Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод науки управления.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Предмет и метод науки управления. С позиций системного подхода управление — характерное свойство системы, стремящейся сохранить свою структуру, упрочить свои внутренние и внешние связи. Теория систем устанавливает условия, несоблюдение которых делает управление невозможным. К ним относятся: 1) наличие причинно-следственных связей между элементами системы и принципа обратной связи; 2) динамичность системы; 3) наличие в системе параметров, воздействие на которые позволяет изменить течение ее процессов; 4) способность системы усиливать управляющее воздействие, то есть не только реагировать на него, но и усиливать соответствующие изменения; 5) учет временных и пространственных параметров процесса и возможность передачи, накопления и преобразования управляющей информации: 6) целостный характер системы. Эти требования — общие для управления любого рода. Экономика выдвигает также ряд специфических требований. Экономические системы являются социотехническими, и определяющая роль в них принадлежит человеку как производителю и потребителю материальных и культурных благ. Составными элементами социально-экономических систем являются прежде всего люди, а также предметы и средства труда. Процесс производства характеризуется единством двух подсистем: управляемой и управляющей (объекта и субъекта управления). Управляемая подсистема (объект управления) представляет собой совокупность различных элементов (трудовые коллективы, отдельные работники и т.д.), обеспечивающих создание материальных и нематериальных ценностей. Управляющая подсистема (субъект управления) — это совокупность различных органов управления и отдельных его работников, которые осуществляют целенаправленное воздействие на управляемую подсистему (объект управления). Управление сельскохозяйственным производством имеет свои особенности, которые должны учитываться при решении любых конкретных вопросов. Во-первых, в сельском хозяйстве земля выступает как основное средство производства. Во-вторых, для данной отрасли характерна территориальная рассредоточенность, что нередко требует построения органов управления по территориально-производственному. В-третьих, разнообразие природно-экономических условий, сезонный характер производства и необходимость работать с живыми организмами (растениями, животными) требует четкой согласованности между подотраслями и службами АПК. В-четвертых, на построение органов управления большое влияние оказывает многообразие форм собственности. В-пятых, объективные различия в образе жизни в городе и деревне требуют своеобразного решения многих вопросов управления, в том числе связанных с социальной сферой. Общая теория управления изучает базовые понятия управления, его общие принципы, функции управления, основы теории коммуникаций (информации), мотивации труда, общей технологии управления, теорию проектирования и совершенствования структур управления и т. д. Искусство управления тесно связано с прирожденным талантом руководителя; вместе с тем этот талант должен развиваться и стимулироваться как на основе личного опыта, так и путем специального обучения (конкретные управленческие ситуации, деловые игры и т. п.) Совершенствованию искусства управления во многом способствуют знания в области психологии, права, педагогики, экономики и других наук. Особенности управления с.х. производством. Сельскохозяйственное производство обладает рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование системы управления. Земля в сельском хозяйстве является не только объектом труда, как в других отраслях материального производства, но и его предметом, а также основным средством производства, что обусловливает территориальную рассредоточенность производства, населенных пунктов, построение органов управления в основном по территориально-производственному принципу. ! Территориальная рассредоточенность производства и удаленность структурных подразделений от центра, плохие дорожные условия затруднйют сбор и переработку информации, что ведет к запаздыванию принятия оперативных решений, а следовательно, расширяет границы самостоятельности как самих предприятий, так и внутрихозяйственных подразделений, особенно в области оперативно-хозяйственной деятельности. Экономическое воспроизводство переплетается с естественным, что ставит его в зависимость от природно-климатических условий, которые по зонам страны различны. Это предопределяет высокий уровень самостоятельности местных органов управления в регулировании производства, установлении сроков, методов и приемов выполнения тех или иных работ. Различия в формах собственности оказывают влияние на формирование системы управления в отраслях и взаимоотношения вышестоящих органов управления с другими отраслями и организациями. Сезонность производства, резкие колебания в использовании материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов по периодам года требуют от управляющей системы изыскания путей их выравнивания. В результате возникает чрезмерная напряженность труда руководителей и специалистов в отдельные периоды сельскохозяйственных работ, увеличивается продолжительность их рабочего дня и т. д. Определенное влияние на организацию управления оказывают и особенности технологии производства, связанные с живыми организмами-растениями, животными, микроорганизмами, что предъявляет особые требования к хранению, транспортировке и сбыту продукции. Это предполагает строгую согласованность выполняемых работ и операций независимо от ведомственной принадлежности организаций и предприятий. Имеются и другие особенности, обусловливающие специфику в организации управления: различия между городом и деревней; живучесть традиций и обычаев населения; влияние личных хозяйств населения на экономическое положение работающих и др. Учет влияния особенностей сельского хозяйства как отрасли общественного производства обязателен. Он предопределяет в значительной мере эффективность функционирования всей системы управления сельскохозяйственным производством снизу доверху. Принцип экономичности и эффективности. Этот принцип предполагает наиболее эффективное решение производственных задач. 9. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы и т. д. 10. Принцип преемственности хозяйственных решений. В основе этого принципа лежит единство экономических явлений и процессов. Сущность государственного управления. Государственное регулирование АПК – экономическое воздействие гос-ва на производство, переработку и реализацию с.х. продукции. Задачи гос. регулирования: стабилизация АПК, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение и поддержание экономического паритета.Государственному регулированию необходимы гибкие механизмы воздействия. Гос. регулирование осуществляется через центр и местных органов управления Используются правовые, экономические и политические метеды регулирования. Главная функция гос. регулирования в аграрном секторе явл. установления паритета цен м.д. с.х. и промышленностью. В регулировании рын. эк. гос-во поддерживает с.х. производителей, закупает излишки продовольствия и осуществляет ряд квот. Регулирование экономики должно учитывать специфич. усл. России: 1) Разнообразие природно-климат. условий, 2) неустойчив. доходов с.х. производителей, 3) низкая степень монополизации и т.п. Организационные формы управления.
Правовые формы управления. См 16. См. 16. Управление как особый вид деятельности общественного производства.
Мотивация труда. В теории управления методы побуждения работников к труду называют также методами мотивации. Знание мотивов работников — предпосылка к успешному достижению целей организации. Руководитель, знающий реальные мотивы действий своих сотрудников, будет реже испытывать неудачи и совершит меньше ошибок. Мотивация — это комплекс факторов, которые заставляют человека действовать и вести себя определенным образом; она неразрывно связана с потребностями. Мотивация затрагивает не только материальные, но и социальные (в том числе моральные) критерии поведения. Чем более развита система общественных связей, тем сложнее мотивы, тем труднее понять механизм их взаимодействия. Руководителям и специалистам всегда надо учитывать, что мотивация «работает» не только до, но и в процессе совершения действия, влияет на способы достижения результата. Поведение человека определяется бесчисленным множеством мотивов. Мадсен выделил 19 основных мотивов, которые подразделяются на 4 группы — органические мотивы (голод, жажда, сексуальная потребность и др.), эмоциональные (страх, агрессия), социальные (стремление к контактам, жажда власти и др.) и деятельностные (потребность в опыте, физической и интеллектуальной деятельности и т. д.). Индивидуальная мотивация не может быть перенесена механически на мотивацию групп. Группы иногда реагируют совсем иначе, чем их отдельные члены. Старый принцип «разделяй и властвуй» можно понять и так: разделяй группы, и это облегчит твою власть, потому что будешь иметь дело с одиночками или малыми группами. Тот, кто работает с группами и управляет ими, должен знать истоки их мотивации и стимулировать эти мотивы. При групповой мотивации сила мотивов (сцепления) уменьшается от низшей ступени к пятой. На четвертой и пятой ступенях может возникнуть напряженность между индивидуальной и групповой мотивацией, оказывающая влияние на поведение отдельных людей. Например, цель самовыражения отдельной личности может противоречить общим целям группы и т. д. Разные люди любят разное, и если руководитель хочет эффективно мотивировать их, он должен знать и чувствовать их индивидуальные потребности, учитывать, что в различные периоды жизни возможно скачкообразное движение с одной ступени на другую (как вверх, так и вниз). Содержание основных стилей руководителя. Стиль управления — это стабильная и продуманная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, выражающая его взгляды, индивидуальность и личные качества. Несмотря на разные подходы к классификации типов руководства, в конечном итоге все они так или иначе связаны с автократическим, демократическим и либеральным стилями управления. Автократический стиль характерен для руководителей, которые обычно самовластно решают большинство вопросов, касающихся деятельности коллектива, не считаясь с мнением его членов. Положительная черта автократического стиля— возможность оперативного принятия решений. Руководитель этого типа может быстро получить неплохие результаты, но как только достигаются границы возможного для одного человека, всякое дальнейшее развитие останавливается. Смена руководителя в этом случае, как правило, вызывает резкий спад. Автократический стиль управления наносит большой вред коллективу; он приучает людей не думать, а только выполнять указания. Демократический стиль предполагает стремление руководителя к коллегиальному решению всех принципиальных вопросов деятельности предприятия и его подразделений. Такой руководитель поощряет активность подчиненных, систематически информирует их о положении дел, адекватно воспринимает критику в свой адрес, а вырабатывая и принимая решения, учитывает мнение всего коллектива. В отношениях между руководителем и подчиненными преобладают методы убеждения. В результате, как правило, достигаются лучшие результаты, так как возрастает инициатива исполнителей, улучшается психологический климат в коллективе. Вместе с тем наряду со многими преимуществами демократический стиль имеет свои недостатки, которые следует учитывать в работе. Основные из них — низкая оперативность принятия решений при коллективном их обсуждении, а также нередко возникающее стремление уйти от личной ответственности и переложить ее на коллектив. Либеральный стиль характеризуется непоследовательностью, излишней мягкостью поведения руководителей и специалистов. Они не предъявляют конкретных требований к подчиненным, их деятельность зачастую беспланова и подвержена воздействию случайностей. Не ведется серьезная борьба с неполадками на производстве и нарушениями дисциплины, не обращается внимания на недостаток квалификации. Нет откровенной борьбы мнений внутри коллектива. Руководители либерального стиля, как правило, не обладают авторитетом, их указания не выполняются либо выполняются плохо. Одна из причин распространенности такого стиля заключается в том, что многие менеджеры просто не соответствуют по своим качествам уровню поставленных задач, плохо разбираются в своем деле. Говоря кратко, автократ — это «делай по-моему», демократ — «делай, как условились», либерал — «делай, как вздумаешь». Понятие организация. Любой процесс управления состоит из функций планирования, организации, координирования, регулирования и контроля; в отечественной литературе именно эта классификация наиболее общепризнанна. Организация представляет собой не только деятельность по созданию и упорядочению предприятия (организации) как объекта управления, но и работу по формированию субъекта управления — системы органов, призванных осуществлять его. Тем самым определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями и трудовыми коллективами, а также внутри них. Типы структур управления. Структура управления — это совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчинен-ности и взаимосвязи. Она фиксируется в схемах структуры управления, штатном расписании, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях. В схемах обычно отражается состав исполнителей с указанием должностного оклада и общего фонда заработной платы. В положениях о подразделениях и в должностных инструкциях указывают права и обязанности подразделений и конкретных исполнителей. При линейной системе разделение управленческого труда осуществляется по объектам, а не по функциям. Она предусматривает непосредственное подчинение каждого подразделения или работника одному лицу. В отличие от линейной функциональная система предполагает организационное деление по функциям управления, а не по его объектам. В этом случае каждый из квалифицированных специалистов руководит деятельностью всех работников в рамках своей компетенции (планирование, учет, ветеринарное обслуживание и т. д.). Управляющий или бригадир, таким образом, получает указания от нескольких главных специалистов. Учитывая негативные аспекты линейной и функциональной систем соподчинения, многие предприятия нередко предпочитают комбинированную (линейно-штабную) структуру. Линейно-штабная система управления предполагает сочетание линейного подчинения с консультационным обслуживанием со стороны функциональных служб без нарушения прав и обязанностей линейных руководителей. Выделяют бригадную (двухступенчатую), отделенческую (трехступенчатую), цеховую (отраслевую) и смешанную (комбинированную) структуры управления. В основу формирования этих структур положен территориально-отраслевой или отраслевой принцип. Наиболее простои структурой управления является бригадная (двухступенчатая). Она широко используется в небольших и средних по размеру хозяйствах (рис. 5). Эта структура имеет ряд преимуществ: экономичность (минимальное количество иерархических ступеней управления); тесная связь между руководителями среднего звена и руководителем предприятия; четкое распределение полномочий между различными руководителями и специалистами. Отделенческая (трехступенчатая) структура управления характерна для крупных хозяйств с многоотраслевой специализацией и значительной территориальной разобщенностью производства (рис. 6). В этом случае управляющий отделением (начальник производственного участка) действует как последующее звено между бригадирами и администрацией предприятия. Цеховая структура управления предполагает создание крупных цехов, специализирующихся на производстве отдельных видов продукции или выполнении определенных работ (оказании услуг). Цеховая структура может быть трех-, четырехступенчатой и комбинированной (рис. 7). Комбинированная структура сочетает сразу несколько типов структур управления: бригадную, отделенческую и цеховую в раз-/ личных вариантах. Она широко распространена на сельскохозяйственных предприятиях (рис. 8). Самостоятельные отделения, в состав которых входят различные бригады и обслуживающие подразделения, обычно создаются при большой удаленности от центральной усадьбы предприятия и при наличии других аналогичных обстоятельств (плохое транспортное сообщение, водные преграды и т. д.). Перечисленные типы структур управления, характерные в настоящее время для большинства сельскохозяйственных предприятий, обеспечивают устойчивость, регулярность и предсказуемость менеджмента и носят формальный характер.
Делегирование полномочий. С ростом масштабов предприятия ни одно лицо и даже целое подразделение оказываются не в состоянии принимать все решения, контролировать их, а тем более практически осуществлять. Волей-неволей приходится перекладывать эти обязанности на других. Так возникает система делегирования организационных полномочий, то есть свободы действий для подчиненных. Под делегированием понимается процесс передачи руководителями, обладающими необходимыми полномочиями, прав на осуществление тех или иных видов работ своим подчиненным. Для многих делегирование — это по-прежнему избавление от «лишней» работы. В действительности, конечно, делегирование — не уход руководителя от персональной ответственности, а продуктивно действующий способ активизации подчиненных, направленный на осознание ими своей роли в деятельности коллектива, в котором они трудятся и успехи которого им небезразличны. Делегирование помогает руководителю разгрузить свое время в соответствии с принципом приоритетности задач, способствует использованию профессиональных знаний и опыта сотрудников и лишний раз позволяет убедиться в их профессиональных качествах. Полномочия — это комплекс прав, которыми наделяется конкретный работник или которые закрепляются за определенной функцией (а тем самым и за работником или коллективом, ее выполняющим). Ограничение полномочий сковывает работника и нарушает плавный ход выполнения задания. Заметим, что полномочия делегируются должности, а не человеку, который занимает ее в данный момент. Нельзя смешивать понятия «полномочия» и «власть». Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы предприятия. Власть же представляет собой фактическую способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Это значит, что можно иметь власть, и не обладая соответствующими полномочиями. Существует два вида организационных полномочий — линейные и штабные (функциональные). Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненным, а от тех — к своим подчиненным. В отличие от линейных штабные полномочия имеют совещательный характер. Специалисты-эксперты образуют «штаб», который занимается подготовкой решений. При делегировании полномочий следует исходить из интересов дела, а не соображений престижа того или иного руководителя. Здесь имеется ряд практических рекомендаций, которые желательно соблюдать: задания, не вызывающие особого интереса у подчиненных, и задания, которые они с готовностью выполняют, давать поочередно; выбирать задания, с которыми они лучше справятся, чем руководитель, в силу своей компетентности, а с другой стороны, смогут расширить свой кругозор, выработать новые знания и навыки; никогда не давать одно и то же задание нескольким исполнителям «для страховки»; нужно, чтобы за решение однородных задач отвечал один и тот же человек; четко определять полномочия по каждому виду деятельности; избегать слишком подробного инструктирования, ибо это означает фактический отзыв полномочий; не делать выводов за подчиненных, что сковывает их инициативу; спокойно смотреть на всегда неизбежные ошибки исполнителей; Развивая процесс делегирования полномочий в организации, нужно учитывать фактор возможного сопротивления как со стороны руководителей, так и подчиненных. Типичными препятствиями для делегирования являются: мнение руководителя, что сам он может выполнить любое задание лучше своих подчиненных; неумение делегировать ответственность при распределении заданий; недоверие к собственным подчиненным, нежелание развивать их способности и страх ответственности за их ошибки; боязнь возникновения конфликтов в коллективе при делегировании полномочий тому или иному подчиненному; боязнь потерять свой авторитет, если подчиненные делают ту или иную работу лучше начальника. Эффективность делегирования во многом зависит от того, удается ли руководителю избежать типичных ошибок, таких, как неумение объяснять поставленную задачу, поддерживать обратную связь, ложный страх за собственный авторитет, и т. д. Содержание теории мотивации. Коммуникации в менеджменте. Информация как таковая не оказывает влияния на принимаемые решения, если она не используется во взаимоотношениях между людьми в процессе их работы, если не происходит обмена ею; такой обмен называется коммуникацией. Результат коммуникации — это изменения в поведении получателя информации, которые происходят вследствие передачи сообщения. Обратная связь — это реакция получателя на сообщение источника. Источник может использовать обратную связь, в частности, при передаче последующих сообщений. Обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение воспринято и понято. Кроме того, обратная связь позволяет обеим сторонам подавлять информационные шумы (все, что искажает смысл сообщений). Невербальные преграды возникают из-за большой роли в прямой беседе невербальных факторов коммуникации — мимики, интонации, темпа речи, жестикуляции. Поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, интонация одобрения или неодобрения, рукопожатие во время приветствия — все это примеры невербальной коммуникации. Неумение слушать — причина многих недоразумений. Это весьма распространенный недостаток; многие люди, слушая собеседника, продолжают заниматься посторонними делами, перебивают говорящего, проявляют нетерпение, часто раздражаются. В результате смысл высказанного от них ускользает или сильно искажается. Агропромышленные предприятия должны шире использовать современные информационные технологии, связанные с использованием персональных компьютеров, в том числе электронную почту и Интернет. Так, электронная почта является наиболее мобильным и дешевым средством связи между людьми, находящимися в разных городах и странах, в Интернете можно найти немало полезной информации — коммерческой, правовой и т.д. Инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства фирмой. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Основное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и внедрение новых видов продукции становятся приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяют все остальные направления ее развития. Инновационный менеджмент предполагает: разработку планов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением; рассмотрение проектов создания новых продуктов; проведение единой инновационной политики; обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства продукции. На характер и направленность инновационного процесса влияют четыре основные группы факторов. 1. Информированность о нововведениях. Информированность частично зависит от качеств работников предприятия, отчасти от наличия процедуры поиска новшеств. 2. Внешняя подконтрольность — это степень, в которой фирма зависит от внешней среды или несет ответственность перед внешними системами. 3. Резервные ресурсы — те, которые еще не задействованы на другие цели. Наличие у фирмы резервов играет важную роль в увязке нововведения и проблемы. 4. Организационная структура. Такие переменные, как централизация, формализация, сложность, интегрированность, открытость, оказывают влияние на восприятие и осознание организацией проблем, поиск средств их решения и само принятие решений. Предмет и метод науки управления. С позиций системного подхода управление — характерное свойство системы, стремящейся сохранить свою структуру, упрочить свои внутренние и внешние связи. Теория систем устанавливает условия, несоблюдение которых делает управление невозможным. К ним относятся: 1) наличие причинно-следственных связей между элементами системы и принципа обратной связи; 2) динамичность системы; 3) наличие в системе параметров, воздействие на которые позволяет изменить течение ее процессов; 4) способность системы усиливать управляющее воздействие, то есть не только реагировать на него, но и усиливать соответствующие изменения; 5) учет временных и пространственных параметров процесса и возможность передачи, накопления и преобразования управляющей информации: 6) целостный характер системы. Эти требования — общие для управления любого рода. Экономика выдвигает также ряд специфических требований. Экономические системы являются социотехническими, и определяющая роль в них принадлежит человеку как производителю и потребителю материальных и культурных благ. Составными элементами социально-экономических систем являются прежде всего люди, а также предметы и средства труда. Процесс производства характеризуется единством двух подсистем: управляемой и управляющей (объекта и субъекта управления). Управляемая подсистема (объект управления) представляет собой совокупность различных элементов (трудовые коллективы, отдельные работники и т.д.), обеспечивающих создание материальных и нематериальных ценностей. Управляющая подсистема (субъект управления) — это совокупность различных органов управления и отдельных его работников, которые осуществляют целенаправленное воздействие на управляемую подсистему (объект управления). Управление сельскохозяйственным производством имеет свои особенности, которые должны учитываться при решении любых конкретных вопросов. Во-первых, в сельском хозяйстве земля выступает как основное средство производства. Во-вторых, для данной отрасли характерна территориальная рассредоточенность, что нередко требует построения органов управления по территориально-производственному. В-третьих, разнообразие природно-экономических условий, сезонный характер производства и необходимость работать с живыми организмами (растениями, животными) требует четкой согласованности между подотраслями и службами АПК. В-четвертых, на построение органов управления большое влияние оказывает многообразие форм собственности. В-пятых, объективные различия в образе жизни в городе и деревне требуют своеобразного решения многих вопросов управления, в том числе связанных с социальной сферой. Общая теория управления изучает базовые понятия управления, его общие принципы, функции управления, основы теории коммуникаций (информации), мотивации труда, общей технологии управления, теорию проектирования и совершенствования структур управления и т. д. Искусство управления тесно связано с прирожденным талантом руководителя; вместе с тем этот талант должен развиваться и стимулироваться как на основе личного опыта, так и путем специального обучения (конкретные управленческие ситуации, деловые игры и т. п.) Совершенствованию искусства управления во многом способствуют знания в области психологии, права, педагогики, экономики и других наук.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.019 с.) |