Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы построения и развития организационных структур управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эффективность организационной структуры управления является показателем степени реализации принципов организации, которые и определяют реальную практику функционирования предприятия. Поэтому их обоснование является одним из ключевых вопросов организационного построения. Переход от планово распределительной системы ведения хозяйства к рыночной для любого предприятия означал фундаментальное изменение принципов формирования его организационной структуры, которого не произошло. Центр внимания должен сместиться во внешнюю среду, а целевые установки менеджеров - в область обеспечения устойчивого развития на долгосрочную перспективу. Принципы построения и развития организационных структур управления должны: а) находиться в соответствии с общими принципами организации систем; б) вытекать из законов организации как системы с упорядоченной внутренней структурой, представляющей особое единство с внешней средой; в) согласовываться с общими принципами управления предприятиями в части реализации такой функции как «организация». «Число принципов управления не ограничено», - отмечал А. Файоль. «Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправления, занимает своё место среди принципов, во всяком случае, на всё то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании». Четкой классификации принципов построения организационных структур управления пока не существует. Более того, поскольку содержательная сторона их зависит от теоретического и эмпирического уровня развития знания законов организации, следует ожидать появление новых принципов или их уточнения. Так, часто встречающиеся в литературе, принцип «целенаправленности» структуры, принцип «отражения целей и задач организации структурой управления» или «принцип приоритета цели», по мнению автора, принижает значение категории «цель» как системообразующего фактора, которая нашла свое выражение в законе композиции (цель деятельности подсистемы одновременно является одной из подцелей деятельности системы). Закон отражает необходимость согласования целей организации. Организационная структура может быть таковой, если она обеспечивает организованное целое, а это происходит только в случае, если она строится по цели и стратегии ее достижения. При обосновании принципов построения и развития организационных структур управления в данной работе автор исходил из общих принципов организации систем, выражающих сущность любой организации: а) принципа совместимости, как условия возникновения, сохранения и развития системы; б) принципа актуализации функций, отражающего необходимость разнообразия свойств и их функциализацию для сохранения системы в сложных условиях существования; в) принципа сосредоточения функций, отражающего необходимость согласования функций, сосредоточения их на выполнение основной функции системы как единого целого; г) принципа нейтрализации дисфункций, выражающего потребность системы в гомеостазе, как устойчивой совокупности основных параметров или свойств системы; д) принципа лабилизации, отражающего возможность структуры иметь всё большее количество функций без существенного изменения самой структуры. Эти принципы являются методологической базой общей теории организации. Каждая организация как система функциональна. В данном случае, под функциональностью понимается определенный набор взаимосвязанных устойчивых направлений деятельности организации. В известном смысле она - порождение системы большего порядка, которая и создает рамочные условия ее функционирования. Общее состояние экономики страны, основные направления ее развития, закрепленные в законодательном порядке ограничения, в рамках которых организация может осуществляться хозяйственная деятельность - все это влияет на выбор ее целевой функции. Каждый элемент организации также функционален. Совместимость функционально специализированных элементов - условие их взаимодействия, но для эффективного функционирования системы взаимодействие должно иметь целевую ориентацию. Организация системы идет в плоскости обеспечения максимально возможного взаимодействия функционально специализированных элементов. А поскольку организация - это развивающаяся система, её элементы, под внешним и внутренним воздействием непрерывно приобретают новые свойства, меняются связи между элементами отдельных структур и структурами различных уровней. Сохраняя свой гомеостаз, не актуализируя новые свойства в качестве функций, система, в целях самосохранения, стремится нейтрализовать появившиеся дисфункции, накапливает структурные нарушения, что приводит к возникновению структуры, состоящей из взаимосвязано деформированных элементов. Такая структура уже не может нормально функционировать, а тем более развиваться. Для того чтобы функции не превращались в дисфункции, они должны быть актуализированы и согласованы на выполнение основной функции более общего характера, т. е. функции отдельных элементов должны быть сосредоточены на выполнение основной функции целого. Степень организованности системы зависит не только от того, насколько полно актуализированы и сосредоточены функции элементов, но и насколько подвижны, лабильны эти функции. Поскольку система принципов формирования организационных структур ещё не сложилась, на базе законов организации и общих принципов организации систем целесообразно, по мнению автора, выделить следующие три группы принципов, определяющих направленность в формировании организационной структуры: 1) Группу основных принципов, характеризующих форму хозяйствования, на основе которых выделяются наиболее важные экономические объекты, формирующие результаты деятельности предприятия; 2) Структурно-функциональные принципы формирования организационных структур управления, определяющие максимально возможную согласованность функций и всех, относящихся к ним частных процедур; 3) Принципы развития организационных структур управления как выражение закономерностей развития управления, определяющие его вектор. К первой группе, условно называемой «принципы формы» относятся: а) принцип необходимого разнообразия организационной структуры; б) принцип адекватности формы хозяйствования всему многообразию условий функционирования; в) принцип замкнутости общего контура системы управления; г) принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении; д) принцип экономичности организационной системы управления. Принцип необходимого разнообразия организационной структуры вытекает из закона соответствия организации внешней среде и закона соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. Все действия по формированию, упорядочению и регулированию системы должны соответствовать ее концептуальной модели, разработанной в рамках стратегического плана, который учитывает характер экономики и уровень развития экономических отношений в стране, организационно-правовой и организационно-экономический статус предприятия, а также его стратегический потенциал. Система управления должна чутко реагировать на все изменения, происходящие в управляемой системе, а действия ее соответствующих разнообразных звеньев согласованы на достижение цели системы. Принцип служит основой для разнообразных вариантов организационного обособления (де-партаментизациии): по критерию «ресурс» (по функциональному признаку), по критерию «результат» (по объектному признаку) или их сочетания, а его реализация позволяет организации сохранить свою целостность и способность функционировать (сохранять гомеостаз), вырабатывая комплекс реакций на разнообразные воздействия среды. Достаточное разнообразие организационных структур не только по функциональному, но и по объектному признаку, позволяет им иметь такие качественные характеристики, которые обеспечивают адекватность и скорость реакции. Так на основе функциональ-ной специализации формируется самая распространённая линейно-функци-ональная структура. При невозможности одновременно расти и адекватно реагировать на изменения внешней среды в рамках функциональной департаментизации появляется необходимость в выделении автономных производств, отвечающих за конечный результат, что обуславливает появление дивизиональных структур, которые уже сами представляют собой локальные системы некоторого системного комплекса. Департаментизация одновременно вокруг как ресурсов, так и результата приводит к появлению матричных структур, а наличие плохо структурированных целей - к созданию целевых структур. Принцип носит общий характер и относится ко всем трём группам принципов, но его применение уже при определения формы хозяйствования имеет особое значение для реализации концепции центров ответственности (доходов, прибыли, затрат, инвестиций), влияющей на эффективность функционирования и развития организации. Принцип адекватности организационной формы хозяйствования всей устойчивой совокупности меж - и внутриорганизационных связей и отношений хозяйственной организации, которые она использует в процессе функционирования. Принцип вытекает из закона композиции и предполагает учет политических, экономических, социальных и институциональных факторов внешней и внутренних сред предприятия во взаимоотношениях его с системой высшего порядка, а его соблюдение обеспечивает развитие интеграционных процессов и функционирование организации в рамках государственной законности. На его основе устанавливается её организационно-экономический и правовой статус, степень самостоятельности. Часть управленческих функций может быть централизована в случае объединения предприятий или передана специализированных консультационным фирмам (внешнему дополнению). Из мировой практики известно, что передаются, как правило, задачи правового обеспечения, совершенствования процессов управления, обработки учетной информации, работы по маркетингу и изучению зарубежных рынков. Принцип замкнутости общего контура системы управления является необходимым продолжением принципа адекватности и реализуется формированием чётких границ организации, закреплённых в её внутрифирменных нормативных актах. Принцип законодательно обоснован Гражданским кодексом РФ и закреплён выбором организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, системой корпоративных актов, которые могут охватывать жизненно важные аспекты функционирования предприятия. Смещение границ между внешней средой и организационной системой может привести к изменению формы хозяйствования. Однако в экономическом и социальном плане провести четкие границы организации как открытой системы практически невозможно. Это одна их основных методологических проблем, существующих при изучении организации. Можно предположить, что именно структура закрепляет сложившиеся границы организации. Являясь результатом упорядочения системы, структура фиксирует связи между элементами системы. Суть организационной деятельности как раз и сводится к обеспечению взаимодействия между элементами по достижению цели. Признаком границы организации как системы является наличие более жестких связей между элементами системы, чем между элементами и средой. Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении - основной принцип организационного построения, определяющий направление развития организационной структуры управления. Сущность совершенствования организации управления как раз и заключается, прежде всего, в поиске оптимального соотношения централизации и децентрализации механизма управления, который осуществляется в рамках того или иного вида структур, максимально способствующих эффективному протеканию процесса управления. Следовательно, эффективность структуры определяется не только структурой самой по себе, но и тем организационным механизмом, который осуществляется в рамках этой структуры. Это - принципиально важное положение для определения эффективности организационной структуры управления. Механизм управления, как совокупность процедур, обеспечивающих определённое развитие организации во времени в направлении поставленных целей, обладает значительно большей динамичностью, чем оргструктура. Отличаясь некоторой стабильностью за счёт компенсационных деформаций, она может выдерживать в определённых пределах его изменения без структурных подвижек, пока масса накопленных дисфункций не станет критической. Жёсткая централизация рано или поздно ведёт к организационной патологии за счёт накопления дисфункций, что приводит к задержке в принятии решений. Поэтому без децентрализации предприятие может расти до некоторого уровня, но чрезмерная децентрализация может привести к излишней автономизации подразделений, что может негативно сказаться на эффективности функционирования и развития организации в целом. Контактируя чаще с агрессивной, чем доброжелательной внешней средой, производственная организация для сохранения управляемости должна обладать такими свойствами как устойчивость, гибкость, маневренность и способность к обновлению. Каждое из этих свойств, равно как и их совокупность, обеспечивается соответствующей управленческой стратегией, реализуемой в рамках механического или органического типов структур, либо через их комбинацию. И если устойчивость, как способность сохранить себя в любой, даже экстремальной ситуации и, отчасти, манёвренность, как опережающая реакция на изменения внешней среды через её прогнозирование и моделирование, а также управление резервами предприятия обеспечиваются механическим типом структуры, то стратегия гибкости и обновления однозначно требуют органических структур. Сочетаясь друг с другом, организационно-управленческие стратегии требуют и адекватного сочетания и различных типов структур управления. При этом степень централизации-децентрализации будет зависеть от многочисленных факторов, влияющих на эффективность функционирования и развития предприятия. В случае жёсткой централизации ограничивается самостоятельность и инициатива действий в решении производственных задач, в случае широкой децентрализации снижается эффективность решения стратегических задач. Процесс децентрализации протекает в неразрывном единстве с процессами групповой самоорганизации и горизонтальной структуризации. Их архитектоника очень подвижна и отражает параллельные отношения власти. Децентрализация управления как раз и использует феномен самоорганизации. В результате к двум основным типам структур механическим и органическим добавились мягкие (самообразованные горизонтальные). Однако отмечается, что «хотя каждый из участников системообразования является носителем самоорганизации, лишь нижним уровнем управления обеспечивается соответствующий эффект горизонтального системообразования и самоуправления». Это - очень важное положение, т.к. необходимый уровень самоорганизации обеспечивает оперативное (ситуационное) конкурентное преимущество. Через необходимую децентрализацию управления производственные подразделения могут решать задачи оперативной диверсификации товарного ряда на базе закономерностей жизненного цикла товара. Проблемы рыночного пресса и предпринимательства будут решаться каждым подразделением самостоятельно. Но вектор движения производственной организации определяется в рамках стратегического планирования. Именно на этом уровне обеспечивается стратегическое конкурентное преимущество и разрабатываются рамочные условия функционирования отдельных подразделений. Стратегические центры могут проводить необходимые маркетинговые исследования по заказам подразделений, на основе которых они определяется с конкретизацией товарного ряда. Организации внутрифирменного предпринимательства, которое сегодня находится в зоне пристального внимания, на наш взгляд, требует дополнительного теоретического осмысления. Способствуя укреплению предпринимательского стиля управления, интрапренёрство может рассматриваться и как эффективный механизм централизованного управления, учитывающий интересы своих отдельных подразделений, цехов. Эффект горизонтального самообразования реализуется также в бригадной форме организации труда в производстве, суть которой в разумном сочетании коллективной и индивидуальной ответственности за качество работы и её конечный результат. Степень централизации-децентрализации управления задаётся условиями функционирования хозяйственной организации, но выбор конкретного типа структур зависит от такого субъективного фактора, как личность руководителя. Роль руководителя, степень его воздействия на все аспекты хозяйственной деятельности организации никогда и никем не отрицались. Принцип единства руководства, действует во всех социальных системах и ещё А.Файоль отмечал, что главные принципы хорошего управления - это почти исключительно признаки административного порядка, а поскольку организация - составная часть административной функции, то выбор структуры является задачей менеджера. Имена многих лидеров реорганизации (Л.Якокка, Дж. Уэлч, П. Гилленхаммор, А. Морита и др.) канонизированы в менеджменте. Дж. Обер-Крие указывает на приспособление структуры управления к личным особенностям руководящих работников. Опирающиеся на высокий профессионализм, компетентность лидеры организации способны снять многие дисфункции бюрократических организаций и стать инициаторами организационной перестройки, но они же могут их и усилить, если власть превращается в самоцель. Особенно остро эта проблема стоит в России, поскольку ярко выраженный авторитарный стиль руководства и стремление нашего директорского корпуса к технократическому решению хозяйственных задач общеизвестно. Но нельзя замыкаться только на роли лидера, поскольку это тоже вопрос меры, по поводу которой существует замечательное высказывание К.Уайта: «Опасность обладания гениями (а она действительно существует) состоит в том, что их значение для фирмы вырастает до таких размеров, которые не позволяют ей пережить их отставку». Принципы построения механических и органических структур разработаны достаточно хорошо. Основой процесса децентрализации является степень делегирования полномочий на принятие решений, что и определяет различия в принципах построения этих типов структур. Принципы построения механических структур: - принцип единства руководства («один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель»); - принцип единства распорядительства (подчинённость каждого работника только одному руководителю); - ясная линия полномочий и ответственности от высшей до низшей ступени управления; - каждая ответственность сопровождается наделением соответствующих полномочий (ответственность работника определяется сферой его полномочий); - однозначная и полная ответственность руководителя за действия подчинённых (делегирование ответственности подчинённому не снимает ответственности с лица, её передавшего); - делегирование полномочий сверху вниз должно идти как можно дальше (полномочия делегируются на самый низкий уровень организации, способный нести за них ответственность); - принцип минимизации ступеней управления (эффективность процесса управления обратно пропорциональна количеству ступеней в его структуре); - принцип управляемости (масштаб управления лимитируется эффективностью средств контроля и зависит от сложности задач, условий деятельности организации, индивидуальных особенностей руководителя). Рекомендуемый диапазон количества подчинённых от 4 до 12; - принцип существования точных границ между линейным и функциональным руководством; - полномочия и ответственность каждого руководителя четко определены в письменной форме. Принципы построения органических структур: - принцип точного определения границ для вмешательства извне в полномочия группы; - целевая группа нуждается в ясной и четко очерченной цели, тогда как индивидуальные задачи и ответственность постоянно перераспределяются и корректируются; - степень ответственности работника прямо пропорциональна степени свободы в принятии решения; - низкая степень регламентации и высокая степень инициативности исполнителей (полномочия и ответственность определяются не должностной инструкцией, а результатами работы группы в целом; чем больше возможность захвата власти у одного из членов группы, тем меньше свободы действий у всех). Принцип экономичности организационной структуры, предполагающий построение такой организационной структуры, которая бы обеспечивала наибольшую эффективность управления при минимальных, но необходимых затратах на её содержание. Если мероприятия по совершенствованию системы управления привели к увеличению доли затрат на управление, то они должны компенсироваться тем эффектом в производственной системе, который был получен в результате их осуществления. Эффективными могут быть только такие саморегулирующиеся структуры, которые могут контролировать свою деятельность через систему показателей всесторонне ее характеризующую. Следовательно, управленческий учет должен стать основой расчета оптимального уровня расходов на эффективное функционирование структур управления предприятия. Бухгалтерский учет, при всей его важности, представляет информацию в основном внешним потребителям и не отвечает запросам собственной системы управления предприятием. Ко второй группе относятся структурно-функциональные принципы формирования организационных структур управления: - принцип органической целостности субъекта и объекта управления; - принцип соответствия цели элемента и выделенных для ее реализации ресурсов; - принцип соответствия элементов и функций друг другу; - принцип рационального сочетания специализации и универсализации элементов организационной структуры; - принцип структурной гибкости; - принцип структурного обеспечения преемственности видов управленческой деятельности. Первая группа принципов, характеризующая форму хозяйствования, лежит в основе выделения подразделений по критерию «результат». При этом выделение автономных объектов по этому критерию может носить и признаки функциональной департаментизации: выделение подразделений по типу производства (штучное, массовое, опытное) или по технологии (механизация, автоматизация и др.), но это обособление части объекта управления. Субъект управления должен обеспечить целесообразное функционирование и развитие производственной организации в целом и её элементов через выработку управленческих решений и мер управленческого воздействия. Эффективность управленческих решений обеспечивается функциональной специализацией, под которой понимается обособление относительно устойчивых видов управленческой деятельности. Принцип органической целостности объекта и субъекта управления вытекает из закона соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта и учитывает тот факт, что система управления оперирует с информационным отображением тех процессов, которые идут в производственной системе, вырабатывая комплекс реакций по их корректировке в направлении достижения главной цели системы. Так как любая производственная организация создается для осуществления определённого производственного процесса, а основой организации производства является технология - её влияние на организационную структуру признаётся основным фактором. Принцип соответствия цели элемента и выделенных для ее реализации ресурсов. Принцип требует закрепления за каждой подсистемой (элементом) такого набора ресурсов, который обеспечивает достижение цели (задачи). Принцип соответствия элементов и функций друг другу. Внешняя и внутренняя среда организации, её целевая ориентация влияют на функциональную архитектонику управления. Структура и функции управления находятся между собой в диалектическом единстве. Определённой функции управления, как правило, соответствует определённый структурный блок, и, наоборот, за каждым элементом структуры управления предприятием закрепляется определённая функция или группа управленческих функций, что является основой разделения и кооперации управленческой деятельности. Цель организации образует тот фундамент, на котором будет строиться её структурный каркас, элементами которого являются функциональные блоки, реализующие свои, вытекающие из главной цели подцели. Организационный статус каждого блока зависит от сферы деятельности предприятия, а его масштаб - от трудоёмкости выполнения определённых операций в процессе управления. Принцип рационального сочетания специализации и универсализации элементов организационной структуры, который вытекает из общих принципов актуализации и сосредоточения функций и учитывает функциональную специализацию управленческих работ, под которой понимается обособление относительно устойчивых её видов деятельности. Углубление специализации способствует повышению качества принимаемых решений, но ведёт к увеличению затрат на содержание аппарата управления. Принцип универсализации предполагает выполнение одним элементом структуры нескольких однородных работ, что устраняет дублирование и уменьшает затраты на управление, но требует высокой квалификации работников. Этот принцип реализуется через систему частных принципов организации функциональных блоков: - блок должен иметь целевую ориентацию, а его структура максимально способствовать достижению цели организации; - каждый блок должен максимально соответствовать среде функционирования при минимальном, но необходимом расходовании своего ресурса; - каждый блок выполняет только ему присущие функции, которая не должны дублироваться другими блоками системы управления; - объединение функций в блоке должно идти по критерию их максимальной совместимости; - блок должен быть оптимальным по числу звеньев и иметь минимальное число иерархических ступеней; - блок должен обладать инновационным потенциалом. Принцип структурной гибкости, который вытекает из общих принципов нейтрализации дисфункций и лабилизации и учитывает необходимость создания в структуре управления легко переналаживаемых структур, которые могли бы выполнять новые функции. Принципиальной основой организации является наличие в ней относительно жёстких (стационарных), чётко определённых функциональных блоков и гибких (мобильных) образований. Жёсткие блоки, как правило, олицетворяют собой те этапы организации-самоорганизации, которые первоначально были выделены в процессе разделения управленческого труда. Основой их, вернее наполнением, служат группы работ по функциям управления. Иными словами, жёсткие блоки - это как бы овеществлённые этапы организации-самоорганизации, общие для множества ситуаций. Роль гибких образований (комитеты, комиссии, группы) - максимально адаптировать эти блоки к условиям внешней и внутренней среды. В зависимости от этих условий комплекс жёстких блоков механических структур в порядке адаптации «украшаются» гибкими образованиями, а затем, могут трансформироваться в матричные структуры. Принцип структурного обеспечения преемственности видов управленческой деятельности, который диктует необходимость целесообразного использования результатов одного вида управленческой деятельности другим, что должно учитываться при формировании организационной структуры управления. На основании этого принципа «разводятся» центры принятия стратегических и тактических решений, вплоть до введения системы двойного управления. К третьей группе принципов относятся принципы, обеспечивающие развитие организационной структуры управления: - принцип неизбежности организационных изменений; - принцип направленности организационных преобразований; - принцип сочетаемости скачкообразных и эволюционных процессов; - принцип комплексности организационных нововведений; - принцип участия персонала в процессе организационных преобразований. Принцип неизбежности организационных изменений обусловлен необходимостью структурных изменений, связанных с главными стратегическими возможностями повышения эффективности системы: а) создание новых видов продукции и технологий её производства; б) изменение пропорций (долей) выпуска продукции, мощностей и технологий её производства. Принцип направленности организационных преобразований, смыслом которого является устранение рассогласования между структурой целей и структурой организации, которое может носить либо превентивный, либо оперативный характер. Разработка мер организационного сопровождения стратегических планов развития уменьшает возможность появления и накопления дисфункций, но не устраняет возможности появления проблем, что ставит ситуационные задачи их выявления и решения. Принцип сочетаемости скачкообразных и эволюционных процессов, согласно которому возможность структурных скачкообразных изменений, как адаптационной реакции на возникшую проблему, должна быть минимизирована, что обеспечивается качеством целеполагания и мерами по организационному сопровождению концепции развития предприятия. Наличие гибких организационных структур, нейтрализующих скачкообразные процессы, снижает скорость распространения дисфункций в жёстких структурах. Разработка проектов организационного сопровождения стратегических планов производственной организации с учетом возможностей и угроз внешней среды, делает процесс организационно-структурного развития не спорадическим, а постоянно действующим. Принцип комплексности организационных нововведений, смысл которого заключается в том, что реорганизация не может быть локализована в отдельных блоках системы. Организационные нововведения охватывают всю организацию, носят глубокий качественный и необратимый характер. Поэтому их внедрение желательно проводить на стадии «зрелости» организации, чтобы сохранившиеся позитивные силы могли быть реализованы на решение новых задач. Принцип участия персонала в процессе организационных преобразований, который учитывает необходимость открытых и честных дебатов по важнейшим вопросам организационных нововведений уже на стадии его проектной проработки, введение ряда стимулирующих факторов, компенсирующих возможные потери от их внедрения. Сопротивление внедрению организационных новшеств, хотя и носит объективный характер, его источником является субъективный элемент системы, поэтому мотивационный механизм его активизации является центральной проблемой современного менеджмента. Система целей организации Меры обеспечения конкурентоспособности организации включают: постановку цели с помощью рационально сформированной оргструктуры и эффективного организационного механизма (процесс целеполагания) и обес-печение взаимодействия элементов системы для получения интегрального, общего эффекта, результата, цели (процесс целеосуществления). Стратегическое планирование определяет, что именно предприятие будет делать на период планового горизонта, а организационная структура определяет, каким образом распределяются задачи и ресурсы компании. Целенаправленное планирование начинается с устремлений руководства, отражающих их уровень притязаний, а сущностная основа его состоит из трёх взаимосвязанных частей: - учет возможностей функционирования и развития организации на основе анализа внешней среды (риски, возможности); - учет внутренних резервов на основе анализа ресурсов (сильные, слабые стороны); - учет ожиданий связанных групп на основе их анализа (собственники, акционеры, государственная власть, руководство организации и т.д.). Самым ответственным решением является выбор миссии и определение целей организации, ради достижения которых она формируется, функционирует и развивается как целостное образование. Создавая организацию, разрабатывая ее устав, собственники обосновывают целесообразность ее существования, доказывая себе и обществу ее необходимость. Миссия и должна убедить общество, что организация создается ему во благо и объединить индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей, значение которого очень велико, поскольку ценности в неформальной структуре имеют своим аналогом цели в формальной. И те, и другие определяют ориентиры развития экономической организации, движущей силой, которого является потребность улучшения своего финансового положения. Курс, которым будет следовать организация, основываясь на какой-то коммерческой идее, обеспечивающей устойчивое функционирование, может быть назван «линия деятельности». Благодаря ей хозяйственная организация зарабатывает деньги в избранной области. «Линия деятельности» всегда отвечает на вопрос: во имя удовлетворения чьих и каких потребностей организация осуществляет свою деятельность, т.е. её траектория лежит во внешнем окружении. Основная функция предприятия как системы в целом - удовлетворение социальных потребностей через выпуск продукции и получение экономических результатов от её реализации и воплощается в «линии деятельности». Если организация многофункциональна, траекторий может быть несколько, но миссия всегда одна. В направлении траекторий своего движения (развития) организация формулирует целевые установки, «как долгосрочные результаты, которые стремиться достичь организация для осуществления своей миссии». Это цели высшего порядка, которые чаще в литературе называют стратегическими. Так стратегические цели компании «Nike» были сформулированы следующим образом: - утвердить и усилить позиции компании как производителя спортивных принадлежностей номер один в Америке, уделяя особое внимание следующим основным видам спорта, нужды которых удовлетворяет компания: бег, баскетбол, теннис, футбол, бейсбол; а также таким товарам как детская спортивная обувь; - занять прочные позиции на новых динамичных рынках::уристического инвентаря, велосипедов; - развиваться на рынке спортивного инвентаря для взрослых американцев; - интенсифицировать усилия компании по производству товаров для нужд женщин; - двигаться в направлении расширения числа обслуживаемых международных рынков; повышать прибыльность за счет управления запасами и улучшения качества продукции. Целевые установки создают контур для выработки главной це<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.187 (0.013 с.) |