Форма контроля определяет соответствие между объектом контроля, целями и методами его осуществления, а также устанавливает определенные правила контрольной деятельности субъекта управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма контроля определяет соответствие между объектом контроля, целями и методами его осуществления, а также устанавливает определенные правила контрольной деятельности субъекта управления.



В процессе управления органами внутренних дел применяются различные формы контроля. Их нормативные и организационные параметры регламентированы правовыми актами министерства, а в отдельных случаях – законодательством. Принято выделять следующие формы контроля.

1. Непрерывный контроль (текущий) осуществляется постоянно и предназначен для решения текущих задач управления деятельностью служб и подразделений.

Субъектами данной формы контроля выступает руководящий состав органа внутренних дел и его структурных подразделений. В его обязанности входит организация работы на вверенных направлениях оперативно-служебной деятельности. Осуществление непрерывного контроля входит в функции и иных субъектов управления, прежде всего тех, которые обязаны постоянно отслеживать некоторые контрольные параметры деятельности. Например, дежурные части осуществляют непрерывный контроль за обстановкой, складывающейся на территории обслуживания, и обеспечивают оперативное реагирование на ее изменения. Они докладывают вышестоящим субъектам управления об этих изменениях. Аналогичная форма контроля свойственна информационным центрам, которые непрерывно контролируют поступление информации в отношении зарегистрированных преступлений, а также сведения о результатах их расследования.

2. Периодический контроль осуществляется над объектом контроля со строго установленной периодичностью. Объектом такого контроля являются отдельные направления оперативно-служебной деятельности, которые требуют более глубокого, чем текущий контроль, анализа и оценки состояния работы. Целью данной формы контроля являются периодическая оценка состояния работы на отдельных направлениях и принятие мер, предназначенных для ее совершенствования.

Периодичность контроля для каждого из контролируемых участков работы устанавливается либо нормативными актами Министерства внутренних дел России, либо решением субъекта управления. Например, боеготовность органа внутренних дел является одной из ведущих составляющих его деятельности. Отдельные компоненты боеготовности подлежат регулярному контролю. Периодичность проверок боеготовности строго регламентирована Министерством внутренних дел России.

Не менее важной составляющей деятельности органа внутренних дел является организация работы, связанной с раскрытием и расследованием преступлений. В целом эта деятельность является предметом текущего контроля со стороны начальника органа внутренних дел, а меры, необходимые для совершенствования раскрываемости отдельных видов преступлений (уличной преступности, тяжких преступлениях, преступности несовершеннолетних и др.), – предметом периодического контроля, осуществляемого обычно во взаимодействии заинтересованных субъектов управления.

3. Негласный контроль является элементом оперативной работы органов внутренних дел. Негласный контроль подразумевает такую форму наблюдения за работой на определенном участке, при которой объект контроля предварительно не извещен о времени и методах его осуществления. По итогам его проведения с объектом контроля обычно проводится обсуждение результатов.

Данная форма контроля имеет четкую правовую регламентацию целей, задач и методов и, как правило, используется уполномоченными субъектами управления при наличии достаточных на то оснований.

4. Выборочный контроль проводится в связи с необходимостью разрешения конкретных вопросов, возникающих в процессе управления. Их возникновение обусловлено различными обстоятельствами объективного и субъективного характера, которые оказывают воздействие на функционирование органа внутренних дел. Так, например, факторы среды функционирования, а в отдельных случаях и организационные просчеты субъекта управления могут оказывать существенное влияние на эффективность решения задач, стоящих перед органом внутренних дел.

Выборочный контроль может быть организован любым субъектом управления в пределах предоставленной ему компетенции. В частности, для разработки проекта решения коллегии Министерством внутренних дел России проводится выборочный контроль тех направлений деятельности, рассмотрение которых вынесено на обсуждение. Штаб проводит выборочный контроль работы служб и подразделений по поручению начальника органа внутренних дел с целью подготовки проектов тех или иных управленческих решений. Начальники структурных подразделений органа внутренних дел данную форму контроля осуществляют путем наблюдения за работой менее исполнительных подчиненных. Таким образом, выборочный контроль направлен обычно на разрешение организационных проблем, возникающих на отдельных направлениях работы служб и подразделений.

5. Комплексный контроль представляет собой особую форму контроля, которая является разновидностью периодического контроля. Он призван обеспечить комплексное инспектирование органов внутренних дел по основным параметрам и характеристикам их деятельности. Отличие от периодического контроля заключается в целях и в организации.

Одним из видов данной формы контроля является комплексное инспектирование, которое осуществляется по графику, утвержденному начальником МВД, ГУВД, УВДТ, ГРОВД. Непосредственным субъектом данного контроля выступает инспекция. Инспектирование ставит не одну, а несколько целей, в том числе всестороннюю проверку организационно-управленческой деятельности, оказание практической помощи руководителям, выявление положительного опыта работы и т.д.

Процесс инспектирования органов внутренних дел происходит поэтапно. На подготовительном этапе решается ряд организационно-методических вопросов, в том числе разрабатывается план проведения комплексной проверки органа внутренних дел. Начальный этап включает подготовку бригады (комиссии). Учитывая комплексный характер инспектирования, состав бригады (членов комиссии) формируется обычно из представителей различных служб. На основном этапе проводится комплексная проверка органа внутренних дел. На заключительном этапе подводятся итоги и принимаются соответствующие управленческие решения.

Комплексный характер инспектирования выражается:

· во всесторонней проверке органа внутренних дел;

· в широком привлечении к проверке специалистов – организаторов управления по линиям работы служб и подразделений;

· в комплексном применении различных методов контроля;

· в многоаспектном решении всех задач и достижении целей инспектирования;

· в разработке системы мер и рекомендаций по итогам инспектирования, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности органа внутренних дел.

Комплексный контроль обычно завершается определением оценки состояния деятельности органа внутренних дел как в целом, так и по направлениям работы служб и подразделений, а также разработкой предложений по совершенствованию деятельности, включая и организационные меры. Таким образом, данная форма контроля направлена на устранение ошибок в организационно-управленческой деятельности и дальнейшее совершенствование оперативно-служебной деятельности.

6. Особый контроль является исключительной прерогативой начальника органа внутренних дел и заключается в том, что руководитель регулярно получает дополнительную информацию об объекте контроля. Объектами особого контроля обычно являются либо деятельность подчиненного структурного звена, либо он устанавливается над документами особой важности, ход исполнения которых требует дополнительных мер контроля.

Эту форму контроля отличает строго установленный период времени, по истечении которого субъект управления должен принять решение в отношении объекта контроля. Временной период включает контрольные календарные даты промежуточной проверки. Например, промежуточная проверка хода исполнения документов может заключаться в предоставлении дополнительного отчета соответствующих исполнителей. Особый контроль над работой служб и подразделений может быть установлен в связи с особой важностью и ответственностью выполняемых заданий (поручений). Кроме того, особый контроль может устанавливаться и над теми органами внутренних дел, в деятельности которых в ходе комплексного инспектирования были выявлены существенные нарушения в организации оперативно-служебной деятельности. Промежуточные проверки в этом случае помогают контролировать ход устранения недостатков. По истечении периода особого контроля может приниматься окончательное управленческое решение.

7. Автоматизированный контроль реализуется посредством технических средств управления. Субъектами организации автоматизированного контроля в органах внутренних дел являются информационные центры, штабные подразделения, дежурные части и т.п., которые получают и обрабатывают данные о зарегистрированных преступлениях и правонарушениях.

Преимуществом автоматизированного контроля является:

· непрерывный сбор информации по контролируемым параметрам функционирования одновременно от нескольких объектов контроля;

· высокая оперативность контроля за счет применения высокотехнологичной компьютерной техники;

· возможность сбора информации, ее систематизации и оценки по заданному алгоритму без участия человека.

Автоматизированный контроль является наиболее перспективной формой, поскольку позволяет осуществлять контроль по многим аспектам оперативно-служебной деятельности и принимать своевременные управленческие решения в режиме реального времени.

Процесс реализации контроля

Контроль как одна из важных функций управления по своему предназначению охватывает различные направления деятельности органа внутренних дел. Это важное свойство контроля формирует своеобразный механизм, который своим функционированием призван обеспечить стабильность процесса управления, направленного на решение оперативно-служебных задач. Он позволяет своевременно регулировать деятельность, ставить актуальные проблемы, связанные с деятельностью системы органов внутренних дел.

Являясь фундаментальным элементом процесса управления, контроль должен пронизывать все его стадии, быть всеобъемлющим. По месту в управленческом цикле наука управления выделяет следующие виды контроля.

1. Предварительный (предупредительный, превентивный) контроль,который охватывает стадию подготовки и принятия решений. Он имеет своей целью повышение действенности самих решений, а также создание предпосылок для их дальнейшей реализации. При этом контролируется методика выработки, объективность аргументов, ясность правил (процедур) реализации решений, четкость выдвигаемых задач, их последовательность и согласованность. На этой стадии обеспечивается соответствие деловых и профессиональных качеств исполнителей сформулированным в решениях задачам, а также соответствие материальных ресурсов тем задачам, которые ставятся в решении.

2. Текущий (оперативный) контроль, который осуществляется в процессе реализации (исполнения) решения. Он базируется на измерении фактических результатов, получаемых в ходе реализации запланированного. Таким образом, содержательно текущий контроль имеет оценочно-аналитический характер и призван обеспечить фиксацию промежуточных результатов в целях предотвращения кризисных ситуаций, а также своевременного устранения выявленных недостатков.

3. Итоговый (заключительный, последующий) контроль, который охватывает стадию подведения итогов исполнения решений. В отличие от предупредительного и оперативного контроля, на данной стадии регулятивные возможности контроля невелики, так как выявленные на этой стадии просчеты уже не могут быть устранены в ходе этого управленческого цикла. Одновременно с этим только последующий контроль создает возможность дать полную оценку эффективности исполнения решения, а также помогает накапливать практический опыт, выявлять новаторские способы решения проблем, учитывать и не допускать типичные ошибки и просчеты.

Реализация контроля характеризуется тремя основными сторонами.

Содержательная сторона связана с направленностью деятельности субъектов управления в процессе контроля. Одновременно с этим осуществление основных стадий процесса управления непосредственно связано с основными задачами контроля и процедурами его осуществления.

На стадии целеполагания определяют параметры контроля, для которых должны быть определены критерии измерения. При этом достаточно сложно подобрать необходимые критерии для таких целей деятельности органов внутренних дел, которые выражены юридическими категориями: общественный порядок, общественная безопасность, защита жизни граждан, раскрытие преступлений и другие.

На стадии организации работы, которая связанна с исполнением управленческих решений, контроль направлен на сопоставление реально достигнутых результатов с установленными параметрами. На данной стадии субъект управления должен получить объективные ответы на вопросы: насколько реализация решения соответствует ожиданиям и имеется ли необходимость в каких-либо корректирующих мерах. Соответственно, задача субъекта управления состоит в определении степени допустимых отклонений. Субъект управления при этом должен учитывать, что не следует подавлять исполнителей чрезмерной опекой, и что отклонение не должно приводить к анархии и потере управления.

Направленность отдельных процедур контроля на стадии корректирования должна обеспечивать выбор альтернативного решения субъекта управления: предпринимать или не предпринимать меры регулирования, устранить отклонение или изменить контролируемые параметры. Отказ от каких-либо мер либо признание их преждевременными, в связи с несущественным характером отклонения, является также управленческим решением. В случае принятия решения о необходимости регулирования субъект управления должен подбирать такие методы контроля, которые указывают и причины отклонения. Изменение контролируемых параметров, как правило, является следствием внесения корректив в цели деятельности и способы их достижения. С помощью соответствующих методов контроля для субъекта управления важно установить, почему достижение целей оказалось невозможным. Вследствие объективных причин (например, изменения законодательства) необходимо вносить коррективы в цели деятельности и соответствующие параметры контроля. Субъективные причины (например, снижение исполнительской дисциплины) обычно приводят к изменению (например, ужесточению) критерия измерения параметров и оценки соответствующей деятельности.

Организационная сторона отражает систему норм и правил, на которых базируется система контроля. Она призвана не допускать дублирования соответствующих функций субъектов управления, а также наличия двойных стандартов для деятельности органов внутренних дел и критериев их оценки. Успешное решение задачи возможно лишь при условии, что нормативно-методическое регулирование основывается на четко определенных требованиях, таких как:

· всеобщность, которая означает, что контроль должен распространяться на все органы внутренних дел, их структурные подразделения и на каждого сотрудника. В общих рамках контроля должна находиться вся иерархия уровней управления, структурные звенья аппарата министерства, а также МВД России в целом;

· всесторонность, заключающаяся в том, что контролем должны охватываться все направления и участки оперативно-служебной деятельности. Система контроля должна включать конкретные линии работы служб и подразделений органов внутренних дел, в том числе организацию самого процесса управления в органах внутренних дел;

· глубина контроля,состоящая в обстоятельном, подробном и содержательном изучении субъектом управления деятельности подчиненных. Реализация этого требования исключает недостаток фактических данных, недостаточную обеспеченность процесса контроля, поверхностность выводов, а также формализм в оценке работы;

· объективность, котораяозначает, что в результате осуществления контроля должна быть получена достоверная информация, отражающая истинное положение дел в отношении объекта контроля. Это требование своей целью имеет недопущение тенденциозности, предвзятости, а также проявления субъективизма в ходе организации и осуществления контроля;

· гласность контроля, которая позволяет не допустить укрывательства, и тем самым способствует предупреждению и устранению недостатков, внедрению положительного опыта, укреплению дисциплины и повышению ответственности сотрудников. Гласность контроля реализуется путем обязательного доведения до сведения проверяемых (а при необходимости и других лиц) результатов контроля, выводов и предложений, сформулированных в его процессе;

· систематичность контроля, понимающаяся как регулярное по времени наблюдение за состоянием дел на одних и тех же участках деятельности. Системность означает наблюдение и изучение разных сторон деятельности органов внутренних дел как открытой системы, взаимодействующей с социальной средой и оказывающей влияние на состояние оперативной обстановки;

· рациональность контроля, имеющая своей целью экономию сил и средств субъектов управления. Она предполагает распределение функций контроля между ними; выбор цели и формы этой деятельности; обеспечение процесса контроля; соответствие между объектом и методом контроля; принятие действенных мер, направленных на совершенствование деятельности служб и подразделений.

Организационное обеспечение процесса контроля является относительно самостоятельным направлением правового регулирования деятельности органов внутренних дел. Однако значение данного процесса выходит за рамки системы этих органов, поскольку решение возложенных на них задач оказывает влияние на жизнедеятельность общества и эффективность государственного управления в целом.

Министерство внутренних дел России обеспечивает распределение функций контроля между субъектами управления в подчиненных структурных звеньях. Дальнейшая детализация и уточнение функции контроля определяется функциональными обязанностями сотрудников органов внутренних дел.

Начальники органов внутренних дел не только самостоятельно и непосредственно осуществляют контроль, но и организуют его. В частности, они определяют задачи и сроки проведения контроля, планируют и обеспечивают эту работу, принимают меры для его совершенствования. Кроме того, в соответствии с требованиями МВД России начальник органа внутренних дел обязан непосредственно контролировать исполнение:

· законов и решений органов местного самоуправления, касающихся деятельности органов внутренних дел;

· нормативных актов министерства и иных непосредственных субъектов управления;

· прочих решений, ответственность за которые возлагается в связи с исполняемыми должностными обязанностями;

· заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях.

Начальник и его заместители в пределах своей компетенции контролируют итоги выполнения решений вышестоящих органов и дают оценку результатам исполнения.

Штабные подразделения в органах внутренних дел являются организаторами контроля. В этом направлении на них возлагаются следующие обязанности:

· организация комплексного инспектирования;

· проведение контрольных и целевых проверок деятельности служб и подразделений;

· осуществление текущего зонального и линейного контроля над фактическим положением дел в органах внутренних дел;

· общий контроль над выполнением обязательств, вытекающих из международно-правовых договоров органов внутренних дел;

· подготовка и организация заслушивания руководителей органов внутренних дел по контролируемым вопросам оперативно-служебной деятельности;

· оказание практической помощи органам внутренних дел;

· выявление и распространение положительного опыта;

· привлечение иных подразделений к процессу контроля, в том числе организацию выездов для проверки в органы внутренних дел.

Штабные подразделения осуществляют общий контроль над организацией исполнения управленческих решений и планов работы, не подменяя руководителей служб и подразделений. Во взаимодействии с ними они организуют этот процесс посредством разделения функции предметного и общего контроля. Штабы требуют у контролируемых подразделений необходимые сведения, отчеты и материалы, при необходимости проводят инструктивные совещания по вопросам организации исполнения решений, вносят предложения для их рассмотрения на коллегии (совещании руководящего состава), разрабатывают дополнительные меры для совершенствования системы контроля и процесса контроля.

В процессе контроля над организацией процесса управления участвуют так же и сотрудники, для которых эта деятельность входит в функциональные обязанности. Например, сотрудники подразделений мобилизационной готовности органов внутренних дел полностью осуществляют контроль над соответствующим участком работы, включая разработку мер для ее совершенствования. Сотрудники кадровых подразделений осуществляют контроль над ходом комплектования штатов в службах и подразделениях органов внутренних дел. Работники секретариатов органов внутренних дел контролируют организацию документооброта, в том числе порядок движения управленческой документации среди исполнителей.

Организация контроля в органах внутренних дел является средством управления, которое обеспечивает единство слова и дела, формирует авторитет руководителя, повышает ответственность и инициативу исполнителей. Главная направленность контроля со стороны субъектов управления – это обеспечение объективной и принципиальной оценки деятельности подчиненных.

Технологическая сторона конкретизирует формы контроля. Технологичность этого вида деятельности обеспечивается методикой его проведения. Она включает определенную последовательность (этапы) контроля, а также приемы, способы и методы контроля.

Независимо от форм контроля и уровня управления, на котором он осуществляется, соответствующая деятельность состоит, как правило, из следующих этапов.

1. Подготовка к проведению контроля. Данный этап является подготовительным. Он охватывает следующие мероприятия:

· определение круга лиц, которые будут осуществлять контроль (например, формирование групп комплексной проверки);

· распределение между ними функций и конкретных заданий;

· предварительное ознакомление с результатами деятельности объекта контроля;

· выбор оптимальных для данного объекта методов контроля;

· планирование процесса контроля;

· инструктаж членов бригады контроля (комиссии) и другие подготовительные меры.

2. Непосредственное осуществление контроля. Этот этап включает в себя следующие мероприятия:

· сбор, систематизацию и анализ информации об объекте контроля;

· приведение полученных данных к виду, который позволяет применять соответствующие критерии;

· формулирование основных выводов контроля и согласование их с руководителями проверяемого органа;

· оказание практической помощи контролируемым органам, подразделениям, службам;

· выработку мер, направленных на устранение выявленных недостатков;

· подготовку итоговых документов и управленческих решений.

3. Подведение итогов контроля. Этот этап заключается в проведении служебных совещаний с разбором результатов проверки и доведением решений субъекта управления. В ходе данного этапа предусматривается:

· доклад основных выводов и документов контроля субъекту управления;

· вынесение общей оценки деятельности проверяемых;

· утверждение итоговых документов;

· доведение результатов контроля до сведения проверяемых.

В процессе осуществления контроля в органах внутренних дел применяются различные методы, соответствующие, с одной стороны, объекту контроля, а с другой – общей форме организации контроля. Например, метод наблюдения за отработкой вводной задачи наиболее точно соответствует форме периодической проверки состояния боеготовности органа внутренних дел. В других ситуациях применение этого метода нецелесообразно. Следовательно, при выборе методов контроля необходимо исходить из времени, места и специфики оперативно-служебной деятельности.

Методы контроля,применяемые в органах внутренних дел, можно разделить на:

1. Непосредственное ознакомление субъекта управления с состоянием дел на объекте контроля. В соответствии с содержанием метода, наблюдение за работой исполнителей может быть гласным, негласным, с проведением хронометража, индивидуальным либо коллективным, постоянным или периодическим. Это может быть наблюдение за несением службы, за выездом и организацией работы на месте совершения преступления, наблюдение за проведением инструктажа и др. Содержательной стороной наблюдения является фиксация упущений в организации конкретной деятельности.

2. Изучение документов и материалов. Является самым распространенным методом контроля. Существует система различных отчетов о деятельности органов внутренних дел. Так, помимо статистических отчетов, имеется большая группа полнотекстовых отчетов в форме письменного изложения фактов, которые содержат сведения о текущей работе всего подразделения либо конкретного сотрудника (например, рапорт о проделанной работе, аналитическая записка о проблемных вопросах и т.д.). Посредством изучения различных документов, в том числе уголовных дел, материалов проверки, публикаций в средствах массовой информации и др., руководитель знакомится и контролирует состояние работы, рассматривает предложения и на их основе принимает решения.

3. Заслушивание исполнителей (руководителей). Предполагает обсуждение вопроса между субъектом управления и представителем объекта контроля, по итогам которого делается вывод. Заслушивание и обсуждение учитывают мнения разных сторон, что в дальнейшем позволяет принять взвешенное управленческое решение. Эти методы контроля распространяются на различные направления деятельности и применяются на разных уровнях управления:

· при приеме-сдаче дежурств;

· при согласовании планов работы;

· на заседаниях коллегий и совещаниях руководящего состава;

· при инструктаже исполнителей;

· в ходе индивидуального заслушивания исполнителя и в иных случаях.

Общим требованием к организации заслушивания является обоюдная готовность сторон (субъекта и объекта контроля) к конструктивному обсуждению проблемных вопросов.

4. Социологическое исследование. Позволяет получить первичную информацию о деятельности органов внутренних дел как от граждан, соприкасающихся с их деятельностью, так и от сотрудников. К основным методам получения информации относятся:

· Анкетирование – индивидуальный письменный опрос, в ходе которого предлагается дать те или иные ответы на ряд вопросов одной тематики (направленности).

· Интервьюирование – прямой контакт в ходе беседы, проводимой по определенному плану. Респондент устно отвечает на поставленные вопросы, исследователь фиксирует ответы.

Исходя из задач исследования, а также широты охвата числа респондентов, определяется выбор того или иного метода получения информации. В органах внутренних дел социологическое исследование применяют при решении частных задач (например, в ходе проверки профессиональных сотрудников), что позволяет выявить наиболее актуальные проблемы кадровой работы.

Для достижения целей контроля нельзя отдавать предпочтение какому-то одному его методу или форме. Следует иметь в виду, что каждый из них обладает как преимуществами, так и недостатками. Поэтому умелое сочетание субъектом управления различных методов и форм контроля, их выбор в соответствии со складывающейся обстановкой, реальными возможностями и условиями способны обеспечить надлежащее решение задач контроля в органах внутренних дел.


РАЗДЕЛ IV
ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.058 с.)