Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические и этнические качества руководителя.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Авторитет любого руководителя или специалиста во многом определяется его личностными качествами. Они весьма разнообразны и подразделяются на несколько групп: интеллектуальные, нравственные, деловые, импульсно-волевые. К интеллектуальным качествам относятся эрудиция, память, широта интересов, интуиция, умение логично излагать свои мысли, способность генерировать идеи и др. Нравственные качества — это порядочность, честность, обязательность, вежливость (или напротив — лживость, необязательность, хамство и т. п.). Деловые качества выражаются в способности руководителя определять цели и задачи коллектива, организовать его работу, создавать деловую обстановку и благоприятный психологический климат. К деловым качествам можно отнести профессионализм, предприимчивость, бережливость, оперативность и др. Импульсивно-волевые качества — это самообладание, выдержка, решительность, способность пойти на риск, твердость характера, самостоятельность, мужество признать свои ошибки и др. Для руководителей и специалистов, призванных принимать и разрабатывать управленческие решения, крайне важны такие волевые качества, как решительность, настойчивость, смелость (но не показное упрямство). При анализе качеств руководителя нужно учитывать и специфику дела, которое он ведет. Одно дело администратор, другое — специалист. Мало того, один и тот же руководитель должен обладать порой самыми противоречивыми качествами и проявлять их в зависимости от того, какой характер имеют принимаемые им решения, какая проблемная ситуация разрешается. Одно решение требует смелости, другое — осторожности; одно — быстроты, другое — выдержки; одно — умения анализировать, другое — решительных действий и т. д. Понятие организация. Любой процесс управления состоит из функций планирования, организации, координирования, регулирования и контроля; в отечественной литературе именно эта классификация наиболее общепризнанна. Организация представляет собой не только деятельность по созданию и упорядочению предприятия (организации) как объекта управления, но и работу по формированию субъекта управления — системы органов, призванных осуществлять его. Тем самым определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями и трудовыми коллективами, а также внутри них. Понятие организационной, производственной структуры управления. Структура — это расположение элементов и подсистем внутри системы. Все системы в той или иной мере обладают структурой. Применительно к предприятиям АПК следует различать такие понятия, как производственная и организационная структура предприятия, структура управления, звенья и ступени управления. Производственная структура зависит от специализации хозяйства, определяется сочетанием отраслей в нем. Организационная структура представляет собой совокупность подразделений хозяйства производственного, вспомогательного, культурно-бытового и хозяйственного назначений, осуществляющих свою деятельность на основе кооперации и разделения труда внутри предприятия. К таким структурным единицам относятся отделения, производственные участки, бригады, фермы, звенья, ремонтные мастерские, энергетическое хозяйство, строительный цех, складское и сушильно-зерноочистительное хозяйство, подсобные предприятия и промыслы, жилищно-коммунальное хозяйство, детские сады, столовые и т. д. Структура управления — это совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчинен-ности и взаимосвязи. Она фиксируется в схемах структуры управления, штатном расписании, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях. В схемах обычно отражается состав исполнителей с указанием должностного оклада и общего фонда заработной платы. В положениях о подразделениях и в должностных инструкциях указывают права и обязанности подразделений и конкретных исполнителей. В организационной структуре и структуре управления различают звено и ступень. Звено управления — это самостоятельное подразделение в структуре управления, которое выполняет одну или несколько функций. В качестве звеньев управления в сельскохозяйственных предприятиях выступают бригады, участки, отделения, различные службы (агрономическая, зоотехническая и др.). Ступень управления — это совокупность однородных звеньев управления конкретного иерархического уровня. В хозяйствах к низшей ступени в основных отраслях производства относится бригада, к высшей — хозяйства в целом и аппарат управления во главе с его руководителем. Промежуточное положение занимают отделения, производственные участки, цехи и др. Число ступеней в структуре управления всегда соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия. Сложность структуры управления зависит от количества ступеней и звеньев; чем их больше, тем сложнее структура. Связи по вертикали носят иерархический, субординационный характер (служебное подчинение младших старшим), по горизонтали — координационный (согласование действий всех звеньев структуры управления). Между звеньями управления всех уровней устанавливаются связи консультационного, инспекционного, методологического характера. 34. Значение и содержание авторитета руководителя. Большое социально-психологическое воздействие на работников оказывает личный пример руководителей и специалистов, их авторитет. Авторитет — это общественное признание личности; он связан с комплексом деловых и личных качеств и держится на профессиональном и моральном доверии окружающих. Авторитет — это своего рода невидимый двойник руководителя, постоянно присутствующий рядом с каждым из подчиненных. Авторитет — явление достаточно сложное. По мере того как раскрываются высокие профессиональные и моральные качества руководителя, возрастает и его личный авторитет. Порой для того, чтобы завоевать его, нужны годы, а потерять его можно в одночасье, одним некорректным поступком. К распоряжениям авторитетного и неавторитетного руководителя подчиненные относятся по-разному. В первом случае указания принимаются без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняются без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководителя почти всегда вызывают внутренний протест, а недоверие к руководителю неизбежно оборачивается недоверием к его решениям, даже если они сами по себе и правильны. Авторитет тесно связан с таким понятием, как лидерство. Лидер — это человек, занимающий верхнюю ступень в иерархии ролей, выполняющий функции организации и управления. Типы структур управления. Структура управления — это совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчинен-ности и взаимосвязи. Она фиксируется в схемах структуры управления, штатном расписании, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях. В схемах обычно отражается состав исполнителей с указанием должностного оклада и общего фонда заработной платы. В положениях о подразделениях и в должностных инструкциях указывают права и обязанности подразделений и конкретных исполнителей. При линейной системе разделение управленческого труда осуществляется по объектам, а не по функциям. Она предусматривает непосредственное подчинение каждого подразделения или работника одному лицу. В отличие от линейной функциональная система предполагает организационное деление по функциям управления, а не по его объектам. В этом случае каждый из квалифицированных специалистов руководит деятельностью всех работников в рамках своей компетенции (планирование, учет, ветеринарное обслуживание и т. д.). Управляющий или бригадир, таким образом, получает указания от нескольких главных специалистов. Учитывая негативные аспекты линейной и функциональной систем соподчинения, многие предприятия нередко предпочитают комбинированную (линейно-штабную) структуру. Линейно-штабная система управления предполагает сочетание линейного подчинения с консультационным обслуживанием со стороны функциональных служб без нарушения прав и обязанностей линейных руководителей. Выделяют бригадную (двухступенчатую), отделенческую (трехступенчатую), цеховую (отраслевую) и смешанную (комбинированную) структуры управления. В основу формирования этих структур положен территориально-отраслевой или отраслевой принцип. Наиболее простои структурой управления является бригадная (двухступенчатая). Она широко используется в небольших и средних по размеру хозяйствах (рис. 5). Эта структура имеет ряд преимуществ: экономичность (минимальное количество иерархических ступеней управления); тесная связь между руководителями среднего звена и руководителем предприятия; четкое распределение полномочий между различными руководителями и специалистами. Отделенческая (трехступенчатая) структура управления характерна для крупных хозяйств с многоотраслевой специализацией и значительной территориальной разобщенностью производства (рис. 6). В этом случае управляющий отделением (начальник производственного участка) действует как последующее звено между бригадирами и администрацией предприятия. Цеховая структура управления предполагает создание крупных цехов, специализирующихся на производстве отдельных видов продукции или выполнении определенных работ (оказании услуг). Цеховая структура может быть трех-, четырехступенчатой и комбинированной (рис. 7). Комбинированная структура сочетает сразу несколько типов структур управления: бригадную, отделенческую и цеховую в раз-/ личных вариантах. Она широко распространена на сельскохозяйственных предприятиях (рис. 8). Самостоятельные отделения, в состав которых входят различные бригады и обслуживающие подразделения, обычно создаются при большой удаленности от центральной усадьбы предприятия и при наличии других аналогичных обстоятельств (плохое транспортное сообщение, водные преграды и т. д.). Перечисленные типы структур управления, характерные в настоящее время для большинства сельскохозяйственных предприятий, обеспечивают устойчивость, регулярность и предсказуемость менеджмента и носят формальный характер.
Делегирование полномочий. С ростом масштабов предприятия ни одно лицо и даже целое подразделение оказываются не в состоянии принимать все решения, контролировать их, а тем более практически осуществлять. Волей-неволей приходится перекладывать эти обязанности на других. Так возникает система делегирования организационных полномочий, то есть свободы действий для подчиненных. Под делегированием понимается процесс передачи руководителями, обладающими необходимыми полномочиями, прав на осуществление тех или иных видов работ своим подчиненным. Для многих делегирование — это по-прежнему избавление от «лишней» работы. В действительности, конечно, делегирование — не уход руководителя от персональной ответственности, а продуктивно действующий способ активизации подчиненных, направленный на осознание ими своей роли в деятельности коллектива, в котором они трудятся и успехи которого им небезразличны. Делегирование помогает руководителю разгрузить свое время в соответствии с принципом приоритетности задач, способствует использованию профессиональных знаний и опыта сотрудников и лишний раз позволяет убедиться в их профессиональных качествах. Полномочия — это комплекс прав, которыми наделяется конкретный работник или которые закрепляются за определенной функцией (а тем самым и за работником или коллективом, ее выполняющим). Ограничение полномочий сковывает работника и нарушает плавный ход выполнения задания. Заметим, что полномочия делегируются должности, а не человеку, который занимает ее в данный момент. Нельзя смешивать понятия «полномочия» и «власть». Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы предприятия. Власть же представляет собой фактическую способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Это значит, что можно иметь власть, и не обладая соответствующими полномочиями. Существует два вида организационных полномочий — линейные и штабные (функциональные). Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненным, а от тех — к своим подчиненным. В отличие от линейных штабные полномочия имеют совещательный характер. Специалисты-эксперты образуют «штаб», который занимается подготовкой решений. При делегировании полномочий следует исходить из интересов дела, а не соображений престижа того или иного руководителя. Здесь имеется ряд практических рекомендаций, которые желательно соблюдать: задания, не вызывающие особого интереса у подчиненных, и задания, которые они с готовностью выполняют, давать поочередно; выбирать задания, с которыми они лучше справятся, чем руководитель, в силу своей компетентности, а с другой стороны, смогут расширить свой кругозор, выработать новые знания и навыки; никогда не давать одно и то же задание нескольким исполнителям «для страховки»; нужно, чтобы за решение однородных задач отвечал один и тот же человек; четко определять полномочия по каждому виду деятельности; избегать слишком подробного инструктирования, ибо это означает фактический отзыв полномочий; не делать выводов за подчиненных, что сковывает их инициативу; спокойно смотреть на всегда неизбежные ошибки исполнителей; Развивая процесс делегирования полномочий в организации, нужно учитывать фактор возможного сопротивления как со стороны руководителей, так и подчиненных. Типичными препятствиями для делегирования являются: мнение руководителя, что сам он может выполнить любое задание лучше своих подчиненных; неумение делегировать ответственность при распределении заданий; недоверие к собственным подчиненным, нежелание развивать их способности и страх ответственности за их ошибки; боязнь возникновения конфликтов в коллективе при делегировании полномочий тому или иному подчиненному; боязнь потерять свой авторитет, если подчиненные делают ту или иную работу лучше начальника. Эффективность делегирования во многом зависит от того, удается ли руководителю избежать типичных ошибок, таких, как неумение объяснять поставленную задачу, поддерживать обратную связь, ложный страх за собственный авторитет, и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.53 (0.008 с.) |