Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация школ подходов развития управленческой мысли.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Различные школы управленческой мысли складывались и получали популярность в разное время. Первой появилась школа научного управления; ее расцвет приходится на конец XIX — первые два десятилетия XX в. Позднее, в 20 — 50-е годы получила развитие административная (классическая) школа, а параллельно с ней (30—50-е годы) — школа «человеческих отношений». С середины XX в. получают развитие поведенческие науки и количественный подход в управлении. Однако надо иметь в виду, что данная хронология весьма условна, поскольку перечисленные школы перенимали многое друг у друга в вопросах теории и практики и в каждой из них используются элементы других доктрин. Становление школы научного управления связано с работами Ф. У. Тейлора. Ф. У. Тейлор предложил отказаться от общепринятых в его время форм управления, основанных только на личном опыте и знаниях. Школа научного управления сыграла большую роль в деле рационализации и стимулирования производства на уровне предприятия. Другим важным направлением стала разработка принципов организации административной деятельности – классическая школа. Иными словами, наряду с вопросами управления на уровне предприятия или цеха начинается исследование более общих принципов организации. Эта проблематика непосредственно связана с именем Анри Файо-ля, которого иногда называют «отцом научного менеджмента». Он много лет руководил большой французской компанией по добыче угля и обобщил свой опыт в книге «Общее и промышленное управление», вышедшей в 20г 20 века. Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, прежде всего административными кадрами. Основу файолевской «административной теории» образуют знаменитые 14 принципов, применимых ко всем без исключения сферам административной деятельности: 1) разделение труда; 2) полномочия и ответственность; 3) дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство направления (одна цель должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя); 6) подчиненность личных интересов общим; 7) вознаграждение персонала; 8) централизация; 9) скалярная цепь (линия власти сверху вниз); 10) порядок; 11) справедливость; 12) стабильность рабочего места для персонала; 13) инициатива; 14) корпоративный дух. Эти принципы не потеряли своего значения и в наше время. Административная, или классическая, школа управления связана не только с идеями А. Файоля; к ней обычно относят также Линдалла Урвика, Лютера Гьюлика, Джеймса Муни, X. Эмерсона, Марка Вебера и др. Основы школы «человеческих отношений» в управлении заложили Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэй. Они рекомендовали предпринимателям обращать особое внимание на характер взаимоотношений администрации и рабочих, проводить специальные мероприятия для формирования здорового психологического климата на производстве, доказывали, что чувства, настроения, убеждения и личные взаимоотношения рабочих не менее важны для роста прибыли, чем рациональное размещение оборудования. Доктрина «человеческих отношений» вскрыла важность неформальных факторов в деятельности организации; расцвет ее пришелся на 40—60-е годы. Вместе с тем эта теория подвергалась и серьезной критике. Управленческая школа «социальных систем» возникла как своеобразное отражение методологического кризиса классической теории и доктрины «человеческих отношений». Формирование ее тесно связано с прогрессирующим усложнением общественного производства и возникновением супергигантских корпораций в 60—70-е годы. Представитель школы социальных систем – Честер Барнард. Данная доктрина рассматривает организацию как комплексную систему, включающую ряд частных подсистем, таких, как индивид, формальная структура, неформальная структура, статусы и роли, физическое окружение. В совокупности они и образуют организационную систему. Четвертая основная школа менеджмента называется эмпирической. Она определяет управление как изучение практического опыта, иногда с целью его обобщения, но чаще всего — просто для того, чтобы облегчить передачу его практикам и студентам. Видный представитель эмпирической школы – П. Друкер. Т.е. можно подвести итог. Так, представители школы Тейлора разработали методы научного анализа для определения лучших способов выполнения производственных задач, отбора и обучения работников, обеспечения их ресурсами, материального стимулирования работников, четко отделили планирование деятельности от ее осуществления. Классическая школа предложила четкую систематизацию функций управления. Школы «человеческих отношений», эмпирическая разработала приемы управления на базе межличностных отношений, практического опыта, достижений наук о человеческом поведении. См 16. См. 16. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ Развитие отечественной управленческой мысли неразрывно связано с формированием многонационального Российского государства. Проводимые многими русскими царями реформы не могли осуществляться без реализации определенных управленческих концепций. Особое значение в этом плане имели реформы Петра I, а в царствования Екатерины II и Александра I — мероприятия, разработанные Татищевым и Сперанским; они затрагивали вопросы управления торговлей, финансами, другие отрасли государственного управления. Сперанский первый предложил создать в России двухпалатный парламент с Государственной Думой. Крупнейшими российскими реформаторами считаются также С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. С. Ю. Витте был министром финансов в конце 19 в. и премьер-министром в начале 20 века, подготовил замечательный «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве». Преемником С. Ю. Витте по активной модернизации России был П. А. Столыпин. Он приобрел известность на двух поприщах — как министр внутренних дел, давший целую доктрину борьбы с революцией («успокоение»), и как премьер-министр, проводивший крестьянскую реформу, названную его именем. Развитие управленческой мысли в России связано не только с деятелями государственного уровня. Отечественными предпринимателями было выработано «Семь принципов ведения дел в России»: 1. Уважай власть. Во всем должен быть порядок. 2. Будь честен и правдив. 3. Уважай право частной собственности. 4. Люби и уважай человека. 5. Будь верен слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». 6. Живи по средствам. Не зарывайся. 7. Будь целеустремленным. Никакая цель не может затмить моральные ценности. В. В. Куйбышеву принадлежит разработка вопросов о порядке делегирования полномочий вышестоящих органов управления промышленностью нижестоящим, о правовом регулировании производственных отношений, о дифференцированном подходе к формированию структуры управления народным хозяйством, о расширении самостоятельности органов управления на местах, проблемах хозрасчета и др. Теорию хозяйственного механизма разрабатывали также видные теоретики марксизма Н. И. Бухарин и В. Базаров. В конце 30-х годов ленинградский математик Л. В. Канторович, ставший впоследствии лауреатом Нобелевской премии и академиком, открыл новую область прикладной математики — линейное программирование. Это дало ему возможность обосновать стандартные методы оптимального распределения производственных ресурсов, решать сложные плановые задачи. Не стояли в стороне и экономисты-аграрники. Большая работа по совершенствованию хозяйственного механизма проводилась в НИИ и сельскохозяйственных институтах. В частности, многое было сделано учеными Всероссийского НИИ организации труда и управления под руководством профессора Пискуненко. Были изданы учебники коллективом авторов кафедры управления ТСХА под руководством академиков Лозы и Будылкина. В 20-е годы в СССР велась упорная борьба по вопросам совершенствования хозяйственного механизма; в результате к концу десятилетия был сформирован командно-административный хозяйственный механизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.008 с.) |