Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности и принципы управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процессу управления в каждой сфере общественной жизни присущи только ему свойственные особенности применения способов и средств воздействия на объект управления. Социальное управление неоднородно по содержанию, формам и методам управления. Одновременно с этим управление едино с точки зрения технологии, методов, арсенала средств и т.д. В этом отношении все виды социального управления (по сферам) едины. Меняется лишь «набор» методов, средств, их соотношений и т.д. В этой связи важно выделить общие и специфические признаки различных сфер социального управления. · Государственное управление (управление делами государства) имеет пределы распространения в границах государственно-территориального образования. Субъектом его выступают органы государственной власти и управления в рамках своей компетенции. Организационно-управленческие функции этих органов распространяются на государственный сектор, связанный, прежде всего, с обеспечением законности и правопорядка, безопасности (внутренней и внешней), социального обеспечения, производства, оказания различных услуг, финансовой деятельности и т.д. · Управление в негосударственной сфере производства и оказания услуг связано с конституционными принципами обеспечения коммерческой деятельности независимо от государственного управления. Свобода этого вида деятельности, осуществляемой в рамках закона, гарантирована на всей территории Российской Федерации. Ее субъекты осуществляют функции управления в различных секторах экономики, таких, как: кредитно-банковская деятельность, промышленное производство, оказание услуг населению и т.д. · Управление в сфере деятельности органов местного самоуправления является одной из развивающихся сфер народовластия, которая реализуется независимо от государственного управления. Оно призвано регулировать отношения в области муниципальной собственности, транспорта и коммуникаций местного значения, благоустройства территорий и т.д. Территориальные границы деятельности органов местного самоуправления соответствуют границам административно-территориальных образований. · Управление в сфере деятельности общественных движений и образований выступает в качестве основы демократического общества. Деятельность общественных объединений, в соответствии с конституционными принципами, осуществляется на основе свободы мысли и слова, равенства всех объединений перед законом. Реализация этих принципов не должна быть направлена на подрыв конституционных основ государства. Субъекты управления в этой сфере имеет разную направленность деятельности. В частности, это – политика, культура, спорт, социальная помощь населению и т.д. Границы сферы деятельности определяются целями объединений, зафиксированными в их уставах или других учредительных документах. · Управление в сфере духовной жизни общества связано с деятельностью учреждений в области воспитания и образования, средств информации, деятельностью религиозных конфессий и некоторых других. Субъекты этой сферы осуществляют деятельность в соответствии с законодательством, основой которого являются конституционные принципы равенства прав и свобод человека и гражданина, запрет на любые ограничения прав, свободный доступ к информации, свобода вероисповедания, независимость церкви от государства и пр. Особенностью управления в сфере духовной жизни человека является то, что она затрагивает интересы государства в части воспитания человека и гражданина. Соответственно, в этой сфере функционируют органы государственного управления (министерства культуры, образования и их структуры), а также органы координации деятельности с негосударственными структурами (комитеты и комиссии при органах власти). В любой из перечисленных сфер социального управления следует выделять и отдельные направления деятельности. Например, правоохранительная деятельность является относительно самостоятельным направлением в сфере государственного управления. При этом каждое направление социального управления имеет как общие, так и частные принципы управления. Принципы – это одно из ключевых понятий науки управления. В широком смысле под этим понятием понимаются основополагающие идеи какой-нибудь теории, учения, науки; мировоззрение; руководящие положения, установки в какой-нибудь деятельности. Принципы любой сферы социального управления в наиболее общем виде отражают сущность управления и механизма его воплощения. Основой принципов являются законы и система ценностей, действующих в обществе, которые существуют независимо от сознания и воли людей и их целенаправленной деятельности. Познание этих законов осуществляется посредством изучения форм их проявления в процессе развития социально-экономических отношений. Законы и принципы имеют разную природу, они не тождественны по форме проявления. Законы непосредственно реализуются в развитии общества, а принципы, в силу своей субъективности, не могут рассматриваться как прямое следствие объективных законов. Под законом обычно понимают устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Диалектика выделяет три основных закона развития мира: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицаний. Познавая законы и формулируя принципы, человек осуществляет сознательную целенаправленную деятельность. В процессе этой деятельности он формулирует принципы. В частности, в настоящее время в социальной практике выделены: принципы политического руководства, принципы организационной деятельности, принципы научной деятельности, принципы воспитания и т.д. Принципы управления, в том числе управления в органах внутренних дел, представляют собой проявление объективных законов в субъективной форме общественного сознания. Они отражают закономерности и отношения общественно-политической природы и содержания. Выявление и обоснование принципов управления должно соответствовать определенным требованиям: · отражение главных, объективно необходимых проявлений управления; · характеристика устойчивых отношений и связей; · охват отношений и взаимосвязей, присущих управлению как целостному явлению; · отражение специфики и различий видов управления. Познание принципов управления является основой для разработки теории управления в конкретной отрасли деятельности. Оно позволяет не только уточнить область правового регулирования этой деятельности, но и организовать на научной основе процесс управления, а также выбрать средства для его осуществления. При этом следует иметь в виду, что выделение принципов управления возможно только в результате действия самого механизма управления, ибо принципы – не исходный пункт познания, а его закономерный результат. Подразделение принципов управления по их отраслевой принадлежности способствует их различению даже в смежных областях деятельности. Закономерности, проявляющиеся в сфере деятельности органов внутренних дел, будут частным случаем по отношению к более сложной системе правоохранительных органов, а выделяемые для этих систем управления принципы будут отражать лишь некоторый аспект закономерностей государственного управления. Соответственно следует разделять уровни действия принципов управления. В управленческой деятельности, в том числе и в правоохранительной сфере, необходимо выделить три уровня действия принципов управления. 1. Общественно-политические принципы управления в наиболее общем виде согласуются с Всеобщей декларацией прав человека. В настоящее время эта группа принципов, как отражение закономерностей развития нашего государства, закреплена в Конституции Российской Федерации. К числу общественно-политических принципов, которые распространяются на деятельность органов внутренних дел, относятся: · Принцип демократизма. Он раскрывается в положении о том, что народ является единственным источником власти, и реализуется эта власть как в непосредственном волеизъявлении, так и через его представительные органы. · Принцип равноправия. Этот принцип проявляется в том, что граждане обладают широкими и равными правами и свободами, в том числе правом участия в управлении делами государства. · Принцип защиты прав и свобод человека и гражданина является приоритетным по отношению ко всем остальным социальным ценностям. Права и свободы человека в обществе определяют его взаимосвязь с государством, защиту его интересов, определенные обязательства государства по отношению к человеку, а также систему юридических гарантий его прав и свобод. · Принцип социальной ориентации государственного управления означает подчинение государственного управления интересам социальной политики. В своей политике государство не может поглощать интересы человека и подчинять их интересам органов власти. · Принцип разделения властей обеспечивает создание гарантий гражданских прав и свобод, а также законности от произвола. В основе этого лежит разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей. · Принцип деидеологизации государственной власти и управления запрещает устанавливать в качестве государственной или обязательной любую форму идеологии. Этот принцип гарантирует защиту общества и граждан от политического преследования за убеждения. · Принцип соответствия законов на территории Российской Федерации общепризнанным нормам международного права устанавливает правовую систему, в которой принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью собственной правовой системы. · Принцип свободы деятельности общественных объединений проявляется в отсутствии каких-либо дополнительных ограничений, кроме установленных законом, на создание общественных объединений граждан, выбор ими руководящих органов и решение прочих урегулированных законом отношений. · Принцип законности свидетельствует о том, что функционирование и развитие механизма управления определяются нормами права и состоят в практической реализации законов. · Принцип гуманизма характеризует направленность деятельности на решение стоящих задач средствами и методами, обеспечивающими уважение прав и свобод человека и гражданина. · Принцип гласности устанавливает открытость деятельности, которая обеспечивает каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. 2. Организационные принципы управления отражают, с одной стороны, единство правил функционирования в системе правоохранительных органов; с другой стороны – специфику организации механизма управления в органах внутренних дел. К их числу можно отнести следующие: · Принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Этот принцип непосредственно связан с функциональной стороной деятельности органов внутренних дел, которые призваны решать задачи охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Их решение без должного взаимодействия с другими органами власти и управления, общественными организациями и гражданами невозможно. · Принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий состоит в том, что все основные направления деятельности должны быть регламентированы и зафиксированы в правовой форме по предмету, содержанию, объему и способу осуществления. · Принцип ответственности должностных лиц и органов предполагает распределение их компетенции в структуре управления. В соответствии с этим принципом фиксируется и ответственность отдельных органов, их структурных звеньев, руководителей, должностных лиц, а также полномочий (обязанностей) конкретных сотрудников. · Принцип сочетания территориальных и отраслевых начал формирует специфику деятельности органов внутренних дел исходя из отдельных уровней управления, территорий, а также отдельных подсистем. · Принцип сочетания линейных и функциональных начал является исходным для создания такой структуры управления, которая наиболее рационально учитывает многоцелевой характер деятельности органов внутренних дел. · Принцип сочетания коллегиальности с единоначалием устанавливает определенное соотношение прав и обязанностей субъектов управления в структуре управления при осуществлении их полномочий. · Принцип мобильности отражает специфику деятельности и проявляется в постоянной готовности всех структур и подуровней к реагированию на информацию о различных происшествиях и преступлениях. · Принцип автономности управления также отражает специфику деятельности органов внутренних дел и проявляется в их способности самостоятельно решать целый ряд задач организационно-управленческого характера (организация охраны общественного порядка, подбор кадров и т.д.). В числе организационных принципов управления органами внутренних дел выделяют также мотивацию, цикличность, рациональное соотношение целей и ресурсов, иерархичность и некоторые другие. Однако они отражают не закономерности, а свойства процесса управления. 3. Принципы предметной управленческой деятельности. Многоэлементность управленческой деятельности дает основания для разделения всей совокупности соответствующих принципов на общие (присущие всем проявлениям государственно-управленческой деятельности) и специальные (абстрагированные из ее отдельных направлений). Чаще всего выделяют такие общие принципы, как целеустремленность, конкретизация управленческой деятельности, организованность, личная ответственность каждого за конечный результат, актуальность, объективность, системный подход и другие. Предметная управленческая деятельность в органах внутренних дел объединяет в себе организационные начала всех форм и методов оперативно-служебной (специальной) деятельности и не может осуществляться без наличия общих исходных политических и организационных идей и правил. К этой группе принципов относятся: · Принцип оперативности, который заключается в способности качественно и своевременно решать задачи различной степени сложности, с проявлением гибкости реагирования и комплексного использования сил и средств в быстро меняющейся обстановке. · Принцип моделирования проявляется в заблаговременном определении развития оперативной обстановки и планировании всех основных направлений деятельности. · Принцип точности является проявлением высокой нормативности управленческих решений, обязательности строгого выполнения распоряжений, однозначности (непротиворечивости) приказов, а также обязательности контроля над всеми сторонами деятельности. · Принцип информативности заключается в обязательном информационном обеспечении всего процесса управления, а также в развитой системе информационных каналов связи между всеми субъектами и объектами управления. · Принцип защищенности отражает наличие системы правовых, организационных и технических средств защиты процессов управления, а также информации, циркулирующей в структуре органов внутренних дел. · Принцип сочетания непрерывности и дискретности свойствен всем основным направлениям управленческой деятельности и проявляется, во-первых, в постоянном (круглосуточном) обеспечении управления; а во-вторых, в строго установленной периодичности (цикличности) отдельных процедур управления (учет сведений, сбор информации, ее анализ и т.д.). · Принцип обеспечения постоянной служебно-боевой готовности является основным правилом, требованием и критерием оценки эффективности управления в органах внутренних дел. На обеспечение готовности к решению задач, возлагаемых на органы внутренних дел, направлена вся система принципов управления. Всю совокупность принципов следует рассматривать как систему основных руководящих идей и правил, обеспечивающих целенаправленное функционирование органов внутренних дел в системе органов государственной власти. Обладая высокой степенью нормативности, система принципов в этой сфере находит выражение в законодательстве и иных подзаконных актах, регулирующих деятельность. Выраженные в правовой форме принципы становятся руководящими правилами, обязательными для воплощения в правоохранительной деятельности. Одновременно с этим, являясь идеями, сформулированными в результате субъективного восприятия процессов общественного развития, принципы управления изменяются во времени, так как не являются стабильной субстанцией. Принципы обладают некоторым периодом «жизнедеятельности», и выделение новых принципов, которые соответствуют данному этапу развития общественных отношений, способствует совершенствованию механизма управления. § 2. Цели и задачи управления При изучении различных аспектов функционирования социальных систем центральным (с точки зрения социального управления) является вопрос о процессе целеполагания (то есть формулирования цели), который определяет содержание деятельности любой организации. Социология выделяет следующие основные свойства организаций, которые позволяют рассмотреть социальное значение целей их деятельности: 1. Организация имеет относительно определенные границы. Их четкость может быть более или менее ярко выраженной, но они всегда объективно существуют. Границы организации нельзя отождествлять с ее штатным расписанием. Определенная относительность границ не имеет прямой связи с территориальной дислокацией. Известную автономность границам в социальной среде придают, прежде всего, пределы распространения функций организации, ее компетенция, которые непосредственно связаны с целью деятельности. 2. Наличие норм, правил, детерминирующих деятельность, а иногда и все поведение людей, входящих в организацию. Степень нормативности поведения членов организации может быть различной. Она зависит не только от сущности решаемых организацией задач, но и от взаимодействия с другими организациями и обществом в целом. Связь определенной нормативной процедуры с деятельностью организации обусловлена ее целями. Любая организация возникает тогда, когда установлена точная процедура, позволяющая регулировать внутриорганизационную деятельность в интересах достижения определенных целей. 3. Степень власти, которой располагает организация в отношении своих членов. Степень власти не следует отождествлять с теми санкциями, которые организация может применить к своим членам. Властная функция в этом смысле заключается в обеспечении условий приема и прекращения членства, в распределении обязанностей, создании условий труда и т.д. Степень власти зависит от социальной значимости решаемых организацией задач, сферы ее деятельности, то есть от поставленных перед организацией целей. 4. Наличие системы правил, регулирующих членство в ней. Эта система включает в себя: совокупность требований, предъявляемых к лицам, желающим стать членами организации; процедуру отбора; продвижения по организационной иерархии; порядок выхода из организации ее членов. Система правил создает, прежде всего, определенный социальный статус, который приобретают члены организации. Статус членов отдельных организаций сильно варьируется в зависимости от сферы деятельности, а привлекательность приобретаемого социального статуса всегда связана с целью организации. 5. Наличие системы коммуникаций (информационных связей). Роль коммуникаций в информационном обеспечении системы-организации исследуется теорией управления. Более глубокие вопросы коммуникационного взаимодействия социальных групп, формальных структур, а также индивидов находятся в поле зрения социологии. Социальное содержание коммуникационных связей расширяется до рассмотрения процессов социализации личности. Под этим углом зренияроль организаций в процессах социальной коммуникации тесно связана с основным атрибутом организации – ее целью. Свойства, которые возникают в процессе функционирования организаций, непосредственно связаны с целями их деятельности. Многообразие целей порождает разнообразные функции организаций в сфере государственного управления с присущими им формами и средствами деятельности: органы власти и отраслевого управления, контроля и принуждения, безопасности, социального обеспечения и т.д. В этом аспекте организации являются своеобразным социальным инструментом, посредством которого общество, государство разделяют цели жизнедеятельности и способы их достижения. Теория управления, как и общая теория систем, рассматривает цель в качестве системообразующего признака организации, то есть цель выступает как связующее звено организации и общества. Соответственно, изучение любых процессов управления тесно связано целями общественно значимой деятельности. Цели деятельности, особенно для органов государственного управления, не должны сводиться к формальным предписаниям или декларируемым задачам. Цели определяют все параметры механизма управления, придают деятельности человека – участника процесса управления – определенный социальный статус, влияют на формирование общественных отношений. Поэтому теория управления изучает и механизм формирования целей организации. Цель организации – это установленный человеком в соответствии с общественными потребностями предполагаемый итог деятельности, к которому следует стремиться, необходимо осуществить, достигнуть. Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов. Цель определяется субъектом управления осознанно, поэтому наряду с рациональным моментом всегда содержит и субъективный, ценностный ориентир (установки, влечения, интересы). Цель деятельности не существует в качестве самостоятельной субстанции. Она является продуктом интеллектуальной деятельности человека, одновременно проявляясь в самой деятельности. В теории управления выработаны научные принципы целеполагания: · Реальность цели обеспечивается на основе закономерностей общественного развития, в процессе которого общество формулирует наиболее актуальные цели, и посредством всестороннего анализа имеющихся ресурсов для достижения цели в конкретные сроки. · Обоснованность цели достигается разными средствами. При этом наиболее значимым в формировании обоснованности цели является научный метод, который позволяет объективно изучить общественные потребности. Однако на практике иногда имеют место случаи подмены потребностей общества волюнтаристическими целями некоторых представителей аппарата государственного управления, что ведет к существенным социальным издержкам. · Конкретность цели определяется необходимостью точного выражения содержания цели, что объективно предполагает ясное понимание исполнительными подсистемами содержания деятельности. · Обеспеченность цели подразумевает наличие необходимых сил и средств для ее достижения в установленные сроки. В основе этого принципа лежит комплексный подход. Например, для органов внутренних дел обеспечение управления включает: правовой, кадровый, финансовый, информационный, материально-технический, медицинский, оружейный, специальный, социальный и другие компоненты обеспечения деятельности. · Преемственность цели предполагает необходимость последовательного ее достижения. Процесс общественного развития основан на совокупности взаимосвязанных целей и задач, которые возникают не случайно, а на основе реализации законов общественного развития. При этом вновь формируемые цели должны учитывать предыдущие. Множественность целей может порождать внутренние противоречия в деятельности организации, например, по приоритетам самих целей. В этой связи в управлении важно обеспечить согласованность деятельности. Основными средствами обеспечения согласованности в достижении целей являются координация, достаточное материально-техническое обеспечение и обеспечение людьми. При этом между целями и средствами должно быть соподчинение. Цели организаций, реализуемые в тех или иных сферах деятельности, можно классифицировать по различным признакам. В частности: · по значимости – это глобальные (например, в деятельности Организации Объединенных Наций), генеральные (например, в деятельности органов государственных власти), частные (например, в деятельности отраслевых министерств); · по уровням системы управления – это высшие (принадлежат организации в целом), низшие (подчинены первым и принадлежат отдельным структурным звеньям системы); · по степени сложности – стратегические (определяют общую направленность деятельности), тактические (соответствуют способам решения отдельных задач); · по времени их достижения – долгосрочные (как правило, свыше 5 лет), среднесрочные (как правило, в течение одного календарного года) и оперативные (решение текущих неотложных задач); · по содержанию – цели-задания (определяются субъектом управления), цели-ориентации (устанавливаются отдельными членами коллектива), собственные цели системы (принадлежат коллективу в целом). Наиболее важной характеристикой целей является их содержательная сторона. Поэтому рассмотрим цели-задания, цели-ориентиры и цели собственно системы по отношению к деятельности органов внутренних дел. Деятельность государственных органов должна удовлетворять общественные потребности. Одним их аспектов этих потребностей является общественная безопасность, которую обеспечивает система государственных органов (организаций), и, прежде всего, органов внутренних дел. Целями-заданиями в органах внутренних дел является перечень задач, решаемых в повседневной деятельности. Они определяются законодательством и в наиболее общей правовой форме сформулированы в Законе Российской Федерации «О милиции», в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и других нормативных актах. Министерство внутренних дел является высшим уровнем управления для всей системы органов внутренних дел и обладает правом постановки целей деятельности для своих структурных звеньев, то есть детализирует цели-задания. Постановка целей-заданий является началом процесса управления по их достижению. Цели-ориентации направлены на участников процесса управления (в органах внутренних дел – сотрудников), которые преследуют также свои собственные интересы. Последние связаны, прежде всего, со стремлением удовлетворить определенную потребность путем вступления в данную организацию. При этом интересы конкретных членов организации могут быть различными и даже противоположными. Цели и ориентиры отражают преобладающую мотивацию при вступлении лиц в ту или иную организацию и сохранении в ней членства. Поэтому содержание целей-ориентаций всегда индивидуально и может быть выявлено, прежде всего, путем анализа привлекательности организации как для ее членов, так и для индивидов, находящихся вне организации, а именно: · наличие или отсутствие лиц, стремящихся стать членами организации; · основные мотивы их участия в общей деятельности; · изменение мотивации во времени; · уровень текучести кадров, · причины увольнения и т.д. Нахождение в составе организации служит для ее членов источником получения средств к существованию. В реальной жизни проявляется стремление решить проблемы улучшения и закрепления кадрового состава при помощи увеличения размера денежного вознаграждения (заработной платы), это стремление основано на интуитивной уверенности в том, что цели-ориентации всегда связаны с размером денежного вознаграждения. На самом деле, круг потребностей членов организации и содержание целей-ориентаций значительно шире – это и стремление заниматься интересной, творческой работой, и иметь перспективу повышения социального статуса, и возможность участия в противодействии преступности и т.д. Немаловажное значение имеет также социальный престиж органов внутренних дел, который сам по себе может быть побудительной причиной для службы. Собственные цели системы сводятся к стремлению укрепить целостность сложившихся социальных статусов и по возможности обеспечить развитие системы. Данный вид целей организаций берет свое начало из характеристики системы – стремление сохранить равновесие во взаимодействии с окружающей средой, а также обеспечить свою целостность. Возникновение собственных целей системы объясняется способностью организации служить средством удовлетворения коллективных потребностей и интересов. Их носители представляют определенную социальную группу, интерес которой достаточно консервативен: обеспечить стабильность сложившейся системы социальных отношений. Цели-задания, цели-ориентации и собственные цели системы могут находиться в различном взаимном соотношении, в частности во взаимодополнении или противоречии друг другу. Одновременно с этим следует отметить, что цели-задания не могут абсолютно адекватно отражать цели-ориентации, поскольку первые предписаны «учредителями» организации, а вторые выражают ценностные социальные ориентации отдельных людей. Точно так же не совпадают цели-задания и собственные цели системы, поскольку организация не создается ради факта существования данного коллектива. Во всех случаях между различными целями осуществляется параллельная связь единства и конкуренции. Это означает, что каждая конкретная организация ориентирована не только на достижение целей, поставленных «сверху», но и на решение проблем, возникающих внутри организации. Игнорирование проблем деятельности организации (целей-ориентаций и собственных целей системы) может являться причиной сбоев в функционировании организации, низкой эффективностью ее деятельности, кадрового дефицита и прочих недостатков. Внешние проявления противоречий между видами целей являются следствием серьезных упущений внутриорганизационной деятельности. Например, в последние годы возникла настоятельная необходимость усиления внимания к закреплению кадров органов внутренних дел, что свидетельствует об определенном расхождении между целями-заданиями и целями-ориентациями. С другой стороны, бюрократизация организационно-управленческой деятельности представляет собой одно из проявлений подмены целей-заданий собственными целями системы. При этом субъект управления начинает «работать на себя», игнорируя те задачи, ради решения которых выстроен весь механизм управления. В деятельности органов внутренних дел приоритетом являются цели-задания. Средством их реализации служит организация всего процесса управления, которая помогает уточнить отдельные этапы достижения цели, их временные границы, способы деятельности, вопросы обеспечения и пр. В процессе этого вида деятельности цель как бы распадается на отдельные взаимосвязанные задачи, то есть происходит ее декомпозиция. В этом аспекте отдельные задачи конкретизируют всю деятельность по достижению цели. При организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел должны быть обеспечены принципы реальности, обоснованности, конкретности, обеспеченности, преемственности. В случае нарушения любого из названных принципов неизбежно возникают дисфункции (самораспад) механизма управления. Неправильно определенный желаемый конечный результат функционирования приводит к тому, что реальные цели-задания оказываются искаженными. В этом отношении важным началом постановки самой цели является способ оценки эффективности деятельности. Проблема, обычно, заключается в том, что результат выполнения одной и той же задачи может быть оценен по-разному: со стороны ведомственного аппарата управления, со стороны отдельного исполнителя – члена этого ведомства и со стороны общества, которое выдвинуло перед ведомством соответствующую задачу. Функционирование органов внутренних дел обусловлено социальной потребностью в защите личности от посягательств на охраняемые законом права и интересы. Эффективность их деятельности имеет качественные параметры: оперативность, корректность, авторитетность, организованность и компетентность. Система качественных параметров в определенной степени субъективна, но сущность ее состоит в наличии некоторой шкалы общественных ценностей, носителями которых являются отдельные социальные группы, в том числе организации, взаимодействующие с органами внутренних дел. Критика применяемой в настоящее время ведомственной оценки эффективности деятельности ОВД в определенной мере обоснованная. В частности, это касается дихотомии «удовлетворительно – неудовлетворительно», которая включает технический аспект набора показателей. Цель, которую организация стремится достичь, складывается в результате сложного и противоречивого взаимодействия целей-заданий, целей-ориентаций и собственных целей системы. При этом сознательному формированию и корректировке поддаются только цели-задания. Цели-ориентации и собственные цели системы возникают в естественном процессе жизнедеятельности. Они являются объективным фактором, влияющим на функционирование организации, и должны учитываться субъектом управления. Кроме того, максимальное сближение целей-заданий и целей-ориентаций устраняет опасность гипертрофирования целей системы. Функции управления В общественных науках под понятием «функция» обычно понимают круг деятельности, обязанность, работу. Использование этого термина применительно к различным видам деятельности характеризует ее направленность. В таком понимании любая целенаправленная деятельность имеет отчетливо выраженное содержание, которое может образовывать в некоторых случаях систему взаимосвязанных функций. Понятие «функция» всегда отражает предметно-содержательную и пространственно-временную характеристику какой-либо организованной деятельности. Как определенный вид деятельности функция характеризуется известной самостоятельностью, однородностью и повторяемостью выполняемых в ее рамках операций. Каждая функция имеет свою сферу действия и осуществляется специфическими методами. Функция – объективно необходимая, относительно самостоятельная часть целенаправленной деятельности (ее компонент), характеризующаяся специфическим содержанием, особой формой осуществления и относительно самостоятельными пространственно-временными границами. Обычно в функциях проявляются внешние свойства целенаправленной организованной деятельности. Место, отведенное функциям в управлении любой организацией, принято обозначать через взаимную обусловленность основных категорий социального управления: цель – задача – функция – структура. То есть функции устанавливаются через определение направлений решения задач деятельности объектов управления и определяют внутреннее структурное построение объекта управления. В соответствии с направлениями организационно-управленческой деятельности выделяют три группы функций. 1. Специальные функции отражают организующее воздействие системы управления на конкретные сферы общественных отношений. 2. Общие функции управления присущи системе управления в целом и отдельным ее подуровням; они отражают содержание организационно-управленческой деятельности. 3. Обеспечивающие фу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.019 с.) |