Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория и практика социального управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука управления основана на историческом опыте общественного развития. Среди многих видов деятельности, которые осваивал человек, познавая объекты материального мира, первыми были организация внутригрупповых отношений и регулирование взаимоотношений с другими группами людей. В современном представлении все это составляет отдельные элементы управленческой деятельности. Управление является объектом междисциплинарных знаний, поскольку регулирует систему социальных отношений. В частности, управление в настоящее время изучается философией, кибернетикой, экономикой, психологией, социологией, политологией, юриспруденцией, культурологией, менеджментом, педагогикой и рядом других наук. При этом каждая область знаний находит свой специфический аспект в управлении. Поэтому зачастую даже в смежных областях знаний существует несколько определений для того или иного аспекта человеческой деятельности. Например, некоторые ученые называют объектом исследования социального управления всю совокупность организационных отношений общества, другие, подчеркивая проблематику междисциплинарного категорийного аппарата теории управления, указывают, что предметом изучения здесь является человек как участник социально-экономических отношений. Практика социального управления находится в плоскости решения конкретных задач управления общественной деятельностью, которая многогранна по своему содержательному аспекту даже в рамках решения одной конкретной целевой задачи. Соответственно, всестороннее исследование управленческой деятельности на пути достижения этой цели опирается на комплексные методы исследования, а предмет изучения всегда будет смещаться к проблематике конкретной научной дисциплины. В этом проявляется один из аспектов диалектики познания объективной действительности – переход от одной формы обобщения к другим, более глубоким, позволяющим рассматривать явление в проявлении противоречий. Практика социального управления во всем многообразии ее направлений и форм позволяет науке управления выделить некоторые общие моменты, характерные для отдельных периодов развития общества. Так, если в качестве критерия эволюции использовать принцип функциональности процесса управления, то соответствующими ее этапами будут стихийное, сознательное и научное управления. Каждый из них насыщен примерами позитивной и негативной деятельности исторических личностей, повлиявших на возникновение либо разрушение социальных образований. Однако в данном случае значимость конкретно-исторического метода определяется функциональной целесообразностью управления на каждом из перечисленных этапов. Этап стихийного управления исторически обусловлен возникновением крупных поселений людей и их целенаправленной совместной деятельностью. Решение в этот период конкретных задач жизнедеятельности стихийно выделяло лидеров, способных воплотить определенный механизм управления, предназначенный для достижения социально значимых целей. При этом целесообразность организационной деятельности возникала как объективная необходимость, а ее функциональное содержание носило субъективный характер, основываясь на случайном опыте решения аналогичных задач. Этот период характеризуется процессом накопления опыта решения задач, возникающих перед обществом, и является важным компонентом социализации. Упорядочиванию и стабилизации общественных и внутригрупповых отношений способствовало: · появление письменности (около 5 тыс. лет до н. э.) как универсального средства коммуникации; · развитие культуры как средства установления социальных связей; · возникновение религии как средства отождествления социальной общности, ее культуры с системой окружающего мира. Этап сознательного управления возникает в период развития постоянно действующих структур управления в различных сферах жизнедеятельности общества. Функциональность управления в этот период чаще обозначалось понятием власть и поддерживалось религиозным догматом о ее божественной природе. Существовавшие органы государственного управления выполняли функции, которые по современному социальному содержанию относят к полицейским, а властно-распорядительная деятельность распространялась не только на охрану собственности и имущественные отношения, но и на частную жизнь членов общества. Функциональная целесообразность существовавших органов управления обусловливалась прагматической альтернативой дестабилизации общественных отношений. В этот период сформировались основные институты общества и достаточно сложные социальные системы: банковская система, система торговли, профессиональные объединения ремесленников, система органов законодательной, судебной и исполнительной власти, развивается юриспруденция и другие институты общества. Большое влияние на дальнейшую эволюцию управления оказали труды великих гуманистов и ученых этой эпохи: Т. Мора, У. Петти, Ш. Фурье, Ш. Монтескье и других. Многие научные работы этой эпохи остаются фундаментом и для современной науки управления. Научный этап развития управления датируется последней четвертью XIX в. и связан с появлением научных исследований самого феномена управления. Объективными причинами таких исследований явились, с одной стороны, рост социальной напряженности и необходимость поисков в связи с этим новых подходов по разрешению возникающих противоречий; с другой стороны, широкое внедрение средств механизации труда, которые потребовали более четкой его организации. Изучение функциональной целесообразности управления, а также его содержания было обусловлено диалектикой развития общественных отношений и прогрессом науки. На этом этапе развиваются научные дисциплины, непосредственно изучающие процессы, связанные с управленческой деятельностью: социология, кибернетика, психология, социальная психология, общая теория систем и другие. В конце XIX – начале XX века вклад ученых и практиков в теорию научного управления был одним из ведущих факторов научно-технической революции. Благодаря вкладу таких исследователей управления, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, А. Файоль, Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбретт, Д. Муни, Г. Форд, Э. Мейо, Х. Мюнстерберг и других, произошли большие изменения не только в содержании управленческой деятельности, но и в системе социальных отношений. Революционным моментом этого периода стала замена парадигмы «работник рациональный» на парадигму «работник социальный», то есть качество труда человека, его деятельности стали рассматриваться во взаимосвязи с обеспечением и удовлетворением его социальных потребностей. На этой теоретической базе были получены хорошие практические результаты и, прежде всего, высокие темпы развития промышленных отраслей. Теория управления завоевала умы ученых, бизнесменов и политиков, и в период 50-60-х гг. целый ряд западноевропейских стран выбрал путь построения правового государства. Отечественная наука по-своему развивала и интерпретировала зарубежный опыт. Одной из наиболее успешных научных разработок была широко внедренная в практику производства организационная культура управления. Для социальной политики СССР было характерным ограничение оплаты труда и доходов. В этих условиях для стимулирования производительности труда неэкономическими средствами применялась оригинальная организационная культура, компонентами которой являлись: коллективные ценности и символы; образцы поведения; одобряемая дисциплина; отношение к новаторству; уважение к традициям; социальная политика организации и ряд других. Многие компоненты социалистической организационной культуры нашли успешное применение на западноевропейских, японских и американских предприятиях. Значительным результатом становления и развития теории и практики социального управления стал категорийный аппарат, который является основой науки управления и позволяет упорядочивать эту систему знаний. Характерно и то, что в последнее время произошло сближение и уточнение наиболее общих категорий. Среди них: · управление в общем, кибернетическом значении определяется как упорядочение системы, приведение ее в соответствие с объективными закономерностями; · социальное управление – это сознательное и целеустремленное воздействие людей на общественную систему в целом и отдельные ее звенья на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах создания оптимальных условий функционирования и развития, наиболее полного достижения поставленных целей; · целенаправленное управляющее воздействие – это специфический процесс, состоящий во влиянии на управляемый объект для обеспечения рационального режима его функционирования; · функционирование – это совокупность взаимосвязанных процессов, обуславливающих место и назначение системы в суперсистеме – системе более высокого уровня, а также внешнее проявление какой-либо деятельности, работы, то есть выполнение функций; · функция имеет два основных значения. В математике и логике – операция сопоставления каждому элементу одного класса определенного элемента другого класса (области определения и значения функции). В философии, физиологии, социологии и управлении – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (например, деятельность, производимая работником, органом, системой, организмом); · руководство — это разновидность процесса управления, состоящая в деятельности руководителя по достижению поставленной цели. Объектом воздействия при этом является деятельность отдельного человека, коллектива людей либо организации в целом; · целеполагание – процесс осознания и формулировки цели управления; · структура системы – внутреннее строение, взаимосвязь составных частей социальной системы, организации; · социальные институты имеют два основных значения. В социологии – совокупность норм, символов, ценностей, статусов, которые регулируют сферы социальной жизни (семья, религия, образование, экономика, управление). В юриспруденции – совокупность норм права, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт брака, институт собственности, институт наследования и пр.); · саморегуляция — это способность систем самостоятельно поддерживать свое качественное состояние в меняющихся условиях функционирования. Саморегуляция реализуется посредством целесообразных действий компонентов системы, обеспечивающих состояние динамического равновесия системы в целом; · самоуправление имеет три основных значения. В психологии – способность человека к мобилизации и рациональному распределению психофизиологических ресурсов, необходимых для достижения определенного результата, поддержания высокой работоспособности, а также устойчивости к различным воздействиям. В социальном значении – это способность системы к саморегуляции в процессе выполнения определенных функций. В политико-правовом аспекте – это одна из эволюционных демократических форм управления делами общества, она реализуется независимо от государственного управления, в соответствии с компетенцией, определенной законодательством. Развиваясь наука управления формируе новые направления. Так, например, возникают новые области исследования, появляются новые категории управления. На начальном этапе развития теории управления предметом исследования стала научная организация труда – НОТ, одним из главных вопросов НОТ является нормирование труда. Практически одновременно стало развиваться и направление, связанное с научной организацией управленческого труда, – НОУТ, среди многих вопросов НОУТ выделились в самостоятельные научные дисциплины документоведение и делопроизводство. За последние годы в науке управления выделился менеджмент, занимающийся исследованиями проблем деятельности управляющих (менеджеров) в социально-экономических системах. На современном этапе стал актуальным процесс внедрения в деятельность организаций инновационных программ, которые направлены на совершенствование и развитие социальных систем. Такого рода программы являются, как правило, преобразующими по содержанию. Проблемы их разработки и внедрения в практику стали предметом исследования инноватики. Основным звеном в процессах управления и наиболее важным объектом исследования является человек: его воздействие на результат деятельности; права, необходимые для осуществления своих функций; технологические процессы, протекающие с участием и под контролем человека; условия, необходимые для производительной деятельности человека, и многие другие вопросы. Роль и место человека в процессах управления, выбор средств, которыми человек оказывает управляющее воздействие, и некоторые другие компоненты его деятельности зависят от вида социального управления. Социальное управление – это эволюционно возникший, наиболее типичный для социальных систем образ (характер) взаимодействия между субъектом и объектом управления, посредством которого реализуется функционирование управляемой системы. Обычно выделяют пять видов социального управления: классическое, системное, ситуационное, маркетинговое и когнитивное. 1. Классическое (административное) управление осуществляется между субъектом и объектом управления в соответствии с административной иерархией, причем функции каждого компонента управляемой подсистемы предопределены, строго регламентированы и выполняются на основе безусловного исполнения по команде управляющей системы. Основой этого вида управления являются предписания всех действий по заданному алгоритму (плану), отступление от которого является нарушением субординации, а потому и недопустимо. Достоинства классического управления заключаются в том, что технология управления не только понятна любому руководителю и исполнителю, но и относительно проста в реализации. Основным недостатком такого вида управления является отсутствие механизмов саморегуляции в управляемой подсистеме и полная зависимость ее от управляющей системы. 2. Системное управление характерно для многоуровневых, открытых систем, в которых каждый уровень управления относительно самостоятелен и обладает развитой системой каналов связи, которые образуют систему информационного обеспечения управления. Основой системного управления является распределение компетенции по соответствующим уровням (подсистемам). Достоинством данного вида управления является возможность осуществления управления по целям, то есть создание многофункциональных структурированных систем, имеющих относительно развитый механизм саморегуляции. Основной недостаток – громоздкий, сложно структурированный аппарат управления, который необходим для обработки командной и осведомительной информации. 3. Ситуационное управление совмещает достоинства классического и системного типов управления. Стандартные ситуации решаются по схеме исполнения алгоритма, а в постоянно меняющихся ситуациях управляемая подсистема самостоятельно производит оценку и выбор управленческого решения. В основе данного типа управления лежит определенная компетенция управляемой подсистемы по осуществлению управления. Как правило, область компетенции касается задач оперативного характера, то есть возникающих по ходу выполнения основной функции и не вызывающих дестабилизацию подсистемы. Достоинства этого вида управления заключаются в наличии соответствующего механизма самоуправления, который необходим при решении частных управленческих задач. Основной недостаток – это высокая его зависимость от свойств субъекта управления при выполнении основных функций подсистемы. 4. Маркетинговое (адаптивное) управление (от англ. market – рынок) заключается в подчинении системы целиком (цели, структура, информационные связи, режимы функционирования и т.д.) законам рыночной экономики. В основе этого типа управления лежит необходимость достижения максимальной гибкости (адаптивности) системы в целях получения наибольшей экономической выгоды в условиях объективной необходимости изменения внутренних целей вследствие меняющихся внешних условий функционирования. Достоинством такого управления является достижение полного самоуправления и ответственность за результат деятельности, отсутствие прямой зависимости от каких-либо субъектов управления. Основной недостаток – узкая область реализации механизма самоуправления, что в конечном итоге не позволяет адаптировать его без ущерба к глобальным общественным интересам. 5. Когнитивное управление (от лат. cognitio – познание, обучение) основано на познании меняющихся внешних условий функционирования социальной системы в целях упреждающей реакции на их воздействие. Оно реализуется в программах и других решениях, накапливается в виде социальных моделей управленческой деятельности, которые постоянно обновляются и корректируются на основе научного познания. При возникновении проблемной задачи система управления самостоятельно выбирает модель, оценивает ее возможную эффективность по отношению к области применения, при необходимости совершенствует, а в последующем реализует. Достоинством когнитивного управления является наличие механизма самоуправления, который постоянно совершенствуется (обучается); кроме того, механизм когнитивного самоуправления может применяться в любой сфере общественных отношений. Основной недостаток – многовариантная интерпретация предлагаемых моделей решения, необходимость моделирования и экспертизы вариантов решения и т.д. Каждый вид социального управления определенным образом связан с основными сферами его применения – государственное управление, негосударственный сектор производства товаров и услуг, сфера деятельности органов местного самоуправления, деятельность общественных объединений и другие. Функционирование сложных социальных систем, как правило, основано на смешанных видах социального управления. К числу таких систем относятся органы внутренних дел, в деятельности которых следует выделить административный, системный и ситуационный виды управления. Административный вид – проявляется в централизации управления по основным направлениям деятельности. Например, в соответствии с Законом «О милиции» вся деятельность милиции подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации; министр внутренних дел осуществляет руководство всей милицией Российской Федерации; руководство милицией в субъектах Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел; руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел; руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел. Общепринятой формой осуществления руководства в системе органов внутренних дел является приказ – подзаконный акт управления, который содержит обязательные предписания как индивидуального, так и нормативного характера. Системный вид управления в органах внутренних дел имеет несколько аспектов своего проявления. 1. Органы внутренних дел осуществляют деятельность по нескольким взаимосвязанным направлениям правоохранительной работы. Соответственно, управление по этим направлениям должно осуществляться системно – как управление по целям. 2. Основные способы и средства достижения целей правоохранительной деятельности органов внутренних дел регулируются нормами законодательства, которые также являются одним из обязательных компонентов системности управления, и дополняются системой подзаконных актов управления. 3. Орган внутренних дел имеет определенную структуру служб и подразделений. Наряду с этим они обладают организационно-управленческими и информационными связями, кадрами и другими компонентами и являются социальной системой – управляемой и управляющей. 4. Органы внутренних дел входят в систему правоохранительных органов и на более высоком уровне управления – в систему органов государственной власти, то есть являются одной из подсистем государственного управления. 5. Сама деятельность органов внутренних дел осуществляется в системе общественных отношений и под непосредственным воздействием среды функционирования, которая может оказывать существенное влияние на эффективность правоохранительной деятельности (положительное и отрицательное), а также под воздействием взаимосвязанных факторов внутрисистемного характера (организованность, обеспеченность, целенаправленность и т.д.). Ситуационное управление наиболее полно проявляется в деятельности органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств, которые могут иметь различный характер. Например, это управление силами и средствами по сигналу о совершенном преступлении. Организационно-управленческая деятельность по таким сигналам осуществляется по заранее разработанным и апробированным алгоритмам, в том числе оформленным в виде актов управления. Одновременно с этим в обязанность начальника органа внутренних дел входит внесение изменений в расстановку сил и средств, в том числе создание дополнительных временных структур, в соответствии с ситуацией и целесообразностью деятельности, направленной на раскрытие преступления. Ситуационное управление не является исключительным, особенным в практике управленческой деятельности. Его применение имеет несколько форм выражения (например, изменение планов работы) и в целом предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими управление в органах внутренних дел. Взаимодействие и взаимообусловленность теории и практики управления выступают необходимым условием развития общества на современном этапе. Становление и развитие управления внесло существенные коррективы в различные области общественной жизни: политической, экономической, социальной. Первые внедрения в практику рекомендаций теории управления позволили многократно, но эпизодически увеличить рост производительности труда. По мере развития науки управления и совершенствования общественных отношений формируется объективная необходимость постоянного роста производительности труда и повышения эффективности систем управления, в том числе и в сфере правоохранительной деятельности. Содержание процесса управления В общем виде управление осуществляется путем воздействия управляющей системы на управляемую. Обычно такое соотношение называют упрощенным контуром управления. Он включает в себя объект управления, субъект управления, каналы прямой и обратной связи. Субъект управления по каналам прямой связи целенаправленно, специфически воздействует на объект, обеспечивая тем самым функционирование подсистемы. По каналам обратной связи от объекта управления поступает информация о его состоянии, а также о влиянии внешних факторов в результате функционирования подсистемы. В соответствии с полученной информацией субъект управления уточняет содержание целенаправленного управляющего воздействия, а также корректирует действия объекта управления. На уровнях самоуправления выделяют внутренние контуры управления системы, которые обеспечивают ее саморегуляцию. Вместе с тем для взаимодействия с иными системами необходимы внешние контуры управления, способные оказывать воздействие на объекты окружающего мира. Интеллектуальная деятельность человека предопределила системы, в которых субъект управления (руководитель) управляет подсистемами нескольких уровней. В этой иерархии отдельные подуровни являются объектами и субъектами управления одновременно. В таких случаях контур управления складывается из контуров всех уровней (подсистем). В иерархической системе управления целеполагание осуществляется на первом, самом высоком уровне управления. Все остальные подуровни подчинены общей цели, при этом подсистемы каждого уровня выполняют отдельные взаимосвязанные функции. Каналы прямой связи, как правило, пронизывают все подсистемы, а каналы обратной связи передают осведомительную информацию либо на непосредственно вышестоящий уровень, либо, минуя его, на другой уровень, в соответствии со своими функциями. Основным звеном социального управления является человек, который сам является своеобразной, уникальной системой и благодаря интеллектуальным и коммуникативным качествам способен создавать и быть одним из элементов социальной системы. Особенностью человека является то, что в него нельзя встроить программное устройство, в связи с этим им нельзя управлять в прямом смысле этого слова. Поведение человека при решении тех или иных задач управления определяется индивидуальными особенностями личности. Восприятие человеком информации управленческого характера неоднозначно. Поэтому, рассматривая модели контуров управления и управление как вид деятельности, нельзя упускать из виду человеческий фактор. Каждая модель контуров управления подразумевает такое воздействие управляющей системы на управляемую, при котором управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Данное умозаключение составляет основу содержания понятия процесса управления. Под процессом управления понимают совокупность последовательных и взаимосвязанных решений, а также их реализацию, направленную на достижение конечного результата деятельности. Содержание процесса управления всегда находится в прямой зависимости от целей управления, внутренней организации субъекта и объекта управления, а также от уровня, на котором управление осуществляется. Известно, что любая социальная система проходит этапы появления, развития, стабилизации и дестабилизации. При этом в процессе управления одна система может как содействовать созданию другой системы, так и способствовать ее дестабилизации и ликвидации. Практическая деятельность начинается с осмысления возникшей проблемы и формирования цели предстоящей деятельности, соответствующей ее решению. Затем вырабатывается замысел предстоящих действий и принимается решение о способе и средствах, способствующих достижению поставленной цели. Как правило, этот процесс содержит два этапа: теоретический и практический. Теоретический этап включает целеполагание, принятие решения и выработку программы предстоящей деятельности. Основой решения является теоретическая модель предстоящей деятельности. В последующем вырабатывается программа деятельности и формируется модель будущего результата, по параметрам которой будет происходить оценка выполнения программы. Практический этап включает предметную деятельность, контроль и оценку полученных результатов, а при необходимости – и корректировку разработанной программы. Не менее важным компонентом является оценка результата труда – соответствие определенной теоретической модели. В органах внутренних дел процесс управления имеет сложный характер. Теоретический и практический этапы разбиваются на отдельные виды организационно-управленческой деятельности, которые в целом характерны для многих сфер социального управления. Процесс управления системой осуществляет руководитель на основе принципа единоначалия и коллегиальности. Для того чтобы управлять системой, необходимо создать соответствующий механизм управления, подчиненный целям функционирования системы. Иногда для социальных систем выделяют категорию более высокого порядка – это, например, миссия системы, которая охватывает и главные цели, и сформулирует философию и смысл существования системы. В наиболее общем виде процесс управления системой состоит из следующих составных частей. Целеполагание – это основополагающая часть теоретического этапа процесса управления, состоящая в формировании руководителем цели функционирования подчиненной ему системы в соответствии с поставленной или возникшей задачей. Условием для определения цели служит, прежде всего, осознание руководителем содержания задачи, а также уяснение им проблем, связанных с ее достижением. Формирование цели функционирования системы является основной обязанностью руководителя. Определенная субъектом управления цель является основным началом при построении системы и при осуществлении процесса ее функционирования. Параметры конечной цели предопределяют содержание управленческих решений. Одним из самых ответственных процессов управленческой деятельности, в котором от руководителя и специалистов органа управления требуется компетентность и высокая специальная подготовка, являетсяпринятие управленческого решения. Принятие управленческого решения – эточастьтеоретического этапа процесса управления, заключающаяся в определении наиболее эффективного пути достижения конечной цели управления и решения поставленной или возникшей задачи. Управленческое решение представляет собой взаимосвязанную совокупность теоретических моделей по выполнению отдельных задач. В целом, управленческое решение – это модель взаимодействия субъекта управления и объекта (исполнителя), реализуемая через механизм управления. Для ее построения необходима всесторонняя информация об исходной обстановке, которая как бы фиксирует эту модель в пространстве и во времени. В управленческом решении единая цель разделяется на подцели. В процессе такой декомпозиции образуется система взаимосвязанных подцелей, дальнейшая детализация подцелей образует дерево целей, нижний уровень которых может представлять максимально упрощенную задачу деятельности конкретного исполнителя. При построении дерева целей следует разделять цели предметной деятельности и цели обеспечения деятельности. Цели предметной деятельности ставятся для исполнителей, функции которых непосредственно связаны с достижением общей цели. Цели обеспечения деятельности необходимы для поддержания высокой интенсивности работы, а также для создания условий достижения цели. На процесс принятия управленческого решения оказывает существенное значение достоверность информации, на основе которой моделируется решение и прогнозируются последствия его исполнения. Различные методы моделирования позволяют выбрать наиболее оптимальные решения, в том числе путем построения математических, логических и графических моделей. Примером графической модели исполнения управленческого решения может служить построение сетевого графа. Отдельные подцели на нем представляются в виде этапов получения определенного результата. Каждый этап образует связи с несколькими последующими этапами (многовариантность решения отдельной задачи). Связи между этапами обозначаются сроком их достижения и необходимыми для этого ресурсами (минимум и максимум). Составленный по правилам сетевой граф в результате образует своеобразный график решения всего комплекса задач управления, который имеет несколько путей достижения цели. На основе расчета времени и затрат происходит выбор оптимального управленческого решения. Более точные и достоверные модели управления создаются на основе математического моделирования – это требует участия математиков, программистов, специальной системы информационного обеспечения и тщательной регулировки моделирующей программы для целей исследования. Подобные модели применяют, как правило, для решения комплексных межведомственных проблемных задач. Разработанное и утвержденное управленческое решение содержит постановку общих и частных задач деятельности, сроки их выполнения, указание непосредственных исполнителей, их взаимодействие, а также ответственных за координацию всей деятельности и исполнение решения в целом. Управленческое решение является формой выражения командной информации, которая поступает по каналам прямой связи на исполнительный подуровень управления. Функционирование исполнительного подуровня связано, с одной стороны, с эффективностью всего процесса управления; с другой, – подготовленностью и уровнем квалификации исполнителей. Соответственно, в процессе управления следует также выделять и этап подготовки и воспитания исполнителей. Подготовка и воспитание – эточасть практического этапа процесса управления, заключающаяся в приобретении специалистами знаний, навыков и умений, позволяющих уяснить стоящую задачу, сформировать цель предстоящей деятельности, выработать программу действий и практически реализовать ее. Обучение профессиональной деятельности в структурах системы осуществляется в учебных заведениях общего либо специального профиля. Помимо обучения профессиональным знаниям, для квалифицированного специалиста, работающего в организации, необходимы навыки коллективной деятельности по достижению общей цели. Субъектами осуществления подготовки и воспитания исполнителей являются руководители соответствующих функциональных структур. Основная задача процесса подготовки – обеспечить готовность исполнителя к решению новых задач, а также способность адекватно воспринимать целенаправленное управленческое воздействие. В процессе подготовки и воспитания членов коллектива, а также подготовки, принятия и реализации управленческих решений научные методы управления учитывают рекомендации, выработанные психологией. Психология как наука предлагает разные способы выявления психических особенностей личности, а также способы корректировки межличностных отношений. Задача подготовки исполнителя заключается в подборе соответствующего субъекта исполнительной деятельности. Кроме того, в процессе подготовки проводится разъяснение цели, уточнение способов ее реализации, при необходимости осуществляется моделирование обстановки, вырабатывается алгоритм действий, а также взаимодействия с иными структурами системы, определяются сроки исполнения и необходимое обеспечение для выполнения поставленной перед исполнителем задачи. Процесс воспитания в наиболее общем виде обеспечивает ориентацию человека в окружающем мире и позволяет обнаруживать объект целенаправленной деятельности. Этот процесс во многом зависит от знания, опыта и сложности выполняемых задач. Основой воспитания является деятельность человека. При этом в воспитательном процессе существенную роль играют индивидуально-психологические особенности личности, то есть как в процессе управления, так и собственно в воспитании необходимо учитывать сложившиеся и приобретенные качественные свойства личности. Одновременно с этим процесс воздействия невозможен без мотивации и стимулирования целенаправленной деятельности. Мотивация и стимулирование – это взаимосвязанные категории. Мотивация представляет систему взаимосвязанных и соподчиненных побудительных причин деятельности личности, сознательно и бессознательно определяющих линию ее поведения. Эта внутренняя побудительная сторона поведения личности является наиболее общей категорией, охватывающей все этапы и цепочки психических процессов – от биологических основ существования человека до сложнейших форм осуществления его свободы. В общественных отношениях мотивация возникает как выражение суверенности личности, одновременно она является продуктом деятельности человека, а также является движущим фактором целенаправленной деятельности. Основные процессы жизнедеятельности человека имеют бессознательную биологическую мотивацию на
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.87 (0.016 с.) |