Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Организация как объект управления↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Организация как объект управления В.1 Организация - сущность и основные понятия В.2. Организация как социальная система В.3 Организация как система власти В.4 Управление и менеджмент В.4 Управление и менеджмент Практически все серьезные исследования в области менеджмента начинаются с толкования сущности понятий «управление» и «менеджмент». Как правило, эти термины отождествляются, с небольшой оговоркой суть, которой в следующем: «понятие «управления», с одной стороны шире, чем менеджмент, а с другой - не полностью отражает содержание деятельности управляющего».[14] Или: «Таким образом, на поверхности оказывается, что «менеджмент» и «управление» - это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе «менеджмент» и «управление» встречаются как слова - синонимы».[15] Действительно буквальный перевод английского слова manage - управлять, справляться, уметь обращаться; management -правление, дирекция, администрация; manager - руководитель, управляющий, хозяин. Появившись от латинского корня «манус» - рука, оно первоначально означало искусство управлять лошадьми, т. е. определять их направление движения. Собственно конец XIX века и характеризуется отождествлением предпринимателя-собственника с руководителем, а деятельность руководителя в основном с экономической деятельностью. Собственник рисковал, вкладывая свои средства (ресурсы) четко понимая ради чего, он это делает. Права собственности давали экономическую власть, а неразвитость рыночных отношений ограничивала свободу работников. Управление начиналось как функция собственности, который сам ставил предприятию цель (если на этом этапе его действия можно назвать целеполаганием) и сам вел его к намеченной цели, осуществляя не только предпринимательскую функцию, но и текущее управление. По мере увеличения масштабов производства, развития науки и техники, увеличением численности занятых и их образовательного уровня, собственник был вынужден отказаться от функции текущего управления, передав ее наемному профессионалу, оставив за собой основную предпринимательскую функцию. Появился менеджер в его современном понимании. Но все возрастающая концентрация производства требовала совсем иных средств, что привело к формированию акционерного капитала. Появление коллективного собственника поставило вопрос о передаче предпринимательской функции, выборному органу - совету директоров. Какой объем полномочий по управлению собственности будет передан менеджеру, зависит модели корпоративного управления. Диапазон достаточно широкий: от практически декоративного органа в англо-американской модели до реального управления в японо-германской. В теории корпоративного управления, бурно развивающимся направлении исследований в менеджменте, менеджеры рассматриваются как представители исполнительной власти, тогда как совет директоров (высшее управление) - как представители законодательной власти. Орган управления устанавливает наиболее общие ориентиры деятельности организации в интересах собственников и оставляет за собой право на принятие принципиально важных решений по ее осуществлению, контроль за общими результатами деятельности в интересах инвесторов и акционеров. Менеджмент определяет наиболее рациональные пути следования организации в указанном направлении, изыскивает необходимые ресурсы и отвечает за эффективность их использования. Таким образом, в современной науке управления понятия «управление» и «менеджмент» далеко не тождественны, если функции владения отделены от управления. Т.е. там, где функции собственника и менеджера разделены, появляется разница между управлением и менеджментом. С нашей точки зрения, суть этих понятий в наибольшей степени отражают следующие определения: · Управление - это деятельность по определению цели организации и контролю за механизмом ее достижения. · Менеджмент - профессиональная деятельность по координации усилий людей для достижения цели. К экономической функции управления подключается социальная компонента - координация усилий людей. И теория управления, и менеджмент имеют один объект и предмет исследования.
В. 5 Количественный подход Таблица 1- Основные концепции организации и управления
Управления
Планирование операций Оперативный (получение текущей контроль прибыли)
Рис. 1. Система двойного управления
В этом смысле организация является системой подготовки и реализации управленческих решений, которые и отличаются уровнем принятия решения и масштабом грядущих изменений в организации. Стратегические решения требуют радикальных изменений. По уровню принятия решений выделяют и соответствующие организационные структуры. Это структуры, как уже отмечалось, «законодательной» и «исполнительной власти». Такое организационное разделение предполагает разграничение и затрат на управление: * затраты менеджмента на координацию усилий членов организации по достижению поставленной цели; * затраты разработку целевой программы развития. Управление производством и операциями в сложных системах, как правило, осуществляется в механических структурах, основным достоинством которых является надежность. Управление развитием требует самонастраивающихся на внешнюю среду организационных структур. Лучше всего функцию самонастройки выполняют органические структуры, как бы они не назывались (стратегические центры, аналитическая служба, отдел стратегического маркетинга и т.д.). В процессе координации усилий членов организации по достижению поставленных целей менеджер, как субъект управления, вынужден строить систему мотивации, гармонизировать отношения между людьми, управлять конфликтами. Управление развитием очень капиталоемкий процесс, что подталкивает организации к созданию интегрированных корпоративных структур. Модели организаций Эволюция теории и практики менеджмента привела к появлению различных теорий, в которых организация как социально-экономическое образование рассматривается под различным углом зрения. Под моделью организации мы будем понимать упрощенное ее описание, дающее достоверное представление о ее механизмах функционирования и развития. Достоверность модели определяется возможностью ее практического использования. Однако, как показывает практика, чаще всего используется некоторая комплексная модель, включающая постулаты тех моделей, которые в наибольшей степени соответствуют сложившейся ситуации. Каноническая модель [23]. Модель описывает функционирование организации при осуществлении ею экономической функции: производства товаров и услуг (рис. 2).
Вход Выход (ресурсы) (продукция)
Информация Рис. 2. Каноническая модель Модель получила название канонической (канон - правило, непреложное положение), потому что в основе функционирования любой производственной организации лежит производственный процесс и любая производственная организация стремится принимать такие решения, которые обеспечивают ей получение максимально возможной прибыли. Прибыль выступает как форма выражения эффективности работы фирмы. Если коммерческая организация не максимизирует прибыль, то рано или поздно она будет исключена из числа экономических субъектов рынка в ходе естественного отбора, реализуемого механизмом рыночной конкуренции. Главная конечная цель собственника (собственников) - рост благосостояния организации. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль. Менеджеры тоже заинтересованы в получении прибыли, поскольку ее уровень является основным критерием их успешной деятельности, что сказывается на их личном благополучии. Являясь критерием эффективности конкретной производственной деятельности, прибыль - основной источник формирования собственных финансовых ресурсов фирмы. Модель отталкивается от экономической сущности организации, описывая те процессы, которые способствуют выполнению ею экономической функции - привлечение исходных ресурсов и преобразование их в продукцию, продающуюся на рынке. Таким образом, каноническая модель ставит во главу угла эффективное использование ресурсов. Эффективность такого рода американский экономист Й. Шумпетер называет статической эффективностью. Вход процесса представлен совокупностью четырех видов потребляемых ресурсов: * трудовые ресурсы (профессионально трудоспособное население, отвечающее требованиям данного производственного процесса); * материальные (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие); * энергетические (электроэнергия, тепловая энергия, топливо); * финансовые (кредиты, инвестиции). Выход процесса - готовая продукция (товары или услуги). Организация свободно обменивается информацией с внешней средой, но эта информация касается только организации и функционирования производственного процесса. Технология, как способ, который позволяет осуществить трансформацию, имеет определяющее значение. Производство (трансформация) характеризуется зависимостью между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продукции в единицу времени. Осуществляя определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (найм рабочих, закупка сырья и оборудование, плата за землю и т. п.) предприятие стремится к организации такого процесса, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами. Минимизация издержек производства определяет пути повышения его эффективности. Параметры производственной функции определяются теми конкретными технологическими процессами, которые используются для производства продукции, а главная задача, которую решает фирма - найти такие объемы и соотношения ресурсов, которые позволили бы установить цену на продукцию, максимизирующую прибыль фирмы. Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба, т.е. субаддитивностью издержек. Издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм.[24] Суббадтитивность издержек определяет также и вертикальные размеры фирмы: выбор фирмы между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки. Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при покупке. Таким образом, определяются производственные ограничения роста фирмы по горизонтали и вертикали и устанавливаются границы ее размеров. Существует и другой взгляд на классификацию процессов, происходящих в организации. В качестве критерия классификации принята та роль, которую играют эти процессы в создании новых ценностей. По этому критерию все процессы в организации, как совокупность действий, направленную на преобразование ресурсов в готовую продукцию можно разделить на: * первичные, или основные, непосредственно связанные с производством продукции (поставка сырья и материалов ® собственно производственный процесс ® сбыт продукции ® сервисное обслуживание); * вторичные, или обеспечивающие,необходимые для реализации первых (снабжение ® технологическое развитие ® управление персоналом); * управленческие, устанавливающие направления, цели и порядок протекания первых двух групп процессов. В канонической модели совокупность внутриорганизационных факторов определяет жизнедеятельность организации. Инвайронментальные модели организации - совокупность концепций организации, основанных на специфике ее взаимоотношений с внешней средой. Ускорение изменений во внешней среде организаций, возрастание конкуренции за ресурсы и на товарных рынках, развитие информационных сетей сместили внимание управленцев с внутренней среды предприятия во внешнюю. Именно изменения во внешней среде ставит необходимость изменять характеристики входа (виды потребляемой информации, энергии, ресурса) и выхода (вид системного продукта) системы в условиях насыщенного и перенасыщенного рынка. В инвайронментальных моделях внешняя среда организации рассматривается как совокупность факторов, влияющих на ее жизнедеятельность. Считается, что существует взаимосвязь и взаимозависимость подсистем предприятия и самого предприятия как системы в целом с внешней средой. В связи с этим выделяют внешнюю и внутреннею среду организации. Границы между организацией и внешней средой весьма условны. Определение границ организации - серьезная научная и практическая проблема. Большинство исследователей придерживается мнения, что граница организации не всегда точно и бесспорно определяется юридической нормой и формальной структурой.[25] Большинство исследователей считают, что основным признаком, по которому проходит разграничение - это наличие более жестких связей внутри самой системы, чем связей между системой и внешней средой, с которой она вступает в непосредственное взаимодействие. Часть своих функций организация может передавать во внешнюю среду, тем более, что специализированные организации могут выполнять эти функции более профессионально при сравнимых затратах на ее осуществление вне и внутри организации (например юридическая защита, обеспечение безопасности и др.). Жесткость связи определяет меру управленческого воздействия, а значит степень управляемости. Таким образом, границы организации устанавливаются исходя из сложившейся ситуации и специфики задач, стоящих перед управлением. Считается, что внешняя среда организации более сложная, чем ее внутренняя среда. К основным характеристикам внешней среды относятся сложность, подвижность и неопределенность. Сложность внешней среды - количество факторов, на которые организация вынуждена реагировать, а также уровень изменчивости каждого фактора. Организация может реагировать только на значимые для нее факторы релевантные). При этом степень значимости определяется по степени вероятности воздействия фактора, так и по силе воздействия. Подвижность внешней среды - скорость, с которой происходят изменения во внешней среде. Неопределенность внешней среды предприятия -качество и достоверность информации, которой располагает организация о факторахвнешней среды. В настоящее время нет единого представления о природе внешней среды организации. В зависимости от того, как трактуется взаимосвязь «организация - внешняя среда», можно выделить следующие концепции организации: стратегическую, институциональную и эволюционную. Школа «человеческих отношений» поставила вопрос о социальной природе организаций: только человеческие ресурсы способны производить экономические результаты. Основоположник этой школы американский психолог и социолог Элтон Мэйо (1880 - 1949) исходил из социальной природы человека и огромных его потенциальных возможностей. По мнению Э. Мэйо поведение человека в организации обусловлено, прежде всего, групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Экспериментальные исследования, проведенные им в 1927-1932гг. на базе фирмы «Вестерн электрик», убедительно доказали, что производительность труда работника зависит от межличностных отношений, которые и закрепляются в групповых нормах. Более поздние исследования выявили, что общий успех группы позитивно влияет на групповую норму производительности, что и было использовано в практике создания хозрасчетных и подрядных бригад с оплатой по конечному результату. Социально-психологические отношения становятся более значимыми для организации, чем официально закрепленные системой регламентации. Природа организации социальна еще и потому, что, являясь феноменом социального взаимодействия, организация производит продукты (услуги) для социума. Социальная природа организации вызвала необходимость появления межпредметной дисциплины «теория организации» или «системология организации». «Предмет системологии организации - это общие, частные и специфические закономерные тенденции, действующие в организационных системах, механизм их проявления и использования различными субъектами управления». [26] Свой вклад в развитие теории организации внесли такие науки как: общая теория систем, общая теория управления, социология, психология, культурология, экономика. Стратегическая концепция организации. Вклад в ее развитие внесли П. Лоуренс, Дж. Лорш, Дж. Пфеффер, Дж. Саланчик. Базисной стала концепция И. Ансоффа, которая получила название теория стратегического управления. Ее появление в конце 60-х годов было обусловлено ускорением темпов научно-технического прогресса, усилением интенсивности конкуренции, увеличением скорости протекания экономических процессов. Прорывные инновации, значительно повышая конкурентоспособность продукции, приводили к изменениям в структуре отраслевой экономике, переделу рынка. Организация уже не могла оставаться пассивной структурой экономики, и эффективность ее функционирования ставится в прямую зависимость от умения адаптироваться к условиям внешней среды. Эффективность развития - в зависимость от перспектив взаимодействия организации с внешней средой в будущем. Сознательная адаптация к внешней среде осуществляется через разработку стратегии как осознанной, опережающей реакции на ее прогнозируемые изменения. В сферу планирования подключается разработка стратегии, которая становится его сущностной основой и определяет траекторию развития экономической организации на плановый горизонт, величина которого зависит от величины привлекаемых ресурсов. Желание снизить зависимость от организаций, поставляющих ресурсы, включает механизмы интеграции. Желание повысить устойчивость фирмы к неблагоприятным изменениям внешней среды - подталкивает к стратегии диверсификации. Уровень амбиций предприятия зависит от ее потенциала, как совокупности стратегических ресурсов организации и источников их пополнения. Разработка стратегии взаимодействия с внешней средой ставит вопрос не только о ее тщательном анализе на предмет выявления «угроз» и «возможностей» со стороны значимых факторов внешней среды, но и прогнозирования их влияния на будущую деятельность фирмы. Какие бы цели предприятие себе ни ставило: выживание, стабилизация, рост, оно вынуждено быть маневренным, чтобы какие-то «угрозы» внешней среды обойти, устойчивым, чтобы каким-то «угрозам» противостоять, сохраняя при этом качественную определенность. Гибкость необходима, чтобы использовать предоставляемые внешней средой «возможности». Потенциал предприятия может быть повышен, через укрепление «сильных» сторон и их использование и усиление «слабых». Если эти условия выполняются, предприятие сохраняет конкурентоспособность, которая является практическим результатом эффективного управления. Стратегическое управление - это новая технология управления, которая придает осмысленность действий в условиях нестабильной внешней среды и ее неопределенности во времени. Конкурентоспособность организации в долгосрочной перспективе зависит от ее способности обеспечить потенциал прибыли, поэтому особое внимание уделяется воспроизводственной функции и экономному использованию всех видов ресурсов, необходимых для производства конкурентоспособной продукции. И тогда, стратегическое управление - управление стратегическими ресурсами организации по обеспечению потенциала прибыли. А организация - совокупность стратегических ресурсов, т.е. ресурсов, обеспечивающих достижение цели организации в рамках разработанной стратегии. Организационная структура закрепляет ограниченные ресурсы предприятия сообразно структуре целей и стратегий их достижения, поэтому особое внимание уделяется организационно-структурному потенциалу предприятия. Изменение стратегии взаимодействия с внешней средой требует изменения ее организационных характеристик, что приводит к необходимости организационных изменений (перестройки структуры). Особое внимание в данной концепции уделяется корпоративной культуре, которая оказывает определяющее влияние на эффективность функционирования и развития организации. «Отличительной особенностью «великолепных компаний» (термин введен Т. Питерсом и Р. Уоттерменом) является симбиоз деловой стратегии и корпоративной культуры. Глубокая заинтересованность и самоотдача в работе зачастую выступают как духовные критерии делового успеха».[27]Культура организации, включающая систему ценностей, ориентированную на качества, способствует повышению конкурентоспособности продукции. Эффективность организации ставится в зависимость от эффективности использования потенциала ее членов. Институциональная концепция организации (П. ДиМаджио, Дж. Мейер, Б. Роуэн, Дуглас Норт.) рассматривает внешнее окружение организации, прежде всего, как социокультурную среду, институты которой (обычаи, традиции, нормы поведения) определяют формы и поведение организаций. Институциональная концепция организации в современной интерпретации получила название неоинституциональной теории организации (конец 70-х гг.). Согласно этой теории, процесс адаптации к внешней среде принимает форму социокультурной адаптации. Если для канонической модели, среда - это система большего порядка, из которой организация получает ресурсы и в которую отдает системный продукт, то с позиций институционального подхода внешняя среда - это, прежде всего социокультурная система, регулируемая формальными законами и системой, принятых в обществе, институциональных ограничений (договоры, нормы поведения). Организация рассматривается как самовозникающий и нормативно поддерживаемый институт, выживание которого ставится в зависимость от его институциональной идентичности с системой большего порядка, которая определяет условия возникновения, функционирования и развития организации. В связи с этим, организация вынуждена стратегию взаимодействия с внешней средой и внутренний организационный порядок соотносить с нормами институциональной среды. Считается, что не потребность в координации и контроле за деятельностью людей в организации служит основой формирования организационной структуры, а принятые в обществе нормы и правила, которые координируют поведение людей и осуществляют функцию контроля. Лауреат Нобелевской премии по экономике Д. Норд в своих работах (конец 80-х - начало 90-х) показал, что организационные факторы играют более важную роль, чем технические, поскольку ведут к изменению институтов, как только институциональные факторы будут сдерживать развитие производственных факторов. Таким образом, за организацией, как высокоинституциализированной системой, признается право влиять на формирование норм и правил системы большего порядка. Условием выживания и развития организации становится ее высокая адаптивность к внешней среде, что обеспечивается гибкостью организационной структуры. Эффективность деятельности организации также зависит от степени ее адаптивности к внешней среде, а поскольку все взаимоотношения субъектов регулируются формальными договорами и неформальными правилами, организации помимо трансформационных издержек, связанных с преобразованием ресурсов в продукты, вынуждены производить затраты на информацию о состоянии рынка и осуществление рыночных сделок или трансакции, которые становятся сравнимы или даже превышают трансформационные издержки. Термин трансакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) был введен лауреатом Нобелевской премии по экономике за 1991 г. Роналдом Коузом. Таким образом, фирма, как субъект рыночной экономики, производит два вида издержек, которые и определяют эффективность ее функционирования. Стратегия развитие резко увеличивает трансакционные издержки и требует особой институциональной среды.
Эволюционная концепция организации. (М. Ханнон, Дж. Фримен, Дж. Кэррол) - биосоциальный подход к организации, получившей развитие в начале 80-х годов. Организация рассматривается как член делового сообщества, которая эволюционирует вместе с ним, сохраняя при этом достаточно высокую степень автономии. Сама организация рассматривается как биологическая популяция, поведение которой объясняется набором социо-культурных образцов, выработанных и принятых ее членами. Этот набор правил, традиций, процедур принятия решений, получивший название «рутин», определяет индивидуальность каждой организации и способы реагирования на воздействия внешней среды. Ее адаптационные возможности обуславливаются не столько рациональным выбором, сколько сложившимся репертуаром (набором рутин), что не мешает ей быть гибкой и динамичной. Организационная популяция создает свои культурно-обусловленные ограничения и способы реагирования на изменения внешней среды, что обеспечивает ей определенный уровень социального порядка. Такая организация функционирует и живет по своим законам. Организационный порядок устанавливается через институализацию реально сложившихся отношений в организации. По логике вещей, каждая организация, как и любая биологическая система, должна иметь свой жизненный цикл. Поддержание подвижного равновесия с внешней средой (сохранение гомеостазиса) определяется сложившимся «репертуаром», набором рутин, который обновляется в связи с эволюцией самой организации, что делает ее высокоадаптивной. Таким образом, развитие организации обусловлено расширением ее социокультурного репертуара.
Таблица 1 Рис. 3. Уровни линейного управления Высший уровень -уровень, принимающих стратегические решения по вопросам функционирования и развития организации. Менеджеры этого уровня концентрирую всю полноту информации по взаимоотношению организации с внешней средой, имеют более тесные и разнообразные с ней связи и отвечают за эффективность организации в целом. Это прежде всего руководители, осуществляющие функции общего управления. К ним относятся также главные специалисты, чьи знания и профессиональные навыки необходимы в принятии стратегических решений. Менеджеры среднего уровня определяют тактику реализации стратегических решений по функциональным блокам и производственным подразделениям, готовят информацию для принятия решений менеджеров высшего уровня, координируют и контролируют деятельность менеджеров низового уровня. К среднему уровню управления относятся специалисты и служащие (технические исполнители). Специалисты (ведущие, старшие) - это маркетологи, экономисты, бухгалтера, юристы, инженерно-технические работники, специалисты по управлению персоналом и т.д. Их труд требует профессиональной подготовки, квалификации и интеллектуального напряжения. Служащие - работники, обслуживающие деятельность руководителей и специалистов. Они, как правило, выполняют рутинную работу, которая поддается нормированию. Это - референты, секретари, делопроизводители, архивариусы, операторы, коменданты и т.д. Низовой уровень - уровень операционного менеджмента. В их подчинении находятся работники преиму
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.02 с.) |