подведомственности и вида пропускного режима), требовать от руководителей и иных должностных лиц представления издаваемых ими правовых актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений и т.д. Должностные лица обязаны выполнять требования прокурора, касающиеся проведения проверок, ревизий и экспертиз не позднее 10 дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором. Прокурор имеет право вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона; в случаях, предусмотренных законом, истребовать от должностных лиц и граждан декларации об источниках доходов; проверять законность административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождать незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами путем издания специального постановления.

Протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение являются актами прокурора, юридическими формами реагирования прокурора на нарушения закона (законности), это формы выражения требований прокурора.

Протест — акт прокурора, в котором он требует отмены соответствующего акта либо приведения его в соответствие с зако­ном, а также прекращения незаконного действия и восстановления нарушенного. Он приносится в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, компетентный принять по нему решение. Протест обязательно должен быть рассмотрен органом, должностным лицом, которому он направлен, не позднее 10 дней после его поступления.

Представление — акт прокурора, в котором он требует устранить нарушения закона, причин нарушений и условий, им способствующих. Он вносится в орган или должностному лицу, правомочному их устранить. Представление также обязательно должно быть рассмотрено, и не позднее месячного срока должно быть письменно сообщено прокурору о принятых мерах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.176.63 (0.099 с.)