В.1 Основные этапы развития науки управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.1 Основные этапы развития науки управления



Практика менеджмента прошла многовековую эволюцию в разных общественно–экономических формациях различных стран мира.

Возникновение и развитие практического менеджмента насчитывает примерно 7 тысячелетий, классифицированных на 5 этапов:

- I этап, получивший название «религиозно–коммерческого» - V тыс. до н.э.

Его связывают с расслоением высшей касты священников в Древнем Шумере, когда жрецы стали самым богатым и влиятельным классом. Это произошло, когда богам стали приносить в жертву не человеческие жизни, а некоторый эквивалент в виде денег, скота, изделий и т.д. Денежные и материальные подношения было необходимо регистрировать и как следствие появилась письменность. На глиняных табличках, дошедших до нас, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древних обществ Шумерии, Египта.

Эволюция концепций менеджмента

- II этап – «светско-административный» – связывают с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 г. г. до н. э.). Под его руководством и при непосредственном участии разработан свод законов управления государством (было разработано 285 законов), введен вместо религиозного светский стиль управления, усилился контроль и ответственность за выполнение различных видов деятельности.

Хаммурапи вошел в историю:

1. Как создатель первой формальной системы администрирования;

1. Как создатель светской манеры управления, поскольку впервые в истории поддерживал образ заботливого опекуна и защитника народа

- III этап – «производственно – строительный» – во времена правления вавилонского царя Новуходоносора II (605–562 г. г. до н. э.). Тогда произошло соединение государственных методов управления с контролем сельскохозяйственного, промышленного и строительного производств. В этот период разработана и внедрена система производственного контроля в зернохранилищах, при строительстве Вавилонской башни, создании висячих садов Симирамиды, на текстильных фабриках с применением цветных ярлыков для метки пряжи (используемых у нас и сейчас).

Интересные управленческие нововведения были внедрены в Древнем Риме. Например, система территориального управления Диоклетиана (243–316 г.г. н. э.) и административная организация Римской католической церкви, которая до сих пор оценивается как совершенная формальная организация в странах Западной Европы.

- IV этап – «профессионального управления». Он связан с зарождением капитализма и индустриального развития в странах Западной Европы. Возникла потребность у предпринимателей в профессиональном управлении производством. Произошло формирование наемного управляющего–менеджера, который еще не стал профессионалом высокой квалификации, т.к. не имел возможности обучаться из–за отсутствия теории менеджмента.

Сначала наемным управляющим была передана производственная функция, а затем функция текущего управления и контроля.

Все большее распространение получала коллективная форма собственности. Вместо одного-двух собственников появилось множество акционеров-собственников.

- V этап – «рациональной бюрократии» – конец XIX – начало XX века. Управление стало теоретической дисциплиной, начиная с 1911 г. после опубликования Фредериком У. Тейлором книги «Принципы научного управления», традиционно считающегося началом признания менеджмента самостоятельной областью исследования и теорией управления.

Таблица 1- Основные концепции организации и управления

Модель организации Школы менеджмента   Временной период   Основные представители     Сущность концепции
         
Каноническая модель Классическая теория 90-е гг. XIX в. – конец 40-х гг. XX в. Расцвет школы: с начала XX в. и до конца 20-х годов XX в. Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер, Х. Эмерсон, Л. Гилберт, Ф. Гилберт, Г. Форд. Школа научного управления + административная школа управления Организация – искусственная закрытая система. Организация - рационально сконструированный инструмент для достижения определенной цели. Основное внимание уделяется производственной функции. Деловые отношения рациональны, специализированы, стандартизированы и формализованы. Сформулированы универсальные принципы функционирования формальной организации: принцип единоначалия, специализации и разделения труда, жесткой иерархии. Человеку отвадилась роль социального механизма в сложной организационной машине.
Гуманистическая модель Теория человеческих отношений Середина 30-х гг. до конца 50-х гг. XX в.   Э. Мэйо, Ф. Ротлис-берг, В. Диксон, М. Фоллет, А. Маслоу Человек – творчески активный субъект. Отрицалась роль формальных структур, иерархии, разделения труда, властных полномочий. Нормальное функционирование организации зависит от удовлетворения потребностей работников и максимально полного использования их потенциала, благоприятного социально-психологического климата в организации. Идеализировалась значимость самоорганизационных процессов, стремление работников к сотрудничеству.
Теория поведенческих наук Возникла в сер. 30-х гг. Расцвет: нач. 50-х гг. кон. 60-х гг. XX в.   Ч. Барнард, Д. МакГрегор, Р. Лайкерт. Развитие, углубление теории человеческих отношений, но ярко выраженная ориентация на психологию (бихейвиоризм). Вопросы социального взаимодействия, лидерства. Проблемы мотивов и потребностей в трудовой деятельности человека. Теория «Х» и «У» (биполярная модель организации), рассматривающая проблемы регуляции человеческого поведения.
Инвайронментальные модели организации Неоклассическая теория фирмы Конец 40-х гг. – конец 60-х гг. XX в.     Доработка классической теории рядом авторов. Организация – открытая система. Вопросы адаптации к внешней среде не рассматриваются, что возможно только в условиях ненасыщенного рынка. Организация стремится максимизировать прибыль за счет минимизации издержек производства и цен на продукцию. Прибыль выступает как форма выражения эффективности работы организации. Использование конкретного опыта управления фирмами (эмпирическая школа управления). Применение математики, статистики, кибернетики (количественный подход). Воспроизводственная функция не рассматривается.

 

         
  Теория организационного потенциала Начало 70-х гг. XX в. Дж. Пффеффер, Дж. Саланчик, И. Ансофф Организация – открытая система. Основное внимание уделяется воспроизводственной функции как основы обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ. Особое внимание уделяется потенциалу организации как совокупности стратегических ресурсов организации и источников их пополнения. Основу организационного потенциала составляет культура организации. Эффективность функционирования ставится в прямую зависимость от умения адаптироваться к условиям внешней среды. Эффективность развития – в зависимость от перспектив взаимодействия организации с внешней средой в будущем. Основное внимание уделяется совокупности стратегических ресурсов, которая и позволяет ставить реальные цели. Сознательная адаптация к внешней среде осуществляется через разработку стратегии, как осознанной опережающей реакции на ее прогнозируемые изменения.
Институциональная теория фирмы Конец 70-х гг. XX в. П. ДиМаджио, Дж. Мейер, Б. Роуэн, Д. Норт Организация – открытая система. Внешнее окружение рассматривается как социокультурная среда, регулируемая формальными законами и системой, принятых в обществе, институциональных ограничений (договоры, нормы поведения). Эффективность организации ставится в зависи­мость от его институциональной идентичности с системой большего по­рядка. Организация вынуждена стратегию взаимодействия с внешней средой и внутренний организационный поря­док соотносить с нормами институциональной среды. Фирма, как субъект рыночной экономики, произво­дит два вида издержек, которые и определяют эффективность ее функцио­нирования: трансформационные и трансакционные.
Инвайроментальная теория фирмы Эволюционная теория фирмы Начало 80-х гг.XX в. Р. Парк, А. Хоули, М. Ханнон, Дж. Фримен, Дж. Бриттен Организация - открытая система. Организация рассматривается как биологическая популяция, поведение которой объясняется набо­ром социо-культурных образцов, выработанных и принятых ее членами. Этот набор правил, традиций, процедур принятия решений, получивший название «рутин», определяет индивидуальность каждой организации и способы реагирования на воздействия внешней среды. Ее адаптационные возможности обуславливаются не столько рациональным выбором, сколько сложившимся репертуаром (набором рутин), что не мешает ей быть гибкой и динамичной. «Рутины» обеспечивают определенный уровень соци­ального по­рядка.    
Предпринимательская теория фирмы   Начало 80-х гг. XX в. Й. Шумпетер, П. Друкер, Р. Хизрич, М. Питерс. Организация – открытая система. Организационное развитие связано с нововведением, которое рассматривается, с одной стороны как поэтапный процесс внедрения новшества, а с другой – как социокультурный процесс, связанный с изменением структуры и культуры организации. Инновационная концепция организации особое внимание уделяет лидеру организации,целью и смыслом профессиональной деятельности которого, является поиск новых ресурсов (финансовых, технических, информационных, социальных и новое их соединение). Допускается возможность воздействия организации на внешнюю среду (главное отличие от теории организационного потенциала).  
             

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.008 с.)