Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.2. Организация как социальная системаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С позиций социально-управленческих дисциплин организация рассматривается как координируемое социальное образование, «некий социальный объект и одновременно активный коллективный субъект деятельности, источник организационного воздействия и место его приложения». [1] В социальной системе элементами являются люди, а возникающие между ними отношения обеспечивают достижение цели. Механизм управления через воздействие на людей должен обеспечить взаимодействие между ними как по вертикали, так и по горизонтали. Современные определения организации включают понятие «социальная система» и содержат категорию «цель». Организация это: · «объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил»;[2] · «группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей);[3] · система «взаимозависимой активности по крайней мере нескольких групп, характеризующаяся на уровне сознания участников высокой степенью рациональности поведения в стремлении к результатам, являющимся для них общепризнанными или общеожидаемыми целями»[4]; · «социальная группа, в которой существует функциональная организация труда, направленное на достижение общей цели (целей)»;[5] · система, которая «действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения этой цели;[6] По определению С. Янга, «организации являются целенаправленными системами людей, сотрудничающих для увеличения личного благосостояния».[7] В определениях С. Янга и Г. Саймона можно выделить еще как минимум два аспекта: человек приходит в организацию для увеличения личного благосостояния, которое зависит от результата деятельности организации. Но при этом ему не безразлично, какими средствами достигаются результаты. Объединяясь по исповедуемым ценностям, постулатам веры, традициям, нормам поведения люди в организации становятся коллективным социальным субъектом, имеющим свою логику функционирования. Чаще всего средства достижения целей служат основой конфликтов в организации, а то и прямой конфронтации. Поэтому организация - это объединение людей, исповедующих общие ценности, деятельность которых координируется для достижения общей цели. Поведение людей в организации должно быть не только целенаправленным, но и ценностно-ориентированным. Средства и методы воздействия, алгоритмы принятия решений входят в понятие механизма управления. Конфронтация блокирует использование потенциала человека, деформирует коммуникативное пространство организации и снижают ее эффективность. Для поддержания организационного порядка отношения субординации начинают превалировать над отношениями координации, что приводит к болезни организации имя которой - бюрократия. Пытаясь улучшить свое личное благосостояние или для достижения каких-то иных индивидуальных целей, человек платит за это частью своих индивидуальных свобод. С этой точки зрения «организация - это обмен личной независимости на достижение цели». [8] Чем больше личных свобод утрачивает человек, тем меньше степень удовлетворенности его трудом и ниже мотивация деятельности. Чтобы быть максимально полезным для организации человек должен отвечать требованиям простой формулы «знать, уметь, хотеть, успеть». Без последних двух составляющих утрачивают смысл две первые. При высокой скорости изменений во внешней среде, не все реакции системы на ее изменения можно и нужно регламентировать. Отсутствие инициативы действия снижает социальный потенциал системы. Социальная система имеет свою социальную структуру, которая не совпадает с организационной структурой управления. Базовым элементом социальной системы является группа. Именно группа, действующая на основе групповых норм, аккумулирует огромный потенциал саморазвития. В основе объединения людей в группы по исповедуемым ценностям, постулатам веры, традициям, нормам поведения лежат эмоционально окрашенные личные контакты, а они очень избирательны. Поэтому особое значение в системе социального организма приобретает малая группа, которая обеспечивает соблюдение ее членами соблюдения групповых норм, т.е. осуществляет социальный контроль. Малую группу можно охарактеризовать как «группу, состоящую не менее чем из двух человек, вступающих в непосредственные межличностные контакты, имеющие общую цель, осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе». [9]Оптимальное количество членов группы считается 5 - 12 человек. В отличие от формальной структуры, в которой количество сотрудников в отделе закреплено штатным расписанием, а их взаимоотношения регламентированы, группа - подвижное образование: ее границы в высшей степени условны. В современном менеджменте часто используется термин «команда». Более того, вся проектно-ориентированная деятельность фирм в настоящее время осуществляется в рамках методологии управления проектом (от англ. project management). Ключевым понятием методологии является «команда проекта» - группа людей, осуществляющих функции управления проектом и персоналом проекта. Возрастающее признание командной работы, ее высокая эффективность привели к активным исследованиям в этой области. «Команда - это группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов». [10] Повышение эффективности совместного труда в команде происходит за счет синергетического эффекта. Входя в состав разных малых групп, члены организации вынуждены придерживаться некоторой совокупности ценностей и норм поведения, принятых в данном минисоциуме (организации), которая получила название деловой культуры или культуры организации. Являясь совокупностью базовых представлений, разделяемых большинством членов организации, она, с одной стороны, управляет поведением людей, а, с другой сто-роны, сама формируется под их воздействием. При этом культура организации развивается в контексте национальной культуры. И в этом смысле культура организации выступает как корпоративная культура, которая всегда институциональна. Точно также как и в обществе в целом, в организации за нарушение правил, закрепленных системой регламентации менеджмента, предусмотрены санкции: выговор, депремирование и т.д. Точно также за нарушение неписаных норм поведения, так называемого культурного кода, члены организации подвергаются социальным санкциям, что иногда более действенно. Не являясь механизмами координации, культурные коды определяют основные их параметры. Поэтому вслед за неоинституциолистами следует считать, что первостепенную важность приобретает не формирование формальных правил и процедур, а культурных кодов. Развитие одних организаций и стагнация других при равных условиях функционирования тоже во многом объясняется в различиями в корпоративной культуре. Доверие, симпатия, эмпатия, предсказуемость взаимных намерений, как нормы поведения в рыночном соглашении, формируются в «силовом поле деловой культуры». Обеспечивая объединение членов организации в единое целое, корпоративная культура выделяет организацию из внешней среды, придает ей «свое лицо», способствует реализации миссии. Культура организации оказывает определяющее влияние на стратегии предприятия, определяя допустимые способы достижения целей. Чем выше уровень культуры организации, тем выше степень самоорганизации и тем меньше затраты на поддержание социального порядка. Культура организации имеет свою структуру как совокупность субкультур подразделений. Организационная культура - это культура организационных действий, культура упорядочения, которая есть производная от культуры организации. Организационные действия вызывают поведенческие реакции. В период организационных изменений, когда затрагиваются интересы многих членов организации, разрушается сложившаяся система отношений, эти реакции выливаются в сопротивление. Сопротивление организационным изменениям может быть столь значимым, что идеальный образ цели никогда не станет результатом. Среди рекомендаций по преодолению сопротивления организационным изменениям обязательно присутствуют культурологичесие мероприятия, формирующие новые символы и укрепляющие доверие к ним. Организационные действия начинаются с сильных субкультур и уже затем охватывают всю организацию. Только потом организационные изменения закрепляются административными мерами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.008 с.) |